1 этап: познакомить детей со , как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:
- присказка, зачин (приглашение в сказку);
- повествование;
- концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).
карт Проппа
карты Проппа
карты Проппа
Как применять технику креативности
Как можно использовать метод сказки для того, чтобы помочь ребенку справиться с какой-то задачей?
Применяя этот метод ребенок, так или иначе, отождествляет себя с главным героем, проигрывает ситуации, что в итоге помогает опять же творчески подойти к возникшей перед ним задаче и подготовиться к ней психологически.
Для этого сказку можно начать, например, со слов: «Герой, похожий на малыша, идёт решать задачу. За время сказки он задачу (проблему) решает, находит новых друзей, побеждает «дракона» и счастливый возвращается обратно.
Желательно направить ребенка на то, чтобы он принимал полное участие в придумывании (составлении) сказки, лишь иногда помогая и подсказывая ему каким образом можно «так и так…» построить развитие сказки.
Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:
1 Желательно чтобы у главного героя и у ребенка были какие-то общие черты. Может они оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм.
2 Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором царстве-государстве»…
3 Хорошо, когда в пространстве сказки у главного героя оказывается друг- помощник. Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и разрядить эмоции.
4 В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.
5 В сказку вводится антигерой – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).
6 Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену.
Пример использования , Здесь мы приводим список основных мотивов, выделенных исследователем Проппом:
1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»).
Рассуждение Главная художественная задача «Героя нашего времени» ...
... "Герой нашего времени" и кто из русских писателей XIX века продолжил эту традицию? Один из основных способов изображения характера героя в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" - это психологический портрет. Психологизм заключается, с одной ...
2. Особое обстоятельство («умер отец», «солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»).
4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).
5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).
6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).
7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).
8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).
9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).
10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее «симпатичные» персонажи).
11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).
12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.
13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).
14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).
15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).
16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой — со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).
17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).
18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет — кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).
19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).
20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).
21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).
22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).
23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).
24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).
25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).
Образ Бабы-Яги в русском народном творчестве
... Бабы - Яги, ведьм в русских сказках. Задачами, вытекающими из поставленной цели, являются: описание Бабы - Яги как древнего персонажа русских сказок; изучение малоизвестных фактов из образа Бабы - Яги, ... герои сказок, как достать те диковинки, которые им нужны. Во многих сказках она дает герою советы и прямо помогает ему. Баба-яга дает герою ... сказочный образ Яги возник в русском народном творчестве как ...
26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)
27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).
28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).
Вы можете бесплатно скачать полный архив карт Проппа. В архиве в одной папке находятся картинки по отдельности, и в другой два подготовленных листа, чтобы вы могли их распечатать на принтере и использовать для игры.
Карты Проппа как средство обучения детей
старшего дошкольного возраста
творческому рассказыванию (из опыта работы).
Л.Т. Агафонова
(воспитатель высшей кв. категории)
Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения. Основные функции воображения — преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений.
В возрасте 5-6 лет у дошкольников, помимо речевой готовности к словесному творчеству , формируются и определенные психологические предпосылки. Известный ученый А.В. Запорожец рассматривает воображение как психический процесс, имеющий в дошкольном возрасте наибольшую пластичность и легко поддающийся педагогическому воздействию, и отмечает важность планомерной, последовательной работы по переводу хаотично возникающих воображаемых образов в «зримую» для ребенка «новую продукцию».
При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок я использую карты Проппа (Приложение 1).
Примеры сказок, придуманных детьми, смотрите в приложении № 2.
Замечательный фольклорист В.Я. Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Этих функций — 31, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.
Основных, главных функций Пропп выделил 20. Для работы с детьми дошкольного возраста достаточно восьми.
Изучение поэтики русской волшебной сказки
... теоретические сведения поэтики русской волшебной сказки. Предмет исследования - разработка моделей уроков и внеклассных занятий для изучения волшебной сказки в школе. Цель работы - описать поэтику волшебной сказки с ... с трудной задачей), счастливый брак является счастливым концом сказки", - писал В.Я. Пропп (Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М., 1996. С.135-141). Непременное условие ...
Целесообразность карт Проппа
-
Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.
-
Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное , логическое мышление.
-
Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.
Подготовительные игры
Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции:
-
«Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);
-
«Кто на свете всех злее?». Выявление злых и коварных сказочных героев , описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);
-
«Заветные слова» — попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);
-
«Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.).
Придумывание новых предметов-помощников;
-
«Что общего?» — сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица»);
-
«Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.);
-
«Хороший — плохой» — выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий;
-
«Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции. Основная цель игры — осмысление назначения той или иной функции. Например, заданы функции: «запрет — нарушение закона».
Придумайте два предложения, можно из разных сказок, главное, чтобы они соответствовали сути функций.
Запретила сестрица Аленушка пить братцу водицу из копытца;
- А собака свое: «Тяф! Тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут!».
Последовательность знакомства с картами
-
Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы, должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции смысл, которой был бы понятен детям, или вместе с ними оговорите каждое изображение (приложение №1).
-
Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация: посмысловые части и соотношения с определенной функцией.
-
Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт).
-
Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок.
-
Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт).
-
Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 — 4 карты).
Смотрите приложение №2.
-
Работа с индивидуальным набором карт (вначале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей).
Желаю Вам, уважаемые коллеги, творческих успехов, любознательных воспитанников, отзывчивых и заинтересованных родителей вашим воспитанникам!
ЛИТЕРАТУРА
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/kartochki-dlya-sochineniya-skazok/
-
Сидорчук Т. «Программа формирования творческих способностей детей». Обнинск. 1998г.
-
Фесюкова Л. «Воспитание сказкой». Харьков. 1996.
-
Белобрыкина О. «Речь и общение». Ярославль: Академия развития, 1998г.
Приложение 1
Карты Проппа
Приложение 2
Примеры сказок, придуманных детьми подготовительной речевой группу с использованием карт
Никита Юрченко
Сказка «Стрекоза и Жук»
Дружили Жук, Стрекоза и Шмель.
Однажды вечером Жук и Стрекоза играли в прятки. А Шмель не захотел играть, сказал своим друзьям: «Не прячьтесь в цветы — попадете беду».
Стала водить Стрекоза, а Жук спрятался в цветок.
Уже солнышко совсем село, а Стрекоза никак не может найти Жука. Вдруг видит — один цветок качается и как-то странно звенит: «Ж – ж – ж». С трудом раскрыла стрекоза лепестки цветка, а там Жук: «Спасибо тебе, Стрекоза, за то, что помогла мне выбраться. Солнышко село и цветочек закрылся, вот и оказался я в ловушке. Не послушался я Шмеля, вот и попал в беду».
Функции (карты Проппа), применённые в придумывании сказки:
2. Нарушение
14. Трудные испытания
15. Ликвидация беды
20. Полученный урок: «Учиться надо на чужих ошибках, а не на своих»
Ваня Иванов
Сказка «Лиса и Коза»
Жили-были Лиса и Кош. Решили они пойти за грибами. Погода была теплая, солнечная. Надели они панамки, взяли корзины и пошли в лес.
Соседка Свинья их предупредила, что нельзя рвать ядовитые грибы. Лисе попадались только несъедобные грибы, а Козе съедобные. Но Лиса все-таки собирала грибы и скоро ее корзинка была полна. Она решила перехитрить Козу и поменяла корзины.
К вечеру Коза и Лиса вернулись домой. Грибов у Козы было очень много , и она позвала Свинью на помощь. Свинья и Коза начали перебирать грибы, и Свинья заметила подмену. Она очень рассердилась на Лису, а Коза очень обиделась на Лису. И больше уже Лиса и Коза не ходили вместе за грибами.
2. Нарушение запрета
3. Вредительство
12. Возвращение домой
17. Изобличение ложного героя
20. Вывод «Лиса Козе не товарищ»
Коллективная
Сказка об Огурчике
-
Родился в огороде на огуречной грядке Огурчик. Огурчик был маленький, овальный, зелененький, в пупырышках и в желтой шляпке. Старшие братья Огурчику: «Огурчик, Огурчик! Не ходи на тот конечик, там Мышка живет, тебе хвостик отгрызет!»
-
Надоело Огурчику на грядке лежать. Решил он посмотреть: «Кто растет на соседней грядке?» Перекинул он свои плети и оказался на другом конце огорода.
-
Там на грядке росли Помидорчики. Они были кругленькие, красненькие, гладкие. Помидоры подставляли солнышку свои блестящие бочка. Они очень обрадовались Огурчику, но их соседу Укропу это не понравилось, и он послал своих деток на «вертолетиках» к Мышке: «Мышка, Мышка, Огурчик ушел со своей грядки , его некому защитить»
5. Мышка прибежала на помидорную грядку. Огурчик испугался за свой хвостик. «Что же мне делать?» – подумал он.
8. Но тут появился мальчик Кабачок.
12. Руки-плети у него было длинные, сильные. Он посадил Огурчика себе на ладошку-листочек, и мигом перенес на огуречную грядку.
20. Вся огуречная семья была рада возвращению Огурчика. Они дружно поблагодарили Кабачка.
Примечание: цифрами обозначены применённые карты Проппа.
ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
« Карты Проппа, как средство обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию»
Подготовила и провела: воспитатель Кащеева Л.П.
г. Железногорск, 201
« Карты Проппа, как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста »
Слайд 1.
Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации работы с детьми.
Исходя из этого для формирования познавательного интереса и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными подходами я стала использовать инновационные.
Мое внимание привлекли « Карты Проппа», как средство, пробуждающее в детях познавательную активность, так как они относятся к инновационной технологии наглядного моделирования.
Слайд 2.
А также, способствуют обучению творческому рассказыванию, сочинению сказок, как следствие развитию познавательного интереса и интеллекта дошкольников.
Использование в работе «Карт Проппа» стимулирует развитие психических процессов, позволяет детям удержать в памяти большое количество информации, активизирует связную речь, развивает не только монологическую и диалогическую речь, но и поддерживает детскую познавательную инициативу. Ребенок может выступать в качестве презентатора собственной сказки, а также может развернуть сюжетно-ролевую игру «Репортер» , когда несколько детей презентуют свои сказки.
Слайд 3.
Автор и создатель «Карт Проппа» — известный русский и советский учёный, филолог, фольклорист, Владимир Яковлевич Пропп занимался изучением русских народных сказок. Пропп получил мировое признание, став основоположником сравнительно-типологического метода в фольклористике и одним из основоположников современной теории текста.
Слайд 4.
Проанализировав большинство сказок, Пропп пришел к выводу, что во всех сказках повторяется логическая цепочка сюжетосложения и поэтому он придумал схематичное изображение каждой сюжетной линии, разделив тем самым, сказку на набор, состоящий из 28 карт, 20 из которых являются основными, главными.
Одна карта – это определенное событие сказки. Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Из событий, как из пазлов конструктора складывается весь сюжет сказки.
Для того, чтобы детям было легче освоить карты Проппа, работа делится на несколько этапов.
Слайд 5.
На первом этапе (средний возраст) целесообразно познакомить детей с жанром литературного произведения — сказкой. Затем выявляем ее отличие от других жанров и знакомим со структурой сказки (зачин, основная часть, концовка).
На втором этапе (средний возраст) играли в подготовительные игры, которые помогли освоить карты.
«Волшебные имена» — перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут. Почему Золушку назвали Золушкой, а Кащея Бессмертного именно Кащеем Бессмертным.
«Кто на свете всех злее (милее, умнее) ?» — выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни. Также можно анализировать и положительных героев.
« Хороший — плохой?» — в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя. Например, Емеля, его отрицательные качества — он ленивый, положительные — добрый и отзывчивый.
«Волшебные или чудесные вещи» — в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого — либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.
«Что в дороге пригодится?» — вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и зарубежных («Скатерть-самобранка», «Волшебное кольцо», «Клубочек», «Волшебная палочка»).
«Любимый сказочный герой»,«Чудеса в решете»,«Что общего?»,
«Волшебные имена»,«Образ-рисунок»(перекодирование в образа в рисунки).
(демонстрация видео «Игры»)
На третьем этапе (старшая группа) познакомила детей с обозначениями карт Проппа (читали сказку и сопровождали ее выкладыванием карт).
Для начала я использовала 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки.
Слайд 6.
Сейчас на примере сказки « Кот, петух и лиса» я продемонстрирую Вам работу с картами Проппа. Дети, слушая сказку выбирают соответствующую сюжету карточку и выкладывают ее. Например,
(Рассказывает и показывает символику на экране).
В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя петушок оставался дом стеречь. |
|
|
Собирается кот на охоту и говорит петушку: Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит. |
(демонстрация видео)
На четвертом этапе (старшая группа) я предлагаю пересказать детям сказку, опираясь на карты Проппа.
(демонстрация видео)
На пятом этапе (подготовительная группа).
Можно сочинить сказку опираясь, на схематические изображения, с помощью кубика мы выберем карточки участвующие в игре. Обозначение на кубике от 1 до 4, еще две грани кубика представлены в виде смайлика. Смайлик обозначает возможностьвыбора любой клетки по желанию ребенка.
(демонстрация видео)
(демонстрация фильма)
Слайд 7.
Сказки собственного сочинения послужили основой для создания « Сборника творческих сказок» воспитанников, где они выступают не только в качестве авторов сказок, но и в качестве художников — иллюстраторов, оформителей, декораторов.
Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в развитии познавательного интереса дошкольников, так как стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют повышению поисковой активности.