Герой нашего времени — первый русский психологический роман
Первым романом, основополагающее место которого занимает анализ личности человека, где рассматриваются его переживания, стремления, разбираются его поступки и мотивации, был роман «Герой нашего времени».
Автору удалось исследовать то, как окружение влияет и непосредственно формирует личность человека, образ главного герой составлен по крупицам из изображений всего поколения молодежи тех времен.
Основной задача романа состоят в том, чтобы как можно ярче и детальнее показать состояние души Печорина, забраться в самые потаенные уголки, разобраться, что им движет. Несмотря на то, что хронология истории жизни главного действующего лица в романе нарушена, это никак не отражается на строгой и четкой хронологии повествования.
Главный герой обладатель критического мышления, незаурядного ума, воли и огромного стремления к свободе. Поражают его точнейшие оценки выходок людей.
Дневник Печорина очень важен нам для того, чтобы понять личность героя. Именно в своем дневнике Печорин словно «разоблачает» себя, становится понятно, чем обусловлена его злопамятность, желчность и скрытность.
«Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», — так пишет главный герой.
Хочется также отметить и то, что главному герою не чужды добрые побуждения, Печорин способен чувствовать сердцем, это проявляется в сценах гибели Белы, в объяснении с княжной Мэри.
Но Печорин делает все, чтобы скрыть свои истинные и искренние устремления за равнодушием.
Безусловно, он человек воли, силы, но только он скорее отрицательный герой нежели положительный. Его деяния направлены не на создание, а на уничтожение. Пустота высшего света, социально-политическая жизнь того времени «создали» главного героя, заглушили его возможности.
Многие действующие лица романа так или иначе страдают от действий Печорина. Бела лишается возможности вернуться домой, а затем погибает, княжна Мэри и Вера несчастливы, контрабандисты уезжают со своего места.
Печорин осознал, что в условиях господства такого общественного строя, хоть какие-то деяния, направленные на общее благополучия просто бессмысленны. Именно это и является основной причиной его маловерия, нигилизма и скепсиса. Главный герой просто — напросто страдает от бесцельной жизни, инстинктивно ищет идеал, но не видит его.
Сюжет и фабула в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Говорить мы будем о великом романе Лермонтова «Герой нашего времени». Кто такой герой в русской литературе? Это не положительный персонаж, а связанный со сложностью жизни. Русская классическая литература учит не правильным ответам на простые вопросы, а трудности бытия.
Роман «Жизнь Арсеньева»
... Жизни Арсеньева» достаточно жестко структурирована. Попытки анализа романа «Жизнь Арсеньева» Центром внимания романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» является своеобразие пути духовного обогащения, чьи контакты с миром, с людьми ... героев и родственников, людей, окружавших автора. Герой «Жизни Арсеньева», как уже было сказано,— «сконцентрированный» автор. Фактически, это тот Бунин, у которого детство, ...
Лермонтов начал работать с прозаическими замыслами, связанными с «Героем нашего времени», в 1838 году. Он набрасывает незавершенный роман «Княгиня Лиговская», где уже появляется Григорий Александрович Печорин. К концу жизни писатель завершает произведение. В 1839 г. в журнале появляются две повести из этого романа «Бэла» и «Фаталист».
Бывают произведения, которые затягивают благодаря хорошо построенному сюжету. Множество событий и персонажей объединяются одной сюжетной линией. В романе Лермонтова все иначе. Нет единой сюжетной линии. Роман состоит из разрозненных повестей и соединяется образом главного героя Григория Печорина (см. рис. 1).
Рис. 1. М.А. Врубель. Портрет военного (Печорин на диване)
Вспомним два литературоведческих понятия: сюжет и фабула.
Фабула
- хронологическая последовательность событий в литературном произведении.
Но практически не бывает рассказов с прямой, простой хронологией. Авторы перескакивают с событий настоящего времени на события из прошлого, заглядывают в будущее, потому что строят сюжет.
Сюжет
- ряд событий, выстроенных в соответствии с замыслом автора.
Если бы события были выстроены в хронологическом порядке, читатель сначала узнал бы о Вере, потому что с ней герой познакомился давно, задолго до того, как он узнал всех остальных персонажей.
Фабульная последовательность эпизодов романа
- «Тамань»
- «Княжна Мери»
- «Фаталист»
- «Бэла»
- «Максим Максимыч»
Если бы так был построен роман Лермонтова он, возможно, был увлекательнее. В повести «Княжна Мери» происходит дуэль между Печориным и Грушницким (см. рис. 2).
«Капитанская дочка»: смысл названия романа, главные герои и сюжет
... повести «Капитанская дочка» олицетворяют различные добрые и злые стороны человеческого характера. Швабрин – лицемерие и зависть. Для Гринёва дружба с ним закончилась плачевно. Роман «Капитанская дочка» и проблема ... дать чёткую характеристику этому герою, необходимо вспомнить основные события, происходящие в «Капитанской дочке». Тема дружбы в произведениях Пушкина Эссе на книгу: «Разное» — Пушкин ...
Рис. 2. М.А. Врубель. «Дуэль Печорина с Грушницким»
Волнение читатель не испытывает, заведомо известно, что Печорин останется в живых. Сюжетное напряжение погашено. Погибнет герой на возвратном пути из Персии.
Значит, Лермонтову увлекательность не так важна.
Сюжетная последовательность эпизодов романа
- Предисловие. Знакомимся с автором и персонажами.
- «Бэла».
- «Максим Максимыч».
- Журнал Печорина. Записки, рассказывающие о событиях, происходивших до «Бэлы»: предисловие, «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».