Лев Николаевич Толстой говорил: «Для того чтобы произведение получилось, надо любить в нём главную мысль». Главной мыслью романа «Война и мир», по словам Толстого, является «мысль народная». Она, можно сказать, стержень всего повествования. «Мысль народная» включает в себя как образы русских крестьян, сцены народной жизни, так и характеры главных героев дворян. Мысль эта развивается в романе по двум направлениям: историко-философскому и морально-психологическому. Первое раскрывает сущность бытия, его законы с точки зрения писателя, показывает историю человечества как «движение народов». Первое направление в изображении народа есть общественное начало «мысли народной». Фундаментом для него стала философия истории Толстого, его теория, объясняющая суть исторических событий.мысль в романе "Война и мир" 1" width="410" height="308"> Основная идея толстовской философии истории – это исключительная, непревзойдённая роль народов в развитии человечества. По Толстому, только народы – «двигатель истории». Личность не играет особой, заметной роли, она «не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима». Опираясь на эту теорию, Толстой изображает Отечественную войну 1812 года и все последующие события. Основываясь на своих взглядах, писатель изображает русскую и французскую армии. Солдаты – тот же народ, только одетый в мундиры и вооружённый. По мнению Толстого, именно солдаты, а не Кутузов и Наполеон, делали историю. «То, каким образом люди убивали друг друга, происходило не по воле Наполеона, а шло независимо от него, по воле сотен тысяч людей», – пишет автор романа. И Кутузов не руководил, а только поддерживал дух русского войска, соглашаясь или не соглашаясь с какими-либо действиями армии. Армия сама вершила суд над захватчиками – независимо от Кутузова и других штабных офицеров.
На помощь русской армии поднималась тоже независимая и огромная сила. Силу эту Толстой назвал «дубиной народной войны». Он писал: «Период кампании 1812 года от Бородинского сражения до изгнания французов показал, что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже не в армиях и сражениях, а в чём-то другом». Это «другое», видимо, сам народ. Война 1812 года приобрела «народный характер»: русский мужик бессознательно, стихийно, под влиянием какого-то непонятного (непонятого) чувства, которое называется «патриотизмом», поднялся на борьбу с французами и другими европейцами, пришедшими в Россию «с мечом». И русские солдаты – тот же, в сущности, народ – «бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям». Патриотизм, который и есть «дух войска», поднимает всю армию на борьбу с врагом. Борьба идёт решительно, ожесточённо, но вскоре завершается, так как «цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия».
Особенности жанра романа война и мир толстого 10 класс (2)
... бы не восхищался этой красотой:… Особенности жанра романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого Сочинения › Толстой Л.Н. › Война и мир Готовые Домашние Задания Любое литературное произведение можно ... мысли и чувства художника, воплощение его эстетических и нравственных правил. Такими предстают в романе Андрей и Пьер, Наташа Ростова и Мария Болконская, Кутузов и Багратион. В «Войне и мире» Толстой ...
Толстой переходит к событиям в Европе и снова приходит к выводу, что народ – главное «колесо истории». Он развенчивает успехи Наполеона, объявляя их «случайностями», утверждает, что к власти Наполеон был выдвинут самими массами, которые поставили его во главе грабежа и насилия, чинимого французами в Европе. Подводя итоги, Толстой пишет, что «основной, существенный смысл европейских событий есть воинственное движение масс европейских народов с запада на восток и потом с востока на запад». Такова точка зрения писателя на ход истории, но она, по-моему, неточная, спорная. Другая, главная сторона «мысли народной» Толстого – морально-психологическая. Составной частью этого направления в романе «Война и мир» является духовная близость главных героев с простым народом, которая в одних заложена с детства, у других возникла, сформировалась со временем. В первую очередь, надо сказать о Наташе Ростовой. Она с детства была родной для нянек и служанок (как и они для неё) благодаря своей простоте, «ненапыщенности» и хорошему отношению ко всем людям. Добрый характер Наташи не изменялся с течением времени, под давлением обстоятельств – только сильнее утверждались в нём благородные черты.
Наташе был близок, в ней жил народный дух. Это подтверждает сцена в доме дядюшки, куда Ростовы поехали после охоты. «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, – этот дух, откуда взяла она эти приёмы? Но дух и приёмы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские», – пишет Толстой, изображая момент, когда Наташа пошла по кругу танцевать. Это «русское» сближает её с народом и делает особенно красивой… Ростова принадлежала богатому дворянскому роду, но ей не чуждо было чувство патриотизма, охватившее простой народ во время Отечественной войны 1812 года. Патриотические чувства Наташи проявились, например, в сцене с ранеными в Москве.
Жених Наташи Ростовой князь Андрей Болконский рос в иных условиях, имел другой характер. Это явилось причиной того, что он приобщился к народу не сразу, постепенно. Сухость, рассудочность, мечты о славе отгоняли от него народный дух. Лишь на войне с французами Андрей стал проще, забыл о личной славе, заметил и почувствовал простых русских людей. Его отношение к простонародью изменилось: он стал отзывчив, даже добр к солдатам, и они называли его «наш князь». Война одухотворила Андрея, сделала так, что его мысли и чувства стали едины с народными. На войне Болконский понял, осознал ничтожность личного «я» и величие народного «мы». Вот так, благодаря войне, князь пропитался народным духом.
«Мысль народная» в романе «Война и мир» Толстого –
... сочинении на тему: «Мысль народная» мы и попробуем это доказать. Автор считал, что произведение будет хорошим, если автор полюбит главную мысль. Толстого интересовала мысль народная в работе Война и мир, где он изобразил не просто народ и ... мысли – не сдаться врагу – силен народ русский. Для всех русских людей важно чувство патриотизма. Тихон Щербатый Толстой показывает также партизанское движение. ...
Народный дух долго не мог понять, постичь и Пьер Безухов – мечтатель, постоянно сомневающийся, ищущий цель жизни человек. Духовные искания и разочарования подготовили Пьера к войне. Накануне войны он – человек, потерявший свою веру. Началась война – и пустота в его душе заполнилась народным духом. Сначала он оказался в плену, где познакомился и сблизился с представителями простонародья, что прежде казалось ему чем-то невероятным, непостижимым. Там Пьер познал простоту, щедрость и мудрость русского народа. Видя таких хороших людей вокруг себя, он решил, «что человек сотворён для счастья». Далее, за время войны, он становится простым человеком, его простоте и внимательности удивляются слуги, с которыми он теперь подолгу, с интересом разговаривает. В душе его – сначала смутно, неосознанно – появляется желание «постоять за народ».
Пьер женится. Он счастлив, весел и жизнерадостен. Но «новому» Пьеру больно видеть безобразия, которые творятся в Российской империи. «В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения. Мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят!», – слова его звучат искренне, идут от сердца. Любовь к России, к русскому народу и ставший твёрдым характер приводят его к такому выводу: «Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое». Эти слова – предзнаменование того, что Пьер Безухов решил бороться за интересы простого народа. Этот вывод можно считать словами самого автора, его обращением к читателю. Ярким представителем простого народа в романе «Война и мир» является Платон Каратаев. «Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого». Образ Каратаева стал собирательным образом русского народа. По характеру Платона можно судить о русском характере. Тогда получится, что русский характер – это доброта, щедрость, внимание к людям, мудрость, которая заложена в русском человеке самой природой, жизнерадостность и оптимизм.
Ещё одна черта русского характера раскрывается на страницах романа: миролюбие и гуманность. Такие мысли, слова и поступки встречаются в «Войне и мире» много раз. Отношение к французскому мальчику Венсенну в русском партизанском отряде, шутки и смех русских и французских солдат в окопах, разговор Николая Ростова с немцем-крестьянином и другие моменты. Как итог прозвучали слова итальянца, солдата французской (европейской) армии, сказанные Пьеру Безухову: «Это кощунство – воевать с таким народом, как вы». Таков финал, вывод всей «мысли народной»: мечта о дружбе, единении людей, их братской любви друг к другу.
Андрей Болконский и Пьер Безухов – по “Война и мир” Толстой Л. Н
... народа, частью его духовной силы. Это и роднит его с простыми людьми. Платон Каратаев научил Пьера ценить жизнь во всех ее проявлениях, любить людей, как самого себя. Жизненные пути Пьера Безухова и Андрея Болконского ... времени, на которое они приходятся. В то время, как Андрей ищет наполеоновскую славу на войне, будущий граф Безухов, не зная, куда девать энергию, забавляется в компании Долохова ...
Эта мечта возникает, вырастает из миролюбия и гуманности русского народа. В романе Толстого она сопутствует «мысли народной». Таких моментов в книге много… Получились ли в «Войне и мире» картины народной жизни? Удалось ли Толстому выразить народную мысль? Мнения могут быть разные. Но вряд ли можно отрицать, что «Война и мир» – многогранное, масштабное повествование, а Лев Николаевич Толстой – талантливый, великий писатель.