Один из главных образов романа ─ образ самой народной войны. В разнообразных эпизодах походов, военных действий, в делах и поступках персонажей раскрываются огромная жажда победы, горячая любовь к Родине, высокий боевой дух солдат и мирных жителей, дворян и простолюдинов. Русский солдат безжалостен к врагу на поле брани, но он никогда не позволит жестокости в отношении к пленённому противнику. Во многих сценах подтверждаются слова Толстого:
«Поднимается новая, неведомая ни кому сила ─ народ, и нашествие гибнет».
По выражению Толстого, «дубина народной войны» поднялась сама, без указания сверху, и била до тех пор, пока не уничтожила захватчиков. Сама по себе война для писателя ─ «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Но война во имя защиты родной земли необходима и может выявить лучшие стороны человека. Так, маленький, неказистый капитан Тушин, благодаря своей храбрости и самоотверженности добился победы в большом сражении. Даже голос у капитана тонкий. Он «пропищал: «Круши, Медведев!», — но солдаты верили в своего командира, и, не дрогнув, защищали позицию без прикрытия. Подвиг совершила и Наташа Ростова. Она уговорила родителей оставить в Москве большую часть имущества и освободить подводы для раненых. Смертью храбрых погиб брат Наташи Петя, который, в силу своего возраста, вообще мог не ходить на войну. Война прошла по судьбам всех главных героев. Старший брат Наташи, Николай, добился славы на полях сражений. Князь Андрей Болконский получил смертельную рану при Бородине. Пьер Безухов вступил в ополчение вместе со своими крестьянами. А в занятой французами Москве Пьер даже попытался убить Наполеона и попал в плен.
В заключительных главах романа мы видим яркие картины борьбы с захватчикам. В ней участвуют не только солдаты и офицеры, но и простые люди. Горожане и крестьяне становились ополченцами, партизанами, выхаживали раненых и готовы были уничтожить всё нажитое нелёгким трудом добро, лишь бы оно не досталось врагам. Таковы крестьяне Карп и Влас, отказавшиеся продавать сено оккупантам. И лишь среди придворных по- прежнему царят склоки и интриги. В салоне Анны Шерер её гости договорились штрафовать друг друга за разговоры на французском, но они забыли многое из родного языка. Так автор показывает, насколько далека элита от народа.
Аргументы : мечта и реальность в романе-эпопее «война и мир» (л. н. толстой)
... Войны и мира», произошло удивительное объединение русского народа, независимо от сословной принадлежности, пола, возраста, потому что Россия оказалась в смертельной опасности. Все были охвачены единым чувством, Толстой ... до простого солдата, крестьянина, партизана. Рисуя эпизоды различных сражений, Толстой показывает, что не численное превосходство, не военное мастерство и стратегические планы ...
В романе даётся моральная характеристика не только главных, но и второстепенных персонажей. Придворные прихлебатели, карьеристы, прожигатели жизни в мирные дни ещё могут играть роль в жизни общества. Использовать в своих целях добрых и доверчивых людей, как князь Василий и Элен Курагина ─ Пьера, соблазнять и обманывать женщин, как Анатоль Курагин ─ Наташу Ростову. Но в суровое время войны эти люди уходят со сцены. Они не нужны рассказчику, как не нужны самой России. Исключение составляют лишь бесшабашный гусар Долохов, чьи безоглядная храбрость и жестокость к французам пришлись ко двору для партизанской войны, и Анатоль Курагин, который кровью искупил свои проступки на Бородинском поле.
Толстой первым в литературе показал решающее значение морального превосходства над противником, важность осознания того, что сражаешься за правое дело. Русских можно считать победителями в Бородинской битве потому, что в первый раз за все наполеоновские войны на французскую армию была обрушилась атака сильнейшего духом противника.
Философские вопросы произведения не ограничиваются только Отечественной войной и только Россией. Противопоставление войны и мира ─ одна из главных проблем человечества. Мир для Толстого ─ не только время, когда нет войны, а отсутствие конфликтов между сословиями, нациями, отдельно взятыми людьми. Гармония, дружба ─ вот идеал, к которому должны стремиться люди все Земли.
В яркой палитре образов «Войны и мира» выражена идея Толстого, позже записанная им в дневнике:
«Жизнь ─ тем более жизнь, чем теснее её связь с жизнью других, с общей жизнью. Вот эта-то связь и устанавливается искусством в самом широком его смысле».
В этом ─ та особая, глубоко гуманистическая основа творчества Л.Н. Толстого, которая воплотилась в образах главных героев эпопеи и сделала роман актуальным и интересным для читателей разных наций и эпох.
Автор: Артем Аввакумов