««Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей,верной, вечной любви?..» (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)»

Отвлечемся на миг от сатирической структуры романа. Забудем про могущественного Воланда и его соратников, про таинственные происшествия, грянувшие на Москву, про­пустим прекрасную вставную «поэму» о Понтии Пилате и Иисусе из Назарета. Просеем роман, оставив бытовую ре­альность.

[sms]Начинающий писатель пишет историческую повесть рели­гиозного содержания. В то же время он знакомится с Марга­ритой, и они влюбляются друг в друга. Скромный, почти ни­щенский быт и яркие чувства. И творчество.

Наконец плоды этого творчества доведены до литератур­ной общественности столицы. Той самой общественности, которая устраивала травлю самого Булгакова: кто из зависти к его таланту, кто по наущению «компетентных органов». Ре­акция естественна — ушаты грязи, замаскированной под «доб­рожелательную» критику.

У Мастера депрессия. Его помещают в психоневрологи­ческую больницу. Маргарита в полном отчаянии, она готова продать душу дьяволу, чтобы вернуть любимого.

Вот такая типичная для того жестокого времени, простень­кая история. Все остальное — воображение. Воображение, воплощенное в реальность. Исполнение желаний.

И совсем не странно, что справедливость восстанавливает не дедушка Бог, а черные силы, низвергнутые с небес, но оставшиеся ангелами. Те, кто чтит светлого мученика Иешуа, кто может оценить высокие чувства и высокий талант. Не стран­но, потому что Россией уже правят «нечистые» самого низко­го пошиба.

Именно Любовь к Мастеру озаряет дорогу, ведущую Мар­гариту к Воланду. Именно Любовь вызывает уважение Волан­да и его свиты к этой женщине. Перед Любовью бессильны самые темные силы — они или подчиняются ей, или уступают ей дорогу.

Реальность жестока: чтобы воссоединиться душами, надо покинуть тела. Маргарита с радостью, как обузу, как старое белье, сбрасывает тело, оставляя его гнойным выродкам, уп­равляющим Москвой. Усатым и безусым, партийным и бес­партийным.

Теперь она свободна!

Любопытно, что Маргарита «появляется» лишь во вто­рой части. И сразу следует глава «Крем Азазелло»: «Крем легко мазался и, как показалось Маргарите, тут же испа­рялся…» Тут особенно ярко проявляется мечта писателя о свободе. Сатира перерастает в аллегорию. Поступки Мар­гариты-ведьмы отчасти мстительны, они выражают брезг­ливое отношение Булгакова к тем приспособленцам, кото­рые заняли теплые места в писательской мастерской, к ли­тературным приспособленцам. Тут можно найти сходство с «Театральным романом» — прототипы, осмеянные Булга­ковым, среди писателей и среди театралов конкретны и давно установлены.

9 стр., 4288 слов

Образ города в романе Мастер и Маргарита Булгакова

... сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс. Ребята, оформив подписку в 17.Какой смысл приобретает образ города в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» относится к тем произведением, место действия в которых можно по праву ...

Начиная с этой главы, фантасмагория нарастает, но тема любви звучит все сильнее, а Маргарита уже не просто влюб­ленная женщина, она — королева. И она пользуется королев­ским саном, чтобы прощать и миловать. Не забывая о глав­ном — о Мастере.

Чтобы освободиться, следует выпить яд. Как тут не усмот­реть идентичность трагедии Шекспира и романа Булгакова! И там и тут влюбленные выпивают отраву и умирают в объ­ятиях друг друга.

Но и это еще не все. Мастеру примерно 38 лет — Булгако­ву было 38 лет к маю 1929 года, к моменту завершения пер­вой редакции книги. Как и Мастер, Булгаков сжег первую редакцию романа «Мастер и Маргарита».

Автобиография? Мечта о свободе?..

Булгаков преподносит нам уроки смелости, мудрости, пре­дупреждения об опасности философии насилия. Он учит нас бороться за свои идеалы, за право любить и ненавидеть.

В отличие от Платонова, Замятина, Пильняка художник не испытывал восторга перед Октябрьской революцией. Его ос­мысление этого события явно не совпадало с общей идеоло­гической тенденцией. Он увидел издержки революционного движения значительно раньше собратьев по перу. Сущность писательской концепции сводилась к неприятию насилия над природой, человеком, историей. Отвергая принципы так на­зываемого революционного гуманизма, Булгаков ставил себя в оппозицию по отношению к официальной идеологии. Худо­жественный идеал писателя вмещал в себя представления о высоконравственной личности, существующей вне социальных законов конкретной эпохи. О личности свободной, способной на высокие чувства.

И, кроме всего прочего, о любви. Не зря вторая часть романа начинается со слов: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» [/sms]