АВГУСТИН АВРЕЛИЙ, Биография и творчество Августина в связи с его интеллектуальной эволюцией.
Важнейшие (хотя и весьма отрывочные) сведения о детстве и молодости, а также о первых этапах интеллектуальной эволюции А. содержатся в «Исповеди». Дополнительным источником служат другие сочинения А. и жизнеописание, составленное учеником А. Поссидием. А. родился в небогатой семье. Мать, Моника, была ревностной христианкой и впоследствии стала для А. образцом духовного совершенства. Отец, Патриций, член муниципального совета Тагасты, принял крещение незадолго до смерти (Conf. IX 9, 22).
Закончив начальную школу в Тагасте, А. изучал риторику в Мадавре (365–366), а затем в Карфагене (с 370), где впоследствии преподавал риторику (374–383) (VI 7, 11; VII 7, 12).
В 372 А. познакомился с диалогом Цицерона «Гортензий» (III 4, 7–8), почувствовал интерес к поискам мудрости и с тех пор воспринимал античные философские традиции сквозь призму сочинений Цицерона (в одних только ранних трактатах и диалогах А. свыше 30 упоминаний о Цицероне и свыше 50 реминисценций и подражаний).
Приблизительно в то же время началось почти 10-летнее увлечение манихейством (IV 1, 1; 4, 7), которое, впрочем, не мешало знакомству с философией и свободными науками. В 374 А. прочитал «Категории» Аристотеля (IV 16, 28; вероятно, в латинском переводе Мария Викторина), и уже начал собирать материалы для соч. «О грамматике», «О риторике», «О диалектике», «О музыке» и «Об учителе»; по-видимому, в 381 он закончил свое первое соч. – «О прекрасном и соответственном» (утрачено).
В начале 380-х годов А. близок к идейному разрыву с манихеями.
В 383 А. переехал в Рим, начал преподавать риторику и пережил кратковременное увлечение академическим скептицизмом (Conf. V 14, 25; De ut. cred. 8, 20).
Осенью 384 А. получил должность придворного ритора в Медиолане, познакомился с еп. Амвросием и в 385 прослушал цикл его проповедей, в которых звучали заметные платонические мотивы. Возможно, именно эти проповеди привели А. к убеждению, что существует философия, превосходящая скептицизм (и тем более манихейство) и более согласная с христианством. В начале лета 386 в руки А. попадают «libri platonicorum», переведенные с греческого Марием Викторином (Conf. VII 9, 13 сл.; VIII 2, 3).
На основании текстов А. невозможно определить, что именно он прочитал, – только трактаты Плотина, только трактаты Порфирия или несколько трактатов Плотина и Порфирия (согласно различным гипотезам).
Реферат ораторское искусство и риторика
... н.э. школе философов-просветителей, создавших невиданный культ слова и риторики. Софисты мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. Слово, речь ... в практическом преломлении его теории, так и в дальнейшем ее развитии. Большое влияние его теория оказала и на Цицерона, который неоднократно в своих теоретических исследованиях ...
Однако несомненно, что в его сознании произошел еще один переворот: по словам А., он нашел в этих книгах то же самое, что в Библии, только изложенное другими словами, и уяснил, что существует Истина, постигаемая умом через мир сотворенный (VII 9, 13–14; 10, 16).
С этого времени «платонизм» (который А. воспринимал как контаминацию учений Платона и неоплатоников) прочно занимает первое место в иерархии философских предпочтений А. (ср. C. Acad. III 17, 37 сл.).
Осень 386 и начало зимы 387 А. провел в Кассициаке (возм., Кассаго ди Брианца) в обществе друзей и учеников. Здесь написаны первые из его сохранившихся сочинений: «Против академиков» (3 кн.; критика скептицизма в связи с обоснованием принципиальной возможности познания), «О блаженной жизни», «О порядке» (2 кн.), «Монологи» (2 кн.).
По возвращении в Медиолан А. работал над соч. «О бессмертии души» (возможно, под влиянием соч. Порфирия).
К 387, вероятно, относятся сочинения о «свободных науках»: наброски трактатов «О грамматике», «О риторике» и начало трактата «О музыке». В апреле 387 А. был крещен еп. Амвросием; с осени 387 по осень 388 жил в Риме, готовясь к возвращению в Африку. За этот год был написан трактат «О количестве души», в основном завершен трактат «О музыке» (6 кн.) и начат трактат «О свободном решении».
По возвращении в Тагасту (кон. 388) А. создал небольшую монашескую общину, где жил вместе с друзьями. В это время начат трактат «О 83-х различных вопросах» (закончен ок. 396), включающий отмеченный несомненным платоническим влиянием «вопрос 46: Об идеях», и написан диалог «Об учителе» (воображаемая беседа с сыном Адеодатом о богопознании).
Относящийся к 389–391 трактат «Об истинной религии» в своей онтологической части, возможно, опирается на Порфирия. В начале 390-х работал также над 2–3 кн. трактата «О свободном решении» (закончен в Гиппоне, после 395), в котором выстроил основанную на теодицее рационалистическую этику долга, во многом напоминавшую стоическую. В эти и последующие годы написан цикл трактатов, содержащих критику манихейского дуализма («О кн. Бытия против манихеев», «О двух душах», «Против Фортуната», «Против Фауста», «О природе блага» и др.).
В 391 А. был рукоположен в священники г. Гиппон-Регий, а с 395 до конца жизни состоял местным епископом. В 396 он начал трактат «О христианской науке» (христианская герменевтика, риторика и этические вопросы).
В нем А. пользуется тремя концептуальными парами терминов: modus inveniendi / modus proferendi (риторика), res / signum (лингвистика и герменевтика; возможно, под влиянием семантической теории стоиков), uti / frui (этика).
К 397–401 относится «Исповедь» (13 кн.), затрагивающая целый ряд теоретических проблем (психологическая интроспекция, память, время и др.).
Цикл трактатов против схизматиков-донатистов, начатый в конце 390-х, не связан с философской проблематикой, за исключением трактата «Против Крескония» (405) (грамматик Кресконий пытался перенести полемику в область диалектики).
Идея естественных прав и концепция договорного государствав работе ...
... учений Дж. Локка; раскрыть суть идеи естественных прав в работе Дж. Локка «Два трактата о правлении»; охарактеризовать суть концепции государства Дж. Локка: происхождение государства, принцип разделения властей, концепция «общественного договора». Отечественная историко ...
Принципиально важен для творчества А. трактат «О Троице» (15 кн.; ок. 399 – ок. 422): 1 часть (кн. I–VII) посвящена обоснованию тринитарной догмы, соотношению категорий essentia / substantia / persona и проблеме принципиальной применимости категорий для описания божественной сущности; 2 часть (кн. VIII–XV), отмеченная неоплатоническими мотивами, трактует о корреляции тринитарных структур на уровне божественного бытия и индивидуального человеческого сознания.
С начала 410-х А. уделяет много сил полемике с пелагианами и создает цикл трактатов («О вере и делах», «О природе и благодати», «О благодати и свободном решении», «Против Юлиана» и др.), в которых полностью порывает с этическим рационализмом и развивает концепцию абсолютного божественного предопределения, типологически подобного тотальному стоическому детерминизму. Параллельно в 412 А. начинает работу над итоговым и во многих отношениях самым значительным своим сочинением «О Граде Божьем» (22 кн.; закончено в 427).
Основную тему (эсхатологическое соотношение «Града Божьего» и «Града земного») А. предваряет критикой языческой философии, включающей в себя историко-философский экскурс с обзором и оценками отдельных направлений (кн. VI–X).
Августин и античная философия.
Доксографическое значение А. уступает его познаниям. Из его сочинений (преимущественно из трактата «О Граде Божьем») заимствуются несколько фрагментов досократиков – Лина (DK2a A 11), Фалеса (11 A 17), Анаксагора (60 A 10), Диогена Аполлонийского (64 A 8), – десяток с небольшим фрагментов ранних стоиков, три текста, относящихся к Посидонию. Вместе с тем, А. – ценный источник для реконструкции содержания трактата Порфирия «Об исхождении души», а также обширного трактата Варрона «Божественные древности».
Учение Августина
Онтология и теология. А. отдает дань традиционному для христианского неоплатонизма приоритету бытия перед сознанием: неизменное, самотождественное и вечное благо, бытие Божье – исходная высшая реальность (vere summeque est – De lib. arb. II 15, 39) для индивидуального сознания, превышающая понятие субстанции и прочие категории (De Trin. V 1, 2; VII 5, 8).
Но разум вынужден прибегать к ним, чтобы помыслить Бога или как запредельный свет, или как высшую субстанцию, средоточие вечных идей-парадигм (De div. qu. 46, 2), – хотя полное познание Бога невозможно. Абсолютная Индивидуальность (Persona Dei – De Trin. III 10, 19) – субстанциальное единство «персон»-ипостасей (una essentia vel substantia, tres autem personae – Ibid. V 9, 10).
Субстанциальность изменчивых вещей определяется причастностью высшему бытию и характеризуется формой как совокупностью существенных качеств (Ер. 11, 3; Civ. D. XII 25).
Материя – бескачественный субстрат, способный приобретать форму (Conf. XII 28; XIII 2).
Онтотеология А. находит развитие в ант ропологии и гно с еологии. Человеческая индивидуальность, субстанциальная по причастности Абсолюту, структурно изоморфна ему. Человек как субъект-субстанция представляет собой единство трех «ипостасей» – ума, воли и памяти, – т. е. сочетание авторефлексивной интенциональности и «субъективно-исторической» объемности индивидуального сознания. Ум сам на себя обращает направленность воли (intentionem voluntatis – De Trin. X 9, 12), т. е. всегда себя сознает, всегда желает и помнит: «Ведь я помню о том, что имею память, ум и волю; и понимаю, что я понимаю, желаю и помню; и желаю, чтобы я имел волю, понимал и помнил» (De Trin. X 11, 18 cp. IX 4, 4; X 3, 5; De lib. arb. III 3, 6 сл.).
Полянский — Амвросий – Учение о Царстве Божием
... и Брацлавский – Учение о Царстве Божием. По сочинению блаженного Августина «О Граде Божием» - Содержание Житие священноисповедника Амвросия (Полянского) Предисловие. Положение вопроса о Царстве Божием в современной русской богословской ... служение на епархиальных послушаниях архимандрит Амвросий был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени. Архимандрит Амвросий отличался глубоким благочестием ...
Это структурное единство гарантирует психологическую самотождественность всякого конкретно-эмпирического «я» – «след таинственного единства» (Conf. I 20, 31).
Однако, говоря о субъекте психологии и гносеологии, А. сочетает с традиционной онтоцентрической позицией принципиально иной ход мысли, неведомый ни Античности, ни предшествующей патристике. Сомнение не всесильно, ибо психологический факт сомнения свидетельствует о существовании сомневающегося субъекта. Тезис: «Я сомневаюсь (или: я ошибаюсь), следовательно, я существую» (De lib. arb. II 3, 7; Sol. II 1, 1; De ver. rel. 39, 73; De Trin. X 10, 14; Civ. D. XI 26), не получивший у А. (в отличие от Декарта) универсального методологического статуса, призван тем не менее обосновать существование самого сознания, а тем самым – достоверность высшего бытия, объективность и несомненность истины. Сохраняя свой абсолютный масштаб, Бог обретает контрмасштаб в человеческом сознании. Для разума непосредственно очевидно его собственное существование: ум, воля и память, или «быть, знать и хотеть» (Conf. XIII 11, 12), являются такой же предельной данностью, как и бытие Божье. Логический приоритет самопознания (которое, однако, принципиально возможно лишь в силу причастности к высшему бытию), а следовательно, и психологической интроспекции объясняется тем, что познающий субъект занимает центральное положение между низшей (чувственной) и высшей (умопостигаемой) сферами, не будучи полностью подобен первой и адекватен второй: чувственное он «поднимает» до себя, к умопостигаемому возвышается путем умозрения под высшим водительством. Путь познания – восхождение ведомого верой разума к Богу – имеет низшую ступень, чувственное восприятие (Бог познается и через творения – De Trin. XV 6, 10).
Восприятия упорядочиваются «внутренним чувством» (sensus interior – De lib. arb. II 3, 8 сл.), первичной инстанцией самооценки и психологической интроспекции (возможно, аналог стоического συναίσθησις).
Знание о чувственных вещах возникает в результате рефлексии разума (mens, ratio, intellectus) над чувственными данными. Кульминация познания – мистическое прикосновение к высшей истине (вариант неоплатонической «иллюминации»), просветление умопостигаемым светом, в равной мере интеллектуальное и моральное (De Trin. VIII 3, 4; Civ. D. XI 21).
Так соединяются две цели познания, «Бог и душа» (Sol. I 2, 7): «Возвратись в себя – истина обитает во внутреннем человеке» (De ver. rel. 39,72).
Поэтому особую важность для А. приобрела проблема времени – внутреннего (переживание «перетекания» времени) и внешнего (объективное время как мера становления, возникающая вместе с веществом и пространством – Conf. XI 4 сл.).
В области морально-психологических проблем, которые А. сводил к двум основным вопросам: каким должен быть человек и насколько это в его силах, – взгляды А. претерпели значительную эволюцию. В произведениях первого периода («О свободном решении» и др.) разрабатывалась классическая теодицея, основанная на идее рационалистически и эстетически понимаемого мирового порядка. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной «благости» всего сущего: «Всякая природа, которая может стать хуже, хороша» (De lib. arb. III 13, 36).
Бог, человек и природа в философии Августина. Учения о «священной истории»
... систематического христианского вероучения, которые до сих пор являются определяющими в направлениях Римско-католической и Православной церквей. Жизненный путь Августина, описанный им самим в сочинении под ... для истории философии: «О Троице», «О Граде Божьем», «О величине души», «Об истинной религии», «Исповедь». Мировоззрение Аврелия Августина — это своеобразное сочетание христианского религиозно- ...
Бог не отвечает за зло, которое является лишь отсутствием субстанции (блага) и носит моральный характер: единственным источником зла является злая воля. Чтобы мораль была возможна, субъект должен быть свободен от внешней (в т. ч. сверхъестественной) причинности и способен выбирать между добром и злом. Моральность состоит в следовании нравственному долгу: сама идея о нравственном законе выступает как достаточный мотив (хотя содержание закона имеет богооткровенный характер).
В сер. 390-х эта схема переживает кризис под влиянием растущего внимания А. к психологии морального выбора. В «Исповеди» он описывает тончайшую динамику интимно-духовных процессов (к которой античные и предшествующие христианские авторы были гораздо менее внимательны), приходя к выводу, что человек, «великая бездна», слишком слаб, чтобы самостоятельно преодолеть зло в самом себе. Параллельно на основе изучения посланий ап. Павла у А. начинает складываться концепция предопределения; она достигает завершения в антипелагианских трактатах 3-го периода и приводит А. к окончательному разрыву с этическим рационализмом. После грехопадения Адама люди способны творить благо лишь с помощью благодати, которая несоизмерима с заслугами и дается тому, кто избран и предопределен к спасению. Основания такого предпочтения непостижимы: в справедливость высших решений можно только верить. Тем самым А. бесповоротно утверждает примат веры над разумом: мы не можем знать всего, во что верим (De praed. sanct. 2).
«Уверуй, чтобы уразуметь» (Serm. XLIII 3, 4) – кредо зрелого и позднего творчества А.
Его кульминацией является эсхатология и историческая теоантропология трактата «О Граде Божьем», вводящая в философский обиход идеи морального прогресса и линейного исторического времени. «Град земной» и «Град Небесный» – символическое выражение двух видов «любви», борьбы эгоистических («любовь к себе вплоть до пренебрежения Богом») и моральных («любовь к Богу вплоть до забвения себя» – XIV 28) мотивов. Моральную историю человечества А. начинает с грехопадения Адама и рассматривает как поступательное движение к обретаемому в благодати нравственному совершенству, состоянию «невозможности грешить» (XXII 30).
Цель истории свершится не на земле: земные государства – «разбойничьи шайки» (IV 4), необходимые лишь в условиях человеческой греховности. Сообщество праведных и будет тем Градом, который не от мира сего.
Экзегетика и герменевтика А. развивает традиции Александрийской школы, рассматривая текст Писания как совокупность «знаков», имеющих теологическое, историческое и моральное значение. Способы их истолкования (в т. ч. с помощью свободных наук) – тема трактата «О христианской науке», обширных комментариев на книгу Бытия и трех заключительных книг «Исповеди».
А. создал целостное (хотя и не оформленное систематически) учение, которое на тысячу лет стало образцом для мыслителей Запада и до сих пор конкурирует с томизмом , находя приверженцев среди католических богословов. Концепция предопределения послужила вдохновляющей основой для протестантизма Лютера и Кальвина, а персоналистские религиозно-психологические мотивы составили другую линию влияния, ведущую через Паскаля к Кьеркегору и экзистенциализму.
Английский ( Топики/Сочинения ): The History of English — ...
... образованных социальных слоев на следующие два-три столетия. Таким образом, на английский язык, на котором разговаривала в ... лет, когда в 7-м веке Святой Августин ввел христианство в Британии, сотни латинских и ... language in which Englishmen best expressed themselves. История английского языка Когда англосаксы вторглись в Британию в ... years later, when St. Augustine brought Christianity to Britain ...
Сочинения
- PL 32–46;
- CSEL 12 сл.;
- CCL 29 сл.;
- Bibliothèque Augustinienne. P., 19472 .
Рус. пер.:
- Бл. Августин . Творения. Ч. 1–11. К., 1880–1908; ч. 1–8. К., 1901–19152 (анонимные пер.; перепеч.: О Граде Божьем. СПб., 1994; Творения. Т. 1–4. СПб.; К., 1998 и др.);
- Избранные проповеди. Пер. Д. Садовского. Серг. П., 1913;
- О благодати и свободном произволении. Пер. О. Е. Нестеровой, – Гусейнов А. А., Иррлиц Г. Краткая история этики. М., 1987, с. 532–557;
- Исповедь. Пер. М. Е. Сергеенко. М., 1991 (19972 ); Против академиков. Пер. О. В. Головой. М., 1999;
- О Троице. Пер. А. А. Тащиана. Краснодар, 2004;
- Трактаты о различных вопросах. Пер. и комм. А. Р. Фокина и др. М., 2005.
Биография:
- Поссидий Каламский . Жизнь Августина. Пер. М. В. Грацианского, П. В. Кузенкова, – Аврелий Августин. Исповедь. М., 19972 , с. 338–379.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/jizn-i-sochineniya-avgustina-avreliya-ego-duhovnaya-evolyutsiya/
Общие работы:
- Tröltsch E. Augustin, die Christliche Antike und das Mittelalter. Münch.; B., 1915;
- Alfaric P. L’évolution intellectuelle de Saint Augustin. P., 1918;
- Cayré F. Initiation à la philosophie de St. Augustin. P., 1947;
- Gilson E. Introduction à l’étude de Saint Augustin. P., 19493 ;
- Marrou H.-I. Saint Augustin et l’augustinisme. P., 1955 (рус. пер. Долгопрудный, 1999);
- Jaspers K. Plato. Augustin. Kant. Drei Grunder des Philosophierens. Münch., 1967;
- Flasch K. Augustin. Einführung in sein Denken. Stuttg., 1980; 19942 ;
- Трубецкой Е. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Ч. 1. Миросозерцание Бл. Августина. М., 1892;
- Попов И. В. Личность и учение Бл. Августина. Т. 1. Ч. 1–2. Серг. П., 1916;
- Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979, с. 181–340.
Онтология, теология и гносеология:
- Bourke V. J. Augustine’s Quest of Wisdom. Milwaukee, 1945;
- Falkenhahn W. Augustins Illuminationslehre im Lichte der jungsten Forschungen. Köln, 1948;
- Cayré F. La contemplation Augustinienne. P., 1954;
- Anderson J. F. St. Augustine and Being. A metaphysical essay. La Haye, 1965;
- Mader J. Die logische Struktur des personalen Denkens. Aus der Methode der Gotteserkenntnis bei Aurelius Augustinus. W., 1965;
- Du Roy O. L’intelligence et la foi en la Trinité selon Saint Augustin. P., 1966;
- Armstrong A. H. Augustine and the christian platonism. Villanova, 1967;
- Stein W. Sapientia bei Augustinus. Bonn, 1973;
- Pépin J. Saint Augustin et la dialectique. Villanova, 1976;
- Wittmann L. Ascensus. Der Aufstieg zur Transzendenz in der Metaphysik Augustins. Münch., 1980;
- Bubacz B. St.Augustine’s theory of knowledge. N. Y.; Tornt., 1981;
- O’Connell R. J. St.Augustine’s Platonism. Villanova, 1984;
- Idem . Imagination and Metaphysics in St.Augustine. Milwaukee, 1986.
Антропология, психология, этика:
О волшебных сказках
... Толкин считал, что статья «“Беовульф”: чудовища и критики» и эссе «О волшебных сказках» «и впрямь хорошо сочетаются», поскольку «в первом речь идет о связи «героического» с волшебной сказкой; во втором — преимущественно о волшебной сказке ... то есть подразумевается, что сказки эти — волшебные, «сказки про фэйри». Это заблуждение и стремится развеять Толкин, объясняя, что многие тексты, включенные ...
- Mausbach J. Die Ethik des heiligen Augustin. Bd. 1–2. Freib., 19292 ;
- Nygren G. Das Pradestinationsproblem in der Theologie Augustins. Lund, 1956;
- Clark M. T. Augustine. Philosopher of Freedom. N. Y.; P., 1958;
- Körner F. Das Sein und der Mensch. Die existenzielle Seinsentdeckung des jungen Augustin. Freib.; Münch., 1959;
- Stelzenberger J. Conscientia bei Augustinus. Paderborn, 1959;
- Henry P. Saint Augustine on Personality. N. Y., 1960;
- Berlinger R. Augustins dialogische Metaphysik. Fr./M., 1962;
- Maxsein A. Philosophia cordis. Das Wesen der Personalitat bei Augustinus. Salzb., 1966;
- Schmaus M. Die psychologische Trinitätslehre des hl. Augustin. Münst., 19672 ;
- O’Connell R. J. St.Augustine’s early Theory of Man, A.D. 386–391. Camb. (Mass.), 1968;
- Boehms S . La temporalite dans l’anthropologie augustinienne. P., 1984;
- Lössl J. Intellectus gratiae: Die erkenntinistheoretische und hermeneutische Dimension der Gnadenlehre Augustins von Hippo. Leiden; N. Y., 1997;
- Weaver R. H. Divine Grace and Human Agency. A Study of the Semi-Pelagian controversy. Macon, 1998 (рус. пер. М., 2006).
Эсхатология и социология:
- Deane H. A. The political and social ideas of St. Augustine. N. Y.; L., 1963;
- Markus R. Saeculum: history and society in the theology of St. Augustine. Camb., 1970;
- Schmidt E. A. Zeit und Geschichte bei Augustinus. Hdlb., 1985;
- Уколова В. И . Философия истории Блаженного Августина, – Религии мира, 1985. М., 1986, с. 127–145;
- Чанышев А. А . «Град земной» в эсхатологической перспективе: переосмысление опыта античной истории и гражданской культуры в историософии Августина, – ВФ , 1999, 1.
Эстетика:
- Svoboda K. L’esthetique de Saint Augustin et ses sources. Brno, 1933;
- Fontainier J.-M. Le beauté selon saint Augustin. Rennes, 1998;
- Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984.
Августин и античная традиция:
Иноязычное описание родной культуры как часть глобальной межкультурной ...
... проанализированы конкретные описания родной культуры в англоязычных путеводителях, а также разобраны особенности перевода иноязычных описаний культуры. 1.1 Перевод как языковое посредничество, способ ... культуры. В ходе прямого межкультурного диалога, который неизбежно возникает при контакте представителей различных культур, формируется специализированный язык — язык международного общения. Работа ...
- Ritter J. Mundus Intelligibilis. Eine Untersuchung zur Aufnahme und Umwandlung der Neuplatonischen Ontologie bei Augustinus. Fr./M., 1937;
- Chevalier I. S.Augustin et la pensée grecque. Les relations trinitaires. Fribourg, 1940;
- Testard M. Saint Augustin et Cicéron. T. 1–2. P., 1958;
- Solignac A. Doxographies et manuels dans la formation philosophique de saint Augustin, – Recherches Augustiniennes. T. I. P., 1958, p. 113–148;
- Holte R. Béatitude et sagesse. Saint Augustin et la fin de l’homme dans la philosophie ancienne. P., 1962;
- Theiler W. Porphyrios und Augustin, – Idem. Forschungen zum Neoplatonismus. B., 1966, S. 160–248;
- Hagendahl H. Augustine and the Latin Classics. Vol. 1–2. Göteb., 1967;
- Roll E. Der platinizierende Auguastinus. Stuttg., 1990;
- Rist J. M. Augustine: Ancient thought baptized. Camb.; N. Y., 1994;
- Tornau Ch . Zwischen Rhetorik und Philosophie. Augustins Argumentationstechnik in De civitate Dei und ihr bildungsgeschichtlicher Hintergrund. B., 2006;
- Нестерова О. Е . Историко-философские предпосылки учения Августина о соотношении времени и вечности, – ИФЕ’86 . М., 1986, с. 29–34.
Библиография:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/jizn-i-sochineniya-avgustina-avreliya-ego-duhovnaya-evolyutsiya/
- Andresen C. Bibliographia Augustiniana. Darmst., 19732 ; Miethe T. L. Augustinian Bibliography 1970–1980. Westport; L., 1982.
А. А. СТОЛЯРОВ