Роман М. А. Шолохова «Поднятая целина» повествует о трагических страницах нашей истории, о времени «великого перелома», о судьбе крестьянства в период насильственной коллективизации, проводимой советской властью.
В своем произведении Шолохов постарался воссоздать события, которые происходили на Дону в начале 30-х годов XX века. Это было нелегкое время, когда сама «жизнь, — как пишет автор, — в Гремячем Логу стала на дыбы, как норовистый конь перед трудным препятствием», и разобраться в происходящем было совсем не просто. Название произведения отражает символику того времени: поднятая целина — это метафора, которая определила содержание романа: плуг вздыбил и опрокинул дерновину на полях хутора Гремячий Лог, а лемехом революции перепахиваются людские судьбы.
Первый том «Поднятой целины» (1932) М. Шолохов создает по горячим следам коллективизации (работа над вторым томом окончательно была завершена в 1940 году).
Партия послала на помощь селу двадцать пять тысяч передовых представителей рабочего класса. Семен Давыдов, один из «двадцатипятитысячников», приезжает в Гремячий Лог в качестве уполномоченного проводить сплошную коллективизацию и нещадно бороться с «врагом-кулаком». Но Давыдов приезжает в хутор не один.
Одновременно с ним, хотя и тайно, в Гремячий Лог приезжает есаул Половцев, и тоже в связи с постановлением о сплошной коллективизации. Но если Давыдов приезжает, чтобы помочь в организации колхоза, то контрреволюционер-подпольщик, казачий офицер Половцев преследует цель прямо противоположную. Он приезжает, чтобы помочь организовывать в Гремячем Логу «Союз освобождения родного Дона», деятельность которого направлена на то, чтобы помешать колхозному строительству. Половцев понимает, что если у мужика, у казака всерьез начнут отнимать нажитое им своим горбом добро, то хозяйская душа этого не вынесет, казак пойдет на все, чтобы отстоять то, что имеет, в чем заключается вся его жизнь, и поднять его на восстание будет не сложно.
По сути своей и Давыдов, и Половцев — чужие деревне люди. Они собираются вмешаться, нарушить устоявшееся веками течение жизни, мало что зная о ней, мало ее ценя и мало уважая ее законы. Но каждый из них воодушевлен своей идеей и собирается идти до конца.
Коммунист Давыдов и белогвардеец Половцев олицетворяют, таким образом, крайние полюсы борьбы, развернувшейся на Дону в 30-е годы. Попытки собрать людей в колхоз и в «Союз освобождения» как бы взаимно исключают друг друга, выявляя беспочвенность и противоестественность и того, и другого предприятия.
Давыдов и Половцев в романе М. Шолохова «Поднятая целина»
... в «Поднятой целине»: с одной стороны — коммунисты Давыдов, Нагульнов и Разметнов, с другой — их активные враги Половцев, Лятьевский, Островнов. Сюжет романа разворачивается на Дону, на хуторе Гремячий Лог, куда одновременно приезжают ... заложником. Рисуя образ Давыдова, писатель подчеркивает, что зачастую руководили коллективизацией люди, профессионально не подготовленные к этому. Давыдов — человек ...
Характерно, что бумага, которую должен подписать вступивший в «Союз освобождения родного Дона» Яков Островнов, очень напоминает заявление о вступлении в колхоз: «Обязуюсь беспрекословно слушаться своих начальников и командиров. Обязуюсь свое достояние принести на алтарь православного отечества. В чем и подписуюсь».
В своем произведении М. Шолохов старался быть объективным, он не хотел, чтобы его герои выглядели «плакатно и примитивно», поэтому как строители новой жизни, так и враги советской власти показаны в разных ситуациях, отражающих разные стороны их характеров. Вот, например, каким перед нами впервые предстает Половцев: «Приезжий снял башлык и белого курпяя папаху, обнажив могучий угловатый череп, прикрытый редким белесым волосом. Из-под крутого, волчьего склада, лысеющего лба он бегло оглядел комнату и, улыбчиво сощурив светло-голубые глазки, тяжело блестевшие из глубоких провалов глазниц, поклонился сидящим на лавке бабам». Что-то угрюмо-тяжеловесное и зловещее ощущается в Половцеве. И это не случайно. Где Половцев, там льется кровь, готовятся убийства и диверсии, он вдохновитель мести и преступлений.
Вспомним, как он выходит из себя, когда ему рассказали о распределении среди бедноты кулацкой одежды. Он гневно кричит, что по весне перережут всех, кто принимал в этом участие. В то же время в разговоре с Яковом Лукичом Половцев вспоминает, как в детстве до смерти засек укусившего его щенка и как потом с самим Половцевым сделалась истерика от жалости к животному. С тех пор Половцев не любит собак, но, по его словам, любит кошек и маленьких детей. Таких противоречий в характере есаула много.
Как бы там ни было, Половцев — смелый и умный враг. Он бесстрашно появляется в хуторе, зная, что за ним по пятам следуют работники государственной безопасности, смело идет на такой шаг, как убийство Хопрова. Он хорошо разбирается в людях, подобных Островнову, знает, как привлечь их на свою сторону. Он бесстрашно встречается с людьми, зная, что один противостоит множеству. Характерна в этом отношении следующая сцена.
Половцев вместе с Островновым отправляются на тайную сходку, где собираются сочувствующие Белому движению крестьяне. Половцев сообщает собравшимся, что ждать осталось недолго и что выступление назначено на завтра. Крестьяне отвечают, что они сомневаются, сообщают, что вышла газета со статьей Сталина о перегибах в коллективизации. Они говорят, что раньше думали, будто приказ такой идет из центра, а теперь выясняется, что это местное начальство творило беззаконие. Поэтому их «пути-дорожки» с Половцевым теперь разошлись. Крестьяне также высказывают сомнение, что иностранцы, от которых Половцев обещает помощь, окажутся лучше коммунистов и что их «потом с родной земли силой не придется выволакивать». Собравшиеся требуют назад свои расписки. В ответ на это Половцев выхватывает наган и кричит, что будет всех расстреливать как предателей. В других станицах казаки также отказались восставать, и Половцев ругает казаков за то, что они не понимают, что статья Сталина — лишь маневр и подлый обман. Есаул преследует свою цель и на пути ее достижения проявляет упорство и смелость.
Как жили крепостные крестьяне на руси. «Один день из жизни крестьянина
... из своей общины. Сочинение Один день из жизни крестьянина Жизнь крестьянина сильно отличается от жизни городского жителя. Крестьян занимается физическим трудом и приходится за один день выполнять ему много работы. Утро крестьянина ... бы поехать в Париж.» Один день из жизни царя: Царь начинает свой день рано и почти ... Жизнь крестьян в средневековые времена, как и теперь, была тяжелее и суровее, чем жизнь ...
Половцеву не откажешь в природном уме, решительности, готовности погибнуть за свои идеалы. Но тем разительнее удивительная легкость, с какой он выдает в конце романа всех своих сообщников, понимая, что все равно будет расстрелян.
Характер Семена Давыдова, на стороне которого находятся авторские симпатии, также сложен и противоречив.
В прошлом матрос Балтийского флота, Давыдов брошен партией на строительство новой жизни прямо от станка Путиловского завода. Перед ним стоит вполне определенная задача: организовать в Гремячем Логу коллективное крестьянское хозяйство, активно бороться со всевозможного рода уклонистами; спуску кулакам не давать, но в то же время не отпугнуть середняка неоправданно завышенными требованиями.
Коммунист Давыдов воспринял линию партии на кооперацию как свое личное, кровное дело и направил на выполнение поставленной задачи все свои силы.
О деревенском труде Семен Давыдов имеет весьма смутное представление, зато, воодушевленный приказом партии и вооруженный райкомовскими инструкциями, готов вести активную борьбу с врагом-кулаком, образ которого сложился у него из газетных статей и агитационных листков. Давыдов с легкостью навешивает политические ярлыки своим оппонентам, которые пытаются хоть как-то сдержать его «коллективизаторский» пыл, учитывая непростой «текущий момент». Как человек, преданный идеям социализма, Давыдов уже после первого знакомства с секретарем райкома Корчжинским — чиновником и бюрократом — испытывает к нему неприязнь. Уравновешенный, рассудительный Давыдов не может одобрить и крайности экспансивной натуры коммуниста Макара Нагульнова, в прошлом лихого кавалериста, пытающегося и в новое время действовать методами эпохи гражданской войны.
Несмотря на беспрерывно ведущуюся беспощадную классовую борьбу, на хуторе ни на минуту не останавливается возглавляемое Давыдовым созидание новой жизни. И если сначала жизнь на хуторе он сравнивает с мотором сложной конструкции, то вскоре убеждается, что реальность намного сложнее: «Хутор потрясали события, каждый день приносил Давыдову новые неприятности».
Приближалась весна, пора сева, а нерешенных проблем становилось все больше. Но в этой ситуации проявились как раз лучшие качества большевика: его организаторские способности, мужество, твердость, выдержка, умение ответить шуткой на проявление несознательности и своеволия.
Председатель колхоза не только учит людей, но и сам учится у них. Это встречи и беседы с казаками: разговор с возницей Иваном Аржановым, кузнецом Игнатом Шалым, столкновение на поле с Устином Рыкалиным, с тактичным, умным, но четко ведущим свою линию Нестеренко, бывшим «исконным ставропольским хлеборобом», а теперь новым секретарем райкома.
Шолохов показывает, что Давыдов — не только руководитель, но и человек с нелегкой судьбой, часто ошибающийся, но всегда остающийся искренним и честным. Так, например, Семена мучит совесть за связь с бывшей женой своего друга, ему стыдно перед Макаром и людьми, но вместе с тем Давыдову очень трудно порвать с бесшабашной хуторской красавицей Лушкой Нагульновой.
Трагедия любви в рассказе И.А. Бунина «Кавказ» / Кавказ / Бунин Иван Алексеевич
... Бунина. В его изображении любовь - это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ». ... плачут от счастья, а в это время разыгрывается трагедия, в которой они повинны. И.А. Бунин рисует читателям трагедию любви как неповторимый художник самых тонких чувств и человеческих переживаний.
Только после встречи с Варей Семен узнал, какова настоящая большая любовь. Душа Давыдова тянется к чистоте Вари Харламовой, способной его возродить: «И только в этот момент до него наконец дошло, что он, таясь от самого себя, пожалуй, давно любит эту девушку — какой-то новой для него, бывалого человека, чистой и непонятной любовью».
Коммунист Давыдов, балтийский матрос, испытывает «чувство одиночества и оторванности от всего живого мира». Такое чувство испытывал он давным-давно, когда был на корабле впередсмотрящим. Давыдов остается один: «Степь без конца и без края. Древние курганы в голубой дымке. Черный орел в небе. Мягкий шелест стелющейся под ветром травы… Маленьким и затерянным в этих огромных просторах почувствовал себя Давыдов, тоскливо оглядывая томящую своей бесконечностью степь. Мелкими и ничтожными показались ему в эти минуты и его любовь к Лушке, и горечь разлуки, и несбывшееся желание повидаться с ней…»
Шолохов сравнивает Давыдова с орлом: в его герое нет гармонии с этим миром, он не чувствует единства с ним, в отличие от орла, парящего в вышине. Трагедия Давыдова в том, что этого единства с окружающим миром ему не достичь никогда. Не может он, лишенный всякого чувства собственности, даже влюбиться себе по-настоящему не позволяющий (любовь он тоже считает чувством «частнособственническим»), понять, какие муки испытывают раскулачиваемые, расставаясь с нажитым добром. Сам он в правомерности раскулачивания не сомневается. Под его началом колхозники ходят по дворам, забирают у казаков все нажитое за многие годы, переписывают посуду, мебель, ломают замки сундуков и амбаров, снимают одежду даже с самих хозяев. А вот Андрей Разметнов отказывается идти раскулачивать, он не хочет «с детишками… воевать». Но Давыдову увидеть беду чужих детей мешает собственное несчастливое детство. Его чувство справедливости требует мести совокупному врагу — эксплуататору. В противоречивом образе коммуниста Давыдова соединились его личная трагедия человека не на своем месте и трагедия деревни, обреченной долгие годы подчиняться партийным функционерам до полного развала.
Сегодня нам много известно о том трагическом периоде, когда жили герои М. Шолохова. Мы знаем много горького и страшного о судьбах «старательных» крестьян, раскулаченных, уничтоженных Советским государством «как класс «. Можно спорить о том, насколько полно и всесторонне отражены эти события в «Поднятой целине», насколько достоверно описаны те или иные эпизоды, но мастерство автора, создавшего такие яркие человеческие характеры — Давыдова и Половцева, — не подлежит сомнению.