«Поэма без героя» создавалась Анной Андреев-вой Ахматовой на протяжении многих лет. «Я посвящаю эту поэму памяти ее первых слушателей — моих друзей и сограждан, погибших в Ленинграде во время осады», — пишет в предисловии поэт.
Произведение возвращает читателей в 1913 год, названный «последним», именно последним мирным годом. Ахматова воссоздает эпоху как свидетель и как судья.
Я забыла ваши урокн,
Краснобаи и лжепророки!
К. И. Чуковский очень точно отметил, что поэма проникнута пафосом неминуемой гибели. Трагичность темы подчеркнута галереей маскарадных ликов, в которых угадывается лицо эпохи.
Несчастная любовь молодого драгуна («драгунский Пьеро») и актрисы Глебовой-Судейкиной (Путаница-Психея) — центр лирического произведения — создает тот поэтический накал, который необходим широкому эпическому полотну, рисующему драматический отрезок исторического времени. Облик Блока («Это он в переполненном зале Слал ту черную розу в бокале»), голос Шаляпина («Будто эхо горного грома, — Наша слава и торжество!») дополняют достоверность картины.
В поэме существует еще одна и весьма значительная историческая параллель — образ Петербурга (не случайно первая часть имеет подзаголовок: «Петербургская повесть»).
Сквозной образ города, переходящий из одной части в другую, связывает прошлое и настоящее.
Образ, который вмещает в себя и гротескность Гоголя, и муки совести Достоевского. Город — немой свидетель людских драм и одновременно хранитель чего-то главного, что не исчезает с годами лихолетья.
Важным составляющим творчества, Ахматовой является мотив исторической памяти — «бег времени». Проникновенно он звучит в «Поэме без героя»:
Как в прошедшем грядущее зреет,
Так в грядущем прошлое тлеет —
Страшный праздник мертвой листвы.
Автор пытается понять причины прошлых в нынешних трагедий. Объединяя себя со всеми, она пытается судить и себя:
Разве я других виноватей?
Так в произведение входит мотив совести и вместе с ним осознание вины каждого за происходящее.
Две важнейшие темы — совести и памяти, — сливаясь воедино, высвечивают центральные образы поэмы. Это Автор — собирательный образ человека, ответственного за судьбу народа, страны, человечества, и Город — одухотворенный образ мно-голикости мира и в то же время его незыблемости. Сложная, многоплановая и многогранная поэма обретает стержень, основу повествования.
Проблема совести — аргументы из литературы. Аргументы к сочинению ...
... иной ситуации. Многие писатели затрагивали проблему совести. Один из них – Василь Быков, произведения которого заставляют задуматься о духовных потребностях человека. Обратимся к повести «Обелиск». Главный герой – ... Таким образом, могу сделать вывод, что совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. ( 3 оценок, среднее: 4.67 из 5) Сочинения по ...
Река времени уносит читателей в 1941 год. Казалось, потери остались в прошлом: канул в небытие мир юности, любви, страсти. Однако в «Эпилоге» вновь звучит мотив прощания — разлука с Городом. Уезжая и оплакивая его, поэт оставляет в нем часть своей жизни:
Тень моя на стенах твоих,
Отраженье мое в каналах…
Тяжелое предчувствие непрекращающихся жертв томнт и терзает душу. Драматическое настроение неотвратимости беды перекликается в «Эпилоге» с мотивами «Реквиема», в «Поэме без героя» возникает образ Матери.
«Эпилог» продиктовала война — время всенародного испытания, время великих потерь. Поэма заканчивается трагедийно, как и начиналась. Однако в завершающих строках звучит не трагическая опустошенность, свойственная началу поэмы, а героическая возвышенность подвига во имя Родины:
Долгу верная, молодая,
Шла Россия спасать Москву.
Эти строки можно считать предчувствием великой победы, а значит, завершением страшных потерь.