Как соотносятся в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» милосердие, справедливость и всепрощение?
Роман «Мастер и Маргарита» – это роман о событиях двухтысячелетней давности и о современной писателю действительности. В нем происходит осмысление основ того общества, которое создавалось в нашей стране в тридцатые годы. Булгаков проводит проверку общества опытом мировой культуры на уровне вечных ценностей и всеобщих нравственных принципов. Основы этого опыта заложены в Евангелие, поэтому гениальность произведения выходит за рамки того времени и поднимает общечеловеческие и общемировые вопросы: вера и истина, внутренняя свобода и несвобода, добро и зло, верность и предательство, а также справедливость, милосердие и всепрощение. На последних я и хочу остановиться.
Обратимся к толковому словарю, чтобы узнать точное значение этих понятий. Всепрощение – это полное прощение всего, всех обид, зла. Тему прощения автор раскрывает образом Понтия Пилата. По его вине был казнён невиновный философ Иешуа Га-Ноцри. И как бы Пилат ни хотел его спасти, он не смог пойти против власти. Понтий Пилат раскаивается в этой казни, у него появляется чувство вины. И он обречён на бессмертие, мучимый угрызениями совести. Это жестокое наказание. Ведь каждому человеку необходимо прощение; невозможно жить с постоянным чувством вины. Это не жизнь, а настоящий ад. Поэтому Понтий Пилат жаждет прощения. И он будет прощён через «двенадцать тысяч лун». За это время он искупит свою вину страданием.
Справедливость же (в словаре: «беспристрастность, в соответствии с истиной») в романе вершит Воланд – дух зла. Он судит в романе почти всех по их делам. Но может возникнуть вопрос: так ли она безупречна и правильна его справедливость? Ведь он наказывает жестоко Понтия Пилата, но ещё жестче Берлиоза и совсем не трогает Каифу, хотя он и есть главный виновник ужасной гибели Иешуа. Он нанял Иуду, он приказал арестовать философа, он приговорил его к смерти, а главное – именно на него, на его фанатичное упорство, как на каменную стену, наткнулись все отчаянные попытки Пилата спасти Иешуа.
Я все же считаю, что Воланд вершит истинную справедливость. Воланда не интересует судьба Каифы, так как он не собирается его прощать. За ним нет особой вины. Он делал всё это, в отличие от Пилата, в согласии с собой, со своими моральными принципами. Вина же Понтия Пилата в том, что он не сделал то, что, оставаясь самим собой, должен был сделать. ТО есть Воланд судит каждого по его вере. Что, на мой взгляд, и является истинной справедливостью в мире.
Мастер и маргарита казнь анализ. Анализ эпизода Понтий Пилат ...
... толпе на базаре?" – хриплым голосом спросил больной прокуратор и закрыл глаза. Каждое слово арестованного причиняло Понтию Пилату страшную боль и кололо в висок. Но арестованный, тем не менее, ... секретаря. Нет, к сожалению, - неожиданно ответил секретарь и подал Пилату другой кусок пергамента". Прочитав поданное, Пилат изменился в лице. Слушай, Иешуа, - заговорил прокуратор, "-ты когда–либо говорил ...
Воланд в романе является не только жестоким, но и отчасти милосердным судьёй. Он, наблюдая страдания Маргариты, после того, как она отдала своё желание Фриде, дал ей ещё один шанс. Он не просто дьявол; в нём есть человеческие качества. По толковому словарю милосердие – это готовность оказать помощь, простить кого-либо из сострадания. Этой чертой наделён не только Воланд, но и Маргарита. Это доказывает и эпизод с Фридой, когда Маргарита сжалилась над бедной женщиной и когда она пожалела ребёнка.
Это лишь некоторые примеры из романа. На самом деле роман полностью пронизан всепрощением, справедливостью и милосердием. Эти вопросы вечные. И, мне кажется, они будут волновать души людей ещё не одну тысячу лет. Поэтому роман Булгакова «Мастер и Маргарита» мы называем ГЕНИАЛЬНЫМ!
Март 2002 г.
Сочинение по литературе.
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/kak-sootnositsya-v-romane-miloserdie-vseproschenie-i-spravedlivost/
Сдано в г. В. Салда в школу №14 на 5.
Klipa!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
О гордыне, которая в романе «Мастер и Маргарита » лезет со всех строк и букв.
Почему считаю, что в романе Булгакова «Мастер и Маргарита «гордыня лезет со всех строк и букв.
Не хотел об этом писать более подробно, потому что меня лично от этого романа тошнит. И уж точно не намерен читать его еще раз.
Но раз сказал и у меня потребовали объяснений, так и быть, приведу их.
Считаю, что весь роман является ярким, красочным отражением той внутренней катастрофы, которая происходит в сознании типичного самовлюбленного обиженного интеллигентика, умеющего читать и писать и поэтому убежденного, что весь мир ему должен. Страдающего тяжелыми муками от того, что мир не хочет отдать свои «долги», не купает интеллигентика в лучах славы, не аплодирует и не стоит перед ним на колени.
Теперь более конкретно. 1. Воланд и его всемогучая свита, выставленная в романе в качестве главного предмета для восхищения, безусловного обожания — это совокупный образ гордыни, самодовольства, высокомерия, самовлюбленности и властолюбия, надменности и жестокости маленького обиженного интеллигентика.
Это все то внутреннее барахло, которое в нем выросло быстрее, чем его сознание смогло сформироваться по-настоящему. И которое успело там, внутри, стать самым главным, самым важным, самым почитаемым явлением.
И вот крутятся, крутятся мыслишки интеллигентика вокруг да около своего предмета обожания, в поисках способов оправдания своей любви к нему. Любви к тому самому, что является по сути отвратительным и совершенно нежелательным явлением. В итоге приходится придумать длинную и запутанную историю, чтобы это обожание приукрасить и выставить в ином лучезарном свете.
Так появляется, растет в своих масштабах и силе этот образ совокупной гадости внутри человека, переодетый в ангельские доспехи пером автора, очаровывая толпы таких же обиженных самовлюбленных интеллигентиков, как сам автор.
2. Мастер.
Это уже сам автор лично. Готовый ненавидеть весь мир за то, что он, этот мир, не поклоняется его таланту и мстит за это миру как угодно, с помощью кого угодно, лишь бы месть была полноценной, чтобы никому мало не показалось такое «важное» преступление – недооценка и даже критика жалких рассуждений одного самовлюбленного интеллигентика, не знающего иного смысла для своего существования, кроме как попадание в объятия славы любой ценой.
Проблема одиночества в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита
... тяжкой доли быть всегда одному. Сочинение: Проблема одиночества в романе Михаила Булгакова Мастер и Маргарита Воистину жемчужиной творчества Булгакова стал его роман «Мастер и Маргарита». Он не только позволяет проникнуться ... одиночество в обществе, где принято думать одинаково. Жертвой подобных гонений становится и мастер. Его поистине высокохудожественный роман не был оценен лишь оттого, что автор ...
«Ах не дают засиять в лучах славы, значит пусть получат на всю катушку!» Вот и весь мотив «мастера» — самозванца.
3. Параллельный сюжет на библейскую тему. Скверный трюк для манипулирования сознанием читателей, чтобы фиктивно- позитивным отношением к Тому, о Ком рассказывается в этом сюжете, автору удалось войти в доверие к читателю и сломать сопротивление его здравого смысла, его критического восприятия.
Довольно гадкий трюк, мягко говоря.
Тот, кто поклоняется главному врагу Христа в себе самом, пытается таким хитрым образом корчить из себя «своего» и почти-что «святого». И не только себя хочет выставить «своим», но и того, кого обожает и кому поклоняется. То есть — Воланада. Иными словами – выставить «своим» или «почти святым» свою гордыню, тщеславие, высокомерие, самодовольство, самовлюбленность, подлость и жестокость … Весь этот совокупный хлам….
4. Маргарита.
Это дурочка с ветром в голове представляет собой недоразвитое чувственное начало автора. Которое не дозрело до истинных чувств, мечтает и далее остаться рабом инстинктов, но так, чтобы это рабство окружающие воспринимали с восторгом, а не с отвращением. И получает помощь автора в этом «прекрасном» деле, корча из себя «загадочную красавицу».
5. Всякого рода другие персонажи, которых автор в целом считает никчемными людишками, не имеющими никакого смысла и ценности — это те, которых автор ненавидит, лишает головы, превращает в свинью или в психа, потому что они его обижают недостаточным количеством восторга его талантами. Именно поэтому автор в своем больном воображении обиженного интеллигентика творит с ними все, что ему хочется, веселится от всей своей недозрелой души.
6. Что касается масла, которое разлила Аннушка — данный роман в целом как раз и является этим маслом.
Оно разливается как щедрая намасленная лесть человеческой гордыне и высокомерию, тщеславию и зависти, ненависти и жестокости, подлости и лицемерию. И так обильно, что у разума неопытного читателя не остается никаких шансов не поскользнуться, не упасть под трамвай гордыни и других пороков, не лишиться головы навсегда.
Так и живут обезглавленные автором бедняжки-читатели, влюбленные в того, кто им голову отрезал и на блюдечке преподнес гордыне со всей ее свитой. Как говорится, обидно, но факт. Ужасный факт. Но куда же денешься от него?
Это вполне типичное проявление эгоцентрического мировоззрения. Это то состояние обиженного интеллигентика, которое сыграло огромную роль в убийстве великой страны СССР. Потому что послевоенное поколение во многом состояло из обиженных маминых сыночков, привыкших требовать конфету и плачущих, когда не дают, обижаясь на весь мир. Потому что жили под юбками и не знали, как строится страна и как защищается справедливость, как защищаются настоящие, самые главные права и возможности людей. Именно они усердно помогли убить страну, не выросшие до появления чувства ответственности и готовности нести на своих плечах бремя строителей счастливого настоящего и достойного будущего. Что касается Булгакова, то и в романе «Собачье сердце» очень ярко проявлено его собственное состояние недозрелого обиженного интеллигентика, требующего от мира восторженной оценки своих невероятных заслуг, но не способного осознать даже самое простое. То, что «ответственность за разруху в головах» несут профессора преображенские и писатели, а не рабочие или сантехники.
Магическое в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
... реальных героев в романе "Мастер и Маргарита" с его параллельно развивающимся древним, историко-религиозным и современным социально-историческими планами. И здесь нить глубокой преемственности связывает Булгакова с ... гениально. Мефистофель, одетый в черное; в дивно облегающем гибкую фигуру плаще на оранжевой, огненной подкладке…". В романе "Мастер и Маргарита" буфетчику из Варьете Воланд виден так: ...
И если ты, профессор или писатель, видишь эту разруху в головах, именно тебе должно быть стыдно за то, что не смог предотвратить ее.
А если вместо этого выпендриваешься, переполняешься «праведного гнева» против Шарикова и ему подобных, то демонстрируешь только собственное невежество и не зрелость. Тот хлеб с маслом или сыром, который ты жрешь по утрам, добивается более чистым и честным трудом, чем вся твоя врачебная или писательская деятельность. Потому что в этом масле нет такого количества гордыни и тухлой, гнилой неблагодарности. Страшна не внешняя толпа, в которой теряет себя человек и которую ругают все. Страшна внутренняя толпа пороков, которой служит человек фанатичным рабом.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
referat5vip.ru
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — одно из самых значимых философских произведений 20 века. В нем перед читателем предстает множество сложнейших вопросов, одним из которых является проблема справедливости. Стоит отметить, что этот вопрос в романе решается оригинально, нестандартно, необычно. У Булгакова носителями справедливости являются не кто иной, как Дьявол и его свита. Недаром эпиграфом, «представляющим» Воланда, писатель выбрал строки из поэмы Фауста «Гете»: Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. В «Мастере и Маргарите» очень точно и полно изображена картина советской Москвы 30-ых гг. 20 века. Булгаков создает образ безумного мира, живущего по неестественным законам. Из «нехороших квартир» здесь исчезают люди, везде царит засилье бюрократии, процветают взяточничество, распутство, приспособленчество, доносы и безнравственность в самом широком понимании этого слова. Но особенно мрачную картину являет собой литературный мир Москвы, куда попадает мастер, пытаясь опубликовать свой роман. Своеобразной моделью этого мира в произведении является МАССОЛИТ. Автор показывает, что ни один из трех тысяч ста одиннадцати членов этой многоуважаемой организации не выполняет свои непосредственные обязанности – не занимается литературным творчеством. Но зато все члены МАССОЛИТа с завидной энергией решают квартирные, продовольственные, дачные и прочие житейские проблемы. Все они — Берлиоз, Латунский, Лаврович, Рюхин – давно и твердо усвоили, что и как следует писать, чтобы обеспечить себе положение в обществе. Булгаков подчеркивает, что истинное творчество к поделкам этих конъюнктурщиков не имеет никакого отношения. Циничные, прагматичные, равнодушные ко всему, кроме своей карьеры, массолитовцы формируют литературную атмосферу времени. Безусловно, в этом обществе судьба мастера и его творения оказывается предопределенной: герой попадает в клинику Стравинского как душевнобольной. Неприятие романа о Пилате и травля, развернувшаяся против него в литературном мире, рождают в мастере глубокое отчаяние, ведь его лишили главного для художника — свободы творчества. Герой больше не хочет жить в мире, где царят «насилие, плохие стихи и социальный заказ». Отношение к описываемым им «московским порокам» писатель выражает с помощью Воланда и его свиты, посетившим столицу. Именно эти герои судят и наказывают провинившихся, именно они восстанавливают ту справедливость, которую никто, кроме них, восстановить не в силах. Так, уже в начале романа Воланд «расправляется» с председателем МАССОЛИТа Берлиозом – лживым, недалеким конъюнктурщиком, и его «подопечным» — молодым поэтом Иваном Бездомным. Мы узнаем, что Бездомный написал поэму, в которой отрицает существование Христа и высмеивает религию, христианскую веру: «И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор…» Но сделано это было не по внутреннему убеждению начинающего поэта, а в угоду власти, ради того, чтобы быть замеченным и обласканным. Однако Бездомный еще не так безнадежен, как его старший товарищ, он способен на преображение. А вот Берлиоз уже нет. Именно поэтому Воланд уничтожает Михаила Александровича, а Ивана Понырева «ставит» на путь исправления. Пожалуй, еще более подробно, чем массолитовцев, Булгаков описывает сотрудников Варьете, которые представляют собой скопище всевозможных пороков. Так, директор Варьете Степа Лиходеев — пьяница, лентяй, вор, распутник. Таковы же и его подопечные: администратор Варенуха, финдиректор Римский. Эти «персонажи» считают нормальным явлением брать взятки, хамить, подличать. Конечно, их «таланты» не мог не заметить Воланд. Именно поэтому Лиходеев моментально лишается своего «теплого местечка», очутившись в Ялте. А Римский и Варенуха «нос к носу» сталкиваются с нечистой силой и запоминают это на всю жизнь. Справедливому суду Воланда подвергаются и другие герои романа. Получает свое наказание председатель домкома, «великий взяточник» Никанор Иванович Босой, который за свои грехи оказывается в тюремной камере. Наказываются и многие другие жители Москвы, попавшие на сеанс «разоблачительной черной магии». Именно здесь вскрываются массовые пороки современного Булгакову общества: неумеренная тяга к деньгам, разврат, мещанство, невежество, жестокость. А в целом рисуется все та же картина «ада на земле»: «… в Варьете после всего этого началось что-то вроде столпотворения вавилонского. К Семплеяровской ложе бежала милиция, на барьер лезли любопытные, слышались адские взрывы хохота, бешеные крики, заглушаемые золотым звоном тарелок из оркестра». Но свита Воланда восстанавливает справедливость, не только наказывая. Так, Сатана позволяет воссоединиться мастеру и Маргарите, дарует им покой – то, в чем эти герои нуждались больше всего. Таким образом, суд Воланда не только суров, но и справедлив. Всем он воздает по заслугам, каждый получает то, что заслужил. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» одной из основных идей является идея справедливости. Ее в произведении воплощают «нестандартные» для этой темы герои – Дьявол и его свита. Тем самым автор подчеркивает, что в том «вавилонском столпотворении», что представляла собой Москва 30-ых гг. 20 века, только Сатане по силам было восстановить справедливость и каждому воздать по заслугам, – Добро здесь оказывалось бессильным.
М.А. Булгаков и его роман Мастер и Маргарита
... скажем несколько слов о самом М.А. Булгакове… 1. Личность М.А. Булгакова Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом – загадка. Неясны его политические взгляды, ... книжных источниках тех или иных слагаемых сюжета, философско-эстетических корнях романа и его морально-этических началах, о том, кто является главным героем произведения: Мастер, Воланд, Иешуа или Иван Бездомный (несмотря ...