Роман Гончарова «Обломов» является социально-психологическим романом, написанным в 19 веке. В произведении автор затрагивает ряд социальных и философских проблем, в том числе вопросы взаимодействия человека с обществом. Главный герой романа – Илья Ильич Обломов – «лишний человек», не умеющий приспособиться к новому, быстроменяющемуся миру, изменить себя и свои взгляды ради светлого будущего. Именно поэтому одним из самых острых конфликтов в произведении является противопоставление пассивному, инертному герою активного общества, в котором Обломов не может найти себе достойного места.
Что общего у Обломова с «лишними людьми»?
В русской литературе такой тип героя как «лишний человек» появился в начале 20х годов 19 века. Для данного персонажа было характерно отчуждение от привычной дворянской среды и вообще всей официальной жизни российского общества, так как он ощущал скуку и свое превосходство (как интеллектуальное, так и нравственное) над остальными. «Лишний человек» переполнен душевной усталостью, может много говорить, но ничего не делать, очень скептичен. При этом герой всегда является наследником хорошего состояния, которое он, тем не менее, не старается приумножить. И действительно, Обломов, получив в наследство от своих родителей больше поместье, легко мог давно уладить там дела, чтобы на получаемые от хозяйства деньги жить в полном достатке. Однако душевная усталость и обуревающая героя скука препятствовали началу любых дел – от банальной необходимости встать с постели до написания письма старосте.
Илья Ильич не связывает себя с обществом, что Гончаров ярко изобразил еще вначале произведения, когда к Обломову приходят посетители. Каждый гость для героя – словно картонная декорация, с которой он практически не взаимодействует, ставя между другими и собой своеобразный барьер, прикрываясь одеялом. Обломов не желает как другие ездить в гости, общаться с лицемерными и не интересными ему людьми, которые его разочаровали еще во время службы – придя на работу, Илья Ильич надеялся, что там все будут такой же дружной семьей, как и в Обломовке, но столкнулся с ситуацией, где каждый человек «сам за себя». Дискомфорт, не умение найти своего общественного призвания, ощущение ненужности в «необломовском» мире приводит к эскапизму героя, погружению в иллюзии и воспоминания о прекрасном обломовском прошлом.
Хороший ли человек Обломов? Может ли быть “лишним” хороший человек? ...
... Маслов Кирилл, 10г1 Хороший ли человек Обломов? Может ли быть лишним хороший человек? В русской литературе второй половины XIX века можно найти много . Но, мне кажется, самым колоритным и неоднозначным является Илья Ильич Обломов главный герой одноименного ...
Помимо того, «лишний» человек всегда не вписывается в свое время, отторгая его и действуя наперекор диктующей ему правила и ценности системе. В отличие от тяготеющих к романтической традиции, стремящихся всегда вперед, опережающих свое время Печорина и Онегина либо персонажа просвещения Чацкого, возвышающегося над погрязшим в невежестве обществом, Обломов – образ реалистической традиции, герой, стремящийся не в перед, к преобразованиям и новым открытиям (в обществе либо в своей душе), прекрасному далекому будущему, а ориентированный на близкое и важное для него прошлое, «обломовщину».
Место Обломова в галерее «лишних людей»
Любовь «лишнего человека»
Если в вопросе временной ориентированности Обломов отличается от предшествующих ему «лишних героев», то в любовных вопросах их судьбы очень похожи. Как и Печорин или Онегин, Обломов боится любви, боится того, что может измениться и стать другим или отрицательно повлиять на свою возлюбленную – вплоть до деградации ее личности. С одной стороны, расставание с возлюбленными всегда благородный шаг со стороны «лишнего героя», с другой же это проявление инфантилизма – у Обломова это было обращением к «обломовскому» детству, где за него все решали, о нем заботились и все позволяли.
«Лишний человек» не готов к фундаментальной, чувственной любви к женщине, для него важна не сколько реальная возлюбленная, сколько самостоятельно созданный, недоступный образ – это мы видим как во вспыхнувших спустя года чувствах Онегина к Татьяне, так и иллюзорных, «весенних» чувствах Обломова к Ольге. «Лишнему человеку» нужна муза – прекрасная, необычная и вдохновляющая (например, как Белла у Печорина).
Однако не найдя такой женщины, герой впадает в другую крайность – находит женщину, которая заменила бы ему мать и создала атмосферу далекого детства. Не похожие на первый взгляд Обломов и Онегин одинаково страдают от одиночества в толпе, однако если Евгений не отказывается от светской жизни, то для Обломова единственным выходом становится погружение в себя.
Лишний ли человек Обломов?
«Лишний человек» в Обломове воспринимается другими персонажами иначе, чем аналогичные герои в предшествующих произведениях. Обломов – добрый, простой, честный человек, который искренне хочет тихого, спокойного счастья. Он симпатичен не только читателю, но и окружающим его людям – не зря ведь со школьных лет не прекращается его дружба со Штольцем и Захар продолжает служить у барина. Более того, Ольга и Агафья искренне полюбили Обломова именно за его душевную красоту, умирающую под давление апатии и инертности.
В чем же причина того, что с самого появления романа в печати критики определили Обломова как «лишнего человека», ведь герой реализма, в отличие от персонажей романтизма, – это типизированный образ, совмещающий в себе черты целой группы людей? Изображая в романе Обломова, Гончаров хотел показать не одного «лишнего» человека, а целую социальную прослойку образованных, состоятельных, умных, душевных людей, которые не могли найти себя в быстро меняющемся, новом российском обществе. Автор подчеркивает трагизм ситуации, когда, не умея меняться вместе с обстоятельствами, такие «Обломовы» медленно умирают, продолжая крепко держаться за давно ушедшие, но все еще важные и греющие душу воспоминания прошлого.
Когда был написан роман обломов. Причины стремления Обломова ...
... наиболее подробно эта тема раскрыта в романе И. А. Гончарова «Обломов». Чем же занимателен так рельефно обрисованный Гончаровым герой? Илья Ильич Обломов – помещик средней руки, «человек лет тридцати двух-тр ... и 1-4 главы второй представляют собой описание одного дня жизни Обломова, включающее события в квартире героя, его характеристику автором, а также важную для всего сюжета главу ...
10 классам будет особенно полезно ознакомиться с приведенными рассуждениями перед написанием сочинения на тему «Обломов и «лишние люди»».
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 19
Обломов и “лишний человек” по роману Гончарова
Роман Гончарова “Обломов” является социально-психологическим романом, написанным в 19 веке. В произведении автор затрагивает ряд социальных и философских проблем, в том числе вопросы взаимодействия человека с обществом. Главный герой романа – Илья Ильич Обломов – “лишний человек”, не умеющий приспособиться к новому, быстроменяющемуся миру, изменить себя и свои взгляды ради светлого будущего.
Именно поэтому одним из самых острых конфликтов в произведении является противопоставление пассивному, инертному герою активного
общества, в котором Обломов не может найти себе достойного места.
Что общего у Обломова с “лишними людьми”?
В русской литературе такой тип героя как “лишний человек” появился в начале 20х годов 19 века. Для данного персонажа было характерно отчуждение от привычной дворянской среды и вообще всей официальной жизни российского общества, так как он ощущал скуку и свое превосходство над остальными. “Лишний человек” переполнен душевной усталостью, может много говорить, но ничего не делать, очень скептичен. При этом герой всегда является наследником хорошего состояния, которое он, тем не
менее, не старается приумножить. И действительно, Обломов, получив в наследство от своих родителей больше поместье, легко мог давно уладить там дела, чтобы на получаемые от хозяйства деньги жить в полном достатке.
Однако душевная усталость и обуревающая героя скука препятствовали началу любых дел – от банальной необходимости встать с постели до написания письма старосте.
Илья Ильич не связывает себя с обществом, что Гончаров ярко изобразил еще вначале произведения, когда к Обломову приходят посетители. Каждый гость для героя – словно картонная декорация, с которой он практически не взаимодействует, ставя между другими и собой своеобразный барьер, прикрываясь одеялом. Обломов не желает как другие ездить в гости, общаться с лицемерными и не интересными ему людьми, которые его разочаровали еще во время службы – придя на работу, Илья Ильич надеялся, что там все будут такой же дружной семьей, как и в Обломовке, но столкнулся с ситуацией, где каждый человек “сам за себя”.
Дискомфорт, не умение найти своего общественного призвания, ощущение ненужности в “необломовском” мире приводит к эскапизму героя, погружению в иллюзии и воспоминания о прекрасном обломовском прошлом.
Помимо того, “лишний” человек всегда не вписывается в свое время, отторгая его и действуя наперекор диктующей ему правила и ценности системе. В отличие от тяготеющих к романтической традиции, стремящихся всегда вперед, опережающих свое время Печорина и Онегина либо персонажа просвещения Чацкого, возвышающегося над погрязшим в невежестве обществом, Обломов – образ реалистической традиции, герой, стремящийся не в перед, к преобразованиям и новым открытиям, прекрасному далекому будущему, а ориентированный на близкое и важное для него прошлое, “обломовщину”.
Любовь “лишнего человека”
Если в вопросе временной ориентированности Обломов отличается от предшествующих ему “лишних героев”, то в любовных вопросах их судьбы очень похожи. Как и Печорин или Онегин, Обломов боится любви, боится того, что может измениться и стать другим или отрицательно повлиять на свою возлюбленную – вплоть до деградации ее личности. С одной стороны, расставание с возлюбленными всегда благородный шаг со стороны “лишнего героя”, с другой же это проявление инфантилизма – у Обломова это было обращением к “обломовскому” детству, где за него все решали, о нем заботились и все позволяли.
“Лишний человек” не готов к фундаментальной, чувственной любви к женщине, для него важна не сколько реальная возлюбленная, сколько самостоятельно созданный, недоступный образ – это мы видим как во вспыхнувших спустя года чувствах Онегина к Татьяне, так и иллюзорных, “весенних” чувствах Обломова к Ольге. “Лишнему человеку” нужна муза – прекрасная, необычная и вдохновляющая. Однако не найдя такой женщины, герой впадает в другую крайность – Находит женщину, которая заменила бы ему мать и создала атмосферу далекого детства. Не похожие на первый взгляд Обломов и Онегин одинаково страдают от одиночества в толпе, однако если Евгений не отказывается от светской жизни, то для Обломова единственным выходом становится погружение в себя.
Лишний ли человек Обломов?
“Лишний человек” в Обломове воспринимается другими персонажами иначе, чем аналогичные герои в предшествующих произведениях. Обломов – добрый, простой, честный человек, который искренне хочет тихого, спокойного счастья. Он симпатичен не только читателю, но и окружающим его людям – не зря ведь со школьных лет не прекращается его дружба со Штольцем и Захар продолжает служить у барина.
Более того, Ольга и Агафья искренне полюбили Обломова именно за его душевную красоту, умирающую под давление апатии и инертности.
В чем же причина того, что с самого появления романа в печати критики определили Обломова как “лишнего человека”, ведь герой реализма, в отличие от персонажей романтизма, – это типизированный образ, совмещающий в себе черты целой группы людей? Изображая в романе Обломова, Гончаров хотел показать не одного “лишнего” человека, а целую социальную прослойку образованных, состоятельных, умных, душевных людей, которые не могли найти себя в быстро меняющемся, новом российском обществе. Автор подчеркивает трагизм ситуации, когда, не умея меняться вместе с обстоятельствами, такие “Обломовы” медленно умирают, продолжая крепко держаться за давно ушедшие, но все еще важные и греющие душу воспоминания прошлого.
10 классам будет особенно полезно ознакомиться с приведенными рассуждениями перед написанием сочинения на тему “Обломов и “лишние люди”.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
«Давно уже замечено, что все герои замечательнейших русских повестей и романов страдают оттого, что не видят цели в жизни и не находят себе приличной деятельности. Вследствие того они чувствуют скуку и отвращение от всякого дела, в чем представляют разительное сходство с Обломовым, — пишет Н. А. Добролюбов. — В самом деле, раскройте, например, «Онегина», «Героя нашего времени», «Кто виноват?», «Рудина»… — в каждом из них вы найдете .черты, почти буквально сходные с чертами Обломова».
Так Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» поставил героя романа И. А. Гончарова в один ряд с теми, кого называют «лишними людьми». Правда, критик не пытается доказать принадлежность Обломова к «лишним людям». Герой и сам признал это: «С тем миром, куда ты влечешь меня, — говорит он Штольцу при последней встрече, — я расстался навсегда; ты не спаяешь, не составишь две разорванные половины». Добролюбов, указывая на родство героев в воспитании, в их отношении к обществу, к труду, науке и женщинам, приходит к выводу о том, что их всех объединяет одна черта — обломовщина. «Общее у всех этих людей то, что в жизни им нет дела, которое было бы жизненной необходимостью, сердечной святыней, религией, которое бы органически срослось с ними, так что отнять их у него значило бы лишить их жизни». Каково место Обломова в этой галерее «лишних», но не худших людей своего времени? Похоже, что — последнее. Во-первых, по времени появления. От появления Онегина до Обломова прошло тридцать лет. Если Онегин и Печорин не нашли применения своим устремлениям, то их оправдывает то, что они во многом опередили свое время, возможность их деятельности была ограничена объективными историческими условиями. Обломов же — человек нового времени, «когда настает неотлагательно время работы общественной». Но Илья Ильич оказался непригоден не только для «работы общественной». Он и для личной пользы, для своего счастья не способен ничего сделать. Перед нимширокое поле деятельности. Штольц и Ольга готовы помочь ему, они зовут его за собой в новую жйзнь.|Но Обломов отстал от своего времени, он навечно остался в старой Обломовке. И никому его оттуда не вытащить! Из всех лишних лйдей Илья Ильич слабее всех по характеру. Он вял, апатичен, ленив. Но он не скрывает своих недостатков, хотя и стыдится их. У Обломова, как у его литературных собратьев, есть своя философия, оправдывающая его в собственных глазах. В чем-то он действительно выше окружающих его людей, глубже, честнее. Он горд, что «не раздробляется» и «не рассыпается», «не мыкается», добывая чины и ублажая чьи-то желания. Он «лежит вот тут, сохраняя свое человеческоедостоинство». Обломов словно осознает свое место в галерее лишних людей: он последний из могикаьь И миссия его втом, чтобы сохранить, как в сейфе, лучшие черты русского дворянства, все, что еще осталось от Онегиных, Печориных, Рудиных. И он, как истинный хранитель, до самой смерти остается верен себе. Потом придут другие люди: энергичные, уверенные в себе, предприимчивые и одержимые. Среди них тоже будут неплохие люди (Штольц, например). Но у них свои ценности, другие идеалы, другая эпоха. А за Обломовым захлопнулась дверь в эпоху русского дворянства, в галерею ее лучших, но «лишних людей».
|