Моё восприятие романа Дубровский

А. С. Пушкин. Дубровский. Как объяснить, что только в главе IV первого тома романа есть эпиграф?

Можно ли этот роман назвать любовным ро­маном или перед нами не только история отноше­ний двух героев, но и картина помещичьей жизни эпохи? Докажите свою правоту, привлекая текст ро­мана. В сюжете романа присутствует лю­бовная линия. Однако перед читателем возникают картины жизни поместной России, обличается порочность социаль­ных отношений. Одной из важных сюжет­ных линий в романе становится тема крестьянского бунта, взаимоотношения крестьян и их предводителя, бывшего по­мещика Владимира Дубровского. Какие эпизоды романа вы считаете кульмина­ционными? Назовите и перескажите их. Глава IV первого тома изображает собы­тия высокой драматической напряжен­ности, где от поведения главного героя за­висит дальнейший ход событий. Не зная о намерениях Троекурова примириться с отцом, Владимир гонит его из имения и тем самым способствует продолже­нию вражды. Кульминационным эпизо­дом второй части можно считать объясне­ние Дубровского с Машей перед бегством из имения. Маша узнает, что скромный и мужественный Дефорж — Дубровский, тот объявляет об отказе мстить Троекуро­ву из любви к ней.

Владимир приходит к пониманию, что дом, где живет Маша, священен, что никто, связанный с ней кровными узами, не подлежит его про­клятию. В результате сюжет получает но­вое направление в своем развитии. Куль­минацией любовной линии и всего произ­ведения в целом можно считать встречу в лесу и попытку освобождения Марьи Кириловны. Маша не решается нарушить клятву, данную жениху в церкви, и отка­зывается от освобождения. Верный свое­му слову Дубровский не причиняет вреда Верейскому. С этого момента теряется смысл мести Троекурову (об этом Влади­мир сказал Маше на первом свидании) и дальнейшей борьбы за любовь и личное счастье. После сражения с войсками влас­тей наступает развязка всего романа: Дуб­ровский прощается со своими товарища­ми, и отряд разбойников практически прекращает свое существование.

Как объяснить, что только в главе IV первого тома романа есть эпиграф?

Эпиграф — значимая часть худо­жественного произведения. Он представ­ляет собой цитату, изречение, пословицу, строки из стихотворения, помещаемые ли­бо после заглавия произведения, либо пе­ред его отдельными главами. В эпиграфе автор стремится ярко, афористично выра­зить главный смысл произведения, его идею, отразить свою позицию. Эпиграф, как правило, предназначен для подчерки­вания особо важной для автора идеи и ес­ли появляется внутри произведения, то относится к очень значительной, драмати­чески напряженной, влияющей на даль­нейшее развитие сюжета части произведе­ния. Такой важной частью романа «Дуб­ровский» является глава IV первой части. Согласно русской традиции гроб с покой­ником в ожидании похорон и для проща­ния с родными и близкими устанавливал­ся на столе в одной из парадных комнат дома, где он жил. Стол, полный яств, изысканных блюд, приготовленных для гостей, символически означает богатство жизненных ценностей, как духовных, так и материальных. В доме Дубровского та­ковыми ценностями были и гордость дво­рянским родом, и воспоминания о про­шлом, и радушные отношения помещика с крестьянами, и дружба с Троекуровым, прочности которой завидовали соседи.

9 стр., 4191 слов

Париж — действующее лицо романа в произведении В. Гюго ...

... сюжетные линии романа. Имя этого персонажа вынесено в заглавие произведения Гюго. Имя это - Собор Парижской Богоматери. Идея автора организовать действие романа вокруг Собора Парижской Богоматери не случайна: она отражала увлечение Гюго старинной ... здание, превратился в одну из его составных частей. Можно без преувеличения сказать, что он принял форму собора, подобно тому как улитки принимают форму ...

Сюжет IV главы драматически напря­жен и повышенно эмоционален. После ре­шения суда кассация не подана, Троеку­рову напоминают, что он может вступить во владение Кистеневкой, но он медлит, «совесть его роптала», он знает состояние своего бывшего друга и решается при­ехать, чтобы восстановить прежние отно­шения и уничтожить все следы ссоры. С этим намерением он въезжает во двор кистеневского дома. Казалось бы, намере­ние Кирилы Петровича могло бы предотв­ратить дальнейшее развитие конфликта, появилась возможность достижения ско­рой кульминации и благополучной раз­вязки, но вместо этого происходит неожи­данный поворот в сторону трагического развития действия. Увидев Троекурова, Андрей Гаврилович испытывает совер­шенно противоположные чувства. Его разбивает паралич, и он умирает. По при­казу Владимира Кирилу Петровича изго­няют из имения. Глава завершается пе­чальными словами: «…слуги окружили труп, оставленный на их попечение, вы­мыли его, одели в мундир, сшитый еще в 1797 году, и положили на тот самый стол, за которым столько лет они служи­ли своему господину». И вновь в настро­ении Троекурова возобладало чувство мес­ти, но дальнейшая война повелась уже с сыном покойного. Так, эпиграф пере­кликается с содержанием главы IV и фор­мулирует философскую мысль, в ней за­ложенную.

Справка. Эпиграф представляет со­бой строки из философской оды Г. Р. Дер­жавина «На смерть князя Мещерского»: «Где стол был яств, там гроб стоит». Эта строка Державина благодаря Пушкину стала афористичной. По законам бытия жизнь скоротечна, смерть неизбежна — таковы мотивы этого стихотворения. Эпи­графом из оды Державина, содержание которой было известно читающей публике того времени, подчеркивается трагизм происходящего в имении Дубровского, т. е. разрушение всех моральных и быто­вых ценностей и, наконец, смерти самого владельца.

А. С. Пушкин. Дубровский. Как объяснить, что только в главе IV первого тома романа есть эпиграф?

4.8 (95.71%) 14 votes

На этой странице искали :

  • можно ли этот роман назвать любовным романом
  • название глав в романе дубровский
  • какие эпизоды романа вы считаете кульминационными
  • можно ли этот роман назвать любовным романом или перед нами не только
  • Как объяснить что только в главе 4 первого тома романа есть эпиграф

Сохрани к себе на стену!

Обобщающий урок по произведению А.С.Пушкина «Дубровский»

9 стр., 4234 слов

Какова роль пейзажа в романе Пушкина «Дубровский»?

... их характер и особенности мировосприятия. Цикл уроков по роману Дубровский Цикл уроков подготовлен учителем русского языка и литературы М БОУ «Школа№27» Г.о.Балашиха Денисовой Ю.И. Цикл уроков по роману А. С. Пушкина «Дубровский» в ...

Обобщающий урок по роману А.С.Пушкина «Дубровский»., Гагиева Мадинат Хажбикеровна – учитель русского языка и литературы, ГБОУ «Гимназия Назрановского района».

Цели урока:

  • Познавательные: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре; проверить знание художественного произведения, степень овладения литературоведческим аппаратом;
  • Развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
  • Воспитательные: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств; совершенствование навыков этичного межличностного общения

Методы и приемы:, Репродуктивный, эвристический, исследовательский.

  • слово учителя;
  • пересказ;
  • беседа;
  • доклады учащихся;
  • задания исследовательского характера.

Оборудование:

  • проектор, экран, ноутбук, презентация;
  • иллюстрации к роману (авторы: Б.М. Кустодиев, Д.А. Шмаринов).
  • отрывок из к/ф «Дубровский», 1988 год (режиссер – В.Никифоров).
  • картина «Неравный брак» В.В. Пукирева

Эпиграф к уроку:

«Думайте иногда о Дубровском. Знайте, что он рожден был для иного назначения…»

А.С.Пушкин

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  1. Объявление темы и цели урока.

Слово учителя.

Ребята, мы подошли к завершающему этапу знакомства с повестью А.С. Пушкина «Дубровский».

  • — Почему в качестве эпиграфа взяты слова самого В.Дубровского?
  • — Как вы думаете, чей это совет и кому он адресован? (Пушкина – читателям).
  • — О каком «ином назначении» идёт речь?
  • — Каковы основные качества характера В.Дубровского, которые вы могли бы у него перенять? (Благородство, смелость, справедливость).

Сегодня на уроке мы с вами проверим, как вы усвоили смысл повести, насколько внимательно читали ее, и какой герой вам больше всего запомнился.

  1. Основной этап урока.

Задание 1. «Блиц-опрос»., Вопросы для первой команды.

  • Как обходился К.П. Троекуров с крестьянами и дворянами? (Строго и своенравно).
  • Пороки какого человека выказывал К.П. Троекуров в домашнем быту? (Необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума).
  • Какую песню насвистывал К.П. Троекуров, что всегда означало в нем необыкновенное волнение мыслей? («Гром победы раздавайся»).
  • Какая шутка почиталась у К.П. Троекурова лучшею? (Розыгрыш в медвежьей комнате).
  • К кому обратился К.П. Троекуров, решив отобрать у А.Г. Дубровского имение? (К заседателю Шабашкину).

Вопросы для второй команды.

  • Какие черты характера А.Г. Дубровского по своему опыту знал

(Нетерпеливость и решительность характера).

11 стр., 5377 слов

Письмо. «Дубровского»: варианты заданий

... молодым Дубровским и Машей Троекуровой. Роль Шабашкина в судьбе Дубровских Что хотел рассказать о Шабашкине Пушкин? «Дубровский» - сочинение-рассуждение ... является лишить Дубровского поместья. Суд О романе Пушкина "Дубровский" посвящен тому, насколько несправедлив суд. Троекуров открыто приказывает заседателю ... ее счет. После того как он получил письмо из дома с тревожными новостями, жизнь главного ...

  • В каком звании А.Г. Дубровский вышел в отставку? (Поручик гвардии).
  • Почему А.Г. Дубровский считал, что его сын Владимир не пара Марии Троекуровой? (Бедному дворянину лучше жениться на бедной дворяночке).
  • Какое воспоминание о жене хранил А.Г. Дубровский в комоде среди бумаг? (Пакет с подписью «Письма моей жены». Были написаны во время турецкого похода и были адресованы в армию из Кистеневки).
  • Что послужило окончательной причиной смерти А.Г. Дубровского? ( Приезд К.П. Троекурова в Кистеневку с целью помириться со старым своим соседом, уничтожить следы ссоры).

Вопросы для третьей команды.

  • Сколько лет В. Дубровский не видел соей малой родины? (12 лет).
  • Как звали няню В. Дубровского? ( Орина Егоровна Бузырева).
  • Где воспитывался В. Дубровский? ( В кадетском корпусе и выпущен был корнетом).
  • Как повел себя В. Дубровский в медвежьей комнате, будучи в образе учителя Дефоржа? (Достал из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил).
  • Став, разбойником, чего бы никогда не сделал В.

    Дубровский по отношению к офицерам? (Сам был он гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища).

Вопросы для четвертой команды.

  • За кого решил К.П. Троекуров отдать замуж Машу? (За князя Верейского).
  • Где и во сколько В. Дубровский назначил первое свидание Маше? (В семь часов в беседке у ручья).
  • Что должна была сделать Маша, если б решилась прибегнуть к помощи В. Дубровского? (Опустить кольцо в дупло дуба).
  • Что сказала Маша в лесу после свадьбы, отказавшись от помощи В. Дубровского? ( Поздно, я обвенчана, я жена князя Верейского).
  • Какой случай заставил Машу посмотреть на учителя Дефоржа с другой стороны? (Храбрость во время случая в медвежьей комнате).

Задание 2. «Найдите цитаты своих героев».

  • «… Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин…» (А.Г. Дубровский).
  • «Как! Не почитать церковь Божию! прочь , хамово племя!…слыхано дело, ваше превосходительство … псари вводят собак в Божию церковь! Собаки бегают по церкви. Я вас ужо проучу …» (А.Г. Дубровский).
  • «…Хорошо, хорошо, … не нужно для него ни благосклонности, ни уважения дело его ходить за Сашей и учить грамматике да географии …» (К.П. Троекуров).
  • «… Итак, все кончено … еще утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился, и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты…»

(В. Дубровский).

17 стр., 8036 слов

Образ дубровского из одноименного романа пушкина

... Также занимался он и обучением сына Троекурова – Саши, обучал он его географии и арифметике. Случай, когда Дубровского закинули в комнату с медведем (такими делами любил промышлять Троекуров, ему нравилось чувствовать страх ...

  • «… Ну что? ведь не до свету ж тебе здесь оставаться, дом мой не харчевня, не с твоим проворством, братец, поймать Дубровского, если уж это Дубровский. Отправляйся-ка восвояси да вперед будь расторопнее. Да и вам пора домой, — продолжал он, обратясь к гостям. – Велите закладывать, а я хочу спать…» (К.П. Троекуров).
  • « Вы предлагаете мне свое покровительство, но не сердитесь: оно пугает меня. Каким образом окажете вы мне помочь?…»

(М. Троекурова).

  • «Еще есть надежда. Я надеюсь тронуть его моими слезами и отчаянием. Он упрям, но он так меня любит…»

(М. Троекурова).

  • «… Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и изобилии …» (В. Дубровский).

Задание 3. «Помогите героям добраться домой»., Учитель в произвольном порядке называет имена героев, а учащиеся записывают, где они живут., Кистеневка:

Владимир Дубровский, Дубровский-старший, Архип, Харитон , Антон, Егоровна.

Покровское:

Дефорж , Тимошка , Парамошка ,Троекуров Кирила Петрович, Мария, Саша.

Задание 4. Игра – «Станция Пушкинская».

Итак, на этой станции нас встречают знатоки романа «Дубровский». Послушаем их доклады.

Ответы учащихся:

  • Пушкина интересовала историческая тема;
  • Не переставала волновать антикрепостническая тема, судьба русского крестьянина;
  • Автор романа тревожился за будущее своей Родины.

Задание 5. Словарная работа.

Роман –

крупное эпическое произведение с развернутым сюжетом, в котором события происходят на протяжении значительного времени и в широком художественном пространстве.

Композиция –

построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.

Сюжет –

последовательность и связь событий в художественном произведении.

Эпизод –

отрывок, фрагмент художественного произведения.

Холоп – крепостной человек, раб, слуга.

Стремянный

Гувернёр – воспитатель, надзиратель за детьми.

Стряпчий – чиновник, правовед, наблюдающий за правильным ходом дела.

Купчая – законное свидетельство на купленное именье, утвержденное в суде.

Исправник – начальник уездной полиции.

Плетью обуха не перешибёшь (пословица

Гол как сокол

Задание 6. «Головоломка».

На этом этапе урока учащимся предлагается задание на знание сюжета романа – расставить эпизоды в нужной последовательности:

6 стр., 2602 слов

Благородство против подлости (По роману А. С. Пушкина «Дубровский»)

... является Владимир, а отрицательным — Троекуров и чиновник, лжесвидетельствовавший в суде. Алгоритм написания изложения , Можно написать сочинение «Неистребимо благородство душ» в «Дубровском» по такому плану: Определение понятия ... бы уподобился Троекурову, принципы которого он ненавидит. Можно было бы сказать, что он тоже творит произвол, как и Троекуров). ( Слайд 15) Домашнее задание: запишите в ...

1.

Обед у Троекурова. 2. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистеневку.

3.

Письмо Маши князю Верейскому.

4.

Саша прячет кольцо в дупле.

5.

Суд

6.

Ссора Дубровского и Троекурова.

7.

Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского.

8.

Дубровский останавливает карету князя Верейского (после венчания).

9.

Первое свидание Маши и Дубровского.

10.

Похороны Андрея Гавриловича Дубровского.

11.

Пожар.

6.

Ссора Дубровского и Троекурова.

7.

Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского.

5.

Суд

2.

Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистеневку

10.

Похороны Андрея Гавриловича Дубровского.

11.

Пожар.

1.

Обед у Троекурова.

9.

Первое свидание Маши и Дубровского.

3.

Письмо Маши князю Верейскому.

4.

Саша прячет кольцо в дупле.

8.

Дубровский останавливает карету князя Верейского.

Задание 7. Игра – «Станция Театральная»., Инсценировка романа.

«Маша, вы свободны!»

Учитель задает вопрос классу:

«Почему Маша не захотела стать свободной и убежать с Владимиром?»

Ученики отвечают по-разному:

  • Маша боялась отца, не могла его ослушаться;
  • Была напуганной и слабовольной девушкой;
  • Новый статус не позволял ей поступить по-своему;
  • Она не видела будущего с Дубровским.

Задание 8. «В гостях у художника».

По окончании интересной дискуссии учащиеся видят на доске репродукцию с картины В.В.Пукирева «Неравный брак».

Учитель:

Сравните картину Пукирева и кадр из фильма «Дубровский».

Учащиеся сравнивают, рассуждают и приходят к выводу, что поступок Кирилла Петровича не какое-то варварство по отношению к дочери, а лишь родительское беспокойство о будущем своего ребенка, желание сделать лучше. Ведь неравный брак – это типичная ситуация для того времени, когда пожилой и знатный мужчина брал себе в жены молодую бесприданницу. Маша имела хорошее приданое, но бедный Дубровский не рассматривался в качестве жениха.

Задание 9. «Синквейн»., Каждая команда составляет синквейн к своему герою., Ориентировочные синквейны., Владимир Дубровский.

  1. Корнет.
  2. Благородный, образованный.
  3. Жертвует, терзается, исчезает.
  4. Любовь сильнее мщения.
  5. Странник.

Андрей Гаврилович Дубровский, отец Владимира.

  1. Дворянин.
  2. Гордый, нерешительный.
  3. Служит, вдовствует, погибает.
  4. «Остался беден и независим….»
  5. Потомок старины.

Кирила Петрович Троекуров.

  1. Барин.
  2. Самолюбивый, тщеславный,
  3. Демонстрирует, шокирует, оскорбляет.
  4. Ставит себя выше законов.
  5. Богатый помещик.

Мария Троекурова.

  1. Девушка.
  2. Красивая, молодая.
  3. Играет, любит, сочиняет.
  4. Маша любит Владимира Дубровского.
  5. Невеста.
  1. Подведение итогов урока.

В конце урока – путешествия, учитель благодарит учащихся за активную работу, ставит отметки ученикам.

9 стр., 4127 слов

История любви Маши Троекуровой и Владимира

... история любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Вариант 2 Владимир и Маша — это главные герои произведения Дубровский. Это дети помещиков Дубровского и Троекурова. Их отцы были друзьями и имели похожие судьбы. И Дубровский старший, и Троекуров ... герой. Большое впечатление на нее оказала сцена с медведем, когда Дефорж отважно и смело, защищал себя. Разговаривая с учителем, девушка осознает, ...

Объявление результатов, награждение победителей.