Коллективное сочинение это

Сочинение

В овладении культурой устной и письменной речи в процессе обучения учащихся хороши все жанры, кроме скучного. Каждый из них по-своему способствует будущей активной производственной и научной деятельности человека, пробуждает интерес к сокровищам русской и мировой культуры. Но особое значение на уроках русского языка я придаю коллективному сочинению в стихах. Этот жанр помогает сплотить класс, добиться от него слаженной и целенаправленной работы. Коллектив учащихся становится в творческом процессе единым организмом, решающим общие задачи. Поистине получается: один за всех, и все — за одного. При этом зримо присутствует элемент индивидуального соперничества, так как при подведении итога урока я непременно отмечаю тех учеников, которые внесли наибольший вклад в общее дело. Немаловажно и то обстоятельство, что учащиеся на практике чувствуют, на сколько выразительной, эмоциональной должна быть их речь и на сколько зависит это от лексического разнообразия, богатства грамматического строя, пестроты интонационных оттенков. Класс погружается в живую творческую атмосферу. И, конечно же, это происходит не вдруг. Необходимы предварительная кропотливая работа по систематизации школьной терминологии в области стихосложения, глубокое осознание того, что стоит за каждым термином. Потом можно уверенно ставить творческую задачу: слушатели поймут.

В восьмом классе в первой учебной четверти я предложил написать на одном из уроков коллективное сочинение на тему «Осень». Предложил использовать для этой цели хорей, т.е. двусложную стопу с ударением на первом слоге, и парную рифму, напомнил учащимся, что слово «хорей» в буквальном переводе с греческого означает «плясовой». В силлаботонике этот размер нередко передает легкий, бездумный характер героя, хотя прямой связи между чередованием ударных и безударных слогов и содержанием стихотворения нет. Каждый ученик предлагает свой вариант строки, а мое дело — выбрать наиболее подходящий, отвечающий семантике произведения и в максимальной степени соответствующий его ритму. В итоге получилось:

Осень

14 стр., 6961 слов

Возможности профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов ...

... подхода к обучению; пробное преподавание, диагностическия уровневая практическая работа. Глава I. Профильное обучение на старшей ступени школы ... конструктивностью. Однако практика работы в школе показывает, что уже с седьмого класса многие учащихся имеют неодинаковые успехи ... развитие способностей, интересов школьников, на выявление их творческих возможностей. При этом происходит разделение учебных ...

Золотая осень к нам пришла сейчас,

Листья облетают каждый хмурый час.

Дождик каплет споро: тучи в небесах;

  • Потемнели воды в реках и прудах.

Травы неживые, сонные торчат,

На цветок последний пчелы не летят.

А в лесу холодный, мрачный неуют,

Здесь грибы от сырости больше не растут.

Хвалю ребят за активную работу, обращаю их внимание на то, что в итоге получилась пейзажная миниатюра со всеми приметами этого жанра: лаконизмом, законченностью и гармонией. К недостаткам можно отнести слишком примелькавшийся эпитет «золотая», которым чаще всего определяют начало осени (в стихотворении речь идет о второй половине ее), и выпадение последней строки из ритмического рисунка. Попутно повторяется правило о правописании «не» с глаголами (не летят, не растут).

Надо сказать, что на следующем уроке развития речи, посвященном коллективному творчеству, восьмиклассники учли указанные недостатки. Урок состоялся в начале декабря, и тема стихотворения была обусловлена сезоном. Учащиеся продемонстрировали свое умение пользоваться амфибрахием, означающим трехсложную стопу с ударением на втором слоге. Напомнил ребятам, что амфибрахий в переводе с греческого означает «кругом краткий», иначе говоря: вокруг долгого среднего слога в стопе находятся краткие. Амфибрахий как стихотворный размер по-настоящему расцвел лишь в творчестве русских поэтов XX в., начиная с К. Бальмонта и А. Блока. Но и восьмиклассники дружными совместными усилиями смогли сочинить неплохую миниатюру:

Зима наступила,

Бело все кругом.

Поля опустели,

Леса побелели

Под светлым ковром.

И речку сковало

Прозрачным ледком,

И тихая ива

Заснула красиво,

Укрывшись снежком.

Обращаю внимание ребят на то, что у них получилось стихотворение из двух строф, каждая из которых состоит из пяти строк — это пятистишие называется квинтетом, а в испанской лирической поэзии такую строфу называли квинтиллой. Можно повторить заодно деепричастный оборот и его синтаксическую роль в тексте. При подведении итога урока непременно учитываю творческий вклад каждого восьмиклассника.

Интересное стихотворение на ту же тему написали учащиеся VII класса. Я их попросил использовать хорей как один из наиболее популярных размеров в нашей поэзии и мужские рифмы чередовать с женскими. Как обычно, один ученик записывал строки на доске — если они по общему мнению класса хороши и одобрены мной. Плохие строки совместными усилиями учащиеся доводили до нужной кондиции. Преимущество такого метода работы в том, что неудачный стих, написанный мелом, легко стереть с доски и заменить другим. В результате кропотливого труда семиклассников получилось следующее:

Зимушка-зима

С неба сыплется снежок,

Закадычный мой дружок,

Потому что он хрустящий,

Белый-белый и блестящий,

Самый лучший сын зимы,

Заметает все холмы.

Ветер выпущен из клетки,

Он пригонит к нам метель,

Обломает иве ветки

И накроет шубой ель.

Я качусь на санках с горки,

Не боюсь я ничего.

Я — внимательный и зоркий —

2 стр., 732 слов

Сочинения учащихся 8 класса по картине Ю.Пименова «Спор», ...

... очень любил золотую осень и в это время года ему хорошо работалось. Советова Анастасия, 8 класс, МОУ СОШ №1 имени Ивана Нечаева г.п.п. Чистые Боры Сочинение по картине К.Юона «Новая ... планета» Яркая картина К.Юона «Новая планета» впечатляет. Каждый поймет эту картину по – своему. Я ...

Возле дома своего.

Стихотворение хорошо передает прелесть зимнего пейзажа, тяжесть и одновременно воздушную легкость снега, когда мчишься на салазках и вовсе не чувствуешь его. Недостатком является слияние звуков «м» в строке «Он пригонит к нам метель». И все-таки класс заслуживает похвалы за точно сделанный характер лирического героя, за безукоризненное соблюдение стихотворного размера. Ученики переписывают «Зимушку-зиму» в тетрадь и дома заучивают наизусть. Стихи, сочиненные коллективно, они учат с удовольствием, рассказывают выразительно, с искренним энтузиазмом.

В итоге семиклассники могут быть довольны своим творчеством. Оно развивает ритмическое чутье, музыкальность, расширяет лексический запас, помогает выработать подлинный эстетический вкус, учит чувствовать поэтический текст.

В каждом классе коллективное сочинение способствует разнообразию уроков развития речи, мобилизации творческих способностей учащихся. Не зря школьники с таким интересом относятся к коллективному творчеству. Оно позволяет даже слабому ученику поверить в свои силы. Ведь неизбежно в стихотворении оказывается и частица его труда. Интеллектуальные способности каждого выше в коллективе, чем вне его. В стихотворении «Наш класс», написанном семиклассниками, есть далеко не случайные строки:

Ученик один за всех

Борется отважно,

Друга выручить не грех —

Это очень важно.

Воспитание чуткости, доброты и взаимовыручки — еще одна положительная сторона совместного творчества учеников. Стремление помогать друг другу не может появиться у школьника как с куста: оно формируется исподволь повседневными усилиями педагогов и семьи. Коллективное творчество на уроках русского языка активизирует этот процесс, конкретно показывает, как взаимопомощь может пригодиться в нынешней нелегкой жизни. Оно максимально способствует также приобщению учащихся к русской поэзии, имеющей многовековую традицию, остающейся вопреки всему подлинной школой мысли и чувства.

ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ГАВРИЛЕНКО

г. Москва

(Первая публикация: журнал «Русская словесность», М. 2004, №2, стр. 38-40).

Ученик один за всех 1