Вопросы и ответы к повести М. Горького «Мои университеты»
- Каким вы представляете себе автора повести — Алексеем Пешковым или Максимом Горьким? Важно ли для вас это различие?
Максим Горький — литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова. Его как писателя мы называем Горький.
Под этой фамилией издаются собрания его сочинений. Автора повести о суровой юности Алексея Пешкова, проходящего свои жизненные университеты, автора, анализировавшего собственный поиск смысла жизни в далекие времена юности, мы воспринимаем как Горького.
Установить различие между писателем и его автобиографическим героем важно для понимания тех жизненных и эстетических позиций, с которых он оценивает, будучи ныне человеком с богатым жизненным опытом, своего героя в прошлом и окружающую его реальность.
- Что меняется в понимании окружающей жизни Алешей Пешковым с каждым новым днем, каждым новым событием? Чем это вызвано? Как вы объясняете это для себя?
Происходит взросление, ускоряемое знакомством со сложностями жизни, общением с самыми разными людьми, избавление от иллюзий, получение все новых и новых впечатлений от людей и из книг. Так, пришлось отказаться от попытки поступить в Казанский университет, возникло убеждение, что «человека создает его сопротивление окружающей среде».
От людей он научился ценить народные песни, сочный народный язык, стихоподобное сказывание. «От песни на сердце теплом ложится грусть» — чувствует будущий писатель, и это понимание многое ему даст в период создания рассказов, пьес, повестей.
В среде, в которой вращался Алеша, было нетрудно свернуть на скользкий путь ниспровержения «священного института собственности» и не только, но романтизм юности, присущий ему и отводивший в сторону от циничного, хотя и талантливого профессионального вора Башкина, а также немало прочитанных серьезных книг, возбудивших стремление к духовному осмыслению жизни, уберегли от преступного пути и привели к иным людям, в том числе из революционной среды, и соответственно к другому отношению к жизни.
- Влияние какого человека на Алешу Пешкова было самым сильным?
Очень сильное влияние оказала на своего внука бабушка Акулина Ивановна, хотя ее роль значительнее в повестях «Детство» и «В людях».
4 стр., 1858 словДоклад : Детство, отрочество и юность М. Горького
... Вот как Горький описывает в повести «Детство» одну из типичных сцен каширинской жизни: «...В кухне, во время обеда, вспыхнула ссора: дядья внезапно вскочили на ноги и, перегибаясь через ... из револьвера себе в левый бок, с целью лишить себя жизни. Пешков тотчас же отправлен в земскую больницу, где, при подании ему медицинской ...
Вместе с тем ее наставление при прощании во многом определило отношение Алеши к разным людям, с которыми ему пришлось общаться в самых трудных ситуациях.
Когда мы читаем повесть, порой удивляемся, насколько привлекательными оказываются для него внешне грубые люди, озлобленные, насмешливые, равнодушные к себе. Однако совет бабушки не торопиться с осуждением помогает Алексею увидеть в них иную сущность, проникнуться к ним симпатией.
Однако вскоре оказалось, что в силу раннего возраста Пешков еще не может получить учительскую работу и экзамен ему сдавать рано. Главное, в чем проявилось его влияние на Алексея, это его поэтическая сущность. Он обладал мудростью, имя которой — веселье. Плетнев «играл роль доброго духа волшебных сказок.
Душа его, окрашенная яркими красками юности, освещала жизнь фейерверками славных шуток, хороших песен, острых насмешек над обычаями и привычками людей, смелыми речами о грубой неправде жизни». Несмотря на молодость, он всегда мог дать людям умный совет и чем-то помочь. Он привлекал к себе лучших людей, а худшие его боялись.
Гурий был близок к революционной молодежи. Общение с ним оказало большое влияние на отношение Алеши к жизни, на развитие его духовного мира.
- Опишите одного из тех, кто, по вашему мнению, определил дальнейшую жизнь Алеши.
В повести обрисованы многие персонажи, которые в той или иной мере определяли жизнь Алеши. Таков Николай Евреинов, молодой гимназист, уговоривший мальчика переехать в Казань и готовиться к поступлению в университет.
Этот милый, красивый юноша с ласковыми глазами женщины, был убежден, что Алексей создан для служения науке и обладает для этого исключительными способностями. Ему нравилось учить и рассказывать много интересного, прочитанного в литературе.
Пешков с жадностью слушал его рассказы, хотя сюжеты пересказываемых произведений часто путались в его голове. Однако «эгоизм и легкомыслие юности не позволяли ему видеть, с каким напряжением сил, с какой хитростью мать вела хозяйство».
Николай Евреинов сыграл определенную роль в судьбе Алеши: благодаря ему состоялся приезд в Казань, появились иллюзии, от которых пришлось избавляться. Казанский период сыграл большую роль в жизни будущего писателя.
- Найдите описание труда на барже. Какую оценку восторженному рассказу Алеши об этом труде дал вор Башкин? Что вы могли бы ему ответить? Возникло ли у вас желание ему возразить?
Алешу влекла к труду волгарей «музыка трудовой жизни». Горький как писатель даже в период создания повести (1922), когда был далеко от Волги и не занимался физическим трудом, чувствовал, как «приятно охмеляет сердце» эта музыка, которую он до сих пор слышал. Ему хорошо запомнился день, когда он впервые «почувствовал героическую поэзию труда».
По-видимому, образ «музыки трудовой жизни» родился позже, в писательском сознании, и теперь способствует пониманию состояния Алеши во время работы на барже. Горький рисует энтузиазм грузчиков, который противостоял стихии — в сопротивлении ей во многом состояла поэзия труда.
3 стр., 1083 словСочинение в чем смысл жизни по горькому песня о соколе
... оставим после себя? Главным является вопрос: в чем смысл жизни? Ответы на них даются в диалогах главных героев - Ужа и Сокола. Образы символичны, построены по принципу антитезы. Диалог служит главным способом ... автора отдано смелому Соколу. Об этом говорит . В «львином реве волн» гремела песня о «гордой птице». Они поют славу «безумству храбрых». В этом мудрость жизни: «О смелый Сокол! В бою с ...
Те же самые рабочие, которые проклинали дождь и холод, лениво ползали по палубе, пытаясь спрятаться от холода и сырости, сейчас спасали погибающий груз, «играя, с веселым увлечением детей». Радостные ощущения юного участника этого труда подчеркиваются такими метафорами, как вихрь работы, бурная пляска.
«Обнимать и целовать хотелось этих двуногих зверей, столь умных и ловких в работе, так самозабвенно увлеченных ею». Самозабвенная работа на барже вызывает в сознании автора сказочные образы прекрасных дворцов и городов, построенных всего лишь за одну ночь.
Однако столь поэтическое восприятие картины вдохновенного труда свойственно далеко не всем. Примером тому служит вор Башкин, который за восторженный рассказ назвал Алешу дураком и «идиётом».
Вряд ли стоило отвечать циничному человеку, который не в состоянии оценить труд людей, разве только результаты своей «профессии». И совершенно правильно сделал Алеша, что не стал ему возражать.
Материал с сайта //iEssay.ru
- Горький утверждал, что «человека создает его сопротивление окружающей среде». Докажите это, пользуясь текстом повести.
Сопротивление окружающей среде началось в повести с момента осознания Алексеем тяжелого положения семьи Евреиновых, и особенно неимоверных усилий Варвары Ивановны, чтобы как-то накормить детей.
Именно он, уже имея определенный жизненный опыт (повесть «В людях»), а не Николай и не его младший брат понимал сложность ее ухищрений и экономии, чтобы вести хозяйство. Не желая быть обузой в семье Евреиновых, Алексей пытается сам прокормить себя и начинает работать.
С мечтой об университете, иллюзорно внушаемой ему Николаем, пришлось расстаться — началась тяжелая трудовая жизнь, которую можно определить как сопротивление окружающей среде.
Такое сопротивление окружающей среде он видел в людях, с которыми общался, — в босяках, грузчиках, жуликах. Примером формирования личности в процессе сопротивления человека окружающей среде является проанализированная выше картина участия Алексея во вдохновенном труде на барже по спасению груза.
- Объясните смысл названия повести, опираясь на свидетельство одного из современников: «За полудетское революционное озорство я был уволен из гимназии и не без гордости рассказал об этом Горькому.
— Молодчага, — одобрил он, — так ты, пожалуй, скоро и в университет попадешь.
Я удивился, но рассмеявшись, Горький пояснил, что имеет в виду не тот университет, в котором читают лекции, а тот, в котором построены одиночные камеры с решетками на окнах, и прибавил:
— Этот будет почище!
Заглавие его будущей книги было произнесено».
Смысл названия повести состоит в том, что, кроме университетов как учебных заведений, человек получает образование в жизни, особенно если она складывается не гладко, а требует преодоления трудностей, сопротивления неблагоприятным жизненным обстоятельствам.
Эти университеты (не случайно Горький назвал их во множественном числе) формируют характер личности, закаляют ее, учат выбирать правильную дорогу. Алеша Пешков, не имея средств на образование, проходил свои университеты на пристанях, в ночлежках, в студенческих нелегальных кружках, перебивался случайными заработками.
2 стр., 799 словБабушка в жизни Алёши Пешкова (по повести М. Горького «Детство») (2)
... были непривычны для мальчика. Но очень скоро Алеша подружился с бабушкой – настолько добрым, ласковым и веселым человеком она была. Именно бабушка познакомила мальчика с русским фольклором – слушать сказки ... к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Опыт и знания, полученные в университетах жизни, дали впоследствии Горькому богатейший материал для его художественного и публицистического творчества.
Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/g/gorkij/kontrolnye-voprosy/moi-universitety/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami-k-povesti-m.-gorkogo-moi-universitety
“В людях” Горький сочинение
Среди череды бесчисленных глав и событий порой бывает трудно выделить то единственное, ради чего было написано произведение. Не все до конца понимают, что диалоги, персонажи и события, пусть и являясь ключевыми факторами в повествовании, сами по себе не могут быть ответом на вопрос: “О чем было это произведение?”.
Особенно это актуально в творениях известного российского писателя Максима Горькова, не даром его рассказы и повести изучаются исключительно в старших классах. Повесть “В людях” не является исключением из этого списка.
Разбор этого произведения вызывает у многих людей сложности, и порой им становится весьма затруднительно объяснить: “А о чем, собственно, был этот рассказ?”.
Само произведение “В людях” на протяжении всех глав рассказывает о судьбе рано осиротевшегоребенка, что вынужден был все свое детство работать “в людях” вдали от дома и семьи. Ему то и дело приходилось выполнять самую грязную и трудную работу, чтобы хоть как-то себя прокормить.
Много грязи и несправедливости мира видел он на своем пути, и только книги, что читал он в редкие минуты досуга, способны были спасти его от мрачности происходящего вокруг и раз от раза давать силы просыпаться каждым новым утром.
Конец этой повести открыт, но дает надежду на лучшее будущее: после долгих скитаний Алеша решает выбраться из окружающего его “болота” и принимает судьбоносное решение поступать в институт в большом городе.
О чем же это произведение рассказывает между строк? Тем, на самом деле, довольно много, но ярко выделяется ряд основных. Во-первых, это, конечно, тема глубокой испорченности общества той эпохи.
Об этом говорят многие эпизоды в жизни сироты. Это и воспоминания о казаке, что обманом выманил некую женщину из дома, после чего жестоко избил и изнасиловал ее.
Это и рассказы о семье хозяина, в доме которого работал Алеша.
Рассказы о мужчинах и женщинах, что чахли от скуки и единственной целью которых была еда и сон. Будучи ребенком, Алеша был едва ли не единственным умеющим читать персонажем. Маленький ребенок оглядывался вокруг, но видел только полу людей со сгнившими душами, способными лишь на насилие, обман и предательство. Редкие встречи Алеши с действительно хорошими людьми были крайне редки.
Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? (2 варианта)
... «Я бы в сундуке берег свое добро — в сумке сломается и помнется». Перед нами уже не ребенок, а взрослый человек. К ... службой в полку, близостью веселых товарищей и другими радостями жизни богатого наследника. Николай не интересовался, откуда берутся деньги, не ... и экономным. Темная полоса в судьбе научила Ростова хозяйственности. Когда герой выгодно женился, он смог преумножить богатство жены и ...
Они взрослели слишком быстро, становились умны и печальны не по годам. Но Автор сохраняет и некий оптимизм.
На примере главного героя он показывает, что такие тяжелые условия жизни для сильных людей становятся не только не губительными, но и спасают их.
Ведь трудности только закалили душу и характер Алеши, сделали его по-настоящему сильным и добрым человеком, способным преодолеть любые тяготы жизни.
Третьей темой является тема роли книги в жизни ребенка.
Подумайте, что все эти годы держало Алешу на плаву? Не давало сдаться, заставляло идти вперед, делало его действительно мудрым в своих мыслях и решениях и помогло в итоге не слиться с увядающей толпой? Помогло выбраться из порочного круга? Да, это были книги.
Книги, в которых герои были храбры и умны, были правильным примером для Алеши. Книги, которые учили его думать, дали возможность поступить в институт. Они сыграли действительно огромную роль в жизни Алеши.
Так о чем же повесть М. Горького “В людях”? Оно об обнищании и уродстве общества, что в скуке и необразованности потеряло человеческий вид. Оно о раннем взрослении детей, что сталкиваются с недетскими трудностями и о моральном воспитании таких детей. В конце концов, оно о неоценимом вкладе книг в жизнь и совершенствование не только ребенка, но каждого отдельного человека.
Сочинения по творчеству м. горького
СОЧИНЕНИЕ: Ранние рассказы М. Горького
Максим Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей.
Современники с изумлением писали, что народ России, не знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя, не знающий Лермонтова, больше других, но только кусочками знающий Толстого, знает Максима Горького. Правда, в этом интересе был и некоторый налет сенсационности.
Людей из низов привлекала сама мысль, что в литературу пришел писатель из их среды, не понаслышке знавший жизнь с самых мрачных и страшных ее сторон.
Этот богатый личный опыт дал М. Горькому обильный материал для его ранних произведений. В эти же ранние годы вырабатываются магистральные идеи и темы, которые позднее сопровождали писателя на всем протяжении его творчества.
Это, прежде всего, идея активной личности. Писателя всегда интересовала жизнь в ее развитии, брожении. У М. Горького вырабатывается новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой.
Вместо формулы «среда заела», которая была во многом определяющей для литературы предшествовавших 90-м годам XIX столетия, у писателя звучит мысль о том, что человека создает сопротивление окружающей среде. С самого начала произведения М.
Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». В первом из них писатель по всем законам романтического жанра рисует образы красивых, смелых и сильных людей.
Опираясь на традицию русской литературы, М. Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей. В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле.
Жизнь после людей
... зрителей: таким образом, «Жизнь после людей» стал самым популярным фильмом за всю историю History Channel. Многие утверждения в фильме имеют безапеляционный характер, ... топлива, в результате чего начнутся каскадные отключения электричества по всему миру. Ветровые турбины продолжают работать и дальше, ... проржавеют. Вагончики сорвутся с места и покатятся вниз по холмам, круша всё на своём пути. Согласно ...
Разрешается он гибелью героев, но эта гибель воспринимается не как трагедия, а скорее, как торжество жизни и воли.
В рассказе «Старуха Изергиль» повествование также строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерный мотив двоемирия: герой-повествователь — носитель общественного сознания. Ему говорят: «… стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны».
Ему противостоит мир романтических героев — опять же красивых, смелых, сильных людей: «Они шли, пели и смеялись». В рассказе ставится проблема этической направленности характера романтической личности.
Романтический герой и другие люди — как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, традиционная тема: человек и среда. Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде.
Ему противопоставлен Данко. Рассказ о нем построен как аллегория, люди ищут путь к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету. В Данко М. Горький воплотил образ вождя народных масс. И образ этот написан по канонам романтической традиции. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, враждебен ей.
Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками («Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери.
Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства»).
Данко — герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования. М. Горький реализует, делает буквальной распространенную в языке метафору: огонь сердца. Подвиг героя перерождает людей, увлекает их за собой.
Но от этого сам он не перестает быть одиночкой, у людей, им же увлеченных вперед, остается к нему не только чувство равнодушия, но и враждебности: «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце.
Только один осторожный человек, заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».
Горьковская легенда о Данко была активно использована как материал для революционной пропаганды, образ героя приводился как пример для подражания, позднее широко использовался официальной идеологией, усиленно внедрялся в сознание молодого поколения (были даже конфеты с названием «Данко» и с изображением на обертке горящих сердец).
Однако у М. Горького все не так просто и однозначно, как пытались это представить подневольные комментаторы. Молодой писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы. В рассказе «Старуха Изергиль» явственно ощущается присущий М. Горькому пафос учительства.
Еще явственнее он в особом жанре — песнях («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»), Сегодня они воспринимаются скорее как забавная страница истории литературы. Они и в прошлом не раз давали материал для пародийного осмысления (так, в период эмиграции М. Горького появилась статья с названием «Бывший Главсокол, ныне Центроуж»).
Одним из художественных открытий писателя стала тема человека дна, опустившегося, нередко спившегося бродяги — в те годы их принято было называть босяками, М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, заслужив определение «певец босячества».
В самой этой теме не было полной новизны, к ней обращались многие писатели XIX-века. Новизна была в авторской позиции. Если раньше люди вызывали, прежде всего, сострадание как жертвы жизни, то у М. Горького все иначе. Его босяки — это не столько несчастные жертвы жизни, сколько бунтари, которые сами эту жизнь не принимают.
Они не столько отверженные, сколько отвергающие. Пример этого можно видеть в рассказе «Коновалов».
Уже в начале писатель подчеркивает, что у его героя была профессия, он «прекрасный пекарь, умелец», им дорожит хозяин пекарни. Коновалов представляет собой одаренную натуру — одарен живым умом.
Это человек, который задумывается о жизни и не принимает в ней обыденного, безгеройного существования: «Тоска она, канитель: не живешь, а гниешь!». Коновалов мечтает о героической ситуации, в которой могла бы проявиться его богатая натура. Он говорит о себе: «Не нашел я себе места!».
Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса Бульбы. В обыденной жизни Коновалов чувствует себя ненужным и уходит от нее, в конце концов, трагически погибая.
Сродни ему и другой горьковский герой из рассказа «Супруги Орловы». Григорий Орлов — один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем творчестве М. Горького. Это человек сильных страстей, горячий и порывистый. Он напряженно ищет смысл жизни.
Он способен многое сделать для людей, даже жизнью своей для них пожертвовать, но жертва эта должна быть мгновенной и яркой, героической, вроде подвига Данко. Недаром он говорит о себе: «А горит сердце большим огнем».
М. Горький относится к таким людям, как Коновалов, Орлов и им подобные, с пониманием.
Однако, если вдуматься, можно увидеть, что писатель уже на раннем этапе подметил явление, которое стало одной из проблем российской жизни XX века: стремление человека к героическому деянию, к подвигу, самопожертвованию, порыву и неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным героического ореола.
СОЧИНЕНИЕ:Человек в творчестве М. Горького
Человек как огромный неисследованный мир, как величайшая загадка природы интересовал М. Горького на протяжении всего творческого пути. Человеческие мысли и чувства, надежды и их крушение, сила и слабость, его духовная и социальная природа находят свое отражение в образах, созданных писателем.
Персонажи Горького — это не наши современники, это люди начала XX века, эпохи трех революций и мировой войны, эпохи крушения старого мира и начала новой жизни.
Человек Горького — это герой того времени. Но, изображая своего современника, автор пытается угадать, каким будет сын этой новой бурной эпохи, Человек завтра. В его образе Горький воплощает все самое лучшее, что есть в его современниках.
«Человек» для Горького не просто слово, обозначающее животное вида Homo sapiens, но почетное имя, звание, которое нужно заслужить. «Превосходная должность — быть на земле человеком», — говорится в рассказе «Рождение человека».
Это чудовище, объявив гордость первейшим грехом, руками своих жрецов во все времена убивало свободных, гордых, сильных духом.
Гордость — чудеснейшая черта характера. Она делает раба свободным, слабого — сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и «общепринятого». Герои рассказа «Макар Чудра» Лойко и Радда предпочитают смерть несвободной жизни, потому что сами горды и свободны.
Но гипертрофированная гордость, гордыня порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев. Эта мысль Горького звучит в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который, будучи именно таким абсолютно свободным индивидуумом, умирает для всех (и, прежде всего, для себя), оставаясь в наказание жить вечно. Герой обрел в бессмертии смерть.
Горький напоминает о вечной истине: нельзя жить в обществе и быть свободным от него.
Другое качество человека, по Горькому, — это способность всеобъемлюще, всеохватывающе чувствовать, полностью отдааясь своим чувствам, не слушая голос разума. «Безумство храбрых — вот мудрость жизни». Я думаю, что в этой фразе писатель сделал ударение на слове «безумство».
«Расчет — вот энтузиазм мудрого» — эти слова автор обращает к тем, кого презирает. Поэтому у Горького в числе главных и любимых им персонажей не встретишь разумных, холодных, полуположительных субъектов типа Базарова или Ставрогина (хотя такие люди существовали всегда).
Слишком рассудочные люди — обычно нравственно мертвые, а Человек Горького — живой.
Это Homo Sentiense, Человек чувствующий. Таковы Фома Гордеев и Пелагея Ниловна Власова, Коновалов и Чел-каш, Сатин и Тетерев — все главные и даже не очень главные герои его произведений. У всех них чувства больше, чем разума. Впрочем, сам Горький считает чувственность уделом слабых, полагая, что она не должна мешать Человеку на его пути.
Самым же главным качеством Человека писатель считает умение жить. Жить в самом полном смысле этого слова. Всех живущих Горький разделяет на две группы: «горячих» и «гниющих». «Гниющие» — это люди слабые и ограниченные, которые не пытаются изменить жизнь и вполне довольны своим положением. Таких — большинство.
Он очень живуч, ибо обладает всеми талантами паразита… Его душа — трон скользкой жабы, которую зовут пошлостью, его сердце — вместилище трусливой осторожности. Он хочет много наслаждаться и боится беспокойства — это делает его раздвоенным и фальшивым».
Образы-символы Уж и Серый, Сатин, Яков Маякин — это и есть те самые слабые и глупо-пошлые существа, косные и инертные — уродливый пасквиль на настоящего Человека. Но есть и другие люди — «горящие».
Они бурно расходуют свою энергию, отдаются жизни и берут ее, поют ей гимн. «Большое это удовольствие — жить на земле!» — говорит Нил, один из главных героев пьесы «Мещане».
Ему вторят Сокол и Буревестник, герои романтических рассказов, и революционеры из романа «Мать», и многие другие «горящие» герои Горького.
Но для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть», недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное — цель, цель, оправдывающую существование человека, ибо «цена человека — дело его».
«В жизни всегда есть место подвигу», «Вперед! и — выше! все — вперед! и — выше — вот кредо настоящего Человека».
Бесцельно, бессмысленно «горит» жизнь Изергиль, ничего не освещая. В противоположность ей ярко вспыхивает и гаснет жизнь Данко, осветившая людям путь к новой жизни. Погибая, Данко обретает бессмертие, т. к. бессмертие есть плата за высокую, великую цель.
Человек должен стремиться к высокой, великой цели, и на пути ее осуществления ему ничто не должно мешать: ни слепая вера, стремящаяся поработить его, ни баюкающая, сладкая надежда, успокаивающая его, ни унижающая его любовь.
Ради этой цели нужно принести любые жертвы, лишь бы цель оправдывала их.
Итак, Человек, оружие которого «твердая уверенность в свободе мысли, в ее бессмертии и в вечном росте творчества ее» — неисчерпаемый источник его силы. Человек, призвание которого «новое создать на выкованных мыслью незыблемых устоях свободы, красоты и уважения к людям!».
Существует только Человек, все же остальное — дело его рук и мозга. Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!»
Нравственные проблемы свободных людей в ранних рассказах М. Горького
Actionteaser.ru — тизерная реклама
Жизнь Горького была насыщенной приключениями и событиями, крутыми поворотами и переменами. Свою литературную деятельность он начал гимном безумству храбрых и рассказами, прославляющими человека-борца и его стремление к свободе. Горький хорошо знал мир отверженных.
Ведь вместе с ними он прошел многие версты по дорогам России, работал в портах, пекарнях, у богатых хозяев в деревне, вместе с ними ночевал под открытым небом, часто засыпая голодным: “Хождение мое по Руси было вызвано не стремлением ко бродяжничеству, а желанием видеть — где я живу, что за народ вокруг меня”, — писал Горький в 1910 году. Именно этот период жизни писателя нашел отражениев таких его ранних произведениях, как “Старуха Изергиль”, “Челкаш”, “Макар Чудра” и другие.
Эти рассказы являются не только поэтическими легендами, в них — живая жизнь с ее идейными исканиями и противоречиями. Эти произведения произросли на реальной почве. Своими ранними романтическими рассказами с яркими, страстными и вольнолюбивыми героями Горький стремился разбудить души мещан. Им, этим мещанам, отчаявшимся и опустившимся, Горький противопоставляет своих самоотверженных героев: Данко, цыганскую вольницу, гордые натуры свободолюбивых людей,
которые предпочитают смерть подчинению даже любимому человеку. Удалой молодец
Лойко и красавица Радда гибнут, отказываясь от любви и счастья, ради которого надо
пожертвовать свободой. Радда и Лойко стремятся быть вольными как ветер, спутник
их табора. Их независимость и гордость восхищают и привлекают внимание, но и
обрекают этих героев на одиночество и невозможность счастья. Они не становятся
рабами своего чувства. Они готовы отдать за свободу жизнь. И не может “красавец Лойко
поравняться с гордой Раддой”, потому что перед ним было два пути: убить Радду или
убить себя, и он выбрал самый жестокий путь, забыв об отце девушки, Даниле. Своей гибелью они утверждают, что счастье — это свобода.
Эту мысль Горький выразил устами Макара Чудры, который свою историю о Лойко и Раде предваряет следующими (словами: “Ну, сокол, хочешь скажу одну быль? А ты ее
запомни и, — как запомнишь, — век свойбудешь свободной птицей”. Среди гордых и
Стаpyxa Изергиль, рассказывающая чудесные сказки и так любящая “красивых
Actionteaser.ru — тизерная реклама
и сильных”, прожила жизнь, наполненную “жадной любовью”.
Она была подчинена этой ненасытной страсти, но в любви она была свободнее и не позволяла ни унижать себя, ни даже подчинять. Она прекрасно понимала людей, ценила в них лучшее, но искала только любви, и когда любовь проходила, то человек для нее как бы умирал.
“Я никогда не встречалась с теми, кого любила. Это нехорошие встречи, как с
покойниками”. Через всю свою жизнь пронесла Изергиль чувство человеческого
достоинства; его не могли сломить ни превратности судьбы, ни опасность смерти,
ни страх потерять любимого человека, лишиться любви. История ее жизни — это
история свободы и красоты высших нравственных ценностей человека.
Ее рассказ о самоотверженном, героическом подвиге Данко кажется нам реальной историей, свидетельницей которой была сама Изергиль. Изергиль противостоит интеллигентам, которые потеряли волю к жизни.
Но кто же те люди, ради которых Данко пожертвовал своей жизнью, кого он вывел из тьмы леса и болот на свет и свободу, осветив им дорогу своим горящим сердцем? Это те же люди, против которых борется и Изергиль.
Этим произведением Горький призывает современников к борьбе за свободу и счастье
народа, причем немедленно. Или же взять высшее развитие гордости и вольнолюбия в
вот наказание для Ларры было вполне человеческое. “Человек оплачивает все сам”,
— говорит Изергиль. Ларра же “хотел иметь все и сохранить себя цельным”. Он вроде бы и получил все, стал свободен, но все полученное без жертв обесценилось, потеряло смысл. Ларра, Данко, Лойко Зобар — все они могут расстаться с чем угодно, только не со свободой.
Герой Горького, запечатленный в “Челкаше” и многих других произведениях (“Коновалов”, “Бывшие люди”), — это человек, ищущий истину, жаждущий справедливости, но натыкающийся на стену отверженности, становится анархистом. Челкаш не может найти любовь к свободе и поэтому превращается в индивидуалиста-эгоиста, которого жизнь толкает на преступления.
В Челкаше Горького привлекает то, что он способен искать правду и смысл жизни. Челкаш, конечно, романтичен.
Он силен, смел, мужествен, по-своему благороден, он способен бросить трусливому и жалкому Гавриле, который едва не убил его, все свои деньги. Челкаш, как и все герои раннего творчества Горького, ищет свободу, но его свобода носит ущербный характер: в ее основе тот же примитивный инстинкт собственника, что и у Гаврилы, которому он
завидует: “сам себе хозяин”, “своя земля”, “твой дом”… “Ты можешь требовать от всякого уважения к тебе” — таковы рассуждения Челкаша. В целом, Горький как бы открыл нам, что есть где-то, не за морями и океанами, а у нас в России гордые и вольнолюбивые люди.
Эти свободные герои противостоят отвергнувшему их обществу своим свободолюбием, независимостью, широтой души и человечностью. В ранних рассказах Горького наблюдается широкая панорама жизни рабочих, крестьян, ремесленников, интеллигентов.
Это и бродяги, и воры, и представители молодой буржуазии. Перед нами возникает именно реальная, а не выдуманная жизнь. И самое главное то, что о ком бы ни писал Горький, в центре его событий — личность.
Автор выбирал все самое важное и существенное, а отбрасывал “все случайное”, что может помешать показать человека таким, каков он есть.
Все герои раннего творчества Горького нравственно эмоциональны и переживают душевную травму, выбирая между любовью и свободой, но онивыбирают все же последнее, обходя любовь стороной и предпочитая только свободу.
Что нового о человеке сказал Горький? (Человек глазами Горького)
Анализ рассказа Горького «Челкаш»
Рассказы Горького о босяках занимают особое место среди раннего творчества писателя («Страсти-мордасти», «Дед Архип и Ленька», «Коновалов», «Двадцать шесть и одна», «Супруги Орловы», «Бывшие люди», позднее «На дне» и др.).
Интерес к этим «необыкновенным людям» Горький объяснял так: «Смотря на них, я замечал, что хоть они хуже живут “среднего класса людей”, но себя они чувствуют и осознают лучше их, и связанно это с тем, что они не жадные, не готовы душить друг друга и не собирают деньги».
Босяки обратили на себя внимание Горького и как жертвы социального неравенства, и как носители идеи народного протеста.
/ Сочинения / Горький М. / Разное / Что нового о человеке сказал Горький? (Человек глазами Горького)
В конце XIX века в русской литературе появляется новый герой — пропащий человек, изгой, который отвергнут обществом, и судьба которого никого не интересует. Такой герой изображается в реалистических рассказах М. Горького. Художник рисует образ, так сказать, босяка неоднозначно, он пытается выявить причину, по которой герой опустился «на дно» общества. Человек, по мнению писателя, сам по себе создание довольно-таки противоречивое. В своих ранних произведениях Горький приходит к следующей аксиоме: человек — существо с огромными возможностями, он может создать великое на Земле, принеся счастье и радость людям; но также может за одно мгновение все разрушить, повергнув человечество в пучину страданий. Вспомним романтический рассказ «Старуха Изергиль». Такой великий подвиг во имя народа совершает в одном из рассказов старухи Данко, показав, что он, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры, не выдержавшего испытания одиночеством. На основе же прочитанной пьесы Горького «На дне» можно сказать, что только сильный человек, способен смотреть в лицо реальности (как утверждает сам Горький).
Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не в силах, также как не способен противостоять всем тем невзгодам, что обрушиваются на него. В пьесе мы видим людей сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими. Первое, что бросается в глаза,— грубость в разговорах героев. Так происходит, быть может, потому, что люди не хотят и не могут принять своего падения и своей грубостью защищаются от внешних изменений («Дура ты, Настька…»). Люди как будто озверели, они уже не могут говорить спокойно. Они постоянно унижают друг друга. Даже Клещ не может сказать ласкового слова умирающей жене — «заныла».
По сравнению с писателями XIX века герой в рассказах Горького не имеет своей «теории», у него нет собственной полноценной семьи. Для горьковских героев, по-моему, главное в жизни — личная свобода, которую они никогда ни на что не променяли бы; человек — гордый и свободный властелин земли.
/ Сочинения / Горький М. / Разное / Что нового о человеке сказал Горький? (Человек глазами Горького) |