В фокусе авторского внимания на всём протяжении действия романа остаётся его главный персонаж – Евгений Онегин.
Недаром произведение названо его именем.
Молодой дворянин, представляющий высший (а на поверку – поверхностный) слой аристократической элиты, Онегин страдает болезнями своего века и сословия.
Место рождения героя – столица, имперский Петербург. Этот город со времён Пушкина становится в русской литературе символом поворота к Европе, предпринятого Петром I.
Город Петра является средоточием официальной государственности, это город чиновников и реформаторов, крупная политическая арена, на которой разворачиваются игры великих амбиций.
Как напишет позже Гоголь, «Невский проспект -… не то, что он кажется».
Онегин вырос в атмосфере светской холодности, его воспитанием занимались французские гувернёры. Юность героя началась в чехарде модных развлечений.
Устав от бездеятельности и однообразия светской жизни, Онегин уезжает в деревенское поместье, где сталкивается с глубинными вопросами существования.
Знакомя главного героя с деревенскими соседями, молодым поэтом Ленским и семейством Лариных, Пушкин подчёркивает «странность» Онегина, который ведёт себя совсем не так, как принято.
Оригинальность выделяет его из прочих, во многом благодаря ей Евгений становится объектом любви восторженной мечтательницы Татьяны.
Однако, по сути, герой остаётся одиноким, он не может искренне полюбить, ощущать радость дружбы. Онегин слишком занят собой, у него нет времени разбираться в чувствах окружающих.
Нелепый и трагический поединок с Ленским – апофеоз гибельной пустоты, разъедающей рационалистическое «просвещённое» общество со всеми его предрассудками.
Это и самое глубокое падение в жизни Онегина, не давшего себе труд усмирить собственную гордыню и попросить прощения у наивного юноши.
История Евгения и Татьяны, на которой держится фабула романа, напоминает поединок двух мировоззрений, ведь если Онегин – главный герой романа, Ларина – его главная героиня.
Судьбы героев в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
... драматизм ситуации, автор оставляет Онегина в момент его наивысшего разочарования, мы не знаем, что стало с героем дальше. Потому что судьба его как характер героя непредсказуемы. Много упущенных возможностей хранила судьба ...
Первый соотносится с Европой, городом, разумом, вторая – с Россией, деревней, душой.
Онегин эгоистичен, Татьяна – жертвенна. Онегин желает личной свободы («Я думал, вольность и покой – замена счастью…»), Татьяна, напротив, как будто тяготится свободой, её жизнь должна быть посвящена кому-то или чему-то.
Духовная победа Татьяны над Онегиным в конце романа отражает взгляды Пушкина на проблему личной свободы и возможности нравственного выбора.
Нельзя сказать, что в лице Онегина Пушкин изобразил положительный или отрицательный тип. Он стремился показать своего героя с разных сторон.
В душе Онегина идёт внутренняя борьба, на протяжении романа он меняется.
Противоречия его натуры очень понятны каждому человеку, который знает собственные сильные стороны и недостатки.
В этом смысле главный герой романа Пушкина выходит за пределы тех определений, которыми наградили его литературоведы («герой времени», «лишний человек», «странный человек», «страдающий эгоист»), и воспринимается как вечно живой, вечно созвучный нам современник.