Библия, как таковая, много означала для Б. Л. Пастернака. В своем произведении «Охранная грамота» он написал: «Я понял, что, к примеру, Библия есть не столько книга с твердым текстом, сколько записная тетрадь человечества, и что таково все вековечное».
Слышится в этом что-то бессердечное и исключительно справедливое в склонности человека к борьбе. И большая удача, когда иногда данная битва проходит не за ломоть хлеба, не за право существовать и выживать, а за собственную душу, за личное право быть человеком. Вот то единственно изначальное, ради чего стоит жить, вести борьбу и умереть, до последней минуты оставаясь верным самому себе, своим принципам и своему человеческому достоинству. И скажут тогда сто великих классиков: «Вот он, наш герой! Вот она, уникальность человеческой души!» Скажут и возьмутся за перо, и появится в литературе еще один новый герой, а за ним еще один и еще… Каждый будет чуточку новым, немножко традиционным, например, герой начала XX века.
Поэтому-то и интересны библейские мотивы в творчестве Пастернака. В романе «Доктор Живаго» получили воплощение как нравственные стороны евангельского учения, так и другие, связанные с главной идеей, принесенной Христом человечеству. «Смерти не будет», — так звучит один из авторских вариантов названия будущего романа. По мнению Пастернака, человек должен носить в себе идею бессмертия. Без этого он не может жить. Юрий Живаго считает, что бессмертие будет достигнуто человеком, если он станет «свободен от себя» — примет на себя боль времени, примет все страдания человечества как свои.
И значимо то, что главный герой — не только врач, но и поэт. Сборник его стихотворений является результатом, итогом жизни. Это жизнь Юрия Живаго после смерти. В этом — бессмертие человеческого духа.
Еще одна тема, которая волнует Пастернака, как и Достоевского, — это тема духовного воскрешения личности. Она явно вплетена в сложный романный ансамбль. Первые строки книги (похороны матери Юры, вьюжная ночь после погребения, переживания ребенка) — смысловой зачин этой темы. Позднее Юрию Андреевичу мнится, что он пишет поэму «Смятение» о тех днях, которые протекли между смертью Христа и его воскресением, о том пространстве и времени, когда шла борьба между воскресительной потенцией жизни и «черной земной бурей»: «И две рифмованные строчки преследовали его: «Рады коснуться И надо проснуться».
Роман «Доктор Живаго»
... романа, воссоздавший скандальную и своеобразную эпоху в романе "Доктор Живаго" во всей красе. 1. История создания и опубликования романа "Доктор Живаго" ... Бессмертием была проникнута пьеса "На том свете" - еще одна работа писателя, начатая уже во время войны в Чистополе. В другом, так и неоконченном, романе "Спекторский" - Б. Пастернак ... Так и главный герой произведения Юрий Живаго не находит ответа ...
Рады коснуться и ад, и распад, и разложение, и смерть, и, однако, вместе с ними рада коснуться и весна, и Магдалина, и жизнь. И — надо проснуться! Надо проснуться и встать. Надо воскреснуть.
А главный герой романа воскресение понимает так: «Вот вы опасаетесь, воскреснете ли вы, а вы уже воскресли, когда родились, и этого не заметили». Доктор Живаго считает, что человек в других людях и есть душа человека, его бессмертие: «В других вы были, в других и останетесь. И какая вам разница, что потом это будет называться памятью. Это будете вы, вошедшая в состав будущего».
Интересна в романе и идея жизни как жертвы. Именно такой жизнью живут герои романа. Для Пастернака важна тема сострадающего тождества души одного человека другому, мысль о неизбежности отдать всего себя за людей. Симушка Тунцова в романе рассуждает: «…Адам хотел стать Богом и ошибся, не стал им, а теперь Бог становится человеком, чтобы сделать Адама Богом». Героям Пастернака присуща любовь к ближним. В «Охранной грамоте» автор писал, что «будущее человека есть любовь». И о главном герое романа так говорится: «…всю жизнь он старался относиться с любовью ко всем людям, не говоря уже о близких и семье». Есть еще один герой — Микулицын, который, как и герои Достоевского, живет любовью к ближним. Это про него сказано в романе: «…он преступно добр, добр до крайности. Пошумит, покобенится и размякнет, рубашку с себя снимет, последнею коркою поделится».
В романе Пастернака можно выделить два уклада бытия: естественная жизнь людей (время) и сверхъестественная (вечность).
Лишь в контексте вечности жизнь человека и всего человечества получает для писателя смысл. Все события романа, все персонажи то и дело проецируются на новозаветное предание, сопрягаются с вечным, будь то явный параллелизм жизни доктора Живаго с крестным путем, судьбы Лары с судьбой Магдалины, Комаровского — с дьяволом.
«Загадка жизни, загадка смерти» — над этой тайной бьется мысль автора «Доктора Живаго». И Пастернак разгадывает «загадку смерти» через жизнь в истории-вечности и в творчестве. Вот почему у гроба Живаго любящая его женщина, ощущает «веяние свободы и беззаботности».
Этого писателя всегда бесконечно трогало чудо жизни. Он никогда не утрачивал ощущения первичной красоты того, что нас непосредственно окружает. Этому Пастернак отдал свою жизнь, и это, собственно, его в ней держало. Но он никогда не обособлял себя от времени, просто пытался утвердить гармонию того существования, с которым он пришел в жизнь. Вот этим нам и дорог Пастернак. В этом залог его если не вечной, то, во всяком случае, длительной жизни.
Роман «Доктор Живаго» вышел в свет в девяностые годы в России и был восторженно принят российскими читателями. Многие считали язык романа сходным с тургеневским или даже бунинским с детальной и многословной обрисовкой. Конечно, Пастернак — преемник традиций русской классики, и даже не столько внешне: в запасе слов, привычке излагать собственные мысли. Данная связь много сложнее, чем может представиться впервые. Пастернак — писатель-гуманист, создающий свои произведения в стиле традиций русской литературы. Основополагающее начало этого стиля: нести людям добро, любовь, справедливость. Став гениальным писателем, Пастернак великолепно ощущал слово, поэтому-то все его фразы лаконичны и отточены, им присуща неподражаемая красота богатейшего и величайшего русского языка.
Тема творчества в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»
... роман Пастернака «Доктор Живаго» имеет глубоко философский смысл. Автор считает, что истинное счастье – не стремление к прекрасному будущему через боль и страдания. Оно во внутреннем мире человека. ... Пастернак преднамеренно избирает героем романа человека духовно богатого. Ведь такая личность еще раз утверждает, что в жизни человека важнее всего лишь то, что делает людей людьми. ... юношей. Для Живаго ...
И превосходно, что данное творение возвратилось в Россию и помогает сориентироваться в творящихся событиях в настоящее время, потому что не лишилось злободневности в наши дни. О том и мечтал Пастернак, трудясь над романом, он стремился принести пользу своей России. Хотел быть читаемым и известным. Это все пришло к нему, но, к сожалению, слишком поздно, после смерти писателя.