Методика работы над сочинением в начальных классах
содержание презентации «Методика работы над сочинением в начальных классах.pptx»
Методика работы над сочинением в начальных классах
другие презентации на тему «Методика работы над сочинением в начальных классах»
— Опишите чувства, которые вызывает у вас картина. Настроение, вызываемое этим произведением. Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт).
Составьте план описания картины. Сочинение по картине. Изобретательно-выразительные средства (формат, композиция, свет, цвет, колорит).
Соберите материал в соответствии с вашим планом.
— Цели и задачи. 4. Работа над сочинением. Что такое ответственность? Урок развития речи «Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему» 8 класс. Основная часть доказательство III. 3. Анализ текста. Заключение вывод, следствие. Рассуждать-значит доказывать I. Вступление тезис-то, что надо доказать II.
— Однажды осенью я пошла гулять в парк. «Осенний парашютист». А потом наступает настоящий праздник. Деревья были украшены яркими, красивыми листьями. Осенний карнавал закончился, стало немножко грустно. Как красиво! На душе было весело и радостно. В парковой аллее встречались березы, клены, липы и изредка проглядывали ели.
— Цели: Как закончить сочинение? План. О чём будем рассказывать в основной части? Рассмотри картину. Снегопад». Подобрать синонимы к слову падают Почему снежинки так падают? Прекрасная пора. Структура сочинения. Опорные слова. Лексическая подготовка. Забавы детей. Развитие речи. Летят Кружатся Плавно опускаются Весело танцуют.
— Групповой портрет. Фигура. Виктор Васнецов Алёнушка. Бытовой жанр. Элементы внешней характеристики. Что необходимо делать, чтобы не повторяться? Рассуждение – умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме. В искусстве (литературе, живописи) через внешность передаётся внутренний мир человека.
- Рассмотри картинку. Вышли, выбежали, выскочили. Любуются, стоят, смотрят, восхищаются, глядят, удивляются. Расскажи, как готовились к описанию картинки. Подбери слова, которыми можно в тексте называть грачей. Ищут корм, чинят старые гнезда, строят новые, сидят на ветках. Вестники весны, пернатые друзья, белоносые птицы.
Сл | Текст | Сл | Текст |
1 | Методика работы над сочинением в | 12 | Очень полезны задания типа: Исправь |
начальных классах. Учитель начальных | речевые ошибки: День стал короче, а ночь | ||
классов МАОУ «СОШ № 50 с углублённым | длинной. В лесу нашли много грибов и опят. | ||
изучением английского языка Петрик Е.П. | Лето – это самое жаркое и тёплое время | ||
2 | Развитие речи – важная задача обучения | года Я достала и стала читать с полки | |
родному языку. Современная практика работы | книгу. Ёж смотался в клубок. Подбери | ||
по развитию речи учащихся опирается : – на | слова, которыми можно заменить слово в | ||
связь работы по развитию речи с развитием | предложении. Заяц, зайчишка, зверёк, | ||
мышления;
|
косой, он;
|
||
письменной речью учащихся. | 13 | Беседа по картине. 1. Нравится ли вам | |
3 | – Умение раскрывать тему высказывания; | эта картинка? Чем? 2. Какое время года | |
– умение раскрывать основную мысль | изображено? 3. Какой стоит день? 4. Кто | ||
выказывания;
|
изображен на картине? 5.Что делают дети? | ||
высказыванию;
|
Расскажите. 6.Какое настроение у детей? | ||
собранный материал;
|
Сочинение по картине на тему «Зимние | ||
совершенствовать написанное (для | забавы» 2 класс. | ||
письменной речи);
|
14 | Вступление. Вступление. Вступление. 1. | |
высказывание в определённой композиционной | 1. 1. Какое время года наступило? Зима | ||
форме;
|
(какая?) Долгожданная морозная. Чем | ||
правильно (с точки зрения норм | покрылась земля? Пушистым снежным ковром. | ||
литературного языка), точно, ясно и по | Чем покрыты деревья? Инеем (каким?) | ||
возможности ярко. Развивая навыки связной | Пушистым белым. Основная часть. Основная | ||
речи учащихся, учителя ставят перед собой | часть. Основная часть. 2. 2. Какой стоял | ||
задачу вырабатывать следующие | денёк? Куда отправились ребята? Кто и на | ||
коммуникативные умения: | чём катается с горы? Кто играет в снежки? | ||
4 | Сочинение –повествование, сочинение | Кто лепит снеговика? Кто катается на | |
–описание, сочинение –рассуждение. Система | коньках? Какой стоял денёк? Куда | ||
работы в каждом классе представлена как | отправились ребята? Кто и на чём катается | ||
устными рассказами, так и письменными | с горы? Кто играет в снежки? Кто лепит | ||
сочинениями. Работа по развитию речи | снеговика? Кто катается на коньках? | ||
учащихся в школе многогранна. Одно из ее | Воскресный, морозный, ясный, солнечный, | ||
направлений – написание сочинений разных | чудесный, зимний. Заключение. Заключение. | ||
видов: | Заключение. 3. Какое настроение у детей? | ||
5 | В первом классе для проведения | Весело. № П/п. План. Вспомогательные | |
сочинений специальные уроки программой не | слова. | ||
предусмотрены. На уроках русского языка | 15 | С третьей четверти в сочинения и | |
выполняются подготовительные упражнения. | рассказы можно включать элементы описания. | ||
Система упражнений, основана на принципе | Эти элементы представляют собой очень | ||
постепенного наращивания трудностей. . | краткие описания отдельных предметов, | ||
6 | Поэтому письменным сочинениям в первом | животных, людей. ОБЪЯВЛЕНИЕ. ПРОПАЛА | |
классе предшествуют различные обучающие | СОБАКА. ПОМОГИТЕ ЕЁ НАЙТИ! ЭТО | ||
устные упражнения: — составление | ……………………………………………………… ПЛАН 1. Какой породы | ||
предложений из набора слов, — | эта собака? 2. Какова её величина (рост)? | ||
восстановление деформированного текста по | /Приземистая, невысокая, коренастая, | ||
серии сюжетных картинок, — устные ответы | большая, маленькая/ 3. Что можно сказать о | ||
на вопросы, объединённые темой, — | её шерсти? /Окраска, длинная, короткая, | ||
составление предложений по сюжетным | лохматая, пятнистая/ 4. Какие у неё уши? | ||
картинкам, — устные рассказы по | /Маленькие, большие, торчащие, висячие/. | ||
прочитанному, по аналогии с прочитанным. | 5. Какие у неё ноги? /Длинные, высокие, | ||
7 | В процессе подготовки и проведения | стройные, кривые, короткие, маленькие, | |
сочинений необходимо выработать у | большие/. Другие её особенности. | ||
первоклассников: 1. Умение коллективно | /Приветливая, весёлая, хороший надёжный | ||
составлять и под руководством учителя | сторож, независимая, смелая, преданная | ||
писать небольшие рассказы о своих играх, | хозяину, спокойная, незлобная, послушная/. | ||
забавах, работе. 2. Умение излагать свои | 16 | В 3-ем классе учащиеся работают над | |
мысли по готовому плану, составленному в | сочинениями типа рассказа, но к этим | ||
форме вопросов;
|
работам предъявляются более высокие | ||
предложение: правильно располагать в нем | требования. Свои усилия учитель направляет | ||
слова, видеть границы предложения;
|
на то, чтобы научить учащихся: Писать | ||
Умение находить для выражения своих мыслей | небольшие рассказы с элементами описания и | ||
наиболее точные и выразительные слова. | рассуждения об экскурсиях, работе, | ||
8 | Работа над сочинением проводится в | наблюдениях. Написать рассказы о случаях | |
определённом порядке: 1. Устное | из своей жизни. Писать рассказы по одной | ||
рассказывание по теме сочинения. (Учитель | картине и по отдельным эпизодам | ||
дает возможность учащимся высказать свои | кинофильма. Самостоятельно составлять план | ||
личные впечатления по теме) 2.Чтение | сочинения в форме вопросительных, | ||
плана, записанного учителем на доске (на | повествовательных и восклицательных | ||
слайде презентации), или коллективная | предложений. Правильно строить простые | ||
работа над планом. 3.Составление ответов | предложения различных типов. Умению | ||
на каждый вопрос плана используя слова | отбирать слова и употреблять их в речи. | ||
вопроса, коллективное обсуждение, запись | 17 | Третьеклассники могут писать сочинение | |
на доске (слайде) слов, необходимых для | по картинам. сочинения по наблюдениям. | ||
составления сочинения, предупреждение | сочинения на основе прочитанного сочинения | ||
орфографических ошибок. 4.Связный рассказ | по данной части и др. Поверхностное | ||
по плану. 5.Запись сочинения с доски или | раскрытие темы – один из типичных | ||
под руководством учителя. 6.Проверка | недостатков детских рассказов и сочинений. | ||
записанного. | Не всегда дети умеют найти границы темы. | ||
9 | Друзья птиц. План. 1. Какое время года | Они пишут обо всем, что хотя бы отдаленно | |
наступило? зима 2. Что засыпал снег? | связывается в их сознании с темой. Иными | ||
кормушку 3. Кому было голодно? птицам 4. | словами, тема оказывается неточно понятой. | ||
Что решили сделать ребята? помочь 5. Кто | Поэтому по-прежнему необходимо направлять | ||
смёл снег с кормушки? 6. Что положили туда | их творчество. Для этого я использую | ||
дети? ягоды, семена 7. Кто повесил сало? | таблицы, в которых появляется колонка «О | ||
8.Как угощаются синицы, снегири, воробьи? | чём говорить». | ||
весело. | 18 | Сочинение на тему «Ранняя весна». 3 — | |
10 | Сочинения во 2-ом классе — это | 4 класс. | |
небольшие сюжетные рассказы, в которые со | 19 | План. О чем говорить. Вспомогательные | |
второго полугодия можно вводить элемент | слова. 1. Какое время года прошло, а какое | ||
описания. Немного изменяется подготовка к | наступило? Вьюги, метели, солнце, | ||
сочинению: выбор темы, её обдумывание, | потепление, по – весеннему. 2. Какие | ||
сбор материала и его осмысливание, | изменения произошли в неживой природе? | ||
составление плана, подготовка словаря, | Каким стал снег, небо, воздух? Какие | ||
составление чернового текста, его | природные явления вы наблюдали в марте? | ||
обработка (редактирование), улучшение, | Капель, ясное, половодье, голубое, | ||
затем чистовик и самопроверка. Сочинения | лазурное, яркое, сосульки, ноздреватый, | ||
также как и в первом классе составляются | прозрачный, свежий, серый, зазвенела, | ||
коллективно по плану, данному учителем или | звонкая, ледоход. 3. Весенние изменения в | ||
коллективно составленному. | живой природе. Рассказать о появлении | ||
11 | При подготовке сочинений с элементами | первых цветов, травы, почек на ветках | |
описания следует подбирать ряды | деревьев. Рассказать об изменениях, | ||
прилагательных в сочетании с наименованием | которые произойдут в скором времени. Мать | ||
тех предметов, которые учащиеся будут | – и — мачеха, одуванчики, перелески, | ||
описывать, например: Березка – | сережки. Пернатые друзья, сирень, | ||
молоденькая, красивая, белая, стройная, | черемуха. 4. Твое отношение к весне. | ||
нарядная;
|
Расскажи о том, как ты относишься к весне | ||
клейкие, мелкие. Детей необходимо научить | и почему. | ||
как из многих слов выбрать одно, самое | 20 | В четвёртом классе работа продолжается | |
точное и нужное для раскрытия предложенной | на более высоком уровне сложности. | ||
темы. | |||
Методика работы над сочинением в начальных классах.pptx |