Чему учит повесть Станционный смотритель?
«Станционный смотритель» — это поучительная повесть Александра Пушкина, из которой можно сделать несколько выводов.
Во-первых, Во-вторых
Сочинение 3
Произведение учит
Самсон Вырин всей душой тянется к Дуне. Но когда она встречает мужчину и влюбляется в него, она уезжает из дома, оставляет его одного. С одной стороны, отец желает дочери счастья, но его очень тяготит тот факт, что он не знает, как она поживает – девушка даже не удосуживается написать ему письма. Тем не менее, герой не оставляет попыток встретиться с ней. Но когда он находит дочь, его просто выставляют за порог. Увидеться с Дуней у Вырина так и не получилось. Она приехала к нему на могилу и искренне сокрушалась, что больше никогда не увидит отца.
Нет, девушку нельзя назвать отрицательной героиней. Однако само творение вполне можно считать поучительным. Часто люди даже до конца не понимают, насколько они обязаны своим родителям (ведь те для них столько делают).
Что же касается детей, они зачастую эгоистичны – мало кто понимает, что на самом деле значит каждая родительская слезинка и каждое старание.
Можно сказать, что на примере Самсона и Дуни автор дает возможность задуматься о важности родителей в жизни человека, о неблагодарности детей и многих других вещах, которые, несомненно, являются очень важными, если не основополагающими.
Я думаю, что после прочтения повести каждому будет не лишним подойти и лишний раз обнять своих родителей, улыбнуться им, сказать доброе слово. Ведь они – это наивысшая ценность, что дарована Богом. Жаль, что Дуня слишком поздно это поняла. Вполне возможно, она и не держала на отца зла, однако не уделяла ему должного внимания. А ему это внимание было очень важно, он тянулся к ней без взаимности.
В этом и заключается величайший трагизм повести. Что люди имеют, то не ценят. А платят только это потерявши. И так было и будет испокон веков. Практически всегда, когда дети взрослеют, папы с мамами отходят на второй план. Это больно и обидно, но неминуемо — и начинается этот этап с началом личной жизни ребенка. Тем не менее, даже находясь в браке и за тридевять земель, не нужно забывать о тех, кто дал жизнь и взрастил, кто вложил душу и правильное понимание жизни.
Актуальные проблемы отцов и детей (по роману Отцы и дети Тургенева И.С.)
... Роман "Отцы и дети" направлен против дворянства. Это не единственное произведение Тургенева, написанное в таком духе (вспомнить хотя бы "Записки охотника"), но оно особенно выделяется тем, ... своим необычным взглядам на жизнь, идеям нигилизма. Этот нигилизм незрел, наивен, даже агрессивен и упрям, но все ... лица и тела, он не стремится любым путем раздобыть денег. Того, что есть, ему вполне хватает. ...
Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
Решаемые учебные проблемы:
цели для учителя:
Актуализировать понимание и оценки ранее изученных произведений А. С. Пушкина, сопоставить с ними повесть «Станционный смотритель», определить своеобразие его содержания и проблематику. В процессе изучения текста подвести учеников к определению проблем, затронутых автором в повести, сопоставив проблемы повести с библейской притчей о блудном сыне, и о том, что определяет поведение человека в решении сложных жизненных ситуаций.
Задачи для учеников:
Определить, чем отличается повесть «Станционный смотритель» от библейской притчи о блудном сыне, выяснить особенность сюжета, заложенного в основу повести, назвать способы создания и характеристики образов главных героев, определить проблемы произведения, выяснить, какими нравственными ценностями должен обладать человек, как складываются отношения между отцом и дочерью и какие должны быть взаимоотношения родителей и детей в семье, авторскую позицию в их раскрытии, определить свою позицию в оценке выбора нравственных жизненных основ героев произведения, а также в определении собственных жизненных принципов.
Результаты обученности школьников на этом уроке:
Личностные:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
- умение определить нравственные ценности произведения;
- умение обоснованно выбирать собственные жизненные основы с позиций их ценностей для людей.
Метапредметные:
- умение понимать проблему и конфликт внутри её;
- умение сопоставлять различные источники информации с целью нахождения в них совпадения;
- умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;
- умение выделять причинно – следственные связи в определении выводов и заключений;
- умение анализировать источник информации, использовать его в самостоятельной деятельности.
Предметные:
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных нравственных ценностей и их современное звучание;
- определение в произведении изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
- умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- понимать образную природу литературы как явления словесного искусства.
Тип урока по форме: диалогический.
Технология: коммуникативно-диалоговая.
Форма организации деятельности учащихся: аналитическая работа с художественным текстом, беседа, работа с таблицами.
Основные виды деятельности учителя: организация поисковой аналитической беседы, развитие логического мышления, устной и письменной речи.
Оборудование урока: текст повести «Станционный смотритель», интерактивная доска для организации работы учеников с заполнением таблицы, словари для знакомства со значением некоторых слов из текста рассказа.
Нравственная проблематика повести Пушкина «Станционный смотритель. ...
... поднимается тема «маленького человека». Именно здесь Пушкин впервые говорит о том, как живет этот никем не замеченный субъект. Композиция Структура повести «Станционный смотритель» позволяет читателю взглянуть на ... О чем? Повесть «Станционный смотритель» начинается с небольшого отступления, где автор рассуждает о том, какая это унизительная должность. Никто не обращает на этих людей внимания, их ...
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле
ХОД УРОКА
Предтекстовой фрагмент урока.
1-й этап. Вхождение в тему урока.
Учитель информирует школьников о теме урока, об учебном материале, которым будут пользоваться на уроке как источнике информации, об общих целях и задачах урока, об использовании на уроке интерактивной доски, об основных видах деятельности учеников на уроке (организационный момент).
2-й этап. Подготовка школьников к восприятию нового произведения.
Учитель: В предыдущие годы изучения творчества А. С. Пушкина мы знакомились с разными произведениями. Давайте вспомним их.
Учитель:
Прочитайте слова, записанные на доске. Это эпиграф нашего урока. Как вы понимаете эти слова? Что значит почитать родителей? (Любить, уважать, не оскорблять ни словами, ни поступками, помогать им, слушаться их, заботиться о них, а также молиться за них Богу).
Тема нашего сегодняшнего урока «Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». (Запишите тему урока.) Что такое проблема?
Проблема – сложный вопрос, требующий исследования, разрешения.
Что такое нравственность?
Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в том, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным. Для начала посмотрим, что такое нравственность.
Запись на доске: Нравственность – 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека // Поведение человека, основывающееся на таких нормах; 2. Моральные качества, то есть качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.
Учитель:
Над чем вас заставила задуматься повесть?
Ученик
: Над проблемой отношения детей и родителей (Запишем её в тетрадь.)
Учитель:
Произведение называется «Станционный смотритель». – Как вы понимаете смысл названия? – Что такое станция во времена Пушкина?
Ученик
: Станция – это место, где останавливались проезжающие, чтобы сменить лошадей.
Учитель:
- Кого называли смотрителями?
Ученик:
Смотритель – начальник почтовой станции.. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в том, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным. Для начала посмотрим, что такое нравственность.
Нравственность – 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека // Поведение человека, основывающееся на таких нормах; 2. Моральные качества, то есть качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.
Учитель:
- Зачитайте, что об этой должности говорит автор?
Ученик:
«Сущий мученик 14 класса, ограждённый своим чинно токмо от побоев, и то не всегда».
Учитель:
Почему автор называет станционного смотрителя «сущим мучеником»? Таким образом, станционный смотритель – это чиновник самого низшего класса, которого каждый может обидеть и унизить, некому защитить такого человека, к унижению и издевательствам он привык. Главный герой – станционный смотритель, Самсон Вырин маленький, бессильный человек, никто его не послушает и не услышит. Я назвала Самсона Вырина «маленьким» человеком. – В каком значении употреблено это слово? – Какую ещё проблему поднимает А.С.Пушкин в своём произведении?
«Взаимоотношение учителя и учеников» ( по тексту В.Г.Короленко). ...
Ученики и учитель стали уважать друг друга: «Мы были довольны им и – почти бессознательно – собою, потому что также в первый раз не воспользовались слабостью ... учителем и учеником будут уважительными и доверительными. Для доказательства своей точки зрения я позволю себе обратиться к произведениям художественной литературы. Особенно остро эта проблема звучит в рассказе В.Распутина «Уроки ...
Ученик:
Проблема отношений чинов, низших и высших, проблема отношений сильных и слабых мира сего, проблема «маленького» человека. (записать в тетрадь)
Учитель:
- Кто из героев повести является виновником страданий Самсона Вырина?
Ученик:
Минский
Учитель:
– Как вы думаете, в чем отличие образа Дуни от образа Минского и в чем их сходство? – Как бы я поступил на месте смотрителя? Почему же Минский так поступил со смотрителем, ведь Самсон очень по-доброму отнесся к нему? Почему он не боится, что смотритель будет на него жаловаться и почему же Самсон не жалуется
Ученик: Бесполезно, так как смотритель – мелкий чиновник, никто его не послушает.
Учитель:
– Что показал Пушкин во взаимоотношениях Вырина и Минского? (социальное неравенство, судьбу маленького человека) – Но есть в тексте эпизод, в котором автор показывает нам, что «маленький человек» Самсон Вырин в нравственном плане выше Минского. Он честный труженик, любящий отец, человек, который знает, что не все в этом мире продается и покупается, он – гордый человек. – О каком эпизоде идет речь?
( смятые ассигнации )
- А почему все-таки возвращается за деньгами?
(Он маленький человек)
А.С.Пушкин первым в русской литературе поднял проблему «маленького» человека, которую продолжил Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский и другие русские писатели. Но первым это сделал А.С.Пушкин. Его герой – человек обыкновенный, чиновник низшего класса , сумевший вызвать сочувствие читателя.
Запись на доске: Маленький человек – это герой литературного произведения, который относится к среднему или низшему социальному строю, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами.
Учитель
: Рассказчик, молодой человек, Иван Петрович Белкин, от чьего лица ведётся повествование, оказался на почтовой станции.
- Каким он увидел Самсона Вырина?
ченик
: Это человек лет пятидесяти, свежий и бодрый, в длинном зелёном сюртуке с тремя медалями на полинялых лентах.
Учитель:
Какие качества в характере Вырина вы бы отметили ? Какие чувства вызывает у вас этот человек? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.
Ученики:
Робкий-«Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда..»
Добрый- «Как быть! смотритель уступил ему свою кровать, и положено было, если больному не будет легче, на другой день утром послать в С** за лекарем.»
Доверчивый – «Чего же ты боишься? – сказал ей отец, – ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви».
Ранимый-«Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту саму постель, где накануне лежал молодой обманщик».
Любящий- «А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти…»
- Что изменилось в этом портрете? (
«Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»).
-Чем вызваны были эти перемены? ( Всё, что было хорошего у отца – это его дочь Дуня. А когда она уехала с гусаром, он не мог понять и принять, что самый родной человек, ради которого он жил всё это время, так мог с ним поступить. Ему было очень больно и обидно, жить стало неинтересно и незачем. Весь смысл жизни был в Дуне.)
- Но Вырин сам отпустил Дуню с Минским прокатиться до церкви. Почему?
Не мог предположить, что за добро отплатят злом.
- Пробовал ли Вырин вернуть Дуню?
Да, Вырин пешком пошел в Петербург и там нашел свою дочь.
- Почему его попытки не увенчались успехом?
Бороться с Минским он не может. В первую встречу в Петербурге Минский пытается откупиться от него, а уже во вторую выгоняет за дверь со словами: «Что ты за мной всюду крадешься, как разбойник? Пошел вон!»
- Каким мы представляем себе Вырина в этот момент?
Очень несчастным человеком, униженным.
- Почему Минский считает вправе сказать человеку, вдвое старше его, отцу его жены: «Пошел вон!»?
Минский богач, аристократ, а Вырин – «маленький чин», бедный смотритель почтовой станции.
- Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского?
У него нет никаких прав, связей, он понимал бессмысленность такой попытки.
Болезненность и дряхлость смотрителя подчеркиваются еще
одной деталью. Сравним, в первый раз: «Тут принялся он переписывать мою подорожную». То есть немедленно взялся исполнять свой служебный долг. Во второй же приезд: «Покамест собирался переписывать мою подорожную… продолжал пошептом читать…» На что обращает внимание эта деталь?
Смотритель по-стариковски медлит, с трудом разбирает написанное,
произносит вслух слова- старческим «пошептом».
Записи в тетрадях, выход на понятие – антитеза.
– В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. (Первый и второй приезды заключают в себе немало общего. Почти все, как в первый приезд? Как вы считаете?) Нет. Нет Дуни, на окнах не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и запустение. – А сам смотритель остался прежним или изменился? (Он постарел. Седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина, хилый старик.) – В чём причина такой перемены? Расскажите, что случилось с Дуней?
Ученик:
На станцию прибыл молодой офицер, который очень спешил и гневался, что долго не подают лошадей, но, увидев Дуню, смягчился и даже остался ужинать. Когда же лошади прибыли, офицер внезапно почувствовал сильное недомогание. Приехавший лекарь нашёл у него горячку и прописал полный покой. На третий день офицер был уже здоров и собрался уезжать. День был воскресный, и он предложил Дуне довезти ее до церкви. Отец позволил дочери поехать, не предполагая ничего худого, но все же им овладело беспокойство, и он побежал к церкви. Обедня уже кончилась, молящие расходились, а из слов дьячка смотритель узнал, что Дуни в церкви не было. Вернувшийся вечером ямщик, вёзший офицера, сообщил, что Дуня отправилась с ним до следующей станции. Смотритель понял, что болезнь офицера была притворной, и сам слёг в сильной горячке.
Учитель:
- Как смотритель начинает бороться за свою дочь?
Ученик:
«Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил у почтмейстера отпуск на два месяца и, не сказав никому ни слова о своем намерении, пешком отправился за своею дочерью».
Учитель:
- Что происходит в Петербурге?
Ученик:
Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь ее отца стала еще несчастнее. Отца не пустили даже на порог. Бедняк не просто остался бедняком — оскорбили и растоптали его человеческое достоинство. Он по-прежнему остался в стане бесправных бедняков, и тягаться ему с сильными мира сего бесполезно.
Учитель:
– Почему смотритель так переживает за Дуню, ведь она живет в роскоши и богатстве? Всякое случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…
Учитель:
Мы все время говорим о Самсоне Вырине, но героиней повести является Дуня. Составьте портрет Дуни
Расскажите, какое впечатление производит на гостя девушка? В каких словах выражается это отношение?
Ученик
: Белкина поразила красота 14-летней девочки, он замечает в её поведении самолюбование, стремление понравиться гостю: он даже называет её «маленькой кокеткой». Дуня ведёт себя с гостем без робости и даже позволила поцеловать себя на прощание.
Учитель
: Как смотритель относится к дочке?
Ученик
: С любовью, он гордится ею. «Такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать»
Учитель
: Несомненно, рассказчик — человек добрый, искренний, внимательный. Он обращает внимание на обстановку комнаты, где живут эти добрые люди. Что он увидел?
Ученик
: Гостя умиляет обстановка этого небогатого, но очень милого, ухоженного жилища, горшки с бальзамином, кровать с пёстрой занавеской, и конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю о блудном сыне.
Учитель
: Посмотрите сноску в учебнике. Что же такое притча?
Запись на доске: Притча — маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали, без прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из нее сам.
Учитель
: Давайте еще раз вспомним содержание притчи о блудном сыне (пересказ) – Подумаем, почему эта притча получила такое название. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова “блудный”. Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить. – Итак, в слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” – скитаться, сбившись с пути, – и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть совершить ошибку. – Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания? Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери», Дуни. А «почтенный старик в колпаке и шлафроке» напоминает самого смотрителя. Давайте сравним их путь к раскаянию.
Притча | История Дуни |
1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца. | 1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца. |
2. Никто не ищет его. | 2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации |
3. Ведет разгульный образ жизни. | 3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью. |
4. Радостная встреча сына с отцом. | 4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу. |
5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном. | 5. Н 5 Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла,
проезжая мимо. |
6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына. | 6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца. |