Речевая характеристика бориса в пьесе гроза. Характеристика и образ бориса в пьесе гроза островского

У этого термина существуют и другие значения, см. Гроза (значения).

Гроза
Жанр драма
Автор Александр Николаевич Островский
Язык оригинала русский
Дата написания 1859
Дата первой публикации 1860
Текст произведения в Викитеке

«Гроза»

  • пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма[1][2].

Действие происходит летом в вымышленном городе Калинове на берегу Волги. Между 3-м и 4-м действиями проходит 10 дней.

История создания «Грозы» Островского

И. С. Тургенев отзывался об этом произведении весьма положительно, с особенным трепетом и восторгом подчеркивал огромный писательский талант А.Н.Островского. История создания «Грозы» Островского восходит к общественно-политической ситуации в стране в период пятидесятых – шестидесятых годов XIX века. Это был переломный момент в истории и общественной мысли. В тот период стало появляться все больше литературы обличительного характера, и творчество А.Н. Островского пришлось ко времени. Темы, которые тогда пользовались популярностью и вызывали значительные споры: крепостное право, положение женщины в обществе и разночинная интеллигенция. А.Н. Островский в «Грозе» поднимает не менее актуальную тему – домашней тирании, господства денег над жизнью и значением человека.

Годом написания драмы считается 1859-й, тогда же появились первые постановки пьесы в лучших театрах Москвы и Петербурга. В печати произведение появилось годом позже (1860).

История создания «Грозы» Островского показывает, что произведение максимально полно отразило общественно-политическую мысль того времени.

Адаптации

  • Гроза (фильм, 1912) — выпущен , в роли Катерины В. Н. Пашенная[6]
  • Гроза (фильм, 1933) — режиссёр В. М. Петров
  • Гроза (телеспектакль, 1977) — режиссёры: Феликс Глямшин, Борис Бабочкин

На сюжет пьесы «Гроза» написаны ряд опер (см. Гроза (опера)): в 1867 году композитором В. Н. Кашперовым на либретто собственного сочинения (опера поставлена в том же году в Москве и Санкт-Петербурге), затем — наиболее известная — Леошем Яначеком («Катя Кабанова», постановка 1921, Брно), в 1940 году Б. В. Асафьевым на собственное либретто, В. Н. Трамбицким на либретто И. И. Келлера, итальянским композитором Лодовико Рокка (итал. L’Uragano, 1952).[1]

Смысл названия

Если обратиться к смысловой нагрузке драмы, то ее название отражает основное состояние главных героев. Весь город Калинов живет в напряжении, которое случается также и при ожидании грозы как природного явления: везде царит духота, не хватает свежего воздуха. Настолько же мучительна жизнь городских обывателей: многие находятся в подавленном состоянии, под гнетом домашней тирании. Гроза должна принести облегчение и освобождение. Герои ищут выход из сложной ситуации, но не умеют действовать самостоятельно, слушать голос собственного сердца. В изображении таких характеров настоящим мастером оказался А.Н. Островский («Гроза»).

История драмы максимально подчеркивает невозможность решить проблему мирным путем и тщетность таких попыток.

Природное явление как персонаж

Гроза — это не только символ произведения, но и участник основных действий драмы. Обычное природное явление оказывает значительное влияние на поведение многих персонажей. Раскрывает их характеры. И в первую очередь смысл названия драмы «Гроза» очень тесно связан с главной героиней Катериной.

Даже сама ее личность напоминает это природное явление. Внутри характера Кати не могут сойтись две непримиримые крайности. Она одновременно и человек традиции, и личность, живущая в духе нового времени, согласно собственным эмоциям. Самое главное то, что ее никто не изобличает, не было свидетелей их свиданий с Тихоном. Она сама признается в этом.

Катерина, с одной стороны, импульсивный человек, даже грозит в Волгу броситься, и в итоге так и получается. С другой — она очень набожна. Она испытывает минуты необыкновенного подъема в церкви. И любовь к Богу в этой пьесе звучит очень ясно и объемно. И, как многие верующие люди в то время, главная героиня считает это природное явление карой небесной. Именно во время грозы Катя признается в своем грехе.

Композиционно-идейная составляющая

Драма состоит из пяти действий, причем между третьим и четвертым действиями проходит десять дней. Всю пьесу условно можно разделить на четыре части: мучительное ожидание, сопровождаемое томлением и страданием, подготовка к кульминации, кульминация, развязка. Множество споров у исследователей вызывает гибель Катерины. Смогла бы она жить дальше в том обществе, которое ее окружало, или нет? История создания «Грозы» Островского доказывает, что автор хотел показать сильную личность, способную подняться над обстоятельствами собственной жизни, потому он и наделяет главную героиню цельностью натуры, несгибаемой волей и силой духа.

Действительно, гибель Катерины предрешена. Если бы она не погибла по собственному решению, то ее задавили бы жестокие нравы, царящие в городе Калинове. Ей пришлось бы сломать свою свободолюбивую натуру и подстроиться под порядки общества. Все ее внутреннее существо, душа противились этим порядкам. Поэтому смерть для нее становится выходом, избавлением от гнетущих страданий и страха. Сердце Катерины – вольная птица, которую она отпускает на волю.

Действие 3

Кабанова и Феклуша на скамейке перед домом купчихи. Ропщут на суетность жизни в больших городах, радуются тишине и спокойствию в собственном городишке. Появляется Дикой , он во хмелю. По своей привычке, распалившись, начинает грубить Кабанихе , но та его быстро осаживает. Дикой оправдывается тем, что его расстроили с утра работники, требуя расчет, а ему это – что нож острый в сердце. Поостыв в беседе с Кабанихой, уходит.

Борис давно не видел Катерину и опечален этим обстоятельством. Рядом стоит Кулигин, размышляет о тяжкой доле бедных, которым не до красот природных – они в нужде, да в работе, а богатые огородились высокими заборами с собаками, да и думают, как обворовать сирот и бедных родственников. Подходят Кудряш с Варварой. Они обнимаются, целуются. Девушка извещает Бориса о предстоящей встрече с Катериной и определяет место в лощине.

Ночью, придя на место свидания, Борис встречает играющего на гитаре Кудряша и просит того уступить ему место, но Кудряш упирается, мотивируя тем, что это место давно «пригрел» для встреч с подругой.

догадывается, о ком

Приходит Варвара и уводит Кудряша. Влюбленные остаются наедине.

оба отдаются во власть чувств

Катерина

Проникновенно рисует непростую картину жизни главной героини Островский («Гроза»).

Анализ этого произведения показывает, что Катерина до замужества жила в любящей семье, где все уважали личный выбор и свободу друг друга. С замужеством Катерина утратила связь с родными и потеряла свободу. Оттого ей так одиноко и тошно в доме Кабановых, оттого она никак не может привыкнуть к его устоям, предается воспоминаниям о былом: «Такая ли я была? Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле!»

Сильна или слаба главная героиня? Был ли у нее выбор? Что явилось решающим событием, подвигнувшим ее к самоубийству? Невозможность изменить свою жизнь, быть рядом с любимым человеком, неумение найти выход из сложившейся ситуации, собственное стремление к свободе привели ее к этому действию. Мы видим, что самоубийство совершается от отчаяния, это не обдуманное и хладнокровное решение, однако оно намеренное. По отношению к самой себе, своим мечтам героиня совершает слабость, в то время как обществу, которое ее осуждает, она не покорилась и самоубийством подчеркивает свою индивидуальность характера.

Зрелость души – условие взрослой жизни

Более того, продолжает свою мысль критик, капитулировать перед мелкими, вполне преодолимыми жизненными трудностями, – это разве добродетель? Этим очевидным, логичным вопросом задается Писарев о «Грозе» Островского. Разве это может быть примером для поколения, чей удел – изменить рабскую Россию, угнетаемую местными «князьками» по типу Кабанихи и Дикого? В лучшем случае такой суицид может вызвать лишь общественный резонанс. Однако же в результате борьбу с социальной группой богатеев и манипуляторов должны вести волевые и образованные люди!

Вместе с тем не уничижительно отзывается Писарев о Катерине. «Гроза», считает критик, не зря столь последовательно изображает ее образ, начиная с детства. Образ Катерины в этом смысле подобен незабвенному образу Ильи Ильича Обломова! Проблема ее несформировавшейся личности – в идеально уютном детстве и юности. Родители не готовили ее к взрослой жизни! Более того, они не дали ей должного образования.

Однако следует признать, что в отличии от Ильи Ильича, попади Катерина в более благоприятную среду, чем семья Кабановых, она бы, скорее всего, состоялась, как личность. Островский этому дает обоснование…

«Тёмное царство»

Сюда можно отнести представителей старого общества с его жесткими моральными устоями. Это Савел Прокофьевич Дикой, Марфа Игнатьевна Кабанова. Эти люди уже никогда не изменятся: в них настолько укоренились старые привычки и мировоззрение, что они находят смысл жизни в том, чтобы поучать молодых, ругать современные нравы.

Дикой получает удовольствие, когда тиранит своих домашних: никто слова ему поперек сказать не смеет. Он недоволен буквально всем, и никто ему угодить не может. Кабанова (Кабаниха) навязывает свою волю сыну и невестке, категорически отказывается принимать чужую точку зрения, отличную от своей собственной.

Актуальность идей пьесы

Пользуясь простой аргументацией, на понятном для читателя языке создает свой отзыв Писарев о «Грозе». Краткое содержание пьесы он ювелирно точно воспроизводит в своей критической статье. Как же иначе? Ведь проблематика пьесы – насущна. И Островский делал великое дело, своим произведением всем сердцем желая построения гражданского общества вместо «темного царства».

Однако, дорогие читатели… Так сказать, положив руку на сердце… Можно ли назвать сегодня наше общество «царством света, добра и разума»? Разве в пустоту написал Островский монолог Кулигина: «Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать…»? Горькие, справедливые слова…

Варвара, сестра Тихона

Незамужняя девушка, дочь Кабановой. Ее девизом является утверждение: «Делай что хочешь, но так, чтобы шито-крыто было».

Особенно ее никак не выделяет Островский. «Гроза», анализ произведения свидетельствует об этом, всячески противопоставляет своевольную натуру Варвары и чистоту души Катерины. Варвара добивается своего хитростью и вольнодумством, а Катерина во всем предпочитает правду.

Действие 4 , Кулигина безбожником

После возвращения Тихона домой Катерина пребывает в полном смятении. Варвара пытается её образумить и учит не подавать никакого вида. Сама-то она давно поднаторела в хитростях и обманах. Не добившись желаемого, Варя докладывает Борису о состоянии Кати.

странное состояние жены

признается в тайной связи с другим мужчиной

Борис

Племянник Дикого, живет у него в доме из милости. Молодой парень привык слушать выражение недовольства и наставления своего дядюшки, но если быть внимательными, то можно увидеть, как глубоко ранят его укоры Дикого, насколько ему неприятны ложь и лицемерие. Неспособность Бориса противостоять воле власть имеющего Дикого как нельзя лучше подчеркивает произведение «Гроза». Островский сочувствует Борису. Природная деликатность героя не позволяет ему спорить с дядей, отстаивать свою точку зрения. Так или иначе, но Борис тоже является жертвой жестоких нравов, господствующих в городе Калинове.

Образы в «Грозе» Островского не отличаются особенным многообразием: Кабаниха, Дикой, Варвара, Тихон, Борис — все, как один, умеют приспосабливаться. Одни подавляют, другие подчиняются. Им всем противопоставлена Катерина – молодая женщина, сохранившая в себе цельность натуры и силу духа. Таким образом, оказывается весьма неоднозначным произведение «Гроза». Островский оправдывает Катерину за ее слабость в том, что она жертвует своей жизнью, но наделяет ее мужеством и самоотверженностью. Не только частный случай, а гибель России, ее невозможность жить по старым порядкам, которые приводят к краху, изображает автор.

Действие 1

привычное явление

остались сиротами

Это интересно! Пьеса Александра Островского Бесприданница: краткое содержание по главам

ханжество и домашнюю тиранию

Купчиха изводит сына обвинениями

обвиняя её в упреках

непростое житьё у свекрови

Благолепие сплошное было – вышивание золотом, молитвы церковные, рассказы странниц.

В мужнином доме всё не то

Тут появляется ненормальная барыня, которая осыпает девушек проклятиями, обещая им за греховную красоту адовы муки. Слышатся раскаты грома, приближается гроза, и девушки спешно убегают.

Обречённость старых устоев

Островский создал из социально-бытовой драмы о жизни купцов реальную трагедию, где он посредством любовно-бытового конфликта продемонстрировал наступление эпохального перелома, который происходит в человеческом сознании. Народ начинает осознавать чувство собственного достоинства, люди уже совершенно по-другому относятся к жизни, хотят быть режиссёрами своих судеб и открыто заявлять о потребностях.

Конечно, это желание противоречит действующему патриархальному укладу. Так, судьба погибшей девушки олицетворяет исторический смысл, который отражает состояние сознания народа на переломном эпохальном стыке. Талантливый драматург своевременно заметил обречённость старых порядков и, написав свою пьесу, буквально открыл современникам глаза на то, что происходит рядом с ними.

Если необходимо подготовиться к уроку литературы, написать сочинение или пересказ, а времени в обрез, лучше всего ознакомиться с укороченной версией, которую можно найти на различных интернет-ресурсах, в том числе в Википедии. Там кратко описаны основные события.

М. А. Антонович

…г. Писарев решился исправлять Добролюбова, как г. Зайцев Сеченова, и разоблачать его ошибки, к которым он причисляет одну из самых лучших и глубокомысленнейших статей его «Луч света в темном царстве», написанную по поводу «Грозы» г. Островского. Эту-то поучительную, глубоко прочувствованную и продуманную статью г. Писарев силится залить мутною водою своих фраз и общих мест. <…></…>

  • Г. Писареву почудилось, будто бы Добролюбов представляет себе Катерину женщиной с развитым умом и с развитым характером, которая будто бы и решилась на протест только вследствие образования и развития ума, потому будто бы и названа «лучом света». Навязавши таким образом Добролюбову свою собственную фантазию, г. Писарев и стал опровергать ее так, как бы она принадлежала Добролюбову. Как же можно, рассуждал про себя г. Писарев, назвать Катерину светлым лучом, когда она женщина простая, неразвитая;
  • как она могла протестовать против самодурства, когда воспитание не развило ее ума, когда она вовсе не знала естественных наук, которые, по мнению великого историка Бокля, необходимы для прогресса, не имела таких реалистических идей, какие есть, например, у самого г. Писарева, даже была заражена предрассудками, боялась грома и картины адского пламени, нарисованной на стенах галлереи. Значит, умозаключил г. Писарев, Добролюбов ошибается и есть поборник искусства для искусства, когда называет Катерину протестанткой и лучом света. Удивительное доказательство!

Так-то вы, г. Писарев, внимательны к Добролюбову и так-то вы понимаете то, что хотите опровергать? Где ж это вы нашли, будто бы у Добролюбова Катерина представляется женщиной с развитым умом, будто протест ее вытекает из каких-нибудь определенных понятий и сознанных теоретических принципов, для понимания которых действительно требуется развитие ума? Мы уже видели выше, что, по взгляду Добролюбова, протест Катерины был такого рода, что для него не требовалось ни развитие ума, ни знание естественных наук и Бокля, ни понимание электричества, ни свобода от предрассудков, или чтение статей г. Писарева; это был протест непосредственный, так сказать, инстинктивный, протест цельной нормальной натуры в ее первобытном виде, как она вышла сама собою без всяких посредств искусственного воспитания. <…></…>

— Таким образом вся эта фанфаронада г. Писарева в сущности очень жалка. Оказывается, что он не понял Добролюбова, перетолковал его мысль и на основании своего непонимания обличил его в небывалых ошибках и в несуществующих противоречиях…

Буквальные совпадения

В Костроме произведение было издано отдельной книгой. Во время постановки актёры стремились быть похожими на Клыковых, а жители города даже показывали, откуда именно сбросилась несчастная. Дата премьеры пьесы — 16 ноября 1859 года.

Краевед Виноградов нашёл в тексте несколько важных совпадений:

  • Александре и Екатерине (так зовут главную героиню) было 19 лет;
  • обе были вынуждены терпеть придирки свекровей;
  • ни у той, ни у той не было детей;
  • Александра встречалась с другим человеком, а Екатерина любила Мужчину по имени Борис.

Екатерина утопилась в ноябре

Есть предположение, что писатель, будучи неглупым человеком, сумел предсказать, как сложится жизнь девушки в типичных условиях, характерных для того времени. Очень вероятно, что Александра, так же как и главная героиня пьесы, страдала от невыносимости жизни, о которой повествуется в пьесе. Имеются в виду изжившие себя устои и необратимость ситуации в семье.

Впрочем, возможно, Александра решила броситься в реку по причине бытовых трудностей, а не из-за личностного конфликта, как у героини пьесы. Её самым реальным прототипом является актриса театра Косицкая Любовь Павловна. Именно она и сыграла эту роль. У автора пьесы, так же как и у этой женщины, была семья, из-за этого они не смогли развить свои отношения.

Любовь Павловна появилась на свет в Поволжье, но в возрасте 16 лет ушла из дома. Существует мнение, что сон Катерины — это ночное видение Косицкой, которое она запомнила и записала. Как и главная героиня, Любовь Павловна была верующей и серьёзно относилась к религии.

Таким образом, история создания пьесы довольно любопытна: есть и легенды, и драма несложившихся отношений. Это история о нарастании конфликта в социуме. В то время уже были люди, желающие поменять старые порядки, однако так называемое домостроевское общество отказывалось следовать этим стереотипам. Островский отразил подобное противостояние в своём произведении.