В «Войне и мире» Толстой старался писать историю народа. Подлинным героем его произведения является русский народ, те Карпы и Власы, которые не везли в Москву продавать французам сено за большие деньги, а жгли его.
Народный характер войны сказался не только в духовном единении народа и прогрессивных слоев русского общества, но и в стихийном росте партизанского движения, развернувшегося на захваченной врагом территории. Не считаясь с правилами военного искусства, партизаны наносили сокрушительные удары по французам.
Увлекательно и интересно, с большим тактом и мастерством рисует Толстой партизанские рейды в тылу врага под командованием Дениса Давыдова, рассказывает о дьячке, ставшем во главе отряда, о старостихе Василисе, истребившей сотни французов.
«Дубина народной войны, — пишет Толстой, — поднялась со всею грозною и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупою простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».
Жизнь русского общества в один из интереснейших периодов его истории предстала в изображении Толстого во всей ее полноте благодаря тому, что в романе своем он рисовал людей различных общественных групп и сословий с позиций народных представлений о жизни. Писатель беспощаден ко всякого рода лжи, лицемерию, обману, общественному и семейному.
И он клеймит это, когда создает типы чуждого ему круга людей — высших сановников, представителей царского двора, чиновников, штабных офицеров, использующих войну в корыстных целях. И наоборот, он полон высокого воодушевления и оптимизма при изображении героев и героинь, близких его сердцу, — они «путеводители» мысли и чувства художника, воплощение его эстетических и нравственных правил. Такими предстают в романе Андрей и Пьер, Наташа Ростова и Мария Болконская, Кутузов и Багратион.
В «Войне и мире» Толстой стремился рассказать не только правду о душе человека, но и правду истории. И потому все противоречия «личной мысли» писателя ни в какой мере не умаляют художественных достоинств романа, не снижают уровня повествования. Этим романом-эпопеей Толстой вошел в мировую литературу как автор величайшего из когда-либо написанных произведений.
ActionTeaser.ru — тизерная реклама
Истинные герои и патриоты в романе «Война и мир» Л. Толстого. ...
... волновала Толстого. В своем произведении он постарался раскрыть данную тему по максимуму. Ложный и истинный патриотизм в романе «Война и мир» ... французам. Истинными патриотами показаны жители Москвы, которые уходя из , покидают жилища, так как считают невозможным остаться под властью самозванцев. Настоящими патриотами являются русские солдаты. Героями и истинными патриотами у Толстого ...
-
- Главный вопрос романа философский: в чём смысл и содержание человеческой жизни. Гончаров показал три типа жизненной философии, поэтому для романа характерен объективизм – явление, когда писатель не высказывает прямо своей позиции в произведении. Он показывает несколько точек зрения, а выбирать между ними должен сам читатель. Автор рассматривает личность в контексте эпохи, выявляет влияние на…
- Представителями передового, мыслящего дворянства являются Андрей Болконский и Пьер Безухов, к которым писатель относится с большой симпатией. Впервые Толстой знакомит нас с Андреем Болконским в салоне Анны Павловны Шерер, фрейлины императрицы, и описывает его внешность. Автор много внимания уделяет выражению скуки и недовольства на лице князя: у него был “усталый скучный взгляд”, часто “гримаса портит его…
- Вся жизнь Базарова — протест. Евгений умом сопротивлялся чувствам, отвергал их, несмотря на то, что они являются неотъемлимой частью жизни. Но ведь сердце не обманешь. Сердце поднимало бунт против разума, оно не могло согласиться с нигилизмом. Сердцем Базаров любил своих родителей, сердцем привязался к Одинцовой. В этой борьбе победило именно оно — перед смертью Базаров понимает всё…
- Одним из самых ярких образов романа является Наташа Ростова, вызывающая искренние симпатии читателя, несмотря на то, а может и благодаря тому, что писатель не стремился идеализировать свою героиню, показывая как красоту ее души, так и неблаговидность некоторых поступков, например, увлечение Анатолем Курагиным.
Все это вместе являет собой такую гармонию, что осмысливание этого образа не…
- На мой взгляд, Пьер – один из самых любимых и дорогих Толстому героев. Писатель показывает его в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии. Жизненный путь Пьера полон открытий и разочарований. В начале романа перед нами предстаёт толстый, массивный молодой человек с умным, робким и наблюдательным взглядом. Пьер Безуглов эмоционален, мягок, лёгко поддаётся…
- Элен Курагина — это абсолютная противоположность Марии. Элен, как и отец и брат обглодала хитростью, в отличии от Марии она была наделена красотой и необыкновенной улыбкой, но характер ее был мерзкий и ужасный. делала она все в пользу себе и своей семье, с Пьером Безуховым она связала семейный союз только из-за состояния, хотя он был в нее влюблен, но познал это поздно. После разрыва с Пьером,…
- 1.Наташа во время отступления русских войск от Москвы отдала поводы раненым А ведь на подводах было её приданое ,все ,что осталось у Ростовых ,так как они были разорены.2 .Деятельность Пьера и Андрея по улучшению жизни своих крестьян. 3.Пьер снарядил на свои деньги полк ( для борьбы с Наполеоном)4.Андрей Болконский защитил от насмешек и нападок капитана Тушина ,который со своими артиллеристами …
- Особое место в произведении занимает тема любви, которую автор раскрывает через женские образы в романе «Обломов» – образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.
Обеих героинь связывают сильные чувства к Обломову на определенном этапе его жизни, однако выражение любви у женщин имело разный характер, по-разному отразилось на судьбе Ильи Ильича.Как и мужские, женские образы в «Обломове» также…
- Илья Ильич Обломов происходит из богатого дворянского рода. Он умный, культурный человек, получивший хорошее образование, в юности был полон прогрессивных идей, мечтал служить России. Когда он начинает службу, совершенно очевидно, что он стоит значительно выше своих петербургских знакомых: Волкова, Пенкина, Судьбинского. Илья Ильич по характеру честен, добр, кроток. Его друг с детских лет,…
- Истинное и ложное… Эти понятия на протяжении всего романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и Мир» тесно переплетаются друг с другом. Я считаю, что в романе истинная и ложная красота наиболее полно раскрыты в образах Элен Курагиной и Наташи Ростовой.Впервые с Элен Курагиной мы встречаемся на вечере у Анны Павловны Шерер. Элен так хороша, что нет человека, который бы не восхищался этой красотой:…
Особенности жанра романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого
Почему люди не понимают друг друга? Декабрьское итоговое
... что когда-нибудь на Земле все люди придут к какому-то общему пониманию вопросов, начиная от «В чем смысл жизни?» и заканчивая «Какого цвета обои выбрать?». Люди не понимают ... человека. Такой пример можно найти в романе Тургенева ... людьми. Сочинение Вопрос «Почему люди друг друга не понимают?» ... непониманий произошла трагедия – Ромул убил собственного брата. Основная причина, по которой люди не понимают ...
Сочинения › Толстой Л.Н. › Война и мир
Готовые Домашние Задания
Любое литературное произведение можно отнести к какому-либо жанру — эпическому, лирическому, драматическому. “Война и мир” — большое и сложное произведение. К какому же жанру следует его отнести?
Некоторые видят в произведении прежде всего исторический роман, в котором рассказывается о нашествии войск Наполеона на Россию, а также о людях, живших в то время. Но так ли это? “Война и мир” — не просто повествование об исторических событиях.
Это заметно, даже если внимательно посмотреть на композицию романа. Описание жизни обыкновенных семей, таких как Ростовы, Болконские и другие, чередуется с описанием сражений, военных действий, рассказами о личностях Наполеона, Кутузова. Одновременно мы видим картины совершенно иного рода.
Люди знакомятся, расстаются, объясняются в любви, женятся по любви и по расчету — то есть живут обычной жизнью. Перед глазами читателей проходит целая вереница встреч в течение многих лет. А история не стоит на месте. Императоры решают вопросы войны и мира, начинается война 1812 года.
Народы Европы, забыв о своем доме, семье, направляются в Россию завоевывать ее. Во главе этих войск стоит Наполеон. Он уверен в себе и высоко себя ставит. А Л. Н.
Толстой, как бы незаметно сравнивая его с мирными людьми, показывает, что Наполеон вовсе не гениален, что он просто авантюрист, как и многие другие, не носящие громкого титула и не увенчанные короной императора.
Одна из особенностей “Войны и мира” — большое количество философских отступлений. Не раз в них автор рассуждает о том, что вовсе не Наполеон был причиной войны.
Толстой пишет: “Точно так же, как в трафарете нарисуется такая или другая фигура не потому, в какую сторону и как мазать по нем красками, а потому, что по фигуре, вырезанной в трафарете, во все стороны было мазано краской”. Один человек не делает историю.
Чем-то похож на Наполеона и граф Ростопчин, уверенный в том, что сделал все для спасения Москвы, хотя, по сути, не сделал ничего.
Есть в “Войне и мире” люди, которых действительно волнует вопрос жизни и смерти России. Один из них — М. И. Кутузов. Он понимает обстановку и пренебрегает мнением других о себе. Он прекрасно понимает и князя Андрея, и карьериста Бенигсена, и, по сути, всю Россию. Он понимает людей, их устремления, желания, а значит, и отечество. Он видит, в чем благо для России и для русского народа.
Алексей Николаевич Толстой. Роман «Петр І»
... в будущее страны и народа. Алексей Николаевич Толстой. Роман «Петр первый» Толстой Алексей Николаевич, русский писатель. Чрезвычайно разносторонний и ... с легкой насмешкой. Во время Первой мировой войны писатель был военным корреспондентом. Впечатления от увиденного ... повествования о Петре Первом и его эпохе. В угоду противопоставления старого и нового миров Толстой преувеличил отсталость, ...
М. И. Кутузов это понимает, а Наполеон — нет. На протяжении всего романа читатель видит эту разницу и симпатизирует Кутузову.
“Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы”, — пишет автор.
Но почему человек должен жить второй жизнью, где он теряется как личность и служит бессознательным орудием истории? Зачем нужно все это?
И Л. Н. Толстой призывает в своем романе закончить ненужные, бессмысленные войны и жить в мире. “Война и мир” — это не просто исторический роман, это проект построения нового духовного мира. В результате войн люди покидают свои семьи, становятся безликой массой, которую уничтожает точно такая же другая масса. Л. Н.
Толстой мечтал о прекращении войн на земле, о том, чтобы люди жили в согласии, отдаваясь своим печалям и радостям, встречам и расставаниям, были свободными духовно.
Те, кто читает эту книгу, не просто воспринимают чужие суждения, а переживают вместе с героями, проникаются их чувствами и через них общаются с Л. Н. Толстым. “Война и мир” — это своеобразная священная книга, подобная Библии. Главная ее идея, как писал Толстой, — “основание новой религии… дающей блаженство на земле”.
Но как создать этот мир, преисполненный благодати? Погибает князь Андрей, который нес образ этого нового мира. Пьер решил вступить в тайное общество, которое опять же насильственными мерами постарается изменить жизнь людей. Это уже не будет идеальным миром. Так возможен ли он вообще?
Видимо, этот вопрос Л. Н. Толстой оставляет читателям для размышления. Ведь для изменения мира необходимо изменить свою собственную душу. Как это пытался сделать князь Андрей. А изменить себя в силах каждый из нас.
Сочинения по теме:
- «Неосознанный поступок» героев и что из этого вышло. Дуэль Долохова и Пьера сочинение
- Историческая хроника, роман или поэма? Что же такое «Война и мир»? сочинение
- Взгляд на военные события 1812 года в произведениях русских классиков (Л.Н. Толстой «Война и мир») сочинение
- Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого сочинение
«Война и мир»: особенности жанра и образ автора
Сам Лев Николаевич Толстой отказывался определять жанр своей книги. В статье «Несколько слов по поводу «Войны и мира» он писал: «Что такое «Война и мир»? это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».
Вот так: не роман, не поэма, а просто книга. Может быть, не так уж важно, каков жанр этого произведения? Поверьте, очень важно: не увидев жанровое своеобразие, мы не сможем понять позицию и роль автора-повествователя и автора произведения, не поймем художественной идеи произведения.
Война 1812 года в изображении Л.Н.Толстого (по роману «Война и мир»)
... войны 1812 года». Отношение человека к народу, его близость или отдалённость от него – главное для Толстого. Автор говорит, ... зарождение декабристских мыслей. Эти истоки совпали с Отечественной войной 1812 года. Писатель исследовал эту эпоху, обращался ко множеству ... года. В эпопее «Война и мир» рассказывается о двух войнах, но главная тема – это война 1812 года. Это была справедливая народная война ...
Справедливости ради надо заметить, что, не давая точного определения жанра, Толстой иногда все же сравнивал свое творение с «Илиадой» и «Одиссеей», тем самым указывая на очень существенный жанровый признак — близость произведения к народно-героической эпопее, а не к традиционному историческому роману или масштабному очерку нравов, или семейной хронике, как думали некоторые критики.
Роман Толстого охватывает целую эпоху, эпоху во многом переломную, и поэтому очень ярко высвечивающую как жизнь одного человека, так и всего народа. Действие его происходит на огромных пространствах России и Европы. Поистине космический взгляд на мир человека, народа, мира.
А чей взгляд? Если это исторический роман или семейная хроника — то ответ ясен и прост: автора-повествователя. Если это роман-эпопея, то тогда — обобщенные автором взгляды героев войны и героев мира. Причем взгляды, подвергшиеся очень пристальному художественно-философскому анализу самого автора.
Образ же автора именно в романе-эпопее, как правило, неразделим со своим творцом.
Очень интересное наблюдение по этому поводу сделал известный литературовед В. Днепров: «В романе нет анонимного автора, так или иначе подчиняющего его течение своей концепции. Автор всеми точками совпадает с Толстым, и высказываемые им взгляды или отношение к изображаемому — открытые взгляды и отношение самого Толстого. Это ставит преграду его вмешательству в объективный ход событий».
Толстой объясняет происходящее, оценивает его. При этом событие и герои существуют самостоятельно. Поэтому мы можем согласиться со взглядами и отношением Толстого, а можем найти свое истолкование.
Сделаем короткий вывод: «Война и мир» не только по широте охвата времени и пространства, но и по художественным задачам, поставленным и решаемым автором, представляет собой роман-эпопею.
Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/tolstoj_l_n/vojna_i_mir_osobennosti_zhanra_i_obraz_avtora/64-1-0-648
Жанровые особенности романа Война и мир Л.Н.Толстого (стр. 1 из 3)
Доклад
Жанровые особенности романа «Война и мир» Л.Н.Толстого
Ива Зюзина
IIIкурс, ф.н. 4636
Русская филология
Роман «Война и мир» – произведение большого объема. Оно охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни России и более пятисот различных героев. Среди них есть реальные действующие лица описываемых исторических событий, вымышленные герои и множество людей, которым Толстой даже не дает имен, например «генерал, который приказал», «офицер, который не доехал».
Таким образом писатель хотел показать, что движение истории происходит не под влиянием каких-либо конкретных личностей, а благодаря всем участникам событий. Чтобы объединить такой огромный материал в одно произведение, автор создал не использованный до этого ни одним из писателей жанр, названный им романом-эпопеей.
Художественные особенности романа «Война и мир. Толстой Л.Н. ...
... Война и мир относится к роману эпопее, необходимо разобраться, что собой представляет данный жанр и в чем его особенности. Так вот, роман-эпопея раскрывает грандиозные события страны, все стороны жизни общества и ... неотъемлимые и необходимые черты «Войны и мира». Сама художественная задача - эпического охвата громадных пластов исторической жизни - требовала именно сложности, а не легкости и простоты ...
Это одно из немногих в мировой литературе 19 века произведений, к которому по праву предлагается наименование романа-эпопеи.
В романе описываются реальные исторические события: Аустерлицкое, Шенграбенское, Бородинское сражения, заключение Тильзитского мира, взятие Смоленска, сдача Москвы, партизанская война и другие, в которых проявляют себя реальные исторические личности.
Исторические события в романе выполняют и композиционную роль. Так как Бородинское сражение во многом определило исход войны 1812 года, описанию его посвящено 20 глав, оно является кульминационным центром романа.
Произведение вместило картины битвы, сменяющиеся изображением мира как полной противоположности войны, мира, как существования сообщества многих и многих людей, а также природы, то есть всего того, что окружает человека в пространстве и во времени.
Споры, непонимание, скрытые и откровенные конфликты, страх, неприязнь, любовь… Все это настоящее, живое, искреннее, как и сами герои литературного произведения.
Поразительна широта охвата русской нации в произведении: дворянские усадьбы, аристократические столичные салоны, деревенские праздники и дипломатические приемы, величайшие сражения и картины мирной жизни, императоры, крестьяне, сановники, помещики, купцы, солдаты, генералы. Более чем с 500 действующих лиц встречаемся мы на страницах романа.
Все они, особенно положительные герои, находятся в постоянном поиске. Любимые герои Толстого не безупречны, но они стремятся к совершенствованию, ищут смысл жизни, успокоенность для них равнозначна духовной смерти. Но путь к истине и правде труден и тернист. Герои, созданные Толстым, отражают нравственно-философские изыскания самого автора романа.
3-ий и 4-ый тома посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 года, которую Россия вела на родной земле. В эпилоге действие происходит в 1820 году.
Сложнейшая художественно-историко-философская ткань романа сплетается из бытописания и исторических картин, из изображения эпохальных событий в жизни народа и кульминационных минут жизни частных лиц — великих и неизвестных, реальных и вымышленных; из речи повествователя и страстных монологов самого автора, как бы вышедшего на авансцену и отстранившего своих героев, остановившего действие романа, чтобы о чем-то наиважнейшем поговорить с читателем, резко оспорить общепринятую точку зрения профессиональных историков, обосновать свои принципы.
Самая первая и общая тема всякого эпоса – война и мир. Заглавие в высшей степени отвечающее тому «духу эпоса», которого , как признанно всеми, исполнена книга Толстого.
То, о чем рассказывает тема и основное событие книги: это война и мир, так и в композиции основное деление осуществляется на главы на «мирные» и «военные», сменяющие друг друга. В тоже время смысл заголовка как будто двоится – а именно значение второго понятия: мир.
«Мир» в тексте романа Толстого, по своей сущности, непереводим. Это не толъко тот «мир», который противоположен войне, признак тишины, покоя и согласия, но и «мир», который является в смысле значения космического — «весь свет» или «все люди».
Описание партизанской войны в романе «Война и мир»
... Война и мир». Партизанская война совершенно неподвластна правилам военной науки. во время народной войны не стоит ждать классических сражений двух больших армий Сначала Толстой говорит о партизанском движении в романе «Война и мир» ... силы. Не беспокоясь о трудностях походной жизни, партизаны буквально играючи захватывают вражеских солдат в плен и освобождают русских военнослужащих. Об этом можно ...
В «миру» у автора дано специфическое значение мирской жизни, вся безграничность связей в человеческой жизни с ее пестротой отношений, мнений, событий, постижимых или нет целей, в которых необходимо ориентироваться и принимать решения.
Эта жизнь «в миру», являющаяся образом «безурядицы вольного света», противопоставлена другому значению «мира» в романе Толстого. В контексте романа, другое значение «мира» является антиподом слова «земли», которое доближается уже по смыслу к слову «небо» и ресемблирует с понятиями о Боге, вере и смерти.
Мир — не просто общая связь человеческой жизни, которая не раз представлялась персонажам книгам Толстого хаосом, игрой случая, но это и особая целесообразная связь, гармоническое целое, «царство правды».
Имеют место немало попыток изучения основной композиции романа, принципиально различные по своему подходу. Сначала исследователи видели свою задачу в том, чтобы найти в романе главнейшие этапы развития действия, какими они должны быть по общепринятым понятиям о композиции – завзязка, кульминация, развязка.
Из авторских работ на эту тему можно отметить Т.
Л Мотылеву, которая уточняет в своих исследованиях, что несмотря на отсутсвие завязки в общепринятом смысле этого слова – исходного события, которое бы определяло в дальнейшем развитие действия, еще с первых страниц произведения имеет место назревающий конфликт, который лежит в основе эпопеи.
А именно: противоречие и назревающая война между русским государством и наполеоновской армии. Основной пружиной действия является конкретное углубление и развитие этой сюжетной линии, кульминацией повествования можно считать Бородинское сражение, а развязкой – изгнание Наполеона из России.
В таком случае место самой развязки довольно необычное – так как действие романа не прекращается после нее. Этот традиционный взгляд на композицию романа, по мнениям других исследователей, представляет собой слишком общую схему, которая не охватывает полноту и логику сюжетных линий романа, как и не подчиняет себе многих процессов жизни, изображенных в книге.
Другую попытку толкования композиции романа можно отметить в работах Б.Бурсова, который решает отойти от традиционной теоретико-литературной схемы.
Он придерживается теории об отдельных композиционных центрах «Войны и мира», какими являются в ней наиболее значителъные моменты исторического события, но взятые по отдельности. В первом томе таким центро, по мнению Бурсова, является Аустерлицкое сражение, а в третьем – Бородинское.
При чем здесь значимость Бородинского сражения рассматривается, не только как композиционный центр третьего тома, но и всего произведения в целом.
В этой разработке рассматриваются соотношение в романе фактической стороны и вымысла, войны и мира, рассуждений автора и повествовательной части, элемента сценического и описательного.
В результате, данный труд рассматривает особенности жанровой композиции романа отдельно от конкретных взглядов писателя на жизнь, от особенностей его мировозения.
Народные герои в романе «Война и мир» – по “Война и мир” Толстой Л. Н
... и доверием. Народная эпопея « Война и мир » проникнута искренним сочувствием народным массам, вынесшим на своих плечах все тяготы войны. Вот почему это великое произведение Л. Н. Толстого является непревзойденным литературным памятником героям Отечественной войны ...
Метод, который не был принят другой частью исследователями, которые делали акцент в своих разработках именно на нравственно-философских идей автора и рива. азработке был принят ния. вает особенности жановой композиции романа отдельно от конкретных взглядов писателя на жизнь, конкретного романа ( В. Селинов, С. Леушев).
Конечно, без учета философской основы романа нельзя понять и приемов его построения. Здесь все определяется стремлением писателя художестенно обосновыввать свой взгляд на людей, на жизнь, на общество.
Авторский вымысел занимает не меньшее место в романе, чем достоверный материал по значимости, и содержит также немало философских посылок в осмыслении не только военных действий, но и в повседневной гражданской и бытовой жизни людей.
Особенное внимание уделено роли народных масс в истории, этических представлений лучших и мыслящих людей из передовых семей дворянства, материальным и карьеристким побуждениям правящего сословия, проблем любви, брака и семьи.
Вымысел в романе расширяется и от намерений писателя, помимо исторического события, показать и во всей полноте жизнь людей, прямым образом не всегда связанной с происходившей войной.
По словам самого писателя, отраженным в черновом варианте предисловия, свою задачу он отличает от задачи историка: «Историк и художник, опиисывая историческую эпоху, имеют два совершенно различные предмета.
Как историк будет не прав, ежели он будет пытаться представить историческое лицо во всей его цельности, во всей сложности отношений ко всем сторонам жизни и тем невольно упуская и заслоняя главную свою задачу – указать на участие лица в историческом событии, так художник не исполнит своего дела, понимая лицо так, как историк, представляя всегда его в значении историческом» (13,57).
Точно эти слова самого автора показывают, что он считает своей обязанностью коснуться всех сторон жизни и, конечно, осветить их с философской точки зрения. Писателем поставлена задача создать эпопею, т.е. как ему кажется, полную картину жизни общества начала века со всеми видами быта и нравов крепостной Росии. Главным образом ютим намерением объясняется исключительная полнота описания бытовых явлений жизни – рождения и смерти человека, переживаний влюбленных, охоты, картежной игры, дуэли, болезни, неповиновения крестьян барыне, переживаний матери солдата, отравления влюбленной, религиозных чувств человека – одним словом, всего, чем жил тогда человек. На протяжении чтения всего романа можно увидеть как писатель старается во всей полноте охватить жизнь эпохи, описать жизнь челеовечества на определенном историческом этапе, показать черед событий и как именно жили тогда люди.
«Война и мир»: жанр и особенности романа :
Вопрос о жанре «Войны и мира» является одной их наиболее сложных тем на школьных уроках.
Обычно ученики затрудняются с ответом ввиду большого объема данного произведения, который не позволяет с первого раза понять все особенности книги.
Поэтому в ходе прочтения необходимо обращать внимание школьников на основные моменты в построении композиции, которые помогут определиться с жанровыми особенностями романа.
Особенности сюжета
Проблема жанра «Войны и мира» напрямую упирается в сюжет произведения. Роман охватывает несколько десятилетий в жизни главных героев.
Война в романе Тихий дон (гражданская война)
... войн, которые сильно различаются друг от дружки. Но так же, есть нечто схожее, что помогает соединить их и делает схожими, - бесцельность и алчность. Война в романе Тихий дон ... и мучения народа. Вникая в сюжеты, читатель ощущает волнение и ужасный приход гибели. Гражданская война была не ... по большой любви, в семье поменялись устои и правила, что называется, запахло новой жизнью. Отношение мужа сестры ...
Основное же внимание автор уделяет периоду борьбы русского народа с французской армией Наполеона.
Однако русский народ считается главным действующим лицом произведения. Поэтому жанр «Войны и мира» следует определять как эпопею. Широкий обхват событий определил и особенности сюжета. Герои произведения действуют на фоне исторических событий начала 19 века. Они оказываются втянутыми в военные события рассматриваемого периода, и их судьбы и жизни оказываются зависимыми от перипетий войны.
Исторический фон
При определении жанра «Войны и мира» следует учитывать и историческую основу сюжета.
Автор не просто ограничился описанием борьбы русского народа за освобождение от французского нашествия, но и изобразил панораму русской общественной жизни начала 19 века.
В центре его внимания – жизнь нескольких дворянских семей (Ростовых, Болконских и других).
Однако он не обошел вниманием и жизнь простого народа.
Книгу можно назвать своеобразной энциклопедией русской истории начала царствования Александра I. Л. Н. Толстой привлек большое количество архивного материала для изображения реальных событий и исторических лиц.
Поэтому его произведение отличается правдивостью и достоверностью.
Персонажи
Традиционно принято выделять троих главных героев произведения – Наташу Ростову, Андрея Болконского и Пьера Безухова.
Именно в их образах писатель воплотил лучшие качества, присущие дворянскому сословию рассматриваемого времени.
Такое большое количество действующих лиц придало масштабность художественному произведению, что еще раз доказывает, что роман «Война и мир» — это произведение эпического характера.
Сюжетные линии
Для определения жанра книги необходимо также обратить внимание на большое количество сюжетных повествований в произведении.
Помимо главных историй – линии Пьера, Наташи и князя Андрея – в романе имеется большое количество дополнительных вспомогательных зарисовок из жизни общества рассматриваемого времени.
Толстой описывает ряд дворянских семей, которые так или иначе влияют на основной сюжет.
Герои романа «Война и мир» принадлежат к самым разным слоям общества, и это осложняет композицию повествования. Помимо светских картин писатель очень правдиво показывает подъем народного духа во время нашествия французов. Поэтому военная тематика занимает видное, пожалуй, даже главное место в повествовании.
Изображение войны
Толстой в своем произведении акцентировал внимание на народном характере войны. Именно простой русский народ по праву считается главным действующим лицом всей книги. Поэтому произведение и принято называть эпопеей. Такая задумка автора определила особенности сюжета. В тексте жизнь дворян во время общей беды тесно переплетается с жизнью простых людей.
Герои романа «Война и мир» на какое-то время вырваны из привычного круга их жизни и оказываются в самом страшном эпицентре событий.
Князь Андрей получает смертельное ранение, Пьер попадает в плен к французам и вместе со своим новым другом, обычным крестьянским мужиком Платоном Каратаевым, претерпевает все тяготы неволи, Наташа вместе с семьей покидает Москву и ухаживает за ранеными.
Таким образом, писатель показал, как в момент опасности все население России объединилось для борьбы. Это еще раз доказывает, что произведение «Война и мир» — это роман-эпопея.
Основные события
О том, что книга написана в духе эпоса, свидетельствует тот факт, что наиболее важные ключевые события повествования носят масштабный характер. Например, ранение князя Андрея на поле Аустерлица, когда произошел переворот в его мировоззрении, — это сцена, которая поражает читателя грандиозностью и широтой панорамы.
Ведь эта битва была одной из самых главных в ходе наполеоновских войн, в ней было задействовано большое количество участников, и она имела огромное значение для укрепления успеха Франции. То же самое можно сказать про Бородинское сражение.
«Война и мир» — это роман, в котором автор стремился в первую очередь показать общий порыв всего русского народа в борьбе с врагом. И сцена данного боя лучше всего показывает патриотический подъем всех участников.
Пьер как может помогает простым солдатам во время артиллерийской атаки, и, хотя он совершенно не умеет обращаться с оружием, тем не менее действует в меру своих сил для того, чтобы помочь бойцам.
Писатель показал историю России начала 19 века с помощью изображения социальной и культурной жизни всех ее сословий. Поэтому его книга по праву считается самой известной и значимой эпопеей в литературе указанного столетия. И только в 20 веке М.
Шолохов сумел создать столь же грандиозное полотно народной жизни в романе «Тихий Дон».
Проблематика жанра Война и мир
Проблема жанра
Еще современники писателя отметили сложность и проблематику жанровой природы произведения «Войны и мира». Н. Страхов увидел в этом произведении семейную хронику. И. Тургенев подчеркивал, что в нем соединились черты эпопеи, исторического романа и очерка нравов.
«Войну и мир» сравнивали то с «Пармской обителью» Стендаля, то с «Отверженными» В. Гюго, то с романами В. Скотта. Но толстовское произведение превосходило любое из них по широте охвата действительности проблематике. Сам автор затруднялся определение жанра своего произведения.
«Война и мир»
Писатель назвал свое произведение просто книгой, как Библия, где соединено множество разнопланового материала. Толстой признавал влияние эпической традиции на свое творение: как в «Илиаде», отдано предпочтение общественной жизни над частной, личной.
С народным эпосом и героической поэмой «Войну и мир» роднит тема народного подвига в войне 1812 года.
жанра произведения
Хотя истории писатель уделяет огромное внимание (ей посвящены 186 глав из 333), выводит на страницах произведения и императоров (Александр І, Наполеон, Карл XII, Фридрих Прусский), и их полководцев (Кутузов, Мюрат, Даву), подробно описывает несколько битв, наконец, создает собственную концепцию истории, «Война и мир» не укладывается не в какие рамки исторического романа. История здесь не фон, а полноправный объект изображения, как и любой из героев романа. В произведении Толстого иногда трудно провести границу между историческим событием и эпизодом из личной жизни героев.
Бесспорным является и тот факт, что в «Войне и мире» есть черты семейной хроники. Толстой подробно рассказывает о семьях персонажей изображенных в его романе. Но их описанием произведение не исчерпывается. Вообщем семейная хроника тоже своего рода является проблематикой жанра «Войны и мира».
В XX веке большинство исследователей относили «Войну и мир» к эпопее, отмечая объем произведения и проблемно-тематическую энциклопедичность. Действительно объем «Война и мир» довольно внушительных размеров не только для своего времени, но и для сегодняшнего.
ActionTeaser.ru — тизерная реклама
«Я старался писать историю народа», — говорил Лев Николаевич Толстой о замысле романа «Война и мир».
И действительно, его величайшее по своему идейному содержанию произведение отражает историю жизни всего русского народа, всех его слоев, в период до, во время и после Отечественной войны 1812 года.
На первый взгляд может показаться, что роман «Война и мир» назван так потому, что в нем отражаются две эпохи жизни русского общества: период войн против Наполеона 1805-1814 годов и мирное время. Однако сводить смысл произведения только к такой трактовке было бы крайне ошибочно.
Пятнадцать лет, начиная с 1805-го и заканчивая 1820 годом, с невероятной достоверностью и точностью запечатлены в романе.
С необычайным художественным мастерством, и в то же время точно соблюдая историческую правду, писатель рисует картины Отечественной войны 1812 года: переход французской армии через пограничную реку, отступление русских войск в глубь страны, драматическую сдачу Смоленска.
Он пишет о назначении Кутузова главнокомандующим и о роли этого события для нашей армии; описывает определение новой стратегии и тактики армии, в ярких красках рисует Бородинское сражение, совет в Филях, вынужденную сдачу Москвы; отражает значимость и силу партизанского движения; демонстрирует фланговый марш Кутузова; ведет нас за собой по местам Тарутинского сражения; показывает разгром французских войск и триумфальную победу русских. Однако, широко охватив военно-исторические события тех времен, Толстой создал не просто летопись русской военной жизни, он представил нам наиболее полную и достоверную энциклопедию человеческих характеров и судеб, раскрыл влияние на их жизнь и их духовный мир глобальных исторических событий.Показывая действительность такой, какова она есть, автор «Войны и мира» подвергает суровой критике ее темные стороны, беспощадно осуждает «злые начала», уродующие красоту жизни: «Над всем полем, прежде столь веселокрасивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма, и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?» Показывая весь ужас войны, рисуя жестокие, страшные картины человеческий смерти, писатель стремился показать ее нецелесообразность, античеловечность, антигуманность. Он взывал к душам людей, от которых зависит история, которые принимают необдуманные решения и посылают народы на гибель. «Война есть самое гадкое дело в жизни, — говорит князь Болконский, — надо понимать это и не играть в войну».Всемирной трагедией обернулось для русского народа начало Отечественной войны: «12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть свершилось противное человеческой природе событие». Толстой описывает военные действия не с целью воссоздать хронологию событий, а с надеждой на объединение людей доброй воли, которые, взявшись за руки, сумеют противостоять тем, кто навязывает народам войны. Таким образом, подробно и точно изображая войну, автор на самом деле призывает людей к борьбе за мир.Л. Н. Толстой действительно связывает название своего романа со словом «мир» в значении «отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми». Свидетельством тому являются эпизоды, в которых звучит тема осуждения войны, выражается мечта о мирной жизни людей. Однако значение слова «мир» в произведении Толстого носит также более широкое значение, чем просто призыв к мирной жизни. Перед нами действительно раскрывается весь широкий и многообразный мир России.Петербургские салоны, их посетители, великосветские балы, званые обеды, дуэли, визиты, увеселения и кутежи, охота, любовные увлечения, разгул, разврат и измены. Таким предстает перед нами высший свет. И рядом со всем этим — Святки, встреча ряженых, бунт богучаровских крестьян, жизнь дворянской усадьбы, зарождение идей декабризма. Помимо этого — фальшивые ритуалы масонов, законодательная деятельность Сперанского и многие другие стороны русской жизни.Мир богатых и мир бедных, мир дворянства и мир крестьян, мир эгоизма и бездуховности и мир высокой нравственности и морали раскрываются перед нами во всей своей правдивости, точности и полноте, со всеми своими недостатками,- изъянами или, наоборот, со всей гармонией и стремлением к всеобщему счастью.Толстой рисует нам мир светских салонов, но основное его внимание все-таки сосредоточено на народе. Именно русский народ, простые русские люди являются для писателя воплощением правды, справедливости, носителями высшей духовности и цельности.
Не случайно все герои, которые вызывают у нас симпатию и любовь, тем или иным образом связаны с народом. Русские крестьяне, солдаты, простые труженики — вот тот огромный мир, то, что является движущей силой истории, вершителем, поильцем и кормильцем, создателем и хранителем основных материальных и духовных ценностей — хранителем самой жизни.
«Мир» в романе — это и необъятные просторы Земли. Это великолепные, красочные пейзажи, помогающие наиболее точно понять обстановку, в которой живут и действуют герои, их состояние и ход мыслей, характер их переживаний, весь эмоциональный мир героев.В важнейшие минуты жизни этот мир приобретает по-настоящему космические, вселенские масштабы, отражая взаимосвязь всего происходящего с человеком и вокруг него: «Свет был так силен и звезд на снеге было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд не было заметно . На небе было черно и скучно, на земле было весело». Не случайным является и то, что картины русской природы даны у Толстого не сами по себе, а в восприятии его персонажей. Иногда же красота пейзажа в романе призвана подчеркнуть бессмысленность и жестокость кровопролитных войн, или уродство человеческих отношений, или низость и пустоту человеческой души.Сложнейший мир человеческой души — еще одна сторона понятия «мир» в заголовке романа. С одной стороны, великое душевное богатство Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, княжны Марьи, с другой — примитивный мир души светских трутней, таких как Курагины, Несвитский, Жерков, Шерер.Рисуя обычную, повседневную жизнь Ростовых, Курагиных, Болконских, Безуховых, Друбецких, Бергов, со всеми их радостями и горестями, влюбленностями и разочарованиями, болезнями и восторгами, писатель воссоздает сложнейший и изменчивый мир человеческих отношений, мир обыкновенного человеческого счастья и несчастья.Однако на этом многообразие чувств, мыслей, понятий, ассоциаций, связанных с «миром», в романе Толстого вовсе не заканчивается. Умение и способность жить «миром», то есть дружно, сообща, помогая и поддерживая друг друга, — еще одна из сторон человеческой жизни, имеющая очень важное значение для автора «Войны и мира». Способность жить и уходить «с миром», подобно Платону Каратаеву, — тоже немаловажная деталь в произведении. И этот список можно продолжать и расширять бесконечно.
Создавая роман «Война и мир», Л. Н. Толстой ставил перед собой задачу «заставить любить . жизнь, в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях».
Это стремление также заключено в названии произведения: жизнь людей в мирное время и во времена тяжелых испытаний, изменения, происходящие с героями, трудности их судьбы и поиск путей преодоления этих трудностей, поиски себя и смысла жизни — все отражено в этом гениальном романе. А еще — понятие всемирного, общечеловеческого зла (в образе войны) и добра, гармонии, красоты (в образе мира).
ActionTeaser.ru — тизерная реклама
Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/russkaya-literatura/sochineniya-10-klass/12122-smysl-nazvaniya-romana-l-n-tolstogo-vojna-i-mir
«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» В ОСНОВЕ РОМАНА Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
10 класс
Сочинения по русской литературе
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/jiznennyie-uroki-romana-voyna-i-mir/
«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» В ОСНОВЕ РОМАНА Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
Л.Н. Толстой всегда выступал против войны. Он был убежден в том, что «придет время, когда не будет больше войны». И это время станет самым счастливым для всего русского народа.
Однако в памяти современников свежо было время, когда шла длительная, жестокая и кровавая война — война с французской армией, армией захватчиков, мародеров и грабителей.
И исход этой войны зависел только от того, насколько крепок будет патриотизм русских людей, насколько сильно сплотятся они в борьбе с врагом. Потому главным действующим лицом в романе «Война и мир» стал именно русский народ.
«Для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли будет под управлением французов в Москве, — отмечает автор. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего».
Русские солдаты ежедневно совершали подвиги во имя свободы родной земли и во имя воцарения мира. Именно поэтому, в отличие от кампаний 1805-1807 годов, эта война характеризуется писателем как народная битва, значимая и оправданная в глазах всех людей.
Перед лицом всеобщей угрозы, перед лицом жестокого врага сплотились в единое целое все многообразные силы России: «все население, как один человек, бросая свое имущество, потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства… Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли… происходило то же самое, что происходило в Москве». Проявляя любовь к родине, русские люди предпочитали уничтожить свое имущество, чем отдать его врагу.
Весь народ, объединившись и сплотив свои ряды, стал единой мощной силой, вставшей на защиту своей родины и твердо решившей любой ценой уничтожить врага.
«Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие», — вот как изображает автор «мысль народную» в действии.
И перед этой несокрушимой силой дрогнули французы, для которых патриотизм, героизм, решимость русских солдат стали совершенной неожиданностью. Русские войска были настроены драться до последнего, не думая о себе, не жалея собственной жизни, не останавливаясь перед поражениями, не отчаиваясь и не сдаваясь, а продолжая двигаться вперед и теснить врага.
Это было нарушение привычных правил, когда «поражение одной армии, одной сотой всех сил народа, заставляло покориться весь народ». Для русской армии не существовало подобных правил, для нее не было ничего более важного, чем веление собственной совести и непобедимая сила патриотизма.
Именно от этого патриотического чувства в конечном итоге и зависел исход войны, именно благодаря ему русские одержали победу.
Эта «скрытая теплота патриотизма» объединяла войско, была «непреодолимой, таинственной связью, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющее главный нерв войны». Люди сражались, понимая, что от их мужества зависит судьба их детей, матерей, судьба всей России.
Потому автор «Войны и мира» уверенно говорит, что «русскими была одержана победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии».
Сила народа в его простоте, в его естественности. Простые, неграмотные люди глубоко впитали в себя, совершенно неосознанно, мудрость Творца и мудрость природы: «Жизнь есть все». И благодаря этому пониманию, они живут «как птицы», сливаясь с самой природой. «Пока есть жизнь, есть наслаждение самосознанием божества. Любить жизнь, любить Бога.
Труднее и блаженнее любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий», — словами Платона Каратаева Л. Н.
Именно народ, с его «данной Христом мерой хорошего и дурного», является как бы индикатором личности и ее действия. Не случайно автор словно проверяет своих героев, сводя их близко с народом.
Если они приобщаются духовно к этой силе, проникаются ее духом — значит, они достойные люди, значит, у них великая душа, значит, они достойны счастья.
Если же идеалы народа оказываются для них чуждыми — значит, они сами чужие в этой жизни и заслуживают только презрения.
Так, Пьер Безухов становится для солдат «нашим барином», Андрей Болконский — «нашим князем», Наташа Ростова спрашивает Пьера: «Одобрил бы Платон Каратаев тебя сейчас?», высказывая тем самым великое доверие к мнению простого солдата.
По отношению же к обманщику, подлецу Ростопчину писатель произносит следующие слова: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской».
Таким образом, Толстой объединил понятием «народ» не только солдат, крестьян, купцов, мелкое духовенство, ремесленников, но и лучшую часть дворянства, своим бытом, интересами, взглядами связанную с жизнью нации.
«Чудесный, бесподобный народ!» — произносит Кутузов, разделивший судьбу нации с русскими солдатами на Бородинском поле. Сам командующий русской армией, по мнению Толстого, был по натуре простым русским человеком.
Именно поэтому солдаты так любили его, считали своим товарищем, отцом. Благодаря своей близости к народу, русский полководец сумел «угадать так верно значение народного смысла событий, что ни разу за всю свою деятельность не изменил ему».
Кутузов был на самом деле не предводителем народа. Он сам — часть этого народа.
Типичным представителем партизанского движения, символом народа-мстителя, борющегося за свою родину, стал Тихон Щербатый.
В партизанском отряде он занимает исключительное место, «когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое — выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь…
залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, — все указывали, посмеиваясь, на Тихона». Ненависть к врагу часто порождает жестокость Щербатого, однако она же придает ему силы для борьбы, как придает она силы всему русскому народу.
«Дубина народной войны» — этот образ как нельзя лучше отражает не только облик русского народа, но и весь характер Отечественной войны.
Потому что в душе каждого нашего человека, как и в душе автора «Войны и мира» лежит ненависть к насилию, которым является война, и стремление к мирной трудовой жизни.