Методика работы над сочинением в начальных классах
содержание презентации «Методика работы над сочинением в начальных классах.pptx»
Методика работы над сочинением в начальных классах
другие презентации на тему «Методика работы над сочинением в начальных классах»
— Опишите чувства, которые вызывает у вас картина. Настроение, вызываемое этим произведением. Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт).
Составьте план описания картины. Сочинение по картине. Изобретательно-выразительные средства (формат, композиция, свет, цвет, колорит).
Соберите материал в соответствии с вашим планом.
— Цели и задачи. 4. Работа над сочинением. Что такое ответственность? Урок развития речи «Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему» 8 класс. Основная часть доказательство III. 3. Анализ текста. Заключение вывод, следствие. Рассуждать-значит доказывать I. Вступление тезис-то, что надо доказать II.
— Однажды осенью я пошла гулять в парк. «Осенний парашютист». А потом наступает настоящий праздник. Деревья были украшены яркими, красивыми листьями. Осенний карнавал закончился, стало немножко грустно. Как красиво! На душе было весело и радостно. В парковой аллее встречались березы, клены, липы и изредка проглядывали ели.
— Цели: Как закончить сочинение? План. О чём будем рассказывать в основной части? Рассмотри картину. Снегопад». Подобрать синонимы к слову падают Почему снежинки так падают? Прекрасная пора. Структура сочинения. Опорные слова. Лексическая подготовка. Забавы детей. Развитие речи. Летят Кружатся Плавно опускаются Весело танцуют.
— Групповой портрет. Фигура. Виктор Васнецов Алёнушка. Бытовой жанр. Элементы внешней характеристики. Что необходимо делать, чтобы не повторяться? Рассуждение – умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме. В искусстве (литературе, живописи) через внешность передаётся внутренний мир человека.
- Рассмотри картинку. Вышли, выбежали, выскочили. Любуются, стоят, смотрят, восхищаются, глядят, удивляются. Расскажи, как готовились к описанию картинки. Подбери слова, которыми можно в тексте называть грачей. Ищут корм, чинят старые гнезда, строят новые, сидят на ветках. Вестники весны, пернатые друзья, белоносые птицы.
| Сл | Текст | Сл | Текст |
| 1 | Методика работы над сочинением в | 12 | Очень полезны задания типа: Исправь |
| начальных классах. Учитель начальных | речевые ошибки: День стал короче, а ночь | ||
| классов МАОУ «СОШ № 50 с углублённым | длинной. В лесу нашли много грибов и опят. | ||
| изучением английского языка Петрик Е.П. | Лето – это самое жаркое и тёплое время | ||
| 2 | Развитие речи – важная задача обучения | года Я достала и стала читать с полки | |
| родному языку. Современная практика работы | книгу. Ёж смотался в клубок. Подбери | ||
| по развитию речи учащихся опирается : – на | слова, которыми можно заменить слово в | ||
| связь работы по развитию речи с развитием | предложении. Заяц, зайчишка, зверёк, | ||
| мышления;
|
косой, он;
|
||
| письменной речью учащихся. | 13 | Беседа по картине. 1. Нравится ли вам | |
| 3 | – Умение раскрывать тему высказывания; | эта картинка? Чем? 2. Какое время года | |
| – умение раскрывать основную мысль | изображено? 3. Какой стоит день? 4. Кто | ||
| выказывания;
|
изображен на картине? 5.Что делают дети? | ||
| высказыванию;
|
Расскажите. 6.Какое настроение у детей? | ||
| собранный материал;
|
Сочинение по картине на тему «Зимние | ||
| совершенствовать написанное (для | забавы» 2 класс. | ||
| письменной речи);
|
14 | Вступление. Вступление. Вступление. 1. | |
| высказывание в определённой композиционной | 1. 1. Какое время года наступило? Зима | ||
| форме;
|
(какая?) Долгожданная морозная. Чем | ||
| правильно (с точки зрения норм | покрылась земля? Пушистым снежным ковром. | ||
| литературного языка), точно, ясно и по | Чем покрыты деревья? Инеем (каким?) | ||
| возможности ярко. Развивая навыки связной | Пушистым белым. Основная часть. Основная | ||
| речи учащихся, учителя ставят перед собой | часть. Основная часть. 2. 2. Какой стоял | ||
| задачу вырабатывать следующие | денёк? Куда отправились ребята? Кто и на | ||
| коммуникативные умения: | чём катается с горы? Кто играет в снежки? | ||
| 4 | Сочинение –повествование, сочинение | Кто лепит снеговика? Кто катается на | |
| –описание, сочинение –рассуждение. Система | коньках? Какой стоял денёк? Куда | ||
| работы в каждом классе представлена как | отправились ребята? Кто и на чём катается | ||
| устными рассказами, так и письменными | с горы? Кто играет в снежки? Кто лепит | ||
| сочинениями. Работа по развитию речи | снеговика? Кто катается на коньках? | ||
| учащихся в школе многогранна. Одно из ее | Воскресный, морозный, ясный, солнечный, | ||
| направлений – написание сочинений разных | чудесный, зимний. Заключение. Заключение. | ||
| видов: | Заключение. 3. Какое настроение у детей? | ||
| 5 | В первом классе для проведения | Весело. № П/п. План. Вспомогательные | |
| сочинений специальные уроки программой не | слова. | ||
| предусмотрены. На уроках русского языка | 15 | С третьей четверти в сочинения и | |
| выполняются подготовительные упражнения. | рассказы можно включать элементы описания. | ||
| Система упражнений, основана на принципе | Эти элементы представляют собой очень | ||
| постепенного наращивания трудностей. . | краткие описания отдельных предметов, | ||
| 6 | Поэтому письменным сочинениям в первом | животных, людей. ОБЪЯВЛЕНИЕ. ПРОПАЛА | |
| классе предшествуют различные обучающие | СОБАКА. ПОМОГИТЕ ЕЁ НАЙТИ! ЭТО | ||
| устные упражнения: — составление | ……………………………………………………… ПЛАН 1. Какой породы | ||
| предложений из набора слов, — | эта собака? 2. Какова её величина (рост)? | ||
| восстановление деформированного текста по | /Приземистая, невысокая, коренастая, | ||
| серии сюжетных картинок, — устные ответы | большая, маленькая/ 3. Что можно сказать о | ||
| на вопросы, объединённые темой, — | её шерсти? /Окраска, длинная, короткая, | ||
| составление предложений по сюжетным | лохматая, пятнистая/ 4. Какие у неё уши? | ||
| картинкам, — устные рассказы по | /Маленькие, большие, торчащие, висячие/. | ||
| прочитанному, по аналогии с прочитанным. | 5. Какие у неё ноги? /Длинные, высокие, | ||
| 7 | В процессе подготовки и проведения | стройные, кривые, короткие, маленькие, | |
| сочинений необходимо выработать у | большие/. Другие её особенности. | ||
| первоклассников: 1. Умение коллективно | /Приветливая, весёлая, хороший надёжный | ||
| составлять и под руководством учителя | сторож, независимая, смелая, преданная | ||
| писать небольшие рассказы о своих играх, | хозяину, спокойная, незлобная, послушная/. | ||
| забавах, работе. 2. Умение излагать свои | 16 | В 3-ем классе учащиеся работают над | |
| мысли по готовому плану, составленному в | сочинениями типа рассказа, но к этим | ||
| форме вопросов;
|
работам предъявляются более высокие | ||
| предложение: правильно располагать в нем | требования. Свои усилия учитель направляет | ||
| слова, видеть границы предложения;
|
на то, чтобы научить учащихся: Писать | ||
| Умение находить для выражения своих мыслей | небольшие рассказы с элементами описания и | ||
| наиболее точные и выразительные слова. | рассуждения об экскурсиях, работе, | ||
| 8 | Работа над сочинением проводится в | наблюдениях. Написать рассказы о случаях | |
| определённом порядке: 1. Устное | из своей жизни. Писать рассказы по одной | ||
| рассказывание по теме сочинения. (Учитель | картине и по отдельным эпизодам | ||
| дает возможность учащимся высказать свои | кинофильма. Самостоятельно составлять план | ||
| личные впечатления по теме) 2.Чтение | сочинения в форме вопросительных, | ||
| плана, записанного учителем на доске (на | повествовательных и восклицательных | ||
| слайде презентации), или коллективная | предложений. Правильно строить простые | ||
| работа над планом. 3.Составление ответов | предложения различных типов. Умению | ||
| на каждый вопрос плана используя слова | отбирать слова и употреблять их в речи. | ||
| вопроса, коллективное обсуждение, запись | 17 | Третьеклассники могут писать сочинение | |
| на доске (слайде) слов, необходимых для | по картинам. сочинения по наблюдениям. | ||
| составления сочинения, предупреждение | сочинения на основе прочитанного сочинения | ||
| орфографических ошибок. 4.Связный рассказ | по данной части и др. Поверхностное | ||
| по плану. 5.Запись сочинения с доски или | раскрытие темы – один из типичных | ||
| под руководством учителя. 6.Проверка | недостатков детских рассказов и сочинений. | ||
| записанного. | Не всегда дети умеют найти границы темы. | ||
| 9 | Друзья птиц. План. 1. Какое время года | Они пишут обо всем, что хотя бы отдаленно | |
| наступило? зима 2. Что засыпал снег? | связывается в их сознании с темой. Иными | ||
| кормушку 3. Кому было голодно? птицам 4. | словами, тема оказывается неточно понятой. | ||
| Что решили сделать ребята? помочь 5. Кто | Поэтому по-прежнему необходимо направлять | ||
| смёл снег с кормушки? 6. Что положили туда | их творчество. Для этого я использую | ||
| дети? ягоды, семена 7. Кто повесил сало? | таблицы, в которых появляется колонка «О | ||
| 8.Как угощаются синицы, снегири, воробьи? | чём говорить». | ||
| весело. | 18 | Сочинение на тему «Ранняя весна». 3 — | |
| 10 | Сочинения во 2-ом классе — это | 4 класс. | |
| небольшие сюжетные рассказы, в которые со | 19 | План. О чем говорить. Вспомогательные | |
| второго полугодия можно вводить элемент | слова. 1. Какое время года прошло, а какое | ||
| описания. Немного изменяется подготовка к | наступило? Вьюги, метели, солнце, | ||
| сочинению: выбор темы, её обдумывание, | потепление, по – весеннему. 2. Какие | ||
| сбор материала и его осмысливание, | изменения произошли в неживой природе? | ||
| составление плана, подготовка словаря, | Каким стал снег, небо, воздух? Какие | ||
| составление чернового текста, его | природные явления вы наблюдали в марте? | ||
| обработка (редактирование), улучшение, | Капель, ясное, половодье, голубое, | ||
| затем чистовик и самопроверка. Сочинения | лазурное, яркое, сосульки, ноздреватый, | ||
| также как и в первом классе составляются | прозрачный, свежий, серый, зазвенела, | ||
| коллективно по плану, данному учителем или | звонкая, ледоход. 3. Весенние изменения в | ||
| коллективно составленному. | живой природе. Рассказать о появлении | ||
| 11 | При подготовке сочинений с элементами | первых цветов, травы, почек на ветках | |
| описания следует подбирать ряды | деревьев. Рассказать об изменениях, | ||
| прилагательных в сочетании с наименованием | которые произойдут в скором времени. Мать | ||
| тех предметов, которые учащиеся будут | – и — мачеха, одуванчики, перелески, | ||
| описывать, например: Березка – | сережки. Пернатые друзья, сирень, | ||
| молоденькая, красивая, белая, стройная, | черемуха. 4. Твое отношение к весне. | ||
| нарядная;
|
Расскажи о том, как ты относишься к весне | ||
| клейкие, мелкие. Детей необходимо научить | и почему. | ||
| как из многих слов выбрать одно, самое | 20 | В четвёртом классе работа продолжается | |
| точное и нужное для раскрытия предложенной | на более высоком уровне сложности. | ||
| темы. | |||
| Методика работы над сочинением в начальных классах.pptx | |||