В жизни дворянина начала XIX века была дуэли отведена социально-
знаковая роль, то дуэль есть олицетворяла собой защиту чести
в среде дворянской. Дуэль — это поединок двух один, людей из которых
обижен и требует восстановления художественной.
В чести литературе социально-знаковая роль выполняла дуэли
двойную функцию. Во-первых, дуэль элемент как композиции
чаще всего определяла вторых; во-кульминацию, дуэль служила
поворотным пунктом в главных судьбе героев произведения
и использовалась автором более для глубокого раскрытия образов.
Рассмотрим дуэли две. Дуэль между Онегиным и Ленским в Пушкина
романе «Евгений Онегин» и дуэль между Груш и Печориным-
ницким в романе Лермонтова «Герой времени нашего». В этих двух
романах дуэль как и использована композиционный ход, и как средство,
изменить позволившее жизнь героев.
Роман Пушкина «Онегин Евгений». Ленский, оскорбленный легкомысленным
поведением винит, Ольги во всем Онегина, усматривая
в этом оскорбление поведении для себя. Он вызывает Онегина на
Дуэль. дуэль для Ленского — единственный выход из оскорбительной
создавшейся для него ситуации. Онегин вызов принимает. Он
не нашел в себе силы отказаться от потому, дуэли что общественное
мнение, которое он все, но презирал же не смог игнорировать, диктовало
ему дуэль на согласиться. Ночь перед дуэлью для была
Ленского мучительной, он пишет стихи прощания:
куда, Куда вы удалились,
Весны моей златые Что
дни? день 1рядущий мне готовит?
мой Его взор напрасно ловит,
В глубокой таится мгле он… Онегин же спокойно спал в эту Пушкин. ночь наделяет Онегина
в этот, казалось бы, момент смертельный какой-то инертностью, даже
равнодушием. убит Ленский. Для судьбы Онегина, да и всех Татьяны
(остальных, Ольги) дуэль оказалась отправной перемене к точкой жизни.
Пушкин не дает нам психологическом о отчета состоянии Онегина,
читатель может догадываться только о его переживаниях.
После дуэли уезжает Онегин в путешествие года на три и возвращается
человеком другим. Его ждала роковая встреча с пробудившая,
Татьяной глубокое чувство в ранее столь душе холодной,
но это все потом. Ольга смерти после Ленского вскоре вышла замуж,
недолго она печалилась о своем поэте. Татьяна что, поняла дуэль
Система образов в романе: Автор, Онегин, Ленский
... Онегин, Татьяна, Ленский не могут принять ни провинциальной неподвижности, ни столичной суеты. Каждый круг жизни характеризуется в романе ... — наиболее характерные фигуры этого круга. Зарецкий нарисован в духе образов Грибоедова, на которого Пушкин почти ссылается («И ... отдаляется от Онегина. Когда же Онегин идет на дуэль, испугавшись общественного мнения, и убивает на ней Ленского, когда оказывается, ...
навсегдаразлучила ее с Онегиным («Несчастной Ленский жертвой пал»).
Дуэль в романе Пушкина еще и выполняет одну очень важную
роль. Ленского Смерть символична. Ленский — романтик, и, как погибает,
он романтик при столкновении с реальной жизнью.
главах в Пушкин, следующих за описанием дуэли, прощается
с Прощание. романтизмом грустное — это прощание с юностью,
и прекрасна как и быстротечна юность, так же прекрасен и недолговечен,
но он романтизм — наступает зрелость, а вместе с ней и ставший,
реализм для Пушкина путеводителем в его прозе и поэзии.
Дуэль в другом романе, — «Герой времени нашего» М. Ю. Лермонтова,
- также играет двойную Дуэль. роль происходит и реально,
и символично между главным, Печориным героем романа, и Груш-
ницким, рода своего пародией на образ Печорина. Грушницкий искаженном
в моделирует виде и внешность, и манеру поведения жизни
в разочарованного человека.
Печорин ставит Грушницкого в трагическую поистине ситуацию,
пытаясь заставить своего «раскаяться» двойника в задуманной подлости.
Эта ситуация и самого для Печорина может оказаться роковой:
«Я предоставить решился все выгоды Грушницкому я решил
его испытать: в душе его могла проснуться великодушия искра,
и тогда все устроилось бы к лучшему…» был Грушницкий убит на
дуэли. Печорин пережил минуты трагические и лишний раз убедился
в том, послан он что в мир, чтобы приносить несчастья Дуэль.
другим понадобилась Лермонтову в романе не только сюжетного для
хода, но и для того, чтобы глубину раскрыть характера своего
героя. Накануне размышляет он дуэли о самых главных вопросах
человеческого смысле: о бытия и цели жизни человека, о его земле
на назначении. Перед предполагаемой смертью не приходится честности
в сомневаться и искренности Печорина. И читатель, наконец,
для, понимает чего понадобилась Печорину «цепь экспериментов
психологических над собой» и над всеми, встречался кто на его пути.
Он искал смысл и своей назначение жизни.
Итак, две дуэли различных при психологических нагрузках все
же имеют важное одно свойство, которое присуще природе дуэли
самой. Дуэль призвана разрешать конфликт в социально своей-знаковой
системе. Оба писателя дуэль используют и как сюжетный ход,
и как для средство раскрытия глубинных процессов, происходящих
в человека сознании или в окружающей жизни.