Предметно-бытовая деталь — самая малая единица предметного мира произведения. Предметно-бытовые детали подразделяются на три группы: сюжетные, психологические и описательные. Наибольшее внимание в поэме Н. В. Гоголя уделено последним. Детализация изображённых явлений стала важным художественным приёмом для писателя, решившего «вызвать наружу… всю огромную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь». Яркая, запоминающаяся деталь заставляет читателя присмотреться к герою, внимательнее вглядеться в его внутренний мир. Все персонажи поэмы отражаются в окружающих их предметах.
Особый акцент делает автор на изображаемых деталях, вносящих диссонанс в уже намеченный образ. Они показывают потаённые черты характера героя, которые, тем не менее, обязательно должны быть замечены. Так, например, два кресла в гостиной Манилова обтянуты «просто рогожею», так как на них не хватило дорогой шёлковой материи, выдают в нём нехозяйственного человека, обитающего в мире грёз. Вообще все вещи в доме Манилова можно разделить на две группы: те, на которых помещик начал воплощать свои удивительные мечты, и те, на которые ему не хватило энергии. Рядом с «щёгольским подсвечником из тёмной бронзы» стоял «какой-то просто медный инвалид». Этими деталями показывается несерьёзность хозяйственных забот Манилова. К своим обязанностям по поддержанию порядка в имении он относится, как к детской игре, которую бросают, как только она надоедает. Об этом говорят такие детали, как горки золы, расположенные на подоконниках «красивыми рядками». Книга, уже два года заложенная закладкой на четырнадцатой странице, символизирует остановку Манилова в развитии.
Приезжая в новую усадьбу, Чичиков каждый раз оказывается в особом мирке. Предметно-бытовые детали, точно и тонко описанные Гоголем, помогают главному герою поэмы познакомиться с законами этого мирка. Чичикову важно понять, какой человек встретился ему, он обращает внимание на мельчайшие подробности быта каждого нового знакомого. Картина, увиденная Чичиковым, дополняется авторскими замечаниями и описаниями. Автор проникает в глубину каждого явления, стремясь обобщить частности. Гоголь показывает, как в каждой вещи проявляется индивидуальность героев.
Детали быта Коробочки знакомят нас с нею раньше, чем она успевает рассказать о себе. Заложенные за зеркалами «или письмо, или старая колода карт, или чулок», хранящийся в комоде распоротый салоп характеризуют её как прижимистую и хозяйственную женщину.
Роль портретной и предметно-бытовой детали в создании образов ...
... и бытовые детали. Раскрывая образы действующих лиц в тесной связи и зависимости их от общих условий жизни, Гоголь стремится к максимальной выразительности различных элементов повествования. Ни одна из художественных деталей, ... в новую усадьбу, Чичиков каждый раз оказывается в собственном мирке. Предметно – бытовые детали точно и тонко описанные Гоголем, помогают главному герою поэмы познакомиться ...
Небольшие и, на первый взгляд, неважные детали участвуют в создании целостной системы образов в произведении. Через часть Гоголь изображает целое — среду, обстановку, в которой формировались характеры героев и которая наполнена результатами их жизненной практики и общественной деятельности.
Все предметно-бытовые детали в поместье Собакеви-ча призваны создать грубый, неуклюжий образ помещика. На картинах в его гостиной изображены греческие полководцы с «толстыми ляжками и неслыханными усами». Мебель в доме Собакевича, тяжёлая, грубая, указывает на страсть хозяина к основательности и прочности.
Зачастую деталь у Гоголя разворачивается в целую картину, начиная жить самостоятельно, занимая в повествовании место персонажа. Это происходит мотивированно, когда с помощью детали создаётся удивительно верный образ героя. В «Мёртвых душах» такие детали чередуются с деталями, кажущимися случайными. Сам автор удивляется, «каким образом и для чего» между портретами могучих греков в доме Собакевича оказался «Багратион, тощий, худенький».
Значение некоторых деталей в создании образов персонажей можно истолковать неоднозначно. «Одна дудка, очень бойкая», которая всё продолжала свистеть в шарманке Ноздрева, может трактоваться как символ неугомонности её хозяина, а может восприниматься как забавная ненужная деталь, прихоть автора. Набоков писал о Гоголе: «…обаяние его намеков и состоит в том, что они никак не материализуются».
Страницы: [1]
Помогло сочинение? Потыкай кнопки ↓ | ||
|
Читайте также: