В романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» затрагивается множество проблем, одной из которой является капитанская дочка. «Проблема чести и долга в повести Пушкина «Капитанская дочка» (1-й вариант)">проблема чести и долга. За основу взято реальное историческое событие — восстание под предводительством Пугачева. На фоне данного события отлично видна тема чести и долга перед Родиной. Два персонажа: Петр Гринев и Швабрин по-разному реагируют на восстание, в ходе которого становится ясно, кто готов защищать родную землю от врага, а кто желает получить только выгоду и показал себя трусом.
Петр Гринев — дворянин, его обучением занимался отец, именно он настоял, чтобы сын отправился на службу. Отец Петра Гринева также дает ему наставление, которое сыграет ключевую роль в принятии решения главным героем. «Береги честь смолоду, а платье снова» — слова отца главного героя.
Петр Гринев вкладывает свое в понимание «честь», для него это не только связанное со службой, но и личное, более широкое понятие.
Противопоставлен Петру Гриневу Швабрин. Швабрин — типичный пример человека лживого, завистливого и способного на разные низости и гадости. Швабрин далек от русского народа, он не понимает бунт Пугачева, также герой считает себя лучше всех, поэтому его поведение распущенно и вызывающе. Понятия чести у Швабрина нет. Это можно понять из ситуации с Машей Мироновой. Швабрин оскорбляет и унижает невинную девушку, преследуя свои личные интересы. Петр Гринев же, наоборот, смог защитить честь молодой девушки, в которую он действительно влюблен.
Восстание Пугачева помогает понять сущность двух главных героев. Швабрин, сдавшись под угрозами, спешит присягнуть предводителю восстания. Гринев же, хорошо обдумав, даже под угрозой смерти не совершает ошибочного поступка и остается верен императрице, а значит и своей стране.
Также в произведении показан другой вид чести — преданность Савельича. Он был верен своему барину в любых ситуациях, никогда не лгал, был способен на великие поступки ради отца Петра Гринева.
Таким образом, Пушкин в своем произведении показывает главное качество, присущее русскому человеку, это преданность, честность и умение постоять не только за себя, но и за родину, близкого человека, друга.
Отношение швабрина к семье мироновых. : Сравнительная характеристика ...
... цепей в тюремных коридорах. Еще больше сочинений на тему: «Отношения Гринёва и Швабрина»: Историческая повесть «Капитанская дочка» - А.С.Пушкина, написанное в прозе. ... Миронова. Именно в отношениях с капитанской дочкой раскрылись нравственные качества героев. Гринев и Швабрин оказались антиподами. Отношение к чести и долгу окончательно развело Гринева и Швабрина во время пугачевского бунта. Петра ...
Образец 2
Одной из главных проблем произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является проблема чести и долга. Как же раскрываются образы героев романа по отношению к этой проблеме?
Петра Гринева мы видим в самом начале произведения совсем юным. Его отец относится к военной службу как к долгу дворянина, поэтому отправляет Петра на службу в армию, чтобы он «потянул лямку». При прощании с ним отец дает ему наставление беречь честь смолоду. И Петр стремится выполнить завет отца.
Петр Гринев – добрый и порядочный человек. Эти его качества проявляются уже по дороге к месту службы. Он возвращает карточный долг, поступив по чести, несмотря на то, что слуга Савельич его отговаривал. Подарил за помощь в дороге заячий полушубок какому-то бродяге, который, как выяснилось позднее, оказался Пугачевым. Уже в крепости, защищая честь Маши Мироновой, вступает в поединок со Швабриным, поступив как истинный офицер и дворянин. Выполняет свой воинский долг при обороне Белогорской крепости. Не боится смерти и отказывается перейти на службу к Пугачеву. Впоследствии он не один раз попадает в лагерь Пугачева и пользуется его помощью, но ни разу не нарушает воинской присяги. Из юноши он вырос в мужчину и офицера, не уронившего чести и достоинства.
В отличие от Гринева, Алексей Швабрин – завистливый человек, способный на всякие низости и гадости. У него нет понятия чести. Швабрин оскорбляет и унижает Машу. Он спасает свою жизнь, не желая быть казненным вместе с защитниками крепости, и переходит на сторону Пугачева. Швабрин нарушил присягу и поступился дворянской честью.
Иван Кузьмич Миронов, комендант крепости, отказывается служить Пугачеву, не признавая его государем. Чувство долго, офицерской чести живет в его душе. Он погиб, но не изменил присяге, не уронил своей чести.
У Пугачева, предводителя восстания, тоже есть свои представления о чести. Он сохраняет жизнь Петру Гриневу, помня его щедрость и тем самым отвечая добром на добро. Уважает Гринева за его достойное поведение перед лицом смерти и верность присяге. Помогает освободить ему от Швабрина Машу. Гринев и Маша обязаны Пугачеву своим счастьем.
Таким образом, каждый из героев романа по-разному понимает понятия чести и долга и поступает так, как велит его совесть.
Сочинение: Честь и долг в повести «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)
(395 слов) Честь — это доблесть, благородство души и чистота совести. Она всегда была одной из характерных качеств нравственного, достойного человека. Но следовать чести и долгу во всех жизненных обстоятельствах может далеко не каждый. Это требует наличия силы воли и принципов, являющихся для человека нормой.
В своём произведении «Капитанская дочка» А.С.Пушкин показывает героя, для которого честь и долг превыше всего. Это Петр Андреевич Гринёв, от лица которого ведётся повествование. Главный герой — искренний, честный, прямолинейный человек. Он вырос в истинно дворянской семье и всегда оставался верен завету отца: «Береги платье снову, а честь смолоду». В шестнадцать лет его отправляют служить в Белогорскую крепость, «сторону глухую и отдаленную». Гринёв ведет себя последовательно и честно на протяжении всего повествования. Во время пути к месту службы он проигрывает в бильярд офицеру Зурину сто рублей, но как человек своего слова возвращает эти деньги. Также он платит добром за добро: Пугачеву, которой помог ему выйти из бурана, герой отдаёт свой заячий тулуп и полтину на водку. Для Гринёва не столь важно, к какому сословию принадлежит человек. Он честен и с офицером Зуриным, и с Пугачёвым, одетым «по-мужицки». Эти качества характера герой проявляет и во время службы в крепости. Гринёв считает своим долгом защитить честь любимой девушки, Маши Мироновой, на дуэли со Швабриным, но получает ранение из-за нечестного поведения соперника. И даже понимая, что любовь его взаимная, главный герой не идёт против воли отца, который отказал в родительском благословении.
Честь и бесчестие в повести «капитанская дочка»
... проблеме чести и бесчестия. Соглашаясь с А.С. Пушкиным, я считаю, что, предав единожды, человек навсегда становится предателем. Как написать сочинение Честь и Бесчестие в произведении Капитанская дочка? Коллизия двух диаметрально противоположенных оценок человеческой личности чести и бесчестья, ...
Следующим нравственным испытанием для Гринёва становится смена власти в крепости. Емельян Пугачёв под страхом смертной казни заставляет присягнуть ему, но Гринёв всё равно отказывается служить бунтовщику. Спасает его лишь хорошее отношение самозванца, который вспомнил их путешествие в буране и подаренный заячий тулуп. Пугачёв ценит честность и верность Гринёва, несколько раз предлагает ему перейти к нему на службу, но герой отвечает: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Чувствует свою ответственность Гринев не только перед родиной, но и перед Машей Мироновой, поэтому при помощи Пугачёва освобождает девушку из плена Швабрина. После подавления восстания Гринёва арестовывают, но защитить себя на суде он не мог, так как не хотел впутывать в следствие Машу.
Таким образом, этот герой оставался честен во всех жизненных обстоятельствах, ни разу не предав отечество, родителей, любимую девушку. И поэтому, по мысли Пушкина, в конечном итоге, судьба Гринёва складывается удачно. В романе множество совпадений и случайностей, с помощью которых автор подводит читателей к мысли о важности таких качеств, как честь и долг.
Сочинение 3
В произведении «Капитанская дочка» Пушкин использовал пословицу, которую знают все, а называется она: «Береги честь смолоду». Именно данная пословица помогает раскрыть всю суть произведения. Все происходит в те времена, когда произошло восстание, которым управлял сам Пугачев. Каждый человек по-своему реагирует на все происходящие события. Главными героями здесь стали Гринев и Швабрин. И в итоге становится понятно, кто готов ради защиты своей родины на многое, а кто вообще не готов ничем рисковать и больше всего ему хочется получить только одну лишь выгоду.
У Гринева есть сын, которого он отправил служить. Ему не хочется чтобы он стал лентяем. Кроме этого сам он является дворянином. В детстве его воспитывал отец. И для того чтобы научить и сделать из сына путного человека он постоянно применял разные пословицы и давал нужные наставления, которыми потом он пользовался в жизни. Он никогда ничего не боялся и всегда шел напрямую к цели, которую перед собой ставил.
Именно поэтому для Гринева самое главное это не только беречь честь, но и быть честным человеком не смотря ни на что. Ему не раз приходилось сражаться с Пугачевым, но из каждой ситуации он выходил живым и невредимым. Немного погодя ему удалось вызволить из плена свою любимую, на которой он потом женился. Но для начала Маша хочет чтобы ее благословили родители.
А вот совсем другим человеком является еще один герой этого романа, и зовут его Швабрин. Он еще никому и никогда не говорил правды и всегда старается обмануть и при этом получить от этого какую-то выгоду. И даже когда наступает бунт, то он не понимает, почему все переживают, поэтому поводу, ведь все должны восхищаться только им. Кроме этого он даже не совсем понимает что такое на самом деле честь. Также он может легко и просто унизить или оскорбить любую девушку и за это его не будет грызть совесть. Вот так он оскорбил Машу Миронову. А вот Гринев всегда защищает и помогает тем, кто оказался в трудной ситуации и всегда защитит девушку.
Примерное «Проблема неприятия человека обществом»
... сделать. Он готов преодолевать километры, только бы вернуть людям забытое. Вот тот момент истины, когда должно измениться отношение к Селивану, ведь «у него прекрасное, доброе лицо», оказывается, ... тем более изменений в репутации, в своей жизни. Так вот теперь к нему идут люди без страха, а позже и вовсе о н «для всех сделался ...
Когда начался Пугачевский бунт, то Швабрин даже без боя готов был сдаться и работать под предводительством другого командира. Теперь он убивает и уничтожает своих бывших товарищей и ему их совсем не жалко. Кроме этого он захватывает в плен Машу и делает все для того чтобы она стала его женой, но девушка не соглашается. И Швабрина это очень сильно злит и он несколько дней не дает ей еды. А вот Гринев ни за что не продаст родину и будет биться за нее до последней капли крови.
Савельич также никогда не предаст свою родину и будет верен только своему императору. И все что он прикажет, будет делать. Он во всем ему помогает и дает когда нужно дельный и нужный совет, которым император обязательно пользуется. Кроме этого жизнь императора зависит напрямую от Савельича, и он об этом очень хорошо знает.
Поступки героев
Проблема чести и долга в произведении «Капитанская дочка» связана с конкретными жизненными ситуациями, в которых оказались герои.
Когда Петр Гринев находится перед нравственным выбором, он выбирает собственную смерть, потому что не готов предавать Родину и переходить на сторону Емельяна Пугачева.
Совершенно противоположный выбор делает Алексей Швабрин, который переходит на сторону пугачевцев, тем самым предавая Отчизну. А. С. Пушкин показывает, что Швабрин – человек, которому нет дела до собственной чести, между честной смертью и бесчестной жизнью он выбирает второе.
Защищает свою честь Маша Миронова, которая утверждает, что лучше лишится жизни, чем выйдет за нелюбимого человека – Алексея Швабрина. Героиня, влюбившись в Петра Гринева, выполняет так называемый любовный долг: когда ее возлюбленный оказывается в опасности, она, не раздумывая, отправляется к нему на помощь.
Свою честь отстаивают и родители Маши Мироновой, которые отказываются присягать на верность Емельяну Пугачеву, отказываются предавать Родину. Иван Кузьмич и Василиса Егоровна выполняют свой долг перед Отчизной и защищают честь ценой собственной жизни.
Свой долг исполняет и слуга Петра Гринева Савельич, который бескорыстно защищает своего барина, желая ему только добра и счастья.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Проблема чести в повести «Капитанская дочка»», рассмотрит, как проблема чести раскрывается через эпиграф повести А. С. Пушкина, через жизненные принципы и поступки персонажей.
Долг и честь
На размышления о смысле и связи понятий «долг и честь» — этих фундаментальных понятиях этики, меня натолкнул стенд, установленный на входе в военно-морское училище. К сожалению, и абитуриенты да и курсанты, проходя мимо, только мельком взглянут на красочное изображение корабля и моря, не стараясь вникнуть в глубокий смыл, начертанных крупными буквами на их фоне слов. А ведь это чрезвычайно важно для каждого гражданина и особенно посвятившего себя служению Отечеству.
Гринев в жизненных испытаниях в романе Пушкина Капитанская дочка. ...
... сочинений на тему: «Отношения Гринёва и Швабрина»: Историческая повесть «Капитанская дочка» - А.С.Пушкина, написанное в прозе. Это произведение отражает все наиболее важные темы пушкинского творчества позднего периода – место «маленького» человека в ... героя раскрылся во время сложнейших испытаний на прочность убеждений. Гриневу несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически ...
Долг, по определению, — внутренняя, не навязанная силой принуждения или выгодой потребность человека поступать в соответствии с моральными ценностями, принятыми в обществе. Понятие долг соответствует понятию обязанность.
С древнейших времён люди ощущали долг перед Богом, долг перед Отечеством, долг перед семьёй, долг перед данным кому-то словом («Рцы слово твёрдо!» — говорили наши предки).
Несмотря на то, что моральные нормы со временем претерпевали изменения, понятие долга вплоть до недавнего буржуазного времени сохранялось неизменным. Человек во все времена, вплоть до либерального, ощущал себя частью общества, а потому и обязанным этому обществу. Все мировые религии включают Заповедь, подобную христианской: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и долголетен будеши на Земли». Иными словами, не забывай, человек, о долге перед старшими тебя людьми, ибо они успели сделать для общества больше полезного, нежели ты и уже потому заслуживают ощущения долга перед ними и уважения! Этот принцип отменяется либерализмом, провозгласившим, что человек живёт для себя, для получения максимального удовольствия от жизни и ничего никому не должен. Очевидно, если этот принцип будет принят всеми членами общества, то оно перестанет существовать, как некое единство индивидов! По сути, либерализм отвергает понятие долга. О б этом уже свидетельствует практика. Сегодня не редко можно услышать заявление молодого человека: «Я никому ничего не должен!» Именно с этим связано желание избежать службы в армии и ответственности за судьбу новорожденных младенцев и престарелых родителей! Примеров тому в последнее перестроечное время мы можем назвать сотни и тысячи. А ведь это — результат торжества либеральной идеи в нашей стране! Может быть, мы приблизились к апокалипсису?
Теперь о чести.
Честь – признание, которое окружающие добровольно выражают человеку как обладате-лю неких положительных для общества качеств личности или личности, уже осуществившей какие-то деяния во благо общества. Естественно, чем больше человек сделал полезного для общества, тем должна быть выше оказываемая ему честь! Это как бы плата за его заслуги. Плата может быть материальной и не материальной (духовной).
Самим человеком эта плата оценивается исходя из его личной системы ценностей. Для человека с приоритетом ценностей материальных, соответственно, и плата выше материальная, скажем в виде денежном. И, наоборот, для человека духовного, выше не материальное, то есть духовное поощрение. Например, уважение, похвала достойных с его точки зрения людей, памятные ордена и медали.
В отличие от чести, являющейся внешней оценкой личности обществом, самооценку человека называют достоинством или чувством собственного достоинства. Самооценка, превышающая оказываемую или ожидаемую честь, называется тщеславием. Очень важным элементом воспитания человека является воспитание у него чувства собственного достоинства. Такой человек не может быть предателем, ибо его нельзя купить! К сожалению, воспитанию этого качества у советских людей уделялось слишком мало внимания. Оттого-то многие даже высокого ранга партийные и советские работники с приходом к власти либералов превратились в их услужливых лакеев! Существенно повлияло на это, конечно, и изменение в нашей стране системы ценностей после контрреволюции 90-х годов, вначале государственной, а затем у многих наших сограждан и личной. В России, как и во всём буржуазном мире, высшей ценностью стали деньги, изменился социальный статус граждан и многие наши сограждане поклонились «золотому тельцу»! В связи с этим изменилось очень многое в нашей жизни, в том числе и отношение к воинской службе и воинским почестям.
Человек, общество и освоение новых видов энергии
... технологическими водами, возможными выбросами? Как и любое открытие и изобретение в науке и технике, атомные электростанции обладают двумя факторами: положительным (приносящим людям пользу) и отрицательным (грозящим гибелью всего ... теме: Мои планы на будущее или кем я хочу стать мое будущее земли «Образование – дорога в будущее» Будущее моего класса Я и Россия — взгляд в будущее Классификация АЭС ...
Издревле отдание воинской чести было сочетанием воинского приветствия и воинской почести младшим воином старшему (по должности или званию) как более заслуженному перед Отечеством. Это обстоятельство было обусловлено также пятой Заповедью (Чти отца твоего…).
Интересно отметить, что отдание чести в армии было сразу отменено Временным правительством в 1917 году. Как и сегодня это было связано с изменением системы ценностей и, соответственно, социального статуса граждан. Если во все времена и у всех народов Земли до прихода к власти буржуазии первым человеком в обществе был его защитник – воин, то теперь таковым стал не лучший человек (аристократ по терминологии Аристотеля), а человек не знатный, не заслуженный перед Отечеством, но зато богатый, то есть буржуа. Потому-то и в сегодняшней российской армии нет понятие «отдание чести». Осталось только воинское приветствие. В современном Уставе внутренней службы Российской армии сказано: «Воинское приветствие ранее называлось отданием чести». Теперь говорят: первым приветствует более воспитанный военнослужащий! Иначе говоря, устав отменяет и пятую Христианскую заповедь и заслуги перед Оте-чеством. Отдание воинской чести теперь считается анахронизмом.
Зададимся вопросом: Укрепляет ли боевую мощь армии отмена понятия воинской чести?. И второе: Способствует ли повышению морального состояния общества фактическое игнорирование Заповеди «Чти отца твоего…» Ответы нам кажутся очевидными.
referat5vip.ru
Тема дворянства, его судьба и роль в развитии России будет основной темой в русской литературе XIX века. Судьбы дворянства показаны и в исторической повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. Но основной проблемой произведения является проблема чести и долга, по отношению к которой раскрываются образы героев этой повести. Честь и долг офицера не были пустыми звуками для дворян XVIII века, особенно для патриархального дворянства, показанного в лице Гринева-старшего и коменданта Белогорской крепости капитана Миронова. Капитан предпочитает лучше умереть, чем присягнуть самозванцу, а Гринев-старший считает долгом офицера “понюхать пороху”, поэтому он и отправляет сына служить не в Петербург, а в отдаленную губернию. Образ Петруши Гринева показан автором в развитии. Сначала это “недоросль”, “гоняющий голубей и играющий в чехарду с дворовыми мальчишками”, а затем он волею судеб оказывается ввергнутым в пучину исторических событий. Приехав в Белогорскую крепость, Гринев попадает под начальство капитана Миронова. Он сразу же замечает, что комендант был человек “необразованный”, “простой, но самый честный и добрый”. В семье Мироновых он был принят как родной, потому что коренных отличий от собственного семейства с его патриархальным укладом, медовым вареньем и Придворным календарем он не замечал. Первоначальное свое предубеждение против Марьи Ивановны он объясняет злословием приятеля. Швабрин оклеветал семейство Мироновых, не сделавшее ему ничего плохого. Он мстил за оскорбленное честолюбие. Швабрин — человек совершенно другой среды, нежели Гринев и семья капитана Миронова. Приехавший из Петербурга, где он видел роскошь и иную жизнь с другими принципами и ценностями, он никак не может вписаться в гарнизонное общество, встречает молчаливое, но упорное неприятие. Марья Ивановна, простая бедная девушка, не имеющая в этой Богом забытой крепости никаких видов на замужество, вдруг отказывает ему. Самолюбие Швабрина уязвлено. Он пытается отомстить. Солгать, предать, оклеветать человека для него не составляет ровно никакого труда. Мстительность Швабрина проявляется и на суде так же, как при захвате крепости Пугачевым. Будучи от природы человеком неглупым, Пугачев сразу видит разницу между Швабриным и Гриневым. Он не может не уважать последнего, который даже перед лицом смерти продолжает вести себя с достоинством, говорит правду и сохраняет верность однажды данной присяге. Он не может не понимать, что Гринев лично против него зла не таит, и если будет воевать, то только подчиняясь приказу, что этот молодой дворянин представляет ничуть не больше опасности, чем, скажем, Швабрин, Хлопуша или Белобородое, которые, по выражению самого Пугачева, “при первой неудаче… свою шею выкупят моею головою”. Гринев верно полагает правду “самым простым, а вместе и самым надежным” способом оправдания. Он не так уж много видел в своей жизни. Чуть ли не единственные примеры, которые он мог наблюдать, были его отец и капитан Миронов. И хотя Гринев в жизни и, в частности, в Петербурге “чудеса подозревал” и даже пробовал напиться, проиграться и жениться, он все-таки не посрамил имени предков и чести своего рода, а, в принципе, повторил их пример. Но нельзя сказать, что Гринев ничем не отличался от представителей предыдущего поколения. Хотя перед ним не было явного врага — турка или шведа, — перед ним был его русский народ, расколовшийся на две половины, это был запутанный клубок взаимоотношений, участником которых был сам Гринев. Долг Гринева был не просто долгом перед Отечеством, обязанностью действовать и поступать в интересах власти, а долгом перед человеком, необходимостью принять единственно справедливое решение. Для этого нужно было обладать многими нравственными качествами. Для женских образов повести также присуще понятие долга, которое перерастает в понятие верности. Маша Миронова осталась верна сердечной привязанности вопреки страху. Она — истинная дочь своего отца. Миронов в жизни был человеком мягким и добродушным, но в экстремальной ситуации проявил решительность, достойную русского офицера. Его дочь падала в обморок от выстрела пушки, но когда речь зашла о ее чести, она готова была, как и отец, скорее умереть, чем сделать что-либо противное ее совести. Пушкин подводит нас к выводу, что честь и достоинство — это необходимые качества цельной и органичной личности. Каждый из героев повести по-разному понимает эти понятия и поступает так, как велит ему совесть.
Отношение к дружбе гринева и швабрина. «Гринев и Швабрин» по повести А
... близких людей. Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском, На этой странице материал по темам: гринев и швабрин сравнительная характеристика капитанская дочка характиристика швабрина план сравнительной характеристики гринева и швабрина сочинение ...