В произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума» высмеиваются нравы дворян 19 века. Автор поднимает извечный вопрос разницы взглядов поколений. Главное столкновение происходит между Чацким — адептом нового дворянства — и кругом общения Фамусова, где главное — не личность, а материальное состояние и звание. Но в тексте присутствует и романтический мотив. Делая анализ 2 действия «Горе от ума», необходимо учитывать все сюжетные линии.
Основные сюжетные линии и герои , В пьесе присутствует любовный треугольник:
- Чацкий.
- Софья.
- Молчалин.
участники которого:
- Чацкий.
- Фамусов.
Эти линии сюжета в тексте комедии взаимодействуют друг с другом.
Составляя краткий конспект по пьесе, необходимо обратить внимание в «Горе от ума» на 2 действие и его анализ. Для начала нужно взглянуть на список главных персон, приведенный в таблице, и их характеристики:
Павел Афанасьевич Фамусов | Управляющий казенного дома, уважающий чин, власть и богатство. |
Софья Павловна Фамусова | Дочь Фамусова, сообразительная и храбрая, но воспитанная в традициях «века минувшего». |
Алексей Степанович Молчалин | Секретарь Фамусова. Боязливый и скрытный. |
Сергей Сергеевич Скалозуб | Полковник. Не очень умный, но очень богатый человек. |
Александр Андреевич Чацкий | Друг Софьи, влюблен в нее. Смелый, с новаторскими взглядами на общественный строй. |
До появления Чацкого герои лгут друг другу, пытаясь что-либо скрыть. Для них это норма. И именно поэтому правдивые слова Чацкого в его монологах вызвали в других персонажах такое негодование и смену настроения.
Уже в действии 2 явлении 1 «Горе от ума» прослеживаются устаревшие взгляды Фамусова на общество и его ценности, где важным является не ум, честность и порядочность, а богатство и власть.
Молодое поколение в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Свою кинокомедию Горести через ума А. С. Грибоедов завершил в 1824 году. Нацарапанная в эру подготовки аристократического геройского поступка декабристов, игра повествует о настроениях и конфликтах такого усиленного времени. Исключительно ужасно они звучат, как мне может показаться на первый взгляд в столкновении героев новобрачного поколения Чацкого, Молчалина, Софьи. Фундаментальный богатырь кинокомедии несовершеннолетний аристократ Мужественный защитник Андреевич Чацкий новоизобретенный человек с прогрессивными свободными взглядами. Данный богатырь заполонен благородными идеями. Он протестует насупротив престарелых способ организации тот или другой имелись в ту эру далеко не исключительно в Москве, но также во всей России. Чацкий ведет борьбу за новые законы: свободу, ум, культуру, любовь к родине Никак нет сейчас источник уж не таков. Свободнее каждый дышит И не торопится оказаться пригодным в поток шутов. По прибытии в дом Фамусова, Чацкий грезит о дочери данного состоятельного господина Софье. Он влюблен в девушку и надеется, что Софья души не чаять его. Но в таунхаусе престарелого товарища его основоположника богатыря подкарауливают одни расстройства и удары.
На первом месте выясняется, что дочь Фамусова души не чаять другого. На втором месте что все столичное окружение это посторонние с целью богатыря люди. Он никак не имеет возможности договориться с их взглядами на жизнь. Так, Чацкий считает, что каждому человеку должно образование. Кроме, он патриот России. Богатырь мечтает, для того чтобы люди были гордым своей отчизной, неплохо располагать сведениями и говорили на русском языке. Кроме, Чацкий завзятый приверженец отмены замкового права. Иначе говоря, Мужественный защитник Андреевич Чацкий желает скорректировать построение Российской федерации к лучшему, организовать, для того чтобы людям жилось беспорочнее и справедливее. Впрочем в таунхаусе Фамусова он сталкивается с ярым противодействием у него возникают полноценные идеологические враги. В одиночестве изо них является Защитник Степанович Молчалин. Данный богатырь человек одного с Чацким поколения. Но, отлично от Александра Андреевича, Льстец непоколебимый консерватор, по этой причине понимание промежду ними невозможно. Тем более, промежду данными персонажами неотвратим конфликт их жизненные идеалы, высоконравственные взгляды и поведение между безотносительно противоположны. Так, в частности Чацкий далеко не может быть понять, для чего но воззрения посторонние исключительно святы.
Льстец же, в свой черед Фамусов, полагает несамостоятельность от других генеральным законом жизни: В мои возрасты далеко не обязано осмеливаться Свое мнение иметь. Без сомнения Молчалин, отлично от Чацкого, посредственность. И у него (у)потреблять свой гений умеренность и аккуратность. Вследствие им, богатырь сейчас настоялся почти всего С тех пор, как числюсь по Архивам, Три награжденья получил. Миропонимание и действие Молчалина неукоснительно регламентируется его положением в служебной иерархии. Льстец и пораздумать себе не имеет возможности непонятно какой тот или иной воли мысленно или поступках. Ему суть (дела) авторитеты: Устроительница имени сабинского царя татий Юрьевна! ! ! Известная, вместе с тем Чиновные и официальные Всегда ей друзья вот и все родственники Но несмотря на все вышесказанное отлично от Чацкого, Льстец органически надписывается в фамусовское общество. Я бы сказал, что это небольшой Фамусов, так как у него видимо-невидимо корпоративного с генеральным столичным тузом, против их большую разность в году и в общественном положении. В частности расположение Молчалина к службе чисто фамусовское: он хотел бы и награжденья брать, и весело пожить. Льстец двойник Чацкого не столько по убеждениям, но также по характеру взаимоотношения к Софье.
Чацкий начистоту не ровно дышит в эту девушку, больше данного ощущения с целью него прилично не существует. Льстец но исключительно компетентно притворяется, что любит Софью, хотя бы по собственному признанию, не находит в ней прилично завидного. Делать нечего есть Софья Фамусова предмет единоборства Чацкого и Молчалина? На мой взгляд, это очень парадоксальный персонаж. С одной стороны, дочурку Фамусова рассудительна и неординарна. По своим внутренним качествам на должна стать сторонницей Чацкого. Все же как не прискорбно, данного далеко не происходит. Тем более, собственно Софья останавливается первопричиной гонения Мужественная защитница Андреевича она, оскорбившись после Молчалина, провозглашает Чацкого сумасшедшим. Мы понимаем, что большой запас данной героини загублен фамусовским обучением — ложью, двуликостью, косностью, консерватизмом. Конечно возможно когда-либо Софья и раскроет все имеющиеся внутренние резервы впрочем данный вопрос составитель сохраняет открытым. В качестве кого как бы то ни было и вопрос о дальнейшей судьбине Чацкого и Молчалина. Следовательно, молодое племя в комедии Грибоедова Горести от ума препровождено асбсолютно многообразными персонажами, воображающими абсолютно противолежащие взоры на жизнь. Составитель акцентирует внимание что представления Чацкого революционны и оттого отторгаемы большинством. Взоры но престарелой Столицы безгранично сильны, причинность удерживаются очень большим числом молоденьких людей. По этой причине защита престарелого и свежеиспеченного светит нешуточная. Кто из нее выйдет победителем? У автора, в свой черед у нас, (у)потреблять свои предположения.
Зарождение конфликта
Во 2 явлении из 2 действия показано ядро зарождающегося конфликта между адептами «века минувшего» и «века нынешнего», Фамусовым и Чацким. Между Чацким и Фамусовым случился напряженный разговор. Столкнулись люди, принадлежащие к двум разным эпохам.
, наоборот, пытается уйти от этой неприятной ему темы
Постепенно разговор Фамусова с молодым человеком меняется и становится напряженнее. Беседа о Софье перетекает в конфликт принципов, взглядов на жизнь, понятий нравственности и порядочности. Но отпечаток личного остается в этом споре, даже когда он превращается в совсем не личный. Тема Софьи не пропала, а переросла во второй завуалированный подтекст. Именно это есть причина вспыльчивости героев дискуссии.
Особое значение во втором явлении второго действия играет речь Чацкого: «И точно, начал свет глупеть…», в которой сравнивается «век нынешний» и «век минувший». Он не старается переубедить Фамусова, он просто страстно верит в то, что говорит, и пытается защитить свои принципы и взгляды, которые для него важны и обязательны.
Возможно, немалую роль здесь играет возраст героя, ведь он молод и горяч, страстно верит в то, о чем говорит. Он убежден, что «век минувший» должен уйти в прошлое, уступив права «веку нынешнему», который принесет благие изменения и свободу.
Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова
Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».
Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам».
Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.
Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.
Прототипы героев повести “Капитанская дочка”, историческая основа
Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».
referat5vip.ru
Свою комедию «Горе от ума» А.С. Грибоедов закончил в 1824 году. Написанная в эпоху подготовки «рыцарского подвига» декабристов, пьеса рассказывает о настроениях и конфликтах того напряжённого времени. Особенно трагично они звучат, как мне кажется, в столкновении героев «молодого поколения» — Чацкого, Молчалина, Софьи. Главный герой комедии – молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий — «новый» человек с прогрессивными либеральными взглядами. Этот герой наполнен возвышенными идеями. Он протестует против старых порядков, которые существовали в ту эпоху не только в Москве, но и во всей России. Чацкий борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм: Нет, нынче свет уж не таков. Вольнее всякий дышит И не торопится вписаться в полк шутов. Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина — Софье. Он влюблен в девушку и надеется, что Софья любит его. Но в доме старого друга его отца героя поджидают одни разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что все московское окружение – это чужие для героя люди. Он никак не может согласиться с их взглядами на жизнь. Так, Чацкий считает, что каждому человеку необходимо образование.
Кроме того, он патриот России. Герой мечтает, чтобы люди гордились своей отчизной, хорошо знали и говорили на русском языке. Кроме того, Чацкий – ярый сторонник отмены крепостного права. Одним словом, Александр Андреевич Чацкий хочет изменить устройство России к лучшему, сделать так, чтобы людям жилось честнее и справедливее. Однако в доме Фамусова он сталкивается с ярым сопротивлением – у него появляются настоящие идейные враги. Одним из них является Алексей Степанович Молчалин. Этот герой — человек одного с Чацким поколения. Но, в отличие от Александра Андреевича, Молчалин — убежденный консерватор, поэтому взаимопонимание между ними невозможно. Больше того, между этими персонажами неизбежен конфликт — их жизненные идеалы, нравственные принципы и поведение в обществе абсолютно противоположны. Так, например, Чацкий не может понять, «зачем же мнения чужие только святы». Молчалин же, как и Фамусов, считает зависимость «от других» основным законом жизни: «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь». Бесспорно, Молчалин, в отличие от Чацкого, посредственность. Но у него есть «свой талант» — «умеренность и аккуратность». Благодаря им, герой уже добился «многого»: «С тех пор, как числюсь по Архивам, Три награжденья получил».
Мировоззрение и поведение Молчалина строго регламентируется его положением в служебной иерархии. Молчалин и помыслить себе не может какой-то маломальской свободы – в мыслях или поступках. Для него главное – авторитеты: Татьяна Юрьевна!!! Известная, — притом Чиновные и должностные — Все ей друзья и все родные… Зато, в отличие от Чацкого, Молчалин органично вписывается в фамусовское общество. Можно сказать, что это «маленький Фамусов», ведь у него много общего с главным московским «тузом», несмотря на их большую разницу в возрасте и в общественном положении. Например, отношение Молчалина к службе — чисто «фамусовское»: он хотел бы «и награжденья брать, и весело пожить». Молчалин — антипод Чацкого не только по убеждениям, но и по характеру отношения к Софье. Чацкий искренне влюблен в эту девушку, выше этого чувства для него ничего не существует. Молчалин же лишь умело притворяется, что любит Софью, хотя, по собственному признанию, не находит в ней «ничего завидного». Что же представляет собой Софья Фамусова – «предмет» единоборства Чацкого и Молчалина? На мой взгляд, это очень противоречивый персонаж. С одной стороны, дочь Фамусова умна и неординарна. По своим внутренним качествам на должна стать сторонницей Чацкого.
Однако, к сожалению, этого не происходит. Больше того, именно Софья становится причиной гонения Александра Андреевича – она, оскорбившись за Молчалина, объявляет Чацкого сумасшедшим. Мы понимаем, что большой потенциал этой героини загублен «фамусовским» воспитанием — ложью, двуликостью, косностью, консерватизмом. Возможно, когда-нибудь Софья и раскроет все свои возможности, однако этот вопрос автор оставляет открытым. Как, впрочем, и вопрос о дальнейшей судьбе Чацкого и Молчалина. Таким образом, молодое поколение в комедии Грибоедова «Горе от ума» представлено совершенно разными персонажами, представляющими кардинально противоположные взгляды на жизнь. Автор подчеркивает, что представления Чацкого революционны и оттого отторгаемы большинством. Взгляды же старой Москвы чрезвычайно сильны, потому что поддерживаются огромным количеством молодых людей. Поэтому борьба старого и нового предстоит нешуточная. Кто из нее выйдет победителем? У автора, как и у нас, есть свои предположения. Однако рассудить героев комедии может только время.