Личное и общечеловеческое в поэзии С. Есенина

В 1922-1923 годы Сергей Есенин посетил ряд капиталистических стран — Германию, Францию, Бельгию, Италию, Америку, что окончательно убедило его в справедливости и превосходстве советского строя. Вернувшись из заграничного путешествия, поэт писал: «Пусть я не близок коммунистам как романтик в своих поэмах — я близок им умом и надеюсь, что буду, быть может, близок и в своем творчестве».

После Октябрьской революции Есенин ждет обновления жизни, и в его творчестве появляются социально-исторические мотивы. В стихотворении «Сорокоуст» поэт противопоставляет цивилизацию и сельский мир, поезд и жеребенка, нежно прощаясь с «милым, смешным дуралеем». Есенин поддерживал политическую власть, но социализм он воспринимал в духе народной утопии, «с крестьянским уклоном». Вне России Сергей Есенин не мыслил себя никогда. В 1924 году поэт пишет ряд стихотворений, посвященных осмыслению своего места в новом обществе: «Русь бесприютная», «Русь советская», «Русь уходящая». В этих стихотворениях ощутимо выражено тревожное чувство потери почвы под ногами.

В стихотворении «Русь бесприютная» Есенин пытается осознать себя через связь с бездомными, страдающими. Гуманистическая основа культуры XIX века, построенная на сострадании к обездоленным, в новое время вытеснялась понятиями классовой борьбы, «революционного» гуманизма, культивирующего беспощадность к врагам. Конкретный человек, личность в такой системе теряет свою ценность, и Есенин открыто занимает позицию обездоленных жертв борьбы за улучшение жизни. Этим он подчеркивает свою связь с традиционными христианскими гуманистическими ценностями.

В «Руси советской» поэт сравнивает новую деревню со старой, в которой родился и вырос. Он утверждает, что в своей стране «стал словно иностранец». В целом стихотворение звучит оптимистично, Есенин изображает молодое поколение, стремящееся в будущее, но оптимизм окрашен грустными настроениями, потому что автор понимает, что стал чужим деревенскому миру:

Моя поэзия здесь больше не нужна.

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Осознавая свой разрыв с современностью, Есенин пытается сохранить связь с тем миром русской души, из которого произошло все его творчество. Действительность поэт выражает непосредственно, напрямую:

29 стр., 14262 слов

«Земное и небесное в художественном мире Есенина. Учебный проект ...

... художественную концепцию человека, поэт наделяет его растительными, животными, космическими, божественными и дьявольскими качествами. Есенин мечтал о гармонии в мире и в душе человека, поэтому хотел видеть его красивым и сильным, добрым и нежным, похожим и ... которое поэт счел достойным включить в свое собрание сочинений. Это четверостишие - своеобразный пролог ко всему творчеству поэта. В нем ...

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

На ощущении контраста между старым и новым построено стихотворение «Русь уходящая». Есенин называет себя поэтом прошлого, кризисное мироощущение он по-русски лечит вином и тут же выражает понимание того, что в меняющемся мире это не поможет: «Я знаю, грусть не утопить в вине…» — и здесь же глубинная русская грусть лирического героя сменяется веселым озорством.

Поэту хочется бегом догонять уходящую вперед молодость, не отставать от времени, но этот порыв сопровождается иронией:

Знать, оттого так хочется и мне,

Задрав штаны,

Бежать за комсомолом.

Эти три стихотворения передают сложную, двойственную позицию; Есенин словно разрывается между политическими симпатиями к новой власти и непосредственным чувством жизни, экзистенциальным опытом, духовным самосознанием.

В 1925 году поэт создает большую автобиографическую поэму «Анна Онегина», в основу которой положен конфликт старого и нового. Есенин создает емкую социально-психологическую картину жизни деревни периода Первой мировой войны, революции и послереволюционных лет.

Лирический фон поэмы определяется чувством радости от возвращения в родные места.

Поэтика произведения включает в себя развернутые описания быта, природы, встреч с земляками. Образ лирического героя психологически двойствен: с одной стороны, ему нравится сельское умиротворение, неторопливая жизнь, с другой — персонаж Есенина по-мужицки тщеславен оттого, что причастен к городской культуре, к жизни столицы. Тут проглядывает живой облик поэта: он подчеркивает свою славу, ему дают характеристику мельник и даже Анна Онегина:

Писатель…

Известная шишка…

Без просьбы уж к нам не придет…

Но за есенинским самолюбованием в поэме раскрываются жизненно достоверные в своей двойственности образы социальной действительности. Революционные изменения видятся в произведении глазами простых русских крестьян. Жена мельника с патриархальной мудростью удивляется пришедшим «демократическим» свободам:

Открыли зачем-то остроги,

Злодеев пустили лихих.

Теперь на большой дороге

Покою не знай от них.

Революционные события накладываются на сложную социальную почву, но не из-за «классового неравенства», а из-за вечной злобы мужика, основанной на темной зависти к любому, кто живет лучше его. Две соседние деревни находятся в состоянии непрерывной междоусобной войны:

С соседней деревни Криуши

Косились на нас мужики.

В последние два года жизни Есениным созданы поистине замечательные образцы русской лирики.

Ряд стихотворений написан в форме поэтических писем: «Пись-мо к матери», «Ответ», «Письмо к сестре», «Письмо к деду», «Письмо «женщине». В них поэт искренне рассказывает о себе, о былых колебаниях и о горячем желании идти в ногу со своим народом:

3 стр., 1079 слов

Роль писем героев в романе Пушкина «Капитанская дочка

... их огромную роль играют письма героев, «вносящие» живую струю в роман. Так, есть в произведении письма, описывающие исторические события или предвещающие их. Письмо генерала капитану Миронову даже ... название («Капитанская дочка») обнаруживает еще один план произведения — показать простую человеческую жизнь, понять человека в своем времени, его интимные, духовные и общественные стремления. Причем ...

Я стал не тем,

Кем был тогда.

Не мучил бы я вас,

Как это было раньше,

За знамя вольности и светлого труда

Готов идти хоть до Ламанша.

В цикле стихотворений «Персидские мотивы», созданном на Кавказе, слышатся воспоминания о родине и русские напевы:

У меня в душе звенит тальянка,

При луне собачий слышу лай.

Разве ты не хочешь, персиянка,

Увидать далекий синий край?

Заглуши в душе тоску тальянки,

Напои дыханьем свежих чар,

Чтобы я о дальней северянке

Не вздыхал, не думал, не скучал.

Сила и обаяние лирики Сергея Есенина — в ее правдивости, искренности и задушевности. В его проникновенных стихах запечатлелись картины родной природы и жизни, его русская душа и глубокая любовь к родине. До последнего мгновения жизни Есенин воспевал

Всем, существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Хотя первоначально поэтический мир Есенина складывался на основе фольклорной экзотики, песенных традиций, постепенно в его творчестве важное значение получают социально-психологические и философские мотивы.

Переселение в город, сближение с литературной средой, Первая мировая война, революция и гражданская война, путешествие по Европе и Америке усилили реалистические тенденции в поэзии Есенина. Это связано с тем, что социалистическая революция была «пролетарской», городской.