«Домострой», то есть «домашнее устроение», – литературно-публицистический памятник ХVI века. Это разбитый по главам кодекс норм религиозного и общественного поведения человека, правил воспитания и быта зажиточного горожанина, свод правил, которым должен был руководствоваться каждый гражданин.
Это типичный для средневековой литературы памятник нравоучительного характера. Повествовательный элемент в нем подчинен назидательным целям, каждое положение аргументируется здесь ссылками на тексты Священного писания, главным образом. Но отличается он от других средневековых памятников тем, что в доказательство истинности того или иного положения приводятся изречения народной мудрости.
Непосредственность чувства, искренность и упорное стремление к утверждению нравственного идеала одухотворяет «Домострой».
Составленный известным деятелем из ближайшего окружения Ивана Грозного, протопопом Сильвестром, «Домострой» является не только сочинением нравоучительного и семейно-бытового типа, но и своеобразным сводом социально-экономических норм гражданской жизни русского общества.
В «Домострое» подробно излагаются наставления по приготовлению пищи, приему гостей, свадебным и другим обрядам, воспитанию детей, ведению хозяйства, торговле, платежу налогов, вплоть до советов по лечению больных.
1. Редакции памятника
Памятник сохранился в трех редакциях и многочисленных списках 16-18 вв. и неоднократно издавался.
Текст первой редакции (до середины 16в.) издан И.Е.Забелиным в 1882г.
Текст второй редакции по Коншинскому списку конца 16 – начала 17 вв. подготовил к изданию и издал А.Орлов в 1908 году.
Третья редакция текста «Домостроя» – сплав первых двух, где совмещаются их особенности. В 17 веке появились даже стихотворные переложения.
«Домострой» первой редакции по рукописи, написанной в 60-х годах 16 в., хранится в Государственном Историческом музее в Москве.
2.О языке «Домостроя»
Язык памятника – гибкий и настолько яркий, что не всегда возможно передать современным языком многоцветье его образов.
3. Жанры
В основе текста «Домостроя» лежат несколько традиционных жанров.
Во-первых, это «поучения от отца к сыну», известные на Руси с середины 11 века (например, поучения Владимира Мономаха, оставленные сыновьям).
Канонический трактат «Собрание некоего старца» Вассиана Патрикеева: ...
... гг.[xi] В подготовленное Н. А. Казаковой издание сочинений Вассиана Патрикеева этот вид «Собрания» включен не был. От «первоначальной» редакции памятника, т. е. всего произведения в целом, Н. А. ... Первый издатель сочинений Вассиана Патрикеева не связывает ее с авторством князя-инока и относит возникновение обоих видов «к середине и второй половине XVI века», полагая, что третья редакция «была ...
Здесь наблюдается назидательность и лаконичность, подчас афористичность изложения.
Во-вторых, это сжатые по форме «слова святых отцов». Впоследствии они были собраны и составили несколько замечательных сборников нравственного содержания – «Измарагд» («изумруд»).
Многие разделы «Измарагда» вошли в текст «Домостроя».
В-третьих, «Домострой» испытал влияние многих средневековых «обиходников», которые определяли порядок и чин, например, монастырского служения и во многом сближался с идеалом монастырской жизни.
Иерархия в отношениях между людьми и точное соблюдение определенных циклов в организации жизненных процессов – важная черта средневекового быта, и в этом смысле «Домострой» является типичным произведением своего времени.
В-четвертых, текст «Домостроя» содержит в себе картинки с натуры – городские рассказы простонародного типа, характерные для среды больших городов. Именно в подобных рассказах можно найти множество простонародных выражений, примет быта и точных характеристик, вводящих читателя в реальную жизнь городского дома.
В-пятых, большое влияние на текст «Домостроя» оказали современные ему западноевропейские «домострои», восходящие к древнейшим текстам такого типа. Можно назвать древнегреческие сочинения Ксенофонта (445-355 гг. до н.э.) «О хозяйстве», «Политику» Аристотеля, писателя, авторитет которого в средневековой литературе был особенно высок.
В 1479 году были переведены на старославянский язык «Василия царя греческого главизны наказательны к сыну его царю Льву».
Были известны чешские и польские обработки и переложения (Фомы Щитного, Смиля Фляшки, Николая Рея), итальянские, французские, немецкие (а также изданные на латыни): Егидия Колонна, Франческо де Барберини, Годфруа де Лотур-Ландри, Леона Альберти, Бальтазара Кастильоне, Рейнольда Лорихиуса, Бальтазара Грасиана и др.
«Домострой» – сборник текучего состава, многие его списки отличаются друг от друга, составляя несколько редакций и типов, что характерно для средневековых памятников.
4. Композиция
Литературный памятник состоит из трех основных частей. В Предисловии к первой редакции говорится, что эти части последовательно излагают правила общежития в отношении «духовного строения» (религиозные наставления, главы 1-15), «мирского строения» (о семейных отношениях, главы 16-29) и «домовного строения» (хозяйственные рекомендации, главы 30-63).
Вместе с тем «Домострой» отражает изменения в социально-экономической жизни 16 в. и в мировоззрении зажиточного горожанина. Хозяйство его уже тесно связано с рынком, но еще делаются крупные запасы впрок; говорится о добровольной службе прислуги, предусматривается также применение труда холопов.
Богатый горожанин, по «Домострою», обязан своим положением в обществе не благородному происхождению, а своему труду, личной инициативе. «Домострой» требует подчинения главе семьи – «господину», а в общественной жизни – царю и властям.
Композиция произведения нарушается: содержание постоянно пополняется своего рода «приложениями», своего рода комментариями – травниками, лечебниками, «указами» о том, как «огород вести», и пр.
Напишите -рассуждение по прочитанному тексту. (1)Большая часть ...
... так любил… (11)Как украсилась бы жизнь, если бы каждый человек мог знать, ... текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы ... … (По Д. Гранину) Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную ... (37)Исчезало — неизвестно куда, как будто автор жил меньше своего ...
В сильвестровской редакции таким дополнением стала 64-я глава, которая представляет авторский конспект всего «Домостроя», сделанный Сильвестром и адресованный его сыну. Вместе с тем это как бы и житейское, основанное на личном опыте Сильвестра, обоснование «Домостроя»: Сильвестр показывает сыну, насколько эффективны и справедливы рекомендации книги, следуя которой можно добиться успеха в современном им обществе.
Последняя глава – конечный результат тех действий, которые рекомендованы «Домостроем», его итог. Эту же главу часто рассматривали как самостоятельное произведение и часто переписывали отдельно.
В «Домострое» отражена принципиально иная культура. Это прежде всего культура афоризма, потому что единственной формой возобновления и сохранения информации долгое время оставалась устная речь, а не письменный текст.
Размытость композиции «Домостроя» свидетельствует о том, что сам текст складывался из устных «речей», постепенно, последовательно слагаясь в главки, разделы и части большой книги. Афоризм сопровождает все части: такова удобная для запоминания мысли форма. И в самом ритуале поведения человека в обществе он совмещает в себе особенности церковного и светского ведения дел.
5. Особенности повествования
В «Домострое» много особенностей повествования, которые отражают уровень мышления 16 века.
Поразительно внимание, которое «Домострой» уделяет и вещам, и питью, и пище. Упоминается более 135 названий кушаний. Рачительное хозяйственное отношение к каждому кусочку, к крошечке, к лоскутку показывает, насколько ценились все эти блага: еда, питье, одежда. Все нужно было сберечь, приготовить для нового пользования и далее – отдать более бедным. Во времена, когда каждый третий год был недород, а каждые десять лет – мор и эпидемии, мечта о хлебе насущном – это мечта о хорошей и правильной жизни.
Деловитые перечни множества частных действий и мелких предметов напоминают деловые грамоты средневековья: такая же дотошность, основанная на дробном восприятии мира вещей и явлений, старательное желание не забыть, не упустить чего-то, что впоследствии может оказаться важным и полезным.
благословенная денежка
В обычном смысле «Домострой» – это сценарный план проведения жизненно важных и общественных действий. В определенных местах говорится о людях «имярек» — это значит, что нужно было заполнить пропуски своим именем, пространство текста можно было восполнять и дополнять всем, что считалось тогда понятным и известным.
«Домострой» не доказывает фактами и рассуждениями, он пламенно убеждает – проповедью. Его адресатом является то господин, то слуга, то «свят человек», то простец. Автор напоминает ему круг его обязанностей в иерархии бытия. Хозяин обязан был обеспечить свой дом экономически и нравственно.
Воспитание понимается как общее руководство всеми ему подвластными. При этом основным инструментом решений и действий хозяина («государя», «господина») признается личная совесть.
По меткому выражению одного из историков, «Домострой» призван был выбивать автоматическую совесть в тех, кто забывал свой общественный долг».
Проблема отцов и детей в русской литературе
... (отцов и детей) в связи с исторической эпохой, социокультурных взглядов и литературы. Для реализации этой цели я поставила перед собой следующие задачи: 1.Отобрать материал для подготовки реферата. 2.Связать ... отцов и детей: "Домострой" является житейским воплощением христианской морали, а написан в форме "назидания от отца к сыну": это завет обустройства жизни по слову Божию. Здесь отец и ...
Прежде всего это касается женщин.
6. О роли женщины в средневековой семье
В средние века бытовало мнение, что женщина – пособница дьявола, соответствующие мотивы имеются в тексте книги. Тем не менее женщина в «Домострое» – это хозяйка дома, и в иерархии семейных отношений она занимает свое особое место.
Только совместно муж и жена составляют «дом». Без жены мужчина не являлся социально полноправным членом общества.
Поэтому «Домострой» требовал от женщины идеальных качеств. Если мужчина должен был быть строгим, справедливым и честным, то от женщины требовались чистота и послушание, умение угодить своему мужу, хорошо устроить дом, вести домашний порядок, следить за слугами, знать всякое рукоделие, иметь страх Божий и соблюдать чистоту телесную.
«Доброю женою блажен и муж, и число его жизни удвоится – добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена – благая награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее и люди». Причем при всей практической власти жена должна быть послушной, смиренной, молчаливой,
И в доме должно быть все прекрасно, начиная с домашних богослужений вплоть до рецептов чудодейственной редьки, все должно совершаться неторопливо, с молитвой и знанием дела: «…подобает дар Божий – любую еду и питье – похвалить, и с благодарностью есть, тогда и Бог благоуханье пище придаст, превратит ее в сладость». «А завтракать мужу и жене врозь не годится, разве уж если кто болен; есть же и пить всегда в одно время».
Если жена порядка не знает, должен муж ее вразумлять наедине страхом, а потом простить и нежно наставить и поучить, но … «при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа – жить всегда в любви и в согласии».
Говорится и о телесных наказаниях: сначала разобраться, вникнуть в тяжесть проступка, учесть искренность покаяния, «ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить. Кто в сердцах так бьет или с кручины, многие беды от того случаются».
Очень строго надо было вести себя в церкви: не разговаривать, не оглядываться, приходить к началу, уходить после окончания службы, осторожно принимать хлеб и вино во время причастия и помнить: везде и всегда ты ходишь перед Богом, тем более в церкви.
Разве можно сомневаться в том, что многие советы «Домостроя» не устарели и по сей день?
Несомненно, роль женщины в средневековой семье была очень важна, потому что для младших членов коллектива она – мать, и во многом ее поведение являлось образцом для детей, особенно девочек.
О ведении домашнего хозяйства женщиной надо сказать особо. Рано утром встав с постели, очистив себя и молитву сотворив, госпожа должна была прислуге задать урочную работу на день. Хозяйка сама должна знать, как мука сеется, как квашня приготовляется, как в печи готовятся хлебы, рецепты пирогов, количество муки, необходимое для этого, и знать во всем меру. Когда хлебы пекут, отделить часть теста и начинить пироги в скоромные дни – скоромной начинкой, а в постные – кашей, горохом, маком, репой, грибами, капустой – все это доставит семье удовольствие.
«Образ женщины в русской литературе»
... в русской литературе. По словам Белинского, “он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину”. Образ Матрёны Тимофеевны в поэме «Кому на ... Домострой”, который очертит круг женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной “рабыней мужа”. И заново придется “завоевывать” женщинам ... князя, и он взял ее в жены. Чванливые жены бояр невзлюбили Февронию и потребовали е ...
Она должна знать все, что касается пива, меда, вина, кваса, уксуса, кислых щей, как что делается.
Сама должна уметь готовить мясные и рыбные блюда, пирожки, блины, всякие каши и кисели.
Она надсматривает, как стирают рубашки и лучшее белье, сколько уходит мыла и золы, хорошо ли все вымыто, высушено и выкатано, вести счет всему. Старые вещи должны быть бережно починены, ибо они пригодятся для сироток. Служанкам-рукодельницам давать указания по шитью рубашек, вышиванию шелком и золотом. Самой выдавать холст, тафту, золото, серебро. Учить слуг, которые делают черную работу. Сама хозяйка никогда не должна сидеть без дела, и слуги, глядя на нее, должны вести себя так же. Если вдруг придут гости к мужу, она должна всегда сидеть за работой.
Чтобы дом всегда сиял чистотой, надо согреть утром воды, перемыть, вытереть и высушить стол, блюда, ставцы; ложки и всякие сосуды. То же сделать после обеда и вечером. Ведра, лотки, квашни, корыта, сита, решета, горшки тоже должны быть вымыты, вычищены, высушены и поставлены в чистое место, а не разбросаны по скамьям, двору или «хоромам» — все должно быть на своем месте.
Изба, стены, скамьи, пол, двери, даже в сенях и на крыльце должны быть вымыты, выкрашены, чтобы было всегда чисто. Перед нижним крыльцом должно быть положено сено для вытирания ног.
И за всем этим должна следить хозяйка и учить соблюдать чистоту детей и слуг.
Итак, «Домострой» демонстрировал идеал женщины, хозяйки дома: «Если подарит кому-то Бог жену хорошую, дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь».
7.«Домострой» о воспитании
В таком благополучном доме много внимания уделялось воспитанию детей с помощью довольно суровых мер. Но вся средневековая педагогика была построена на телесных наказаниях.
Вообще Сильвестр, обращаясь к родителям, задачу нравственного и религиозного воспитания ставил на первое место.
На второе место выносил задачу обучения детей ведению домашнего хозяйства, что необходимо «в домашнем обиходе», и лишь на третьем месте – обучение грамоте, книжным наукам.
Рассматривая жизнь и домостроительство 16в. именно в преемственности поколений и взаимосвязи этого процесса с природой, географией, автор четко обозначает содержание дидактических и воспитательных целей своего времени: «…учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым».
Детей надо воспитывать в страхе перед наказанием, необходимо их ругать, чтобы из них выросли порядочные люди, таким образом дети спасаются страхом: «Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей».
Особое внимание уделялось воспитанию девочек: «Если дочь у тебя, направь на нее свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят. Если выдашь дочь свою беспорочной – словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее».
Сочинение по рассказу страх
... комплексно. Нужно импровизировать, подходить к каждому ребенку индивидуально. Пусть он сам выберет, что ему больше по душе — рисование, сочинение рассказа или инсценировка страха. Это прекрасное начало для дальнейшей ... принимавший участия в представлении, довольно улыбался. В группах детей более старшего возраста можно использовать сценки из реальной жизни. Они должны быть небольшими и в форме ...
Не менее важным считалось и воспитание сыновей: «Любя же сына своего, учащай ему раны – и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои».
Воспитывая детей в запретах и страхе, поучениях и наставлениях, тем самым родители должны были обеспечить достойную «взрослую» жизнь своим детям, а себе –гордость и спокойную старость: «Понапрасну не смейся, играя с ним: в малом послабищь – в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой.»
В нравственно-религиозном плане «Домострой» ставил перед родителями такую задачу: «Если воспитаешь детей своих в страхе божьем, в поучении и наставлении, и до возмужания их сохранишь в целомудрии и в чистоте телесной, законным браком их сочетаешь, благословив, и обеспечишь всем, и станут наследниками имения твоего, и дома, и всего твоего прибытка, который имеешь, то упокоят они тебя в твоей старости, а после смерти вечную память отслужат по родителям своим, да и сами благословенны пребудут вовеки, и великую награду получат от Бога в сей жизни и в будущей, если живут они по заповедям господним».
Домашнее воспитание, описанное в «Домострое», исполняло первые воспитательные функции: развивало возрастно-половые и индивидуальные свойства ребенка, вырабатывало темперамент и задатки, а затем устанавливало статус человека в обществе, наполняя его социальной ролью и ценностной ориентацией, то есть воплощало определенный социальный тип.
Новаторство «Домостроя» состоит в том, что он по-новому описывает характер воспитания, его направленность на конечный результат.
8. Памятники народной культуры в «Домострое»
«Домострой» не полон без окружающих его памятников народной культуры.
Лечебник», «Травник», «Надзиратель»
Все тексты представляют собой произведения художественного творчества; в соответствии с особенностями средневекового мышления они описывают любую сторону быта.
Чин свадебный», Надзирателе» –
«Лечебник»
«Травник»
Травника»
Характерен перечень болезней, которыми страдали в 16 веке: моровое поветрие (т.е. эпидемии чумы, холеры, тифа), колотые, рубленые, резаные раны, полученные в бою или драке; «битому человеку от кнутья», а богатому – от переедания.
Заключение. Влияние традиций «Домостроя» на современного читателя
Памятник классической литературы «Домострой» каждое новое поколение читателей понимает по-своему. Сегодня ему уже не дают отрицательных характеристик, а по-новому – положительно, с пользой для современного человека — оценивают его содержание.
Сейчас традиции Домостроя воспринимаются глубже и основательнее.
Даже философы Х1Х в. сожалели о тех временах, когда у предков наших были «домашний очаг, привычки и правила, симпатия и любовь, — а теперь все протекает, все уходит, не оставляя следа ни вне, ни внутри нас. В своих домах мы как будто на постое. В семье имеем вид чужестранцев…»
Виды уроков по литературе в зависимости от их содержания, цели ...
... современного урока литературы. Объектом данного исследования явился процесс становления урока литературы в системе школьного литературного образования. урок литература нестандартный компьютерный ... урока литературы; охарактеризовать воспитательную функцию современного урока литературы; рассмотреть инновационные формы и виды уроков литературы; определить методические возможности Интернет-ресурсов ...
Философ ХХ в. Н.Бердяев говорит: «Россия ХУ1 века, крепкая религиозным чувством, богатая государственным смыслом, нуждалась до крайности и во внешней цивилизации и в умственном просвещении. Именно таково исходное положение, с которого начиналось развитие новой России. «Домострой» провел эту грань между старой и новой Россией, и важно было проследить пути органического развития традиции изнутри себя самой…»
Когда читаешь «Домострой», то невольно приходят на ум слова другого русского философа – Владимира Соловьева: «От века даны твердыни и устои жизни: семья, живым, личным отношением связывающая наше настоящее с прошедшим и будущим; отечество, расширяющее и наполняющее нашу душу содержанием души народной с ее славными преданиями и упованиями; наконец, церковь, окончательно избавляющая нас от всякой тесноты, связывая и личную, и национальную жизнь с тем, что вечно и безусловно. Итак, о чем же думать? Живи жизнью целого, раздвинь во все стороны границы своего маленького Я, принимай к сердцу дела других, будь добрым семьянином, ревностным патриотом, преданным сыном церкви, и ты узнаешь на деле добрый смысл жизни…»
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/domostroy-kak-literaturnyiy-pamyatnik/
1. Орлов, А.А. «Домострой»: Исследование. – М.: Изд-во МГУ, 1917, ч.1.
2. Забелин, И.Е «Домострой» по Списку Общества истории и древностей российских. М.: Изд-во МГУ, 1882.
3. Таценко, С.И. Духовная культура Москвы конца ХУ – ХУ1 вв. – Библиотека Интернет.
4. Прохоров, Г.М. Памятники переводной и русской литературы 16 в. – Спб.: изд-во «Нева», 1987.
5. Волков, Н.В. Статистические сведения о сохранившихся древнерусских книгах Х1 – ХУ1 вв. и их указатель. – СПб.: Изд-во «Питер», 1994.
6. Лихачев, Д.С. Великий путь. – М.: Изд-во «Мир», 1987.
7. Лихачев, Д.С. Исследования по древнерусской литературе. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.
8. Розов, Н.Н. Книга Древней Руси. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.
9. Бердяев, Н.А. Статьи. – Библиотека Интернет.
10. Соловьев, В.А. – Статьи : Записки Академии наук. – Библиотека Интернет.