Роман «Мать» создано совсем нелегкое время, когда навстречу старым взглядам и событиям приходили новые общественные течения, овладевавшие умами людей. Построение произведения показывает, как постепенно нарастает революционное движение и происходит рост персонажей, неразрывно связанных с массами.
Мы видим, как в первой главе идее повествование о страшной жизни в рабочей слободке при капитализме. Отчетливо видно, как растет возмущение и протест у рабочих. И для того, чтобы это чувство ненависти и возмущения превратилось в борьбу, необходимо было развить революционное сознание у рабочего класса. Под влиянием пропаганды революционеров-интеллигентов создается социал-демократический кружок. Писатель показывает, как передовая интеллигенция помогает рабочим понять теорию марксизма, как их этой среды выходят незаурядные люди, умеющие не только разобраться в происходящих исторических событиях, но и становятся руководителями движения.
Волна этих событий захватывает Павла и всех его друзей, перерождает личность Пелагеи Ниловны. Пропаганда ведется в городе и селе, привлекая в партийную работу все новых людей. Старый мир зря пытается остановить мощно подымающуюся волну революционного движения. Демонстрация 1 мая, сцена суда показывают всю эту силу. Последние моменты, когда незнакомые люди, случайно находящиеся на вокзале, с жадностью ловят слова Ниловны о новой правде, говорят о том, что революционная волна охватывает всю страну и ее остановить нельзя. Поэтому женщина произносит речь на вокзале, откуда люди направляются в разные стороны. Таким образом, вся правда дойдет до всей страны.
Художественные образы ярко показывают, как крестьянство тоже вливается в движение революционеров. Сложный путь внутреннего развития проходит Рыбин, постепенно вырастая и освобождаясь от индивидуалистических и анархических идей. Однако, есть люди, стремящиеся сделать жизнь лучше и они идут напролом к этой идее. И такое явление приобретает разрушительные формы. Стремление к высокой цели, доходя до фанатизма, подавляет любовь и уважение к близким людям. Таким представлен Павел, который, хотя и не по злому умыслу делает несчастными тех, кто его любит. Поэтому его путь трагичен. Но Ниловна со своей любовью удерживает его от фанатизма. Именно в образе матери показано объединение веры в высокую цель с богатейшим духовным миром. Возможно, поэтому Горький название произведению выбрал не случайно, ведь потому что мать символизирует человечность, любовь и счастье.
Сочинение по произведению Мать
В романе-повести русского и советского писателя Максима Горького «Мать» на поверхности лежит фундамент излагаемого, выпячивается изо всех щелей кричащий произвол царской буржуазии того времени по отношению к рядовым гражданам своей родины.
Какие качества раскрывает в человеке любовь
... человека во время любви ещ сложнее, так как любовь на самом деле раскрывает много всего в человеке, как хорошего, так и плохого.При написании сочинения ... себя.А теперь давайте вспомним телеграфиста Желткова из произведения Александра Ивановича Куприна Гранатовый браслет . Целых ... положение, на чудовищное окружение, ее сердце открыто к людям. Казалось бы, неужели можно понять растлителей, висельников ...
Главный герой Павел Власов – пламенный борец за справедливость и равноправие среди людей, ярый враг калечащего русский народ государственного аппарат, который веками высасывает жизненные соки. Будучи совсем юным, он наглядно смог оценить ужас происходящего – тяжелую и изнурительную работу своего отца на местном заводе, пьяную и агрессивную суматоху после окончания рабочего дня. Вся страна погрязла в бедности и безысходности. Люди постепенно превращались в роботов.
Осознав, что такая участь может настигнуть и его, Павел решает во что бы то ни стало найти способ изменить царящую вокруг катастрофическую действительность, полную бесправия и человеческих страданий, которая чревата вымиранию русского народа как нации. Путём решения этой проблемы главный герой считает массовую просветительную работу с целью оповестить народ о его геноциде со стороны государства с дальнейшим революционным исходом. На тропу войны вступает и его мать, принявшая дело сына как праведное и необходимое.
На протяжении всего романа действующее лицо преодолевает трудности, связанные с организацией плотно выстроенного социалистического кружка. Недремлющее око шпионов и жандармов всё же настигает Павла и он оказывается за решёткой. Его мать, Пелагея, которую по праву можно считать главным героем, перенимает все обязанности сына на свои хрупкие плечи, пытаясь продолжить начатое им. В произведении автор пытается донести до читателя идею борьбы и зарождения социалистической ячейки в обществе, пламенную преданность своим идеалам, готовность гореть и страдать за неё.
Вполне вероятно, что роман «Мать» — одно из лучших произведений социалистического реализма, которое и положило начало этому литературному направлению в русской литературе 20 века. Читая роман «Мать» не на шутку проникаешься историей России, появляется дикое желание знать всё о своём государстве – будь-то даже чёрные страницы и эпоха тотальных ошибок и страданий.
Горький «Мать» сочинение
В 1909 году М. Горький записывает: «Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более емкого для любви, чем сердце матери». Эти слова можно было бы использовать эпиграфом для всего произведения. Выбирая Ниловну, а не Павла Власова в качестве центрального персонажа, Горький стремится подчеркнуть всемирный масштаб тех изменений, которые происходят, по его мнению, в среде рабочего класса. Писатель указывает на реальный прототип своей героини: «Ниловна — портрет матери Петра Заломова, осужденного в 1902 году за демонстрацию 1 мая.
Она работала в организации, развозила литературу, переодетая странницей, в Иваново-Вознесенском районе. Она — не исключение». То, что существование человека, подобного Ниловне, подсказано действительностью, очень важно. Путь Ниловны — это путь простого человека в революцию. Авторское отношение к Ниловне очевидно. Не случайно именно ей отводится решающая роль в развитии сюжета произведения. Она участвует во всех событиях, происходящих в книге, описание часто ведется от ее лица. Появляется Ниловна не сразу. Не сразу дается и ее портрет. Характерно, что лейтмотив, сопутствующий ее появлению в романе, — страх. Сначала это страх забитого человека. Позже — страх за то, что люди не поймут правды, идей Павла. Страх преследует мать на протяжении всей книги, но постепенно переходит в другое чувство — в гордость за сына. И в конце произведения — это уже страх за то, что она не будет достойна Павла, и опасения за людей, которые делают одно с ее сыном дело. Ниловна не оставляет сына, она Всегда рядом, а что может быть прекраснее в жизни! Неудивительно, что именно чувство единения с сыном помогает ей в какой-то момент полностью преодолеть страх («Ей сразу стало лучше, и она совсем окрепла, добавив: «Не позорь сына-то. Никто не боится!»).
Трудный путь матери (по роману М. Горького «Мать»)
... сына этим. Ниловна обладала самоотверженным сердцем женщины, матери. Впервые увидев товарищей Павла, Ниловна внутренне ... а после ее тоска обернулась страхом, замкнутостью. После смерти Михаила Власова ... простотой своей речи поразила всех мать. Ниловна внутренне растет; малограмотная женщина лелеет ... бунтующий Рыбин, сомневающиеся Чумаковы, тоскующая по сыну Людмила. Нас поражает поведение ...
С образом матери в произведении связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека. Горький не упрощает это воскрешение. Процесс же перерождения Ниловны вообще Сложен. Во-первых, ей сорок лет, а для того времени это уже был возраст, на котором «бабий век» заканчивался. В начале книги Горький вообще утверждает, что, «прожив такой жизнью лет 50, человек умирал». Ниловна — сложившаяся личность. Кроме того, она женщина религиозная. В вере матери писатель видит определенную систему взглядов на мир, помогающую ей выжить. Поэтому-то Ниловна так боится разрушения свой веры в Бога. Не случайно она просит Павла и Рыбина: «Уж вы мне Бога-то оставьте, как я без него жить буду?» Если в начале произведения Ниловна верует глубоко и страстно, то по мере развития действия ее вера отходит на второй план, она даже замечает, что стала меньше молиться. Таким образом, процесс перерождения матери связан с изменением ее мировосприятия. И наконец, Ниловна — просто женщина, а традиционные для ее времени и среды представления о назначении женщины ограничивались семьей и детьми. И это тоже в известной мере осложняет ее включение в активную деятельность. А потому вся книга становится историей возрождения души, освобождения личности от страха.
Поставив в центре повествования бессильное, забитое существо, которое в своей жизни ничего не видело, кроме побоев и грубости, Горький показал, как в процессе постепенного перерождения расширяется значение слова «мать». Сначала Ниловна — источник жизни Павла, ее любовь — эгоистическая любовь к сыну. Позже Ниловна начинает ощущать себя матерью Находки, Наташи. В конце книги она мать всех детей: «Теплая тень ласково окружила женщину, грея сердце чувством любви к неведомым людям, и они складывались в ее воображении все в одного огромного человека». Особое значение приобретает и следующая фраза: «Мы все дети одной матери-правды». Мать многого не понимает, но она чувствует правду, ибо это заложено в ней изначально. Для Горького чрезвычайно важен момент поиска истинной веры. На протяжении всей книги мать ищет. В тексте постоянно появляется слово «Бог». Воспитанная на православных канонах, Ниловна видит в Боге единственную силу, способную восстановить справедливость если не на этом, то на том свете. То, что рядом с ней живут люди, стремящиеся создать справедливость на земле, производит на Ниловну сильнейшее впечатление. А потому она говорит: «Несчастная она, наша бабья любовь. Любим мы то, что нам надо.
Тема интеллигентного человека в творчестве Антона Павловича Чехова
... изучение образа интеллигента и интеллигентности в изображении Чехова. Цель обусловила следующие задачи нашего исследования: дать определение понятию «интеллигенция»; провести анализ произведений Чехова А.П.; выявить особенности интеллигентного человека согласно мнению Чехова А.П. ...
Другие люди за народ страдают, в тюрьмы идут, и в Сибирь, умирают. Кто их толкает, кто гонит? Любят они! Вот они — чисто любят, веруют. Веруют, Андрюша. А я не умею так, а люблю свое, близкое». Что же отвечает ей Андрей Находка? «Все любят близкое, но в большом сердце и далекое близко. Вы много можете. Велико в вас материнское». Любовь матери, дарующей жизнь и охраняющей эту жизнь, по мнению Находки, — любовь природная, подобно той, что рождает новое общество. Воскрешение Ниловны — это вера в Андрея, который мечтает: «Я знаю, будет время, когда люди будут любоваться друг другом, когда каждый будет как звезда перед другим! Будут ходить по земле люди вольные, великие свободой своей! Тогда не жизнь будет, а служение человеку, образ его вознесется высоко». Смысл заглавия произведения заключается в символике образа матери-созидательницы, матери, рождающей «будущее в детях своих». М. Горький подытоживает те представления о матери, которые появились еще в ранних его произведениях, где он говорит: «Прославим женщину-мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни, прославим в мире женщину-мать — единую силу, перед которой склоняется смерть» («Сказки об Италии»).
Чрезвычайно важным моментом произведения становится сон Ниловны, в котором звучит основная тема жизни матери: «Не оставляйте детей своих на одиноком пути!» Этот сон становится переломной чертой в жизни героини. Она полностью освобождается от старой веры. И мы не сомневаемся — Ниловна поможет выжить своим детям, даст им необходимые силы, поддержит их в самую тяжелую минуту. Ибо она — мать.
Главные герои произведения
Основные герои романа:
- Власова Пелагея Ниловна — главная героиня романа, этот образ в романе символизирует Россию. Изменения в характере Пелагеи Ниловны отражают изменения народного сознания.
- Власов Павел Михайлович (Павел) — сын главной героини, работал на фабрике в слободке, увлекся революционными идеями, вскоре стал профессиональным революционером.
- Андрей Онисимович Находка (Андрей — «хохол») — революционер-подпольщик, приемный сын Ниловны и друг Павла Власова. Его образ — это образ гуманного революционного начала.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Горький М. «Мать», краткий анализ 430 руб.
- Реферат Горький М. «Мать», краткий анализ 240 руб.
- Контрольная работа Горький М. «Мать», краткий анализ 220 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
klassreferat.ru
Процесс коренной ломки общественного мировоззрения, развернувшийся в русском обществе, небезызвестная борьба между новыми материалистическими и идеалистическими философскими течениями, возникшими на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, – все это не могло не найти отражения в литературных произведениях той эпохи. Творчество Горького не является здесь исключением. Оно явило собой отклик на события времени, когда менялось само понятие героического, когда протест против существующего строя стал делом каждого здравомыслящего человека. Другой вопрос, в каких формах этот протест выражался. Нельзя забывать, что разночинный период освободительного движения в России сменился в это время пролетарским, который развивался по теории марксизма, имевшей весьма существенные издержки. Роман «Мать» М. Горького – произведение, созданное на рубеже двух веков, в нелегкое и бурное время, стремительно уносившее все старое и дававшее жизнь новым идеям, новым общественным течениям, которые овладевали умами и сердцами. Роман «Мать» обнаруживает совершенно четкую позицию автора по отношению к общественным преобразованиям. Произведение проникнуто пафосом борьбы за переустройство жизни, что длительное время давало повод для весьма односторонней оценки его в рамках советской идеологии.
Образы матерей в рассказах В.Шукшина
... социальной униженности простой русской женщины: в образе просящей, «взмолившейся» матери, в передаче ее «заученно-жалкого, привычно-жалкого» голоса, в «жестовой» детализации ее поведения: «Мать сидела на скамеечке… и вытирала полушалком ... Небось в снегу сидят, сердешные… Хоть бы уж зимой-то не воевали» [1, с. 45]. Углубление психологического анализа при создании образов матерей соотнесено у Шукшина с ...
За «героической борьбой нового поколения революционеров» не замечали (или не хотели замечать) живых людей с их внутренними противоречиями, страданиями, нравственными исканиями. А ведь именно внутренний духовный мир человека интересовал величайших русских писателей, произведения которых признаны классикой мировой литературы. Односторонний подход к данному произведению, навязанный коммунистической идеологией, несомненно, не может удовлетворить человека, считающего себя истинным знатоком и ценителем литературы. Вероятно, более целесообразно будет рассматривать это произведение, исследуя духовный мир героев. Лучшие чувства, возникающие в сердцах, зовут людей на службу высокой и светлой идее. Но зачастую эта идея заслоняет собой все остальное и порабощает человека. Тогда она глушит в душе те самые чувства, которые побудили человека служить ей. Трагичен этот парадокс. И отчетливей всего проявляется он в образе Павла Власова, который рассматривался до недавнего времени как безоговорочно положительный. Но именно в нем проявляется сильнее всего «одержимость идеей», именно здесь это явление приобретает наиболее разрушительные формы. Стремление к высокой цели, перерастая в фанатизм, подавляет в душе его такие вечные человеческие чувства, как сыновняя любовь, любовь к дому, к женщине.
К примеру, как жестоко говорит он матери, что обречен умереть за свою идею, и не хочет слушать ее перед демонстрацией. Образ Павла – это образ человека, делающего, хотя и не по злому умыслу, несчастными всех тех, кому он дорог. Особенно это видно из истории его любви. В жизни перед ним постоянно возникает выбор между идеей и живой душой. И он выбирает идею… Вот поэтому образ Павла Власова трагичен. В душе этого человека произошел разлад между самыми глубокими, корневыми, жизненными основами и идеей, целью, поставленной им самим. Героем, несущим в себе духовное начало, в ком сильны лучшие человеческие чувства, является, несомненно, Ниловна. Могучая сила ее материнской любви удерживает Павла от полного погружения в фанатическое безумие. В образе матери наиболее органично соединились вера в высокую цель с богатейшим духовным миром. Здесь, безусловно, необходимо отметить глубокую и прочную связь Ниловны с народом, что всегда в русской литературе оценивалось как богатство души человека, его близость к истокам, корням национальной культуры. Идея окрыляет Ниловну, дает ей подняться, обрести веру в себя, но не перерастает в ее сознании в цель, требующую фанатичного служения. Этого не происходит, вероятно, потому, что связь Ниловны с народными корнями очень крепка. Очевидно, именно эта связь определяет внутреннюю стойкость человека. Андрей Находка, соратник Павла, гораздо глубже его в духовном плане. Этот образ также близок к народу, об этом говорит его отношение к Ниловне: нежность, забота, ласка. У Павла этого нет. Автор показывает, сколь опасно для человека отдаляться от народных корней, когда утрачиваются все истинные духовные ценности. Важно заметить, что название романа выбрано писателем не случайно. Ведь именно в матери (вечный образ) воплощено все истинное, человечное, любящее, искреннее.
Творческая биография Сергея Павловича Королева (2)
... верностью в браке Сергей не отличался. Похождения мужа довели Ксению до того, что все свои чувства весной 1948 года она вылила в письме матери Королева: «Всю историю нашей ... летать на них. Всем смыслом моей жизни стало одно – пробиться к звездам». Павел Яковлевич, отец Сергея Королева, писал сыну письма, однако мать Мария Николаевна письма не пере