Легко ли быть Человеком? (сочинение-рассуждение)
Каждый человек когда-нибудь задает себе этот непростой вопрос: легко ли быть Человеком? Причем обычно этот вопрос возникает не в периоды счастья и радости, а в минуты выбора дальнейшего пути, при решении сложных проблем и вопросов.
Прежде всего нужно определиться: что мы вкладываем в понятие «Человек»? Наверное, это какие-то определенные качества, приближающие обычного человека к идеальному, помогающие ему достойно преодолевать трудности, заниматься саморазвитием, помогать другим, воспитывать детей. Этих качеств множество, мы все их прекрасно знаем: честность перед собой, чувство долга, умение брать на себя ответственность за свои поступки, дружелюбие, целеустремленность и многие другие.
Лишь внутренняя сила, накопленная человеком на протяжении всей жизни, помогает ему в самые сложные моменты сделать правильный выбор, остаться Человеком, поступить по совести. А силу эту каждый черпает в своем источнике. Для кого-то сила — в знании. Такие люди уверены в могуществе науки и техники, они стремятся узнать что-то новое, информация для них — жизнь. Некоторые люди черпают силу в вере, в религии. Они знают: что бы ни случилось, их Бог поможет им, поддержит, подскажет. Другие ищут ответы на вопросы, растворяясь в человеческих взаимоотношениях, пытаются докопаться до первопричины поступков и проступков, экспериментируют со своими и чужими чувствами. И все они по-своему правы, потому что все люди разные.
Мне кажется, что критерием действий настоящего Человека является его совесть, т. е. те моральные и нравственные законы, которые вложены в человека его родителями и обществом, а также воспитаны им самим. Кого угодно может обмануть человек, кроме своей совести. Как грозный страж, она стоит на пороге совершаемых нами поступков и одобряет их или порицает. Значит, жить в согласии с совестью — быть Человеком? Но ведь этого стража нужно сначала взрастить, воспитать: совесть не дается нам от рождения, одинаковая для всех! Материал с сайта //iEssay.ru
Тогда, может быть, Человек — это тот, кто живет по принципу «помогай другим»? Человек, для которого на первом месте стоят гуманность, человечность, возможно, даже самопожертвование? Такому человеку не будут свойственны ни гордыня, ни честолюбие, ни хвастовство, он будет с радостью отдавать, не требуя ничего взамен. Но здесь тоже не все так просто. Нельзя объять необъятное, невозможно помочь всем и спасти всех, да и не всякая помощь нужна человеку, здесь важен индивидуальный подход.
Технологическая карта русского языка по ФГОС в 6 классе -рассуждение ...
... ответственное отношение к собственным поступкам; оценивать свои поступки и поступки товарищей в соответствии с нравственной категорией «совесть». Предполагаемый результат Знать Уметь Признаки типа речи сочинения-рассуждения, структуру сочинения данного типа. Подбирать ...
Я склоняюсь к мысли, что быть Человеком — это быть просто человеком, к чему-то стремиться и что-то терять, познавать новое, помогать окружающим, не бояться делать выбор, жить в согласии с совестью. Ведь у каждого — свой путь к совершенству.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:
- повесть о настоящем человеке сочинение рассуждение
- сочинение важно оставаться человеком
- сочинение на тему легко ли быть человеком
- сочинение «легко ли соблюдать законы чести?»
- сочинение легко ли быть человеком
Трудно быть человеком
Животное ведомо инстинктом, который не ошибается, так как не знает альтернатив: от огня бежать, пищу есть, воду пить. Человек, обладая инстинктами, ещё и понимает, «что такое хорошо и что такое плохо». И делать «хорошо» — перед людьми и перед Господом — оказывается не в пример труднее, чем следовать непогрешимому инстинкту. Но этот труд не тяготит, если мотивирован любовью.
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Пиросмани. Сестра милосердия |
Бренное и тленное земное существование человека — только миг в цепочке событий, которая может увенчаться вечной жизнью в Царствии Небесном или привести в душный сумрак адского узилища. Земная жизнь очень коротка — с потусторонней точки зрения, конечно. «Изнутри» этот миг иногда кажется очень долгим — особенно потому, что состоит из каждодневного, ежеминутного выбора пути. И так устроен мир, что верный путь один, а неверных — множество. И потому трудно быть человеком.
У многих людей вызывают протест психологические тесты, которые требуют выбрать свой вариант ответа, причём варианты, дающие наибольшее и наименьшее количество баллов, кричаще очевидны. Оказывается, между тем, что мы сразу распознаём как правильное, и тем, что нам хотелось бы выбрать, есть разница. И вот наличие этой разницы раздражает — она дает нам ощутить свою постоянную виновность и виноватость. Мы постоянно уязвлены чувством вины, поскольку всегда знаем, или ощущаем, или догадываемся, что же было «хорошо», когда мы всё таки выбрали «плохо»: «Ибо кто из нас не знает, что для нас хорошо и желательно, а что плохо, чего мы всеми возможными средствами должны стремиться избежать» (архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Универсальный закон
Такого рода тест и такого рода эффект можно найти и в Новом Завете. Некий законник спрашивал Иисуса: Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Господь ему предложил ответить самому — и законник знал правильный ответ: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Законник, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? (Лк. 10, 26-29).
Вот это пример того, как мы знаем правильные ответы в теории и как ищем обходных путей на практике.
И тогда Иисус, чтобы наполнить духом закон, который для вопрошавшего превратился в мёртвую букву, рассказал притчу о добром самарянине. Оказалось, что близость людей определяется не расстоянием, не родством, не национальностью и не сословием. Иисус помогает это понять, подчёркивая, что нельзя найти ближнего в поиске «от себя» («кто мой ближний?»).
Из притчи следует, что вопрос следует ставить «кому я ближний?» А я становлюсь ближним тому, кому я «оказал милость», а не наоборот: вот мои ближние (родные, друзья…), только их и буду любить. Задать параметры близости на будущее, определить круг ближних, ограничить любовь — нельзя. Близость и любовь в притче приобретают тождественный смысл: близость создаётся деланием добра, — а разве это не любовь?
В контексте этой притчи несложное правило «возлюби ближнего» приобретает глубокий и сложный смысл. Во-первых, человек обязан оказывать милость людям, нуждающимся в помощи, иначе он не может стать для них ближним и наследовать жизнь вечную. Во-вторых, человек обязан любить тех, кто оказывает милость ему, то есть своих ближних. Это правило не знает исключений — и потому человеком быть трудно. Но это — универсальный закон человеческого общежития, принцип всеобщей гармонии.
«Поповское слово»
Добрый самарянин на своём ослике ввёз в нашу жизнь одно очень важное понятие — милосердие. Это оказание помощи тому, кто вызывает у нас жалость и сострадание, это милость, в том числе «милость к падшим». Это любовь к ближнему — в действии.
«Милосердие — поповское слово», — с осуждением говорил Глеб Жеглов, непримиримый борец с бандитизмом. Это не просто цензура речи — отказ от «поповского слова» на практике свёлся к отказу от самого милосердия. Отношение Жеглова к людям приобретает отчётливую нелогичность; о невинно пострадавшем Груздеве он говорит: «Наказания без вины не бывает». Кажется, для ближнего у Жеглова нет ничего, кроме осуждения. И потому такой обаятельный и яркий, но такой немилосердный Глеб Жеглов получает уничижительную оценку: «Для него люди — мусор».
Время идёт. Уже не клеймят милосердие как «поповское слово». Восстанавливаются храмы, открываются воскресные школы. Голос Православия слышен даже в переполненном рекламой, пошлостью и политикой теле- и радиоэфире. Есть православный интернет, православная пресса, православное кино и музыка. А милосердие почему-то исчезает из нашей жизни.
Кому я ближний?
Вот сосед, старик лет семидесяти. Он медленно выбирается из лифта, заставляя нас нетерпеливо топтаться на месте. Так же медленно, осторожно он преодолевает порог входной двери. Мы же спешим! Видно, в магазин собрался, в руках старомодная сумка. Одинокий он, надо бы как-то зайти, может, в магазин, в аптеку сбегать, да-да, обязательно… Потом спохватываешься, что не видел его уже некоторое время. Пожалуй, месяца два. В животе вдруг возникает зыбкая пустота, становится страшно и тоскливо. Вечером с надеждой смотришь на его окна, может, он просто болеет и не выходит. Но его окна темны, и ничто не спасает от стыда: знал, что было хорошо, и снова не сделал…
Если смотреть на людей вокруг неравнодушным взглядом, то сердце начинает разрываться от жалости. Беспризорные дети, одинокие старики — как они выживают? Что чувствуют неизлечимо больные? О чём думают излечимо больные, которые не могут собрать денег на операцию? Но как только начинаешь их жалеть, понимаешь, что им же всем надо помогать. Возникает ощущение обязанности, долга помочь и проявить заветное милосердие — и тут же ощущение вины: обязанностью этой я пренебрегаю. И гонишь от себя эту вину, а она не уходит, если не постараться забыть, что есть эти оборванные, голодные, больные, одинокие, слабые и беззащитные… И подавляешь в себе сострадание, потому что ощущать сострадание, не давая ему выхода, невыносимо, и всем помочь нельзя, а ещё дела, и дома семья, и ещё что-то важное… И не может человек не сострадать несчастному, но может подавить в себе это сострадание; не может не стыдиться удушенного сострадания, но может привыкнуть к мукам совести. И потому человеком быть трудно.
«…придерживаться глубочайшего уважения к человеческой жизни»[1]
Двухлетний малыш попал в больницу с ожогами. Матери не разрешили ночевать в отделении, отправили домой. Чтобы ребёнок никого не беспокоил ночью, кто-то из медсестер ввёл ему 4 «кубика» реланиума. Ночь прошла спокойно — и только утром обнаружили, что у одурманенного малыша наступила клиническая смерть. Лихорадочная реанимация вернула его к жизни, но сон медперсонала дорого обошёлся ребёнку. Сейчас мальчику 11 лет, он не говорит, не ходит, не играет — он просто существует.
Сёстры милосердия превратились в сестёр медицины — и медицина утратила всякий смысл. Без милосердия эта отрасль сокровенных знаний и леденящих кровь умений превращается в форму изощрённого издевательства. Как-то мой немецкий коллега ни с того ни с сего заговорил о системе здравоохранения Германии. Он смаковал подробности организации системы, детально описывал денежные потоки между пациентами, врачами и страховыми компаниями, указывал, что в этих потоках необходимо исправить. Я заметил ему, что главной характеристикой такой системы является милосердие, и если она на это не способна, то это плохая система, даже вредная. Подумав, он согласился и признал, что в Германии с этим «есть проблемы». Значит, не нашу бедность и не их зажиточность следует винить в том, что милосердия не стало даже там, где оно является основой основ.
Эволюция «самости»
Около ста лет назад кто-то сказал: некоторые люди живут так, словно Бога нет. Героиня современного фильма, отчаявшись найти средства для лечения ребёнка, становится киллером. Она мотивирует свой выбор тем, что её «клиенты», бизнесмены и чиновники, «живут так, словно нас нет». Вот такое страшное развитие — человек уединяется, обособляется и отрешается — от Бога, от других людей, пока не остаётся сам. Где же здесь быть милосердию? Абсолютизация своего «эго», своей «самости» исключает возможность существования каких-то «ближних». И вот тут начинается торжество законов джунглей — побеждает сильнейший, око за око и «мені ж треба».
Но Бог есть, и другие люди есть — значит, позиция, которая отрицает Бога и ближних — глубоко ошибочна. Это неправильный путь, и вечную жизнь так не унаследовать. Да и в земной жизни самоуверенный хищник может внезапно стать беззащитной жертвой. А ближних-то нет…
Это только кажется, что желание «помочь всем» является такой же крайностью, как и животное равнодушие. Была такая антисоветская карикатура на Хрущёва: человек в драных штанах обнимает земной шар и восклицает: «Кому ещё помочь?» Так вот для православного человека всё обстоит несколько иначе. Конечно, оказать милосердие всем, кто в нём нуждается, мы физически не в состоянии. Но мы можем и должны оказывать милосердие тем, кто в нём нуждается и находится рядом — только руку протянуть, ведь эти люди — есть! Желание же помочь всем своими руками — это тоже проявление неразумной «самости», эгоизма и гордыни — ведь Бог есть! И потому мы можем и должны молиться обо всех, кто требует помощи и утешения, вместо того, чтобы бесплодно терзаться горестями и бедами миллионов.
Три любви
Не случайно в притче о добром самарянине речь идёт и о любви к Богу, о любви к ближнему и о любви к себе. Эти три любви нельзя разделить. Ведь кажется, что Бога — доброго, милостивого, грозного, вечного и всемогущего — любить легко. Любить себя — просто и приятно. Но ближний — такой несимпатичный, требовательный, неблагодарный — как его любить? Но иного выхода нет: «любовь к Богу заключается в любви к ближнему, и тот, кто возделает в себе любовь к ближнему, вместе с нею стяжает в сердце своём неоцененное духовное сокровище — любовь к Богу» (святитель Игнатий (Брянчанинов).
И потому трудно быть человеком.
…Даже в храме, среди братьев-православных, иной раз испытываешь не то что нелюбовь, а эдакую неприязнь к ближнему. Перед Пасхой мы пошли на соборование. Медленно собирались люди, всё больше старики. Кашель, приглушённые жалобы на разнообразные хвори и маленькую пенсию. Морщинистые лица. Согнутые спины. Шаркающая походка. Одежды такие, что только в музее выставлять: жизнь в оккупации. Священники в светло-зелёных облачениях начинают расставлять верующих рядами. Те пытаются сбиться в кучу, жмутся поближе к знакомым. Да что ж они такие бестолковые, никак не встанут, я на работу спешу!.. Наконец началось. Свечи, запах ладана, дым, пронизанный столбами солнечного света. Батюшки проходят между рядами, быстро рисуя кресты на лбах и запястьях. И я понимаю, что мы тут все — вместе. Мы — воины. Мы стоим рядами, плечом к плечу, готовясь встретить врага, если надо, умереть, но не сделать и шагу назад. Наши командиры в светло-зелёном камуфляже нас не оставят. Мы стоим так уже тысячу лет и будем стоять ещё тысячу. Мы — братья по оружию, и нет ничего выше нашего братства, и братьев своих я люблю как самого себя… Это ощущение было коротким, но очень сильным. Люди вокруг снова превратились в стариков и старушек в нелепых одеждах, но для меня они теперь — боевые побратимы. Я улыбнулся: человеком быть трудно. Но можно!
[1] Из клятвы Гиппократа.
Сочинение 9 класс. Сочинение на тему «Легко ли быть Человеком?»
Плохой ли, хорошей рождается птица —
Ей суждено летать.
Человеку же так не годится.
Человеком мало родиться.
Им еще нужно стать.
Э. Асадов
Говорят, что человеком не рождаются, а становятся. Что же нужно для того, чтобы стать настоящим человеком? Прочитать какие-то пособия, учебники? Может, есть специальные книги, которые помогут сформировать человека? Конечно, без чтения книг не обойтись. Чтение – важный путь познания жизни и людей. Именно книги являются источником духовного обогащения человека. Но чтобы стать человеком, нужно много работать над собой. И какие бы проблемы у нас ни возникли, как бы нам трудно ни было, нужно всегда оставаться человеком, всегда помнить о том, что рядом с тобой находятся люди, которых надо уважать. Каждый человек имеет право на уважение.
Человек не может жить один. Каждый день мы встречаемся друг с другом в школе, на улице. Мы смотрим друг другу в глаза, доверяем свои тайны, спорим, радуемся; бывает, огорчаемся. Это наша жизнь. Каждому хочется, чтобы с ним считались, прислушивались к его мнению, чтобы его уважали. Некоторые люди свои интересы, желания ставят выше других. Они могут унизить другого человека, посмеяться над ним. И при этом считают себя личностью. Но личностью называется не тот, кто способен на решительные поступки, не считаясь ни с кем, а тот, кто при всей своей решительности и силе характера не будет возвышать себя над другими людьми. И если человек не уважает другого человека, если он делает только то, что ему хочется, то настоящим человеком такую «личность» назвать нельзя. Быть настоящим человеком – это значит отдавать частичку своего сердца, души другим людям. Чтобы вокруг нас было больше добра, тепла, красоты. Чтобы в каждом человеке, с которым приходится нам общаться, осталось от нас и нашей души что-то хорошее. Милосердие и доброта должны всегда согревать нашу жизнь. Злой, равнодушный человек никогда не станет настоящим человеком, хотя он может достичь определенных высот в карьере.
В жизни больше всего ценится доброта. Добро начинается с малого – желания помочь своим близким: сказать доброе слово, поддержать, улыбнуться. Помните пословицу: «Доброе слово и кошке приятно»? Главное – не пройти мимо, не быть равнодушным, не отводить в сторону глаза и не делать вид, будто бы ты ничего не видел. Завтра понадобится тебе помощь. Наверное, любой добрый поступок оставляет след в нашей собственной душе, принося чувство удовлетворения.
В нашем непростом мире трудно быть настоящим человеком. Но без таких людей невозможно жить. Деньги, карьера, забота о своем благосостоянии делают людей жестокими, равнодушными, злыми. Кто-то озлобился из-за денег, кто-то вырос в семье, где не было любви и взаимопонимания. А у кого-то произошла трагедия. В жизни могут быть разные ситуации. И если мы не будем поддерживать друг друга, будем думать только о себе, наш мир превратится в сосредоточие зла. А ведь человек рождается для счастья, для того, чтобы реализовать себя, чтобы оставить свой след на планете Земля.
Настоящий человек – это честный, справедливый, благородный и бескорыстный человек, для которого понятие «совесть» стоит на первом месте. Это человек слова, на него всегда можно положиться. Такие люди нас никогда не подведут, с ними, как говорят, можно идти в разведку. Ведь часто бывает так, что мы что-то обещаем, а потом не выполняем, сославшись на нездоровье, забывчивость или какие-то свои проблемы. Для некоторых невыполненные обещания становятся привычкой, нормой поведения. Настоящий человек, если пообещал что-то, всегда выполнит, даже если это и очень трудно. А кто говорит, что стать человеком легко?
Стать настоящим человеком нелегко, потому что мы живем в непростом мире. В. Сухомлинский утверждал: «Ты рожден человеком, но Человеком должен стать». Мы можем обойтись без многого. Но доброта и милосердие, взаимопонимание и уважение, честность и порядочность – это то, на чем держится наша жизнь. Поэтому у человека не может быть иной цели, кроме как стремления стать настоящим человеком.
Трудно ли быть самим собой?
Что значит быть самим собой? На мой взгляд, быть самим собой — значит поступать в соответствии со своими желаниями, обладать индивидуальными, присущими только тебе качествами, иметь свои жизненные принципы и не отступать от них, если, конечно, жизнь в соответствии с этими принципами удобна и оправдана. Иными словами, быть самим собой — значит поступать по воле своей души и своего сердца. Но возможно ли сохранить свою индивидуальность в условиях нашей современной действительности? Если да, то каким образом? Если нет, к чему это может привести? К сожалению, реальная жизнь, точнее, современное общество, диктует нам свои законы и правила (прежде всего с точки зрения этики и морали), которым человек волен подчиняться или не подчиняться, в зависимости от того, соответствуют ли общественные правила основам его морали. На мой взгляд, условия современной жизни не позволяют человеку в полной мере выразить свою сущность, свое естество, жить согласно душевной воле. Преследуя определенные жизненные цели (замужество, престижная работа и т. д.), человек приспосабливается к этим условиям, сливается с толпой, пытается быть похожим в своих действиях на большинство, теряя тем самым свою индивидуальность. Ярким примером может служить такое явление, как мода, правилам которой подчиняются все без исключения. Однако «общим» может быть не только одежда,
то есть какое-либо внешнее проявление сущности, но и мышление, и не каждый человек в той или иной ситуации поступит в соответствии со своими чувствами и желаниями. Возможно, это удел слабых, неуверенных в себе, нетворческих людей, боящихся жить по собственным правилам. Очень часто для нас, особенно девушек, сложно и страшно быть в меньшинстве, одной защищать и отстаивать свое мнение перед другими людьми. Но такие поступки, как правило не проходят бесследно. История знает множество сильных, талантливых женщин, которые были лидерами, умели повести других за собой, вдохновить и вселить надежду. Но они всеми правдами и неправдами боролись с «большинством», принося в жизнь что-то новое и потому непонятное окружающим. Жанна Д`Арк, Александра Коллонтай, Маргарет Тэтчер, Ирина Хакамада — они известны всему миру не из-за того, что соглашаются или приспосабливаются, а из-за своей верности принципам и смелости эти принципы выражать и защищать. Но, с другой стороны, поймет ли общество человека, пытающегося жить не так, как все, не приведет ли выражение своей индивидуальности к замкнутости и одиночеству этого человека? Нет, если он сильный, самодостаточный, способный найти силы противостоять мнению большинства. У сильного человека мысли превращаются в действия, а не в фантазийные образы. Возможен третий вариант, когда цель действительно оправдывает средства и можно (даже нужно) на некоторое время надеть маску и стать таким, каким тебя хотят видеть, но в душе своей все-таки оставаться таким, какой ты есть. По моему мнению, это так же качество сильных людей, способных отстаивать свою жизненную позицию, пусть не в открытой форме, но оставаться самими собой. Очень яркое подтверждение этому можно найти в шекспировских строках: «Жизнь — театр, и все мы в ней актеры». Эта фраза лишний раз доказывает, что быть самим собой — трудное дело. Это действительно «дело», которым нужно заниматься, которое необходимо в себе воспитывать, чтобы не быть похожим на других, быть интересным для окружающих. Это особенно важно для нас, девушек, желающих привлечь внимание какой-то своей изюминкой, тем, чего нет у остальных. И дело даже не в красоте внешней, которая всего лишь сосуд, в котором спрятано главное — личность человека, его характер. Нужно прислушиваться к своему сердцу, своей душе, видеть в зеркале прежде всего саму себя, а не подругу с соседнего подъезда или известную актрису. Только в этом случае можно обрести душевную гармонию, а это самое главное.