Что такое “Рапсодия в блюзовых тонах” Гершвина?

переводится на русский по-разному, поскольку в нём заложен двойной смысл. Поэтому и “Рапсодия в стиле блюз”, и “Голубая рапсодия” – всё будет и спорно, и верно одновременно.

По жанру это концерт для фортепиано с оркестром (одночастный), а по стилю – джазовая композиция. В этом и заключается важный исторический смысл Рапсодии: она впервые навела мосты между двумя противоположными музыкальными мирами – молодым, дерзким и очень модным джазом и старой доброй (но строгой) классикой.

Кому пришла в голову эта идея?

Полу Уайтмену

Полу уайтмену 1

Пол Уайтмен продвигал джаз (“музыку чёрных”), всеми способами, пытаясь придать ей респектабельность, приемлемую для белой американской публики (не будем забывать, что это было время, когда чернокожих граждан США ещё не пускали в общественные места).

По профессии Уайтмен был классическим скрипачом и альтистом, в его оркестре играли исключительно белые с академическим образованием музыканты. Импровизация, на которой стоит джаз, сводилась к минимуму, все они играли по нотам.

Поэтому идея сделать джазовую прививку классической традиции была Уайтмену очень близка, и более того – она уже носилась в воздухе. И честолюбивый Уайтмен хотел застолбить эту территорию первым.

Он был знаком с Гершвином по совместной работе в одном из его мюзиклов и начал с ним переговоры. Гершвин не говорил ни “да”, ни “нет”, потому что в принципе не возражал, но был занят другими проектами.

Тогда Уайтмен пошёл ва-банк: он дал в прессу рекламный анонс концерта с именем Гершвина в программе. После непродолжительного выяснения отношений, Гершвину пришлось срочно взяться за работу и в спешном порядке писать музыку. Он сделал это за несколько дней.

Рапсодия как коллективный проект

Но Гершвин написал только фортепианный вариант Рапсодии, потому что, во-первых, был не очень силён в оркестровке, а во-вторых, у него просто не оставалось на это времени, учитывая другие обязательства.

Ферде Грофе

Полу уайтмену 2

Так что авторские за Рапсодию Гершвин с Грофе (и их наследники) делили на двоих.

Почему рапсодия и почему in blue?

Рапсодия – это то, что излагается спонтанно, без чёткой формы. Именно так построена эта композиция. Она состоит из чередования мелодий, близких к блюзу или регтайму.

5 стр., 2486 слов

Гершвин . Джорджа Гершвина

... Blue»)[5] – 12 февраля 1924 года. «Рапсодия в блюзовых тонах» Дата премьеры этого сочинения стала поворотной в творческой жизни Джорджа Гершвина: из автора популярных песен он превратился ... Листа и Рахманинова. История создания «Рапсодии в блюзовых тонах» связана с заказом одного из «королей джаза», дирижера Поля Уайтмена. Он предложил Гершвину написать для его оркестра сочинение, ...

Над этим сочинением явно витает образ Листа с его виртуозными Венгерскими рапсодиями. Кстати, его первое название – Американская рапсодия, да и блеск фортепианной партии в стиле Листа тоже говорит об этом.

“In blue”

Вот, например:

Полу уайтмену 3
Nocturne in blue and silver

В итоге получилась интересная игра смыслов: “Рапсодия в голубых тонах” с намёком на блюз (blue).

Но никаких сумеречных лирических оттенков в этой музыке нет. Это, как говорил сам Гершвин “кипящий котёл американской жизни”. Музыка блещет ярким светом и изливается радостью жизни, как этот Нью-Йоркский пейзаж 1921 года:

Колин Кэмпбелл Купер. Набережная Гудзона", 1921 год.
Колин Кэмпбелл Купер. Набережная Гудзона”, 1921 год.

Триумф

Джорж Гершвин с первым изданием "Рапсодии in blue"
Джорж Гершвин с первым изданием “Рапсодии in blue”

Концерт, на котором Гершвин и Уайтмен впервые сыграли Рапсодию, был тематическим. Он назывался “Эксперименты в современной музыке” (Уайтмен задумал целую серию таких концертов).

Рапсодия шла в программе далеко не первым номером, но с первых нот она просто взорвала уже порядком уставшую публику.

за роялем сам Гершвин

Это сокращённый вариант, потому что при записи вся Рапсодия не помещалась на два оборота пластинки.

Успех был оглушительный.

Рапсодия стала фирменным знаком оркестра Пола Уайтмена, пластинки с её записью расходилсь гигантскими тиражами, по музыке Рапсодии был поставлен балет, она звучала в кино. Очень скоро её популярность перешла границы США, и Гершвин стал всемирно знаменит.

Последствия

Лично для Гершвина эта Рапсодия была судьбоносной. Она вынесла его с позиции бродвейского хитмейкера на новые, близкие к академическим высоты. Он тут же получил новый заказ на сочинение фортепианного концерта от Нью-Йоркского симфонического общества. Отныне его карьера вышла на новый уровень, не говоря от том, что Рапсодия принесла ему целое состояние.

Для музыки США “Рапсодия in blue” тоже очень важна. В США, наконец, появилась своя – американская по духу и смыслу классика.

В год премьеры (1924) Гершвину исполнилось 25. Спустя десять лет он напишет оперу “Порги и Бесс”, и станет признанным классиком американской музыки.

А Рапсодия вошла в корпус самой популярной академической музыки, узнаётся всеми буквально с первой ноты и уже почти сто лет разбавляет чёрно-белый академизм концертных залов всеми тонами энергии и радости .

Здесь можно посмотреть, как лихо играет её Юджа Ванг в костюме для синхронного плавания) Это полный вариант.

14 стр., 6761 слов

Целительная сила музыки

... сравнительное изучение учений Востока и Запада, цель которых - помочь человеку… Целительная сила музыки Уже в античных источниках мы находим множество свидетельств, говорящих о чудесных ... Чайковского, многие произведения Р. Штрауса, например фрагменты из симфонического произведения «Жизнь героя». Можно обратиться к произведениям композиторов, которых интересовала проблематика доктора Фауста, ...

Подробнее о жизни и смерти Гершвина – ????

Послушать знаменитую колыбельную Клары Summertime в разных вариантах и узнать, о чём в ней поётся – ????