А. К. Толстой по истине творец от природы. Он оставил великое наследие для будущих поколений — это всем известная поэма » Иоанн Дамаскин», драматическая поэма «Дон-Жуан», исторический «Князь Серебряный» и ряд архаически сатирических стихотворений, вышучивающих материализм 60-х годов, драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного», трилогии «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис», множество стихотворений, былин, повестей, в том числе и стихотворная автобиографическая повесть «Портрет». Этот список можно продолжать все дальше и дальше, тем самым доказывая великое достояние русской литературы, которая богата искусными творцами, такими как Алексей Толстой.
В 60-е годы в наблюдается появление таких направлений как реализм и «чистое искусство». Наряду с этим у многих критиков возникают разногласия, к какому же течению относится Толстой.
Чтобы ответить на поставленный вопрос: кто же Толстой: реалист или приверженец «чистого искусства» мы в первой части работы даем характеристику обоим направлениям.
Далее в работе раскрывается внутренний мир произведений писателя, что и определяет принадлежность к тому или иному направлению. Подробно рассматриваются и анализируются его произведения. Раскрывается сама сущность, сам внутренний мир Толстого как «певца красоты».
1. Реализм и «чистое искусство»: борьба двух направлений
В 60-х годах в русской литературе произошла революция, результатом которой стало формирование двух противостоящих друг другу направления.
Во главе первого стоял , который выдвигал на первый план гражданские мотивы («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…»).
Критики из журнала «Современник» ищут в художественных произведениях, прежде всего отражение социальных процессов. В литературных героях Островского, Тургенева , Толстого видят не только яркие, неповторимые характеры, но и «общественные типы», порожденные несправедливым устройством общества.
Члены второго направления — «чистое искусство» — Фет и другие, считавшие, что – творец, вдохновленный Богом и поэтому далекий от политики. В качестве лозунга они приводили известные строки А. С. Пушкина :
Не для житейского волненья,
Алексей Константинович Толстой. Реалист или представитель «чистого искусства»?
... Толстого видят не только яркие, неповторимые характеры, но и «общественные типы», порожденные несправедливым устройством общества. С «Современником» и «Русским словом» спорят приверженцы «чистого искусства». Во главе этого направления ... была напечатана первая часть драматической трилогии Толстого - "Смерть Иоанна ... Толстой изображает петровскую реформу как "кашицу", которую "государь Петр Алексеевич" ...
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Реалисты довольно остро возражали:
Скажут песня не из лестных,
Навлечешь как раз их гнев.
Лучше пой, брат, про прелестных
Дев, дев, дев.
Обратись к луне, природе,
Пой утехи юных лет –
Ведь поет же в этом роде
Фет, Фет, Фет.
У любого направления искусства имеются свои источники реализации произведений — газеты, журналы, сборники. Ведущим журналом «чистого искусства» становится некогда основанная Смирдиным и Сенковским «Библиотека для чтения», выходившая в те годы под редакцией Александра Дружинина.
Дружинин (а также известные критики Павел Анненский и Василий Боткин) утверждают, что художественная полноценность произведения не связана с «требованиями текущего момента», а зависит лишь от степени таланта автора.
Критика, по мысли Дружинина, как и само искусство, должна ориентироваться на «вечные ценности» — Бога, красоту, . Таких критиков, как Белинский и Чернышевский , Дружинин относил к «отрицательному направлению», а стремление подчинить литературу социально-политическим задачам считал не только неправильным, но и вредным. «Если мы не станем им противодействовать, — писал он Боткину, — они наделают глупостей, повредят литературе…»
Сторонники «чистого искусства» так же, как Чернышевский и Добролюбов, считали необходимым следовать правде жизни, но искали эту правду совсем не там, где их идейные противники. Нередко одни и те же произведения удостаивались похвалы и тех и других, но с разных позиций… Полемика была вызвана определенными социально-историческими событиями в стране.
Несмотря на разногласия, различные взгляды, и те и другие были великолепными поэтами. Да и возможно ли приказывать кому-либо, о чем писать, ведь , как известно, отражает мысли и чувства, волнующие конкретную личность, но находящие отклик в сердцах других людей. И гражданские, и чисто лирические мотивы играют важную роль в понимании мира и осознании себя в нем.
2. Толстой: реалист или представитель «чистого искусства»
Был ли Толстой приверженцем «чистого искусства» или революционером, однозначно сказать нельзя. Одни считали его реакционером, другие – революционером. Но он не был ни тем, ни другим. Не принадлежал Толстой ни к славянофилам, ни к западникам.
Толстой хотел быть «только» художником. Когда в первом своем крупном произведении — поэме, посвященной душевной жизни царедворца — поэта Иоанна Дамаскина — Толстой говорил о своем герое: «Любим калифом Иоанн, ему, что день, почет и ласка» — это были черты автобиографические. В поэме Иоанн Дамаскин обращается к калифу с такой мольбой: «простым рожден я был певцом, глаголом вольным Бога славить… О, отпусти меня, калиф, дозволь дышать и петь на воле». Совершенно с такими же мольбами встречаемся мы в переписке Толстого.
В 1854 г. он выступил в «Современнике» с рядом стихотворений («Колокольчики мои», «Ой стоги» и др.), сразу обратили на него внимание. Литературные связи его относятся еще к сороковым годам.
Основные мотивы и жанровое своеобразие лирики А.К. Толстого. ...
... к окружающей природе, он тонко ощущает её красоту. В лирике Толстого преобладают стихотворения ... Петербурге. По отцовской линии принадлежал к древнему дворянскому роду Толстых (государственные деятели, военачальники, деятели искусства, ... И. Бунин написал: «Гр. А. К. Толстой есть один из самых замечательных ... строгим критиком. Вся любовная лирика А.Толстого с 1851 года посвящена ей. Стихотворение " ...
Он был хорошо знаком с Гоголем, Аксаковым, Анненковым, Некрасовым, Панаевыми особенно с Тургеневым, который был освобожден от постигшей его в 1852 г. ссылки в деревню благодаря хлопотам Толстого.
Примкнув ненадолго к кружку «Современника», Толстой принял участие в составлении цикла юмористических стихотворений, появившихся в «Современнике» в 1854 — 55 годах под известным псевдонимом Кузьмы Пруткова. Весьма трудно определить, что именно здесь принадлежит Толстому, но несомненно, что его вклад был не из маловажных: юмористическая жилка была очень сильна в нем.
Он обладал даром весьма тонкой, хотя и добродушной насмешки; многие из лучших и наиболее известных его стихотворений обязаны своим успехом именно иронии, в них разлитой (например «Спесь», «У приказных ворот»).
Юмористически сатирические выходки Толстого против течений 60-х годов («Порой веселой мая», «Потом богатырь» и др.) немало повлияли на дурное отношение к нему известной части критики.
Написанные в народном стиле стихотворения, которыми дебютировал Толстой, особенно понравились московскому славянофильскому кружку; в его органе, «Русской Беседе», появились две поэмы Толстого: «Грешница» (1858) и «Иоанн Дамаскин» (1859).
С прекращением «Русской Беседы» Толстой становится деятельным сотрудником Катковского «Русского Вестника», где были напечатаны драматическая поэма «Дон-Жуан» (1862), исторический роман «Князь Серебряный» (1863) и ряд архаически сатирических стихотворений, вышучивающих материализм 60-х годов. В «Отечественных Записках» 1866 г. была напечатана первая часть драматической трилогии Толстого — «Смерть Иоанна Грозного».
С преобразованием в 1868 г. «Вестника Европы» в общелитературный журнал, Толстой становится его деятельным сотрудником. Здесь, кроме ряда былин и других стихотворений, были помещены остальные две части трилогии — «Царь Федор Иоаннович» (1868, 5) и «Царь Борис» (1870, 3), стихотворная автобиографическая повесть «Портрет» (1874, 9) и написанный в Дантовском стиле в стихах «Дракон». Осенью 1875 г.
Толстой написал стихотворение «Прозрачных облаков спокойное движенье», где, между прочим, говорит о себе: Всему настал конец, прими ж его и ты Певец, державший стяг во имя красоты.
Это самоопределение почти совпадает с тем, что говорили о Толстом многие «либеральные» критики, называвшие его поэзию типичной представительницей «искусства для искусства». И, тем не менее, зачисление Толстого исключительно в разряд представителей «чистого искусства» можно принять только со значительными оговорками. В тех самых стихотворениях на древнерусские сюжеты, в которых всего сильнее сказалась его поэтическая индивидуальность, водружен далеко не один «стяг красоты»: тут же выражены и политические идеалы Толстого, тут же он борется с идеалами, ему несимпатичными.
Трагедия женщины в романе Л. Толстого «Анна Каренина»
... которое полюбилось читателю, мы сможем проследить, познакомившись с историей создания романа. Роман “Анна Каренина” Толстой писал на протяжении 1873-1877 годов, то есть на грани перелома, который ... свое счастье ценой несчастья другого, не совсем хорошего человека? Вопрос из простого становится очень не простым, абсолютным вопросом, но только такие очень непростые и общие, ...
В политическом отношении он является в них славянофилом в лучшем смысле слова. Сам он, правда (в переписке), называет себя решительнейшим западником, но общение с московскими славянофилами все же наложило на него яркую печать.
В Аксаковском «Дне» было напечатано нашумевшее в свое время стихотворение «Государь ты наш, батюшка», где в излюбленной им юмористической форме Толстой изображает петровскую реформу как «кашицу», которую «государь Петр Алексеевич» варит из добытой «за морем» крупы (своя якобы «сорная»), а мешает «палкой»; кашица «крутенька» и «солона», расхлебывать ее будут «детушки».