Художник осмысляет историю иначе, чем обычный человек. Он живет в истории всечеловеческой, а не конкретной, очеловеченной в страданиях и состраданиях. Только художник мог сказать: «Какое милое у нас тысячелетье на дворе…» Поэт приходит в мир, чтобы познать его и пересоздать, силой своего воображения, на началах разума и гармонии, и «если мир раскалывается надвое, то трещина проходит сквозь сердце поэта». Таким поэтом был Б. Л. Пастернак, автор удивительного «поэтического » романа «Доктор Живаго, книги о человеке, который, осознав революцию, отказался от нее. Почему?
Юрий Живаго, как и многие русские интеллигенты, принял революцию, понимая ее неизбежность. Для Живаго революция — «…это небывалое, это чудо истории…» Герой романа помещен в эпицентр революционных событий, он становится свидетелем великого переворота, на его глазах зарождается новая история, которая, в идеале, должна быть, неразрывно, связана с отдельным человеком, ибо, во имя его и совершается. Доктор Живаго ждет от революции разрешения, давно волнующих его вопросов о войне, бессмысленном смертоубийстве. Он воспринимает ее, как Бога, исцеляющего, очищающего и справедливого. Но, как мыслящий человек, он не может воспринимать происходящее однозначно, видя, что, помимо обновления, она несет разруху, жестокость, братоубийственную гражданскую войну. Доктор не вмешивается в события, он — «песчинка, захваченная бурей», — понимает, что изменить ничего нельзя, слишком это «великое», это ход истории, но осмыслить, ему, это необходимо. Именно, бессмысленность насилия, отчуждает Юрия Живаго, от участия в преобразовании жизни». Он понимает, что эта история совершается не для него, и ему ничего не дает, а напротив, отнимает, лишает свободы выбора.
Очень важно и то, что герой романа Пастернака — особая личность, особое явление в мире — поэт. Он вобрал в себя все катаклизмы истории. Он интеллигент, а именно интеллигенция, наиболее беззащитна перед социальным злом, именно она оказывается бессильна противостоять «колесу истории», в силу своей глубокой порядочности, ставшей внутренней сутью русского интеллигента, и склонности, задумываться над происходящим. Постепенно обрываются нити, связывающие Юрия с миром, и герой уходит из жизни забытым, непризнанным и одиноким. Все попытки обрести гармонию, с миром, оканчиваются крахом: Лара, его любовь, отнята неумолимой историей; он лишается крова, семьи. Последнее его произведение — поэзия, но… «продуман распорядок действий и неотвратим конец пути…». Его сердце не выдерживает «постоянного, в систему возведенного криводушия», он «не сможет без конца насиловать» свою «вольную, беззаботную» душу, когда все, вокруг, тонет в фарисействе, несправедливости и насилии.
Образ и характеристика Юрия Живаго в Докторе Живаго Пастернака
... Живаго... Таким образом, Пастернак сумел нарисовать образ Доктора Живаго, который сохранится в памяти навечно! Юрий Живаго в романе Пастернака Произведение русского писателя «Доктор Живаго» ... Сочинение 2 Юрий Живаго – вот центральный персонаж сего произведения с необычным названием: «Доктор Живаго». ... для хода истории. Отрешение от ... иногда живет внутренней жизнью, совершенно игнорируя окружающее. ...
Полной противоположностью, Юрию Живаго, в романе Пастернака Б.Л., является Антипов-Стрельников. Читателю кажется, что именно он приобрел свое место в новой жизни. Он — воплощение воли, его жестокость внушает ужас, им пугают детей. «Живое человеческое лицо стало олицетворением, принципом, воплощением идеи». Но, как могло случиться, что тонкий, образованный человек превратился чуть ли не в зверя? Ответ, на этот вопрос, можно найти в словах Лары, жены Антипова-Стрельникова: «…Это следствие тех сил, в руки которых он себя отдал, сил возвышенных, но мертвящих и безжалостных, которые и его, когда-нибудь, не пощадят».
Ее слова сбылись. Силы, эти, действительно не щадили ни сильных, ни слабых, ни врагов, ни друзей, и понять логику их беспощадной, уничтожающей работы, было не под силу обыкновенному человеку.
Безвестной «песчинкой» бытия, оказывается и Лара. Судьба ее — это судьба миллионов людей: «Ее арестовали в те дни на улице, и она умерла или пропала неизвестно где, забытая, под каким-нибудь безымянным номером,
в одном, из неисчислимых женских или общих концлагерей севера». С какой, леденящей душу простотой, повествует об этом автор. Слишком привычным стало исчезновение и гибель людей, слишком мало стало значить человеческая личность, чтобы говорить, об этом, по — другому.
Б. Пастернак, в своем романе, осмысляет опыт эпохи, отстоящей от него во времени. Воистину, «большое видится на расстоянии», и уже можно говорить об итогах.
Каковы же они? Кто прав, Человек или ? Для Пастернака они разновелики. Каждый человек имеет право выбрать свое бытие, жить по своим законам, если это закон — добра и милосердия и, когда мир лишает его этой возможности — это трагедия мира, истории, трагедия народа, творящего эту историю. Права революция, совершающаяся для человека и призванная дать ему счастье, но прав и Доктор, не принимающий насилие и преступлений против человека. Конфликт героя и революции — космический, мировоззренческий, философский. Конфликт общечеловеческого и нового революционного гуманизма. Но, гуманизм один, он не может быть ни новым, ни старым, ни эволюционным, ни революционным, он — общечеловеческий, он утвержден евангельским «не убий». Не случайно Пастернак сказал: «Роман — это мое христианство, вариант книги Бытия».
Живаго, герой романа, всей своей судьбой, обвиняет неправедный мир, губящий или извращающий душу, мир, не для человека. Он судит историю и революцию. Кому же, еще, ее судить? Но, есть у Б. Пастернака надежда, что, когда-нибудь, история и революция предстанут перед высшим судом- судом Человека. Поэтому роман заканчивается такими строками:
Пастернак Б.Л. — Доктор Живаго
... его душа, его судьба, сочувствие и понимание. Академик Д. С. Лихачев считает, что “Доктор Живаго ... Пастернаком я не слишком крупный поэт”. Мировой известностью Пастернак пользовался всегда. Роман, ходивший тридцать лет в самиздатовских экземплярах, наконец опубликовали. В произведениях Пастернака главный герой — человек, ... луговую стежку, ведшую к лесу. На одно ...
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана
Столетья поплывут из темноты…