АВГУСТИН АВРЕЛИЙ

АВГУСТИН АВРЕЛИЙ, Биография и творчество Августина в связи с его интеллектуальной эволюцией.

Важнейшие (хотя и весьма отрывочные) сведения о детстве и молодо­сти, а также о первых этапах интеллектуальной эволюции А. содержатся в «Исповеди». Дополнительным источником служат другие сочинения А. и жизнеописание, составленное учеником А. Поссидием. А. родился в не­богатой семье. Мать, Моника, была ревностной христианкой и впоследст­вии стала для А. образцом духовного совершенства. Отец, Патриций, член муниципального совета Тагасты, принял крещение незадолго до смерти (Conf. IX 9, 22).

Закончив начальную школу в Тагасте, А. изучал риторику в Мадавре (365–366), а затем в Карфагене (с 370), где впоследствии препо­давал риторику (374–383) (VI 7, 11; VII 7, 12).

В 372 А. познакомился с диа­логом Цицерона «Гортензий» (III 4, 7–8), почувствовал интерес к поискам мудрости и с тех пор воспринимал античные философские традиции сквозь призму сочинений Цицерона (в одних только ранних трактатах и диалогах А. свыше 30 упоминаний о Цицероне и свыше 50 реминисценций и под­ражаний).

Приблизительно в то же время началось почти 10-летнее увле­чение манихейством (IV 1, 1; 4, 7), которое, впрочем, не мешало знакомст­ву с философией и свободными науками. В 374 А. прочитал «Категории» Аристотеля (IV 16, 28; вероятно, в латинском переводе Мария Викторина), и уже начал собирать материалы для соч. «О грамматике», «О риторике», «О диалектике», «О музыке» и «Об учителе»; по-видимому, в 381 он закон­чил свое первое соч. – «О прекрасном и соответственном» (утрачено).

В на­чале 380-х годов А. близок к идейному разрыву с манихеями.

В 383 А. переехал в Рим, начал преподавать риторику и пережил крат­ковременное увлечение академическим скептицизмом (Conf. V 14, 25; De ut. cred. 8, 20).

Осенью 384 А. получил должность придворного рито­ра в Медиолане, познакомился с еп. Амвросием и в 385 прослушал цикл его проповедей, в которых звучали заметные платонические мотивы. Возможно, именно эти проповеди привели А. к убеждению, что существу­ет философия, превосходящая скептицизм (и тем более манихейство) и бо­лее согласная с христианством. В начале лета 386 в руки А. попадают «libri platonicorum», переведенные с греческого Марием Викторином (Conf. VII 9, 13 сл.; VIII 2, 3).

На основании текстов А. невозможно определить, что именно он прочитал, – только трактаты Плотина, только трактаты Порфирия или несколько трактатов Плотина и Порфирия (согласно различным гипоте­зам).

19 стр., 9033 слов

Реферат ораторское искусство и риторика

... н.э. школе философов-просветителей, создавших невиданный культ слова и риторики. Софисты мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. Слово, речь ... в практическом преломлении его теории, так и в дальнейшем ее развитии. Большое влияние его теория оказала и на Цицерона, который неоднократно в своих теоретических исследованиях ...

Однако несомненно, что в его сознании произошел еще один перево­рот: по словам А., он нашел в этих книгах то же самое, что в Библии, только изложенное другими словами, и уяснил, что существует Истина, постигае­мая умом через мир сотворенный (VII 9, 13–14; 10, 16).

С этого времени «платонизм» (который А. воспринимал как контаминацию учений Платона и неоплатоников) прочно занимает первое место в иерархии философских предпочтений А. (ср. C. Acad. III 17, 37 сл.).

Осень 386 и начало зимы 387 А. провел в Кассициаке (возм., Кассаго ди Брианца) в обществе друзей и учеников. Здесь написаны первые из его сохранившихся сочинений: «Против академиков» (3 кн.; критика скепти­цизма в связи с обоснованием принципиальной возможности познания), «О блаженной жизни», «О порядке» (2 кн.), «Монологи» (2 кн.).

По воз­вращении в Медиолан А. работал над соч. «О бессмертии души» (возмож­но, под влиянием соч. Порфирия).

К 387, вероятно, относятся сочинения о «свободных науках»: наброски трактатов «О грамматике», «О риторике» и начало трактата «О музыке». В апреле 387 А. был крещен еп. Амвросием; с осени 387 по осень 388 жил в Риме, готовясь к возвращению в Африку. За этот год был написан трактат «О количестве души», в основном завер­шен трактат «О музыке» (6 кн.) и начат трактат «О свободном решении».

По возвращении в Тагасту (кон. 388) А. создал небольшую монашескую общину, где жил вместе с друзьями. В это время начат трактат «О 83-х раз­личных вопросах» (закончен ок. 396), включающий отмеченный несомнен­ным платоническим влиянием «вопрос 46: Об идеях», и написан диалог «Об учителе» (воображаемая беседа с сыном Адеодатом о богопознании).

Относящийся к 389–391 трактат «Об истинной религии» в своей онтологи­ческой части, возможно, опирается на Порфирия. В начале 390-х работал также над 2–3 кн. трактата «О свободном решении» (закончен в Гиппоне, после 395), в котором выстроил основанную на теодицее рационалистиче­скую этику долга, во многом напоминавшую стоическую. В эти и после­дующие годы написан цикл трактатов, содержащих критику манихейско­го дуализма («О кн. Бытия против манихеев», «О двух душах», «Против Фортуната», «Против Фауста», «О природе блага» и др.).

В 391 А. был рукоположен в священники г. Гиппон-Регий, а с 395 до кон­ца жизни состоял местным епископом. В 396 он начал трактат «О христи­анской науке» (христианская герменевтика, риторика и этические вопро­сы).

В нем А. пользуется тремя концептуальными парами терминов: modus inveniendi / modus proferendi (риторика), res / signum (лингвистика и герме­невтика; возможно, под влиянием семантической теории стоиков), uti / frui (этика).

К 397–401 относится «Исповедь» (13 кн.), затрагивающая целый ряд теоретических проблем (психологическая интроспекция, память, вре­мя и др.).

Цикл трактатов против схизматиков-донатистов, начатый в конце 390-х, не связан с философской проблематикой, за исключением трактата «Против Крескония» (405) (грамматик Кресконий пытался перенести поле­мику в область диалектики).

20 стр., 9769 слов

Идея естественных прав и концепция договорного государствав работе ...

... учений Дж. Локка; раскрыть суть идеи естественных прав в работе Дж. Локка «Два трактата о правлении»; охарактеризовать суть концепции государства Дж. Локка: происхождение государства, принцип разделения властей, концепция «общественного договора». Отечественная историко ...

Принципиально важен для творчества А. трак­тат «О Троице» (15 кн.; ок. 399 – ок. 422): 1 часть (кн. I–VII) посвящена обос­нованию тринитарной догмы, соотношению категорий essentia / substantia / persona и проблеме принципиальной применимости категорий для описания божественной сущности; 2 часть (кн. VIII–XV), отмеченная неоплатониче­скими мотивами, трактует о корреляции тринитарных структур на уровне божественного бытия и индивидуального человеческого сознания.

С начала 410-х А. уделяет много сил полемике с пелагианами и создает цикл трактатов («О вере и делах», «О природе и благодати», «О благода­ти и свободном решении», «Против Юлиана» и др.), в которых полностью порывает с этическим рационализмом и развивает концепцию абсолютно­го божественного предопределения, типологически подобного тотальному стоическому детерминизму. Параллельно в 412 А. начинает работу над ито­говым и во многих отношениях самым значительным своим сочинением «О Граде Божьем» (22 кн.; закончено в 427).

Основную тему (эсхатологиче­ское соотношение «Града Божьего» и «Града земного») А. предваряет кри­тикой языческой философии, включающей в себя историко-философский экскурс с обзором и оценками отдельных направлений (кн. VI–X).

Августин и античная философия.

Доксографическое значение А. уступает его познаниям. Из его сочине­ний (преимущественно из трактата «О Граде Божьем») заимствуются не­сколько фрагментов досократиков – Лина (DK2a A 11), Фалеса (11 A 17), Анаксагора (60 A 10), Диогена Аполлонийского (64 A 8), – десяток с неболь­шим фрагментов ранних стоиков, три текста, относящихся к Посидонию. Вместе с тем, А. – ценный источник для реконструкции содержания тракта­та Порфирия «Об исхождении души», а также обширного трактата Варрона «Божественные древности».

Учение Августина

Онтология и теология. А. отдает дань традиционному для христи­анского неоплатонизма приоритету бытия перед сознанием: неизменное, самотождественное и вечное благо, бытие Божье – исходная высшая реаль­ность (vere summeque est – De lib. arb. II 15, 39) для индивидуального созна­ния, превышающая понятие субстанции и прочие категории (De Trin. V 1, 2; VII 5, 8).

Но разум вынужден прибегать к ним, чтобы помыслить Бога или как запредельный свет, или как высшую субстанцию, средоточие вечных идей-парадигм (De div. qu. 46, 2), – хотя полное познание Бога невозмож­но. Абсолютная Индивидуальность (Persona Dei – De Trin. III 10, 19) – суб­станциальное единство «персон»-ипостасей (una essentia vel substantia, tres autem personae – Ibid. V 9, 10).

Субстанциальность изменчивых вещей оп­ределяется причастностью высшему бытию и характеризуется формой как совокупностью существенных качеств (Ер. 11, 3; Civ. D. XII 25).

Материя – бескачественный субстрат, способный приобретать форму (Conf. XII 28; XIII 2).

Онтотеология А. находит развитие в ант ропологии и гно с еоло­гии. Человеческая индивидуальность, субстанциальная по причастности Абсолюту, структурно изоморфна ему. Человек как субъект-субстанция представляет собой единство трех «ипостасей» – ума, воли и памяти, – т. е. сочетание авторефлексивной интенциональности и «субъективно-исто­рической» объемности индивидуального сознания. Ум сам на себя обраща­ет направленность воли (intentionem voluntatis – De Trin. X 9, 12), т. е. всегда себя сознает, всегда желает и помнит: «Ведь я помню о том, что имею па­мять, ум и волю; и понимаю, что я понимаю, желаю и помню; и желаю, чтобы я имел волю, понимал и помнил» (De Trin. X 11, 18 cp. IX 4, 4; X 3, 5; De lib. arb. III 3, 6 сл.).

3 стр., 1133 слов

Полянский — Амвросий – Учение о Царстве Божием

... и Брацлавский – Учение о Царстве Божием. По сочинению блаженного Августина «О Граде Божием» - Содержание Житие священноисповедника Амвросия (Полянского) Предисловие. Положение вопроса о Царстве Божием в современной русской богословской ... служение на епархиальных послушаниях архимандрит Амвросий был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени. Архимандрит Амвросий отличался глубоким благочестием ...

Это структурное единство гарантирует психо­логическую самотождественность всякого конкретно-эмпирического «я» – «след таинственного единства» (Conf. I 20, 31).

Однако, говоря о субъекте психологии и гносеологии, А. сочетает с традиционной онтоцентрической позицией принципиально иной ход мысли, неведомый ни Античности, ни предшествующей патристике. Сомнение не всесильно, ибо психологи­ческий факт сомнения свидетельствует о существовании сомневающегося субъекта. Тезис: «Я сомневаюсь (или: я ошибаюсь), следовательно, я суще­ствую» (De lib. arb. II 3, 7; Sol. II 1, 1; De ver. rel. 39, 73; De Trin. X 10, 14; Civ. D. XI 26), не получивший у А. (в отличие от Декарта) универсального методологического статуса, призван тем не менее обосновать существова­ние самого сознания, а тем самым – достоверность высшего бытия, объек­тивность и несомненность истины. Сохраняя свой абсолютный масштаб, Бог обретает контрмасштаб в человеческом сознании. Для разума непо­средственно очевидно его собственное существование: ум, воля и память, или «быть, знать и хотеть» (Conf. XIII 11, 12), являются такой же предель­ной данностью, как и бытие Божье. Логический приоритет самопознания (которое, однако, принципиально возможно лишь в силу причастности к высшему бытию), а следовательно, и психологической интроспекции объ­ясняется тем, что познающий субъект занимает центральное положение ме­жду низшей (чувственной) и высшей (умопостигаемой) сферами, не будучи полностью подобен первой и адекватен второй: чувственное он «поднима­ет» до себя, к умопостигаемому возвышается путем умозрения под выс­шим водительством. Путь познания – восхождение ведомого верой разума к Богу – имеет низшую ступень, чувственное восприятие (Бог познается и через творения – De Trin. XV 6, 10).

Восприятия упорядочиваются «внут­ренним чувством» (sensus interior – De lib. arb. II 3, 8 сл.), первичной ин­станцией самооценки и психологической интроспекции (возможно, аналог стоического συναίσθησις).

Знание о чувственных вещах возникает в резуль­тате рефлексии разума (mens, ratio, intellectus) над чувственными данными. Кульминация познания – мистическое прикосновение к высшей истине (ва­риант неоплатонической «иллюминации»), просветление умопостигаемым светом, в равной мере интеллектуальное и моральное (De Trin. VIII 3, 4; Civ. D. XI 21).

Так соединяются две цели познания, «Бог и душа» (Sol. I 2, 7): «Возвратись в себя – истина обитает во внутреннем человеке» (De ver. rel. 39,72).

Поэтому особую важность для А. приобрела проблема времени – внутреннего (переживание «перетекания» времени) и внешнего (объектив­ное время как мера становления, возникающая вместе с веществом и про­странством – Conf. XI 4 сл.).

В области морально-психологических проблем, которые А. сво­дил к двум основным вопросам: каким должен быть человек и насколько это в его силах, – взгляды А. претерпели значительную эволюцию. В произ­ведениях первого периода («О свободном решении» и др.) разрабатывалась классическая теодицея, основанная на идее рационалистически и эстети­чески понимаемого мирового порядка. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной «благости» всего сущего: «Всякая природа, которая может стать хуже, хороша» (De lib. arb. III 13, 36).

5 стр., 2084 слов

Бог, человек и природа в философии Августина. Учения о «священной истории»

... систематического христианского вероучения, которые до сих пор являются определяющими в направлениях Римско-католической и Православной церквей. Жизненный путь Августина, описанный им самим в сочинении под ... для истории философии: «О Троице», «О Граде Божьем», «О величине души», «Об истинной религии», «Исповедь». Мировоззрение Аврелия Августина — это своеобразное сочетание христианского религиозно- ...

Бог не отвечает за зло, которое является лишь отсутствием субстанции (блага) и носит моральный характер: единственным источни­ком зла является злая воля. Чтобы мораль была возможна, субъект должен быть свободен от внешней (в т. ч. сверхъестественной) причинности и спо­собен выбирать между добром и злом. Моральность состоит в следовании нравственному долгу: сама идея о нравственном законе выступает как дос­таточный мотив (хотя содержание закона имеет богооткровенный харак­тер).

В сер. 390-х эта схема переживает кризис под влиянием растущего внимания А. к психологии морального выбора. В «Исповеди» он описывает тончайшую динамику интимно-духовных процессов (к которой античные и предшествующие христианские авторы были гораздо менее вниматель­ны), приходя к выводу, что человек, «великая бездна», слишком слаб, чтобы самостоятельно преодолеть зло в самом себе. Параллельно на основе изуче­ния посланий ап. Павла у А. начинает складываться концепция предопреде­ления; она достигает завершения в антипелагианских трактатах 3-го перио­да и приводит А. к окончательному разрыву с этическим рационализмом. После грехопадения Адама люди способны творить благо лишь с помощью благодати, которая несоизмерима с заслугами и дается тому, кто избран и предопределен к спасению. Основания такого предпочтения непостижи­мы: в справедливость высших решений можно только верить. Тем самым А. бесповоротно утверждает примат веры над разумом: мы не можем знать всего, во что верим (De praed. sanct. 2).

«Уверуй, чтобы уразуметь» (Serm. XLIII 3, 4) – кредо зрелого и позднего творчества А.

Его кульминацией является эсхатология и историческая теоан­тропология трактата «О Граде Божьем», вводящая в философский обиход идеи морального прогресса и линейного исторического времени. «Град зем­ной» и «Град Небесный» – символическое выражение двух видов «любви», борьбы эгоистических («любовь к себе вплоть до пренебрежения Богом») и моральных («любовь к Богу вплоть до забвения себя» – XIV 28) моти­вов. Моральную историю человечества А. начинает с грехопадения Адама и рассматривает как поступательное движение к обретаемому в благодати нравственному совершенству, состоянию «невозможности грешить» (XXII 30).

Цель истории свершится не на земле: земные государства – «разбойни­чьи шайки» (IV 4), необходимые лишь в условиях человеческой греховно­сти. Сообщество праведных и будет тем Градом, который не от мира сего.

Экзегетика и герменевтика А. развивает традиции Александрий­ской школы, рассматривая текст Писания как совокупность «знаков», имеющих теологическое, историческое и моральное значение. Способы их истолкования (в т. ч. с помощью свободных наук) – тема трактата «О хри­стианской науке», обширных комментариев на книгу Бытия и трех заключи­тельных книг «Исповеди».

А. создал целостное (хотя и не оформленное систематически) учение, которое на тысячу лет стало образцом для мыслителей Запада и до сих пор конкурирует с томизмом , находя приверженцев среди католических бого­словов. Концепция предопределения послужила вдохновляющей основой для протестантизма Лютера и Кальвина, а персоналистские религиозно-­психологические мотивы составили другую линию влияния, ведущую че­рез Паскаля к Кьеркегору и экзистенциализму.

2 стр., 902 слов

Английский ( Топики/Сочинения ): The History of English — ...

... образованных социальных слоев на следующие два-три столетия. Таким образом, на английский язык, на котором разговаривала в ... лет, когда в 7-м веке Святой Августин ввел христианство в Британии, сотни латинских и ... language in which Englishmen best expressed themselves. История английского языка Когда англосаксы вторглись в Британию в ... years later, when St. Augustine brought Christianity to Britain ...

Сочинения

  • PL 32–46;
  • CSEL 12 сл.;
  • CCL 29 сл.;
  • Bibliothèque Augustinienne. P., 19472 .

Рус. пер.:

  • Бл. Августин . Творения. Ч. 1–11. К., 1880–1908; ч. 1–8. К., 1901–19152 (анонимные пер.; перепеч.: О Граде Божьем. СПб., 1994; Творения. Т. 1–4. СПб.; К., 1998 и др.);
  • Избранные проповеди. Пер. Д. Садовского. Серг. П., 1913;
  • О благодати и свободном произволении. Пер. О. Е. Нестеровой, – Гусейнов А. А., Иррлиц Г. Краткая история этики. М., 1987, с. 532–557;
  • Исповедь. Пер. М. Е. Сергеенко. М., 1991 (19972 ); Против академиков. Пер. О. В. Головой. М., 1999;
  • О Троице. Пер. А. А. Тащиана. Краснодар, 2004;
  • Трактаты о различных вопросах. Пер. и комм. А. Р. Фокина и др. М., 2005.

Биография:

  • Поссидий Каламский . Жизнь Августина. Пер. М. В. Грацианского, П. В. Кузенкова, – Аврелий Августин. Исповедь. М., 19972 , с. 338–379.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/jizn-i-sochineniya-avgustina-avreliya-ego-duhovnaya-evolyutsiya/

Общие работы:

  • Tröltsch E. Augustin, die Christliche Antike und das Mittelalter. Münch.; B., 1915;
  • Alfaric P. L’évolution intellectuelle de Saint Augustin. P., 1918;
  • Cayré F. Initiation à la philosophie de St. Augustin. P., 1947;
  • Gilson E. Introduction à l’étude de Saint Augustin. P., 19493 ;
  • Marrou H.-I. Saint Augustin et l’augustinisme. P., 1955 (рус. пер. Долгопрудный, 1999);
  • Jaspers K. Plato. Augustin. Kant. Drei Grunder des Philosophierens. Münch., 1967;
  • Flasch K. Augustin. Einführung in sein Denken. Stuttg., 1980; 19942 ;
  • Трубецкой Е. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Ч. 1. Миросозерцание Бл. Августина. М., 1892;
  • Попов И. В. Личность и учение Бл. Августина. Т. 1. Ч. 1–2. Серг. П., 1916;
  • Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979, с. 181–340.

Онтология, теология и гносеоло­гия:

  • Bourke V. J. Augustine’s Quest of Wisdom. Milwaukee, 1945;
  • Falkenhahn W. Augustins Illuminationslehre im Lichte der jungsten Forschungen. Köln, 1948;
  • Cayré F. La contempla­tion Augustinienne. P., 1954;
  • Anderson J. F. St. Augustine and Being. A metaphysical essay. La Haye, 1965;
  • Mader J. Die logische Struktur des personalen Denkens. Aus der Methode der Gotteserkenntnis bei Aurelius Augustinus. W., 1965;
  • Du Roy O. L’intelligence et la foi en la Trinité selon Saint Augustin. P., 1966;
  • Armstrong A. H. Augustine and the christian platonism. Villanova, 1967;
  • Stein W. Sapientia bei Augustinus. Bonn, 1973;
  • Pépin J. Saint Augustin et la dialectique. Villanova, 1976;
  • Wittmann L. Ascensus. Der Aufstieg zur Transzendenz in der Metaphysik Augustins. Münch., 1980;
  • Bubacz B. St.Augustine’s theory of knowl­edge. N. Y.; Tornt., 1981;
  • O’Connell R. J. St.Augustine’s Platonism. Villanova, 1984;
  • Idem . Imagination and Metaphysics in St.Augustine. Milwaukee, 1986.

Антропология, пси­хология, этика:

11 стр., 5273 слов

О волшебных сказках

... Толкин считал, что статья «“Беовульф”: чудовища и критики» и эссе «О волшебных сказках» «и впрямь хорошо сочетаются», поскольку «в первом речь идет о связи «героического» с волшебной сказкой; во втором — преимущественно о волшебной сказке ... то есть подразумевается, что сказки эти — волшебные, «сказки про фэйри». Это заблуждение и стремится развеять Толкин, объясняя, что многие тексты, включенные ...

  • Mausbach J. Die Ethik des heiligen Augustin. Bd. 1–2. Freib., 19292 ;
  • Nygren G. Das Pradestinationsproblem in der Theologie Augustins. Lund, 1956;
  • Clark M. T. Augustine. Philosopher of Freedom. N. Y.; P., 1958;
  • Körner F. Das Sein und der Mensch. Die existenzielle Seinsentdeckung des jungen Augustin. Freib.; Münch., 1959;
  • Stelzenberger J. Conscientia bei Augustinus. Paderborn, 1959;
  • Henry P. Saint Augustine on Personality. N. Y., 1960;
  • Berlinger R. Augustins dialogische Metaphysik. Fr./M., 1962;
  • Maxsein A. Philosophia cordis. Das Wesen der Personalitat bei Augustinus. Salzb., 1966;
  • Schmaus M. Die psychologis­che Trinitätslehre des hl. Augustin. Münst., 19672 ;
  • O’Connell R. J. St.Augustine’s early Theory of Man, A.D. 386–391. Camb. (Mass.), 1968;
  • Boehms S . La temporalite dans l’anthropologie augustinienne. P., 1984;
  • Lössl J. Intellectus gratiae: Die erkenntinistheoretische und herme­neutische Dimension der Gnadenlehre Augustins von Hippo. Leiden; N. Y., 1997;
  • Weaver R. H. Divine Grace and Human Agency. A Study of the Semi-Pelagian controversy. Macon, 1998 (рус. пер. М., 2006).

Эсхатология и социология:

  • Deane H. A. The political and so­cial ideas of St. Augustine. N. Y.; L., 1963;
  • Markus R. Saeculum: history and society in the theology of St. Augustine. Camb., 1970;
  • Schmidt E. A. Zeit und Geschichte bei Augustinus. Hdlb., 1985;
  • Уколова В. И . Философия истории Блаженного Августина, – Религии мира, 1985. М., 1986, с. 127–145;
  • Чанышев А. А . «Град земной» в эсхатологической перспек­тиве: переосмысление опыта античной истории и гражданской культуры в историо­софии Августина, – ВФ , 1999, 1.

Эстетика:

  • Svoboda K. L’esthetique de Saint Augustin et ses sources. Brno, 1933;
  • Fontainier J.-M. Le beauté selon saint Augustin. Rennes, 1998;
  • Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984.

Августин и античная тради­ция:

12 стр., 5734 слов

Иноязычное описание родной культуры как часть глобальной межкультурной ...

... проанализированы конкретные описания родной культуры в англоязычных путеводителях, а также разобраны особенности перевода иноязычных описаний культуры. 1.1 Перевод как языковое посредничество, способ ... культуры. В ходе прямого межкультурного диалога, который неизбежно возникает при контакте представителей различных культур, формируется специализированный язык — язык международного общения. Работа ...

  • Ritter J. Mundus Intelligibilis. Eine Untersuchung zur Aufnahme und Umwandlung der Neuplatonischen Ontologie bei Augustinus. Fr./M., 1937;
  • Chevalier I. S.Augustin et la pen­sée grecque. Les relations trinitaires. Fribourg, 1940;
  • Testard M. Saint Augustin et Cicéron. T. 1–2. P., 1958;
  • Solignac A. Doxographies et manuels dans la formation philosophique de saint Augustin, – Recherches Augustiniennes. T. I. P., 1958, p. 113–148;
  • Holte R. Béatitude et sagesse. Saint Augustin et la fin de l’homme dans la philosophie ancienne. P., 1962;
  • Theiler W. Porphyrios und Augustin, – Idem. Forschungen zum Neoplatonismus. B., 1966, S. 160–248;
  • Hagendahl H. Augustine and the Latin Classics. Vol. 1–2. Göteb., 1967;
  • Roll E. Der platini­zierende Auguastinus. Stuttg., 1990;
  • Rist J. M. Augustine: Ancient thought baptized. Camb.; N. Y., 1994;
  • Tornau Ch . Zwischen Rhetorik und Philosophie. Augustins Argumentationstechnik in De civitate Dei und ihr bildungsgeschichtlicher Hintergrund. B., 2006;
  • Нестерова О. Е . Историко-философские предпосылки учения Августина о соотношении времени и веч­ности, – ИФЕ’86 . М., 1986, с. 29–34.

Библиография:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/jizn-i-sochineniya-avgustina-avreliya-ego-duhovnaya-evolyutsiya/

  • Andresen C. Bibliographia Augustiniana. Darmst., 19732 ; Miethe T. L. Augustinian Bibliography 1970–1980. Westport; L., 1982.

А. А. СТОЛЯРОВ