А. С. Пушкин. Дубровский. Как объяснить, что только в главе IV первого тома романа есть эпиграф?
Можно ли этот роман назвать любовным романом или перед нами не только история отношений двух героев, но и картина помещичьей жизни эпохи? Докажите свою правоту, привлекая текст романа. В сюжете романа присутствует любовная линия. Однако перед читателем возникают картины жизни поместной России, обличается порочность социальных отношений. Одной из важных сюжетных линий в романе становится тема крестьянского бунта, взаимоотношения крестьян и их предводителя, бывшего помещика Владимира Дубровского. Какие эпизоды романа вы считаете кульминационными? Назовите и перескажите их. Глава IV первого тома изображает события высокой драматической напряженности, где от поведения главного героя зависит дальнейший ход событий. Не зная о намерениях Троекурова примириться с отцом, Владимир гонит его из имения и тем самым способствует продолжению вражды. Кульминационным эпизодом второй части можно считать объяснение Дубровского с Машей перед бегством из имения. Маша узнает, что скромный и мужественный Дефорж — Дубровский, тот объявляет об отказе мстить Троекурову из любви к ней.
Владимир приходит к пониманию, что дом, где живет Маша, священен, что никто, связанный с ней кровными узами, не подлежит его проклятию. В результате сюжет получает новое направление в своем развитии. Кульминацией любовной линии и всего произведения в целом можно считать встречу в лесу и попытку освобождения Марьи Кириловны. Маша не решается нарушить клятву, данную жениху в церкви, и отказывается от освобождения. Верный своему слову Дубровский не причиняет вреда Верейскому. С этого момента теряется смысл мести Троекурову (об этом Владимир сказал Маше на первом свидании) и дальнейшей борьбы за любовь и личное счастье. После сражения с войсками властей наступает развязка всего романа: Дубровский прощается со своими товарищами, и отряд разбойников практически прекращает свое существование.
Как объяснить, что только в главе IV первого тома романа есть эпиграф?
Эпиграф — значимая часть художественного произведения. Он представляет собой цитату, изречение, пословицу, строки из стихотворения, помещаемые либо после заглавия произведения, либо перед его отдельными главами. В эпиграфе автор стремится ярко, афористично выразить главный смысл произведения, его идею, отразить свою позицию. Эпиграф, как правило, предназначен для подчеркивания особо важной для автора идеи и если появляется внутри произведения, то относится к очень значительной, драматически напряженной, влияющей на дальнейшее развитие сюжета части произведения. Такой важной частью романа «Дубровский» является глава IV первой части. Согласно русской традиции гроб с покойником в ожидании похорон и для прощания с родными и близкими устанавливался на столе в одной из парадных комнат дома, где он жил. Стол, полный яств, изысканных блюд, приготовленных для гостей, символически означает богатство жизненных ценностей, как духовных, так и материальных. В доме Дубровского таковыми ценностями были и гордость дворянским родом, и воспоминания о прошлом, и радушные отношения помещика с крестьянами, и дружба с Троекуровым, прочности которой завидовали соседи.
Париж — действующее лицо романа в произведении В. Гюго ...
... сюжетные линии романа. Имя этого персонажа вынесено в заглавие произведения Гюго. Имя это - Собор Парижской Богоматери. Идея автора организовать действие романа вокруг Собора Парижской Богоматери не случайна: она отражала увлечение Гюго старинной ... здание, превратился в одну из его составных частей. Можно без преувеличения сказать, что он принял форму собора, подобно тому как улитки принимают форму ...
Сюжет IV главы драматически напряжен и повышенно эмоционален. После решения суда кассация не подана, Троекурову напоминают, что он может вступить во владение Кистеневкой, но он медлит, «совесть его роптала», он знает состояние своего бывшего друга и решается приехать, чтобы восстановить прежние отношения и уничтожить все следы ссоры. С этим намерением он въезжает во двор кистеневского дома. Казалось бы, намерение Кирилы Петровича могло бы предотвратить дальнейшее развитие конфликта, появилась возможность достижения скорой кульминации и благополучной развязки, но вместо этого происходит неожиданный поворот в сторону трагического развития действия. Увидев Троекурова, Андрей Гаврилович испытывает совершенно противоположные чувства. Его разбивает паралич, и он умирает. По приказу Владимира Кирилу Петровича изгоняют из имения. Глава завершается печальными словами: «…слуги окружили труп, оставленный на их попечение, вымыли его, одели в мундир, сшитый еще в 1797 году, и положили на тот самый стол, за которым столько лет они служили своему господину». И вновь в настроении Троекурова возобладало чувство мести, но дальнейшая война повелась уже с сыном покойного. Так, эпиграф перекликается с содержанием главы IV и формулирует философскую мысль, в ней заложенную.
Справка. Эпиграф представляет собой строки из философской оды Г. Р. Державина «На смерть князя Мещерского»: «Где стол был яств, там гроб стоит». Эта строка Державина благодаря Пушкину стала афористичной. По законам бытия жизнь скоротечна, смерть неизбежна — таковы мотивы этого стихотворения. Эпиграфом из оды Державина, содержание которой было известно читающей публике того времени, подчеркивается трагизм происходящего в имении Дубровского, т. е. разрушение всех моральных и бытовых ценностей и, наконец, смерти самого владельца.
А. С. Пушкин. Дубровский. Как объяснить, что только в главе IV первого тома романа есть эпиграф?
4.8 (95.71%) 14 votes
На этой странице искали :
- можно ли этот роман назвать любовным романом
- название глав в романе дубровский
- какие эпизоды романа вы считаете кульминационными
- можно ли этот роман назвать любовным романом или перед нами не только
- Как объяснить что только в главе 4 первого тома романа есть эпиграф
Сохрани к себе на стену!
Обобщающий урок по произведению А.С.Пушкина «Дубровский»
Какова роль пейзажа в романе Пушкина «Дубровский»?
... их характер и особенности мировосприятия. Цикл уроков по роману Дубровский Цикл уроков подготовлен учителем русского языка и литературы М БОУ «Школа№27» Г.о.Балашиха Денисовой Ю.И. Цикл уроков по роману А. С. Пушкина «Дубровский» в ...
Обобщающий урок по роману А.С.Пушкина «Дубровский»., Гагиева Мадинат Хажбикеровна – учитель русского языка и литературы, ГБОУ «Гимназия Назрановского района».
Цели урока:
- Познавательные: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре; проверить знание художественного произведения, степень овладения литературоведческим аппаратом;
- Развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
- Воспитательные: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств; совершенствование навыков этичного межличностного общения
Методы и приемы:, Репродуктивный, эвристический, исследовательский.
- слово учителя;
- пересказ;
- беседа;
- доклады учащихся;
- задания исследовательского характера.
Оборудование:
- проектор, экран, ноутбук, презентация;
- иллюстрации к роману (авторы: Б.М. Кустодиев, Д.А. Шмаринов).
- отрывок из к/ф «Дубровский», 1988 год (режиссер – В.Никифоров).
- картина «Неравный брак» В.В. Пукирева
Эпиграф к уроку:
«Думайте иногда о Дубровском. Знайте, что он рожден был для иного назначения…»
А.С.Пушкин
Ход урока:
- Организационный момент.
- Объявление темы и цели урока.
Слово учителя.
Ребята, мы подошли к завершающему этапу знакомства с повестью А.С. Пушкина «Дубровский».
- — Почему в качестве эпиграфа взяты слова самого В.Дубровского?
- — Как вы думаете, чей это совет и кому он адресован? (Пушкина – читателям).
- — О каком «ином назначении» идёт речь?
- — Каковы основные качества характера В.Дубровского, которые вы могли бы у него перенять? (Благородство, смелость, справедливость).
Сегодня на уроке мы с вами проверим, как вы усвоили смысл повести, насколько внимательно читали ее, и какой герой вам больше всего запомнился.
- Основной этап урока.
Задание 1. «Блиц-опрос»., Вопросы для первой команды.
- Как обходился К.П. Троекуров с крестьянами и дворянами? (Строго и своенравно).
- Пороки какого человека выказывал К.П. Троекуров в домашнем быту? (Необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума).
- Какую песню насвистывал К.П. Троекуров, что всегда означало в нем необыкновенное волнение мыслей? («Гром победы раздавайся»).
- Какая шутка почиталась у К.П. Троекурова лучшею? (Розыгрыш в медвежьей комнате).
- К кому обратился К.П. Троекуров, решив отобрать у А.Г. Дубровского имение? (К заседателю Шабашкину).
Вопросы для второй команды.
- Какие черты характера А.Г. Дубровского по своему опыту знал
(Нетерпеливость и решительность характера).
Письмо. «Дубровского»: варианты заданий
... молодым Дубровским и Машей Троекуровой. Роль Шабашкина в судьбе Дубровских Что хотел рассказать о Шабашкине Пушкин? «Дубровский» - сочинение-рассуждение ... является лишить Дубровского поместья. Суд О романе Пушкина "Дубровский" посвящен тому, насколько несправедлив суд. Троекуров открыто приказывает заседателю ... ее счет. После того как он получил письмо из дома с тревожными новостями, жизнь главного ...
- В каком звании А.Г. Дубровский вышел в отставку? (Поручик гвардии).
- Почему А.Г. Дубровский считал, что его сын Владимир не пара Марии Троекуровой? (Бедному дворянину лучше жениться на бедной дворяночке).
- Какое воспоминание о жене хранил А.Г. Дубровский в комоде среди бумаг? (Пакет с подписью «Письма моей жены». Были написаны во время турецкого похода и были адресованы в армию из Кистеневки).
- Что послужило окончательной причиной смерти А.Г. Дубровского? ( Приезд К.П. Троекурова в Кистеневку с целью помириться со старым своим соседом, уничтожить следы ссоры).
Вопросы для третьей команды.
- Сколько лет В. Дубровский не видел соей малой родины? (12 лет).
- Как звали няню В. Дубровского? ( Орина Егоровна Бузырева).
- Где воспитывался В. Дубровский? ( В кадетском корпусе и выпущен был корнетом).
- Как повел себя В. Дубровский в медвежьей комнате, будучи в образе учителя Дефоржа? (Достал из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил).
- Став, разбойником, чего бы никогда не сделал В.
Дубровский по отношению к офицерам? (Сам был он гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища).
Вопросы для четвертой команды.
- За кого решил К.П. Троекуров отдать замуж Машу? (За князя Верейского).
- Где и во сколько В. Дубровский назначил первое свидание Маше? (В семь часов в беседке у ручья).
- Что должна была сделать Маша, если б решилась прибегнуть к помощи В. Дубровского? (Опустить кольцо в дупло дуба).
- Что сказала Маша в лесу после свадьбы, отказавшись от помощи В. Дубровского? ( Поздно, я обвенчана, я жена князя Верейского).
- Какой случай заставил Машу посмотреть на учителя Дефоржа с другой стороны? (Храбрость во время случая в медвежьей комнате).
Задание 2. «Найдите цитаты своих героев».
- «… Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин…» (А.Г. Дубровский).
- «Как! Не почитать церковь Божию! прочь , хамово племя!…слыхано дело, ваше превосходительство … псари вводят собак в Божию церковь! Собаки бегают по церкви. Я вас ужо проучу …» (А.Г. Дубровский).
- «…Хорошо, хорошо, … не нужно для него ни благосклонности, ни уважения дело его ходить за Сашей и учить грамматике да географии …» (К.П. Троекуров).
- «… Итак, все кончено … еще утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился, и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты…»
(В. Дубровский).
Образ дубровского из одноименного романа пушкина
... Также занимался он и обучением сына Троекурова – Саши, обучал он его географии и арифметике. Случай, когда Дубровского закинули в комнату с медведем (такими делами любил промышлять Троекуров, ему нравилось чувствовать страх ...
- «… Ну что? ведь не до свету ж тебе здесь оставаться, дом мой не харчевня, не с твоим проворством, братец, поймать Дубровского, если уж это Дубровский. Отправляйся-ка восвояси да вперед будь расторопнее. Да и вам пора домой, — продолжал он, обратясь к гостям. – Велите закладывать, а я хочу спать…» (К.П. Троекуров).
- « Вы предлагаете мне свое покровительство, но не сердитесь: оно пугает меня. Каким образом окажете вы мне помочь?…»
(М. Троекурова).
- «Еще есть надежда. Я надеюсь тронуть его моими слезами и отчаянием. Он упрям, но он так меня любит…»
(М. Троекурова).
- «… Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и изобилии …» (В. Дубровский).
Задание 3. «Помогите героям добраться домой»., Учитель в произвольном порядке называет имена героев, а учащиеся записывают, где они живут., Кистеневка:
Владимир Дубровский, Дубровский-старший, Архип, Харитон , Антон, Егоровна.
Покровское:
Дефорж , Тимошка , Парамошка ,Троекуров Кирила Петрович, Мария, Саша.
Задание 4. Игра – «Станция Пушкинская».
Итак, на этой станции нас встречают знатоки романа «Дубровский». Послушаем их доклады.
Ответы учащихся:
- Пушкина интересовала историческая тема;
- Не переставала волновать антикрепостническая тема, судьба русского крестьянина;
- Автор романа тревожился за будущее своей Родины.
Задание 5. Словарная работа.
Роман –
крупное эпическое произведение с развернутым сюжетом, в котором события происходят на протяжении значительного времени и в широком художественном пространстве.
Композиция –
построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.
Сюжет –
последовательность и связь событий в художественном произведении.
Эпизод –
отрывок, фрагмент художественного произведения.
Холоп – крепостной человек, раб, слуга.
Стремянный
Гувернёр – воспитатель, надзиратель за детьми.
Стряпчий – чиновник, правовед, наблюдающий за правильным ходом дела.
Купчая – законное свидетельство на купленное именье, утвержденное в суде.
Исправник – начальник уездной полиции.
Плетью обуха не перешибёшь (пословица
Гол как сокол
Задание 6. «Головоломка».
На этом этапе урока учащимся предлагается задание на знание сюжета романа – расставить эпизоды в нужной последовательности:
Благородство против подлости (По роману А. С. Пушкина «Дубровский»)
... является Владимир, а отрицательным — Троекуров и чиновник, лжесвидетельствовавший в суде. Алгоритм написания изложения , Можно написать сочинение «Неистребимо благородство душ» в «Дубровском» по такому плану: Определение понятия ... бы уподобился Троекурову, принципы которого он ненавидит. Можно было бы сказать, что он тоже творит произвол, как и Троекуров). ( Слайд 15) Домашнее задание: запишите в ...
1.
Обед у Троекурова. 2. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистеневку.
3.
Письмо Маши князю Верейскому.
4.
Саша прячет кольцо в дупле.
5.
Суд
6.
Ссора Дубровского и Троекурова.
7.
Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского.
8.
Дубровский останавливает карету князя Верейского (после венчания).
9.
Первое свидание Маши и Дубровского.
10.
Похороны Андрея Гавриловича Дубровского.
11.
Пожар.
6.
Ссора Дубровского и Троекурова.
7.
Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского.
5.
Суд
2.
Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистеневку
10.
Похороны Андрея Гавриловича Дубровского.
11.
Пожар.
1.
Обед у Троекурова.
9.
Первое свидание Маши и Дубровского.
3.
Письмо Маши князю Верейскому.
4.
Саша прячет кольцо в дупле.
8.
Дубровский останавливает карету князя Верейского.
Задание 7. Игра – «Станция Театральная»., Инсценировка романа.
«Маша, вы свободны!»
Учитель задает вопрос классу:
«Почему Маша не захотела стать свободной и убежать с Владимиром?»
Ученики отвечают по-разному:
- Маша боялась отца, не могла его ослушаться;
- Была напуганной и слабовольной девушкой;
- Новый статус не позволял ей поступить по-своему;
- Она не видела будущего с Дубровским.
Задание 8. «В гостях у художника».
По окончании интересной дискуссии учащиеся видят на доске репродукцию с картины В.В.Пукирева «Неравный брак».
Учитель:
Сравните картину Пукирева и кадр из фильма «Дубровский».
Учащиеся сравнивают, рассуждают и приходят к выводу, что поступок Кирилла Петровича не какое-то варварство по отношению к дочери, а лишь родительское беспокойство о будущем своего ребенка, желание сделать лучше. Ведь неравный брак – это типичная ситуация для того времени, когда пожилой и знатный мужчина брал себе в жены молодую бесприданницу. Маша имела хорошее приданое, но бедный Дубровский не рассматривался в качестве жениха.
Задание 9. «Синквейн»., Каждая команда составляет синквейн к своему герою., Ориентировочные синквейны., Владимир Дубровский.
- Корнет.
- Благородный, образованный.
- Жертвует, терзается, исчезает.
- Любовь сильнее мщения.
- Странник.
Андрей Гаврилович Дубровский, отец Владимира.
- Дворянин.
- Гордый, нерешительный.
- Служит, вдовствует, погибает.
- «Остался беден и независим….»
- Потомок старины.
Кирила Петрович Троекуров.
- Барин.
- Самолюбивый, тщеславный,
- Демонстрирует, шокирует, оскорбляет.
- Ставит себя выше законов.
- Богатый помещик.
Мария Троекурова.
- Девушка.
- Красивая, молодая.
- Играет, любит, сочиняет.
- Маша любит Владимира Дубровского.
- Невеста.
- Подведение итогов урока.
В конце урока – путешествия, учитель благодарит учащихся за активную работу, ставит отметки ученикам.
История любви Маши Троекуровой и Владимира
... история любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Вариант 2 Владимир и Маша — это главные герои произведения Дубровский. Это дети помещиков Дубровского и Троекурова. Их отцы были друзьями и имели похожие судьбы. И Дубровский старший, и Троекуров ... герой. Большое впечатление на нее оказала сцена с медведем, когда Дефорж отважно и смело, защищал себя. Разговаривая с учителем, девушка осознает, ...
Объявление результатов, награждение победителей.