Прошлое, настоящее и будущее в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад

Действительно, миг — между прошлым, которое не­возможно изменить, и будущим, к сюрпризам которого нельзя быть готовым заранее, — вот что такое наше настоящее. Время, данное нам, чтобы остановиться, за­думаться над своими ошибками, решить, что делать дальше, попытаться повлиять на свою дальнейшую судьбу. Но всегда ли мы можем и хотим воспользовать­ся настоящим как шансом изменить будущее?

Мы застаем семью Раневских, героев пьесы А. П. Че­хова «Вишневый сад», в переломный для них момент. Они поставлены перед фактом банкротства, долговой ямы и приближающегося аукциона, на котором будет продано все их имущество — имение и огромный, ста­рый вишневый сад, предмет их гордости. И немудрено: даже «в «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад». В нем прошла большая и лучшая часть их жизни, произошли все самые важные для них события. И сад, и дом полны воспоминаний для Любови Андреев­ны Раневской и ее брата Леонида Андреевича Гаева. Вернувшись после долгой отлучки, они как бы погружа­ются в них, в эти дорогие воспоминания, заново пережи­вая ключевые моменты своей жизни. Войдя в свою быв­шую комнату, Любовь Андреевна восклицает: «О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад…», а выглянув из окна, смеется от радос­ти: «Посмотрите, покойная мама идет по саду… в белом платье!» Гаев же с шутливым почтением поздравляет со столетним юбилеем древний книжный шкаф: «Привет­ствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и спра­ведливости…»

Не только само место, но и люди, с которыми встре­чаются вернувшиеся хозяева дома, вызывают у них воспоминания. Фирс, старый лакей, — это целая эпоха в жизни имения. «Меня женить собирались, а вашего папаши еще на свете не было», — говорит он купцу Лопахину, уже далеко не мальчику. Неудивительно, что Фирс незримо присутствует во всех воспоминаниях жителей имения.

Слезы вызывает у Любови Андреевны встреча с Петей Трофимовым, бывшим домашним учителем ее умершего сына, — как будто заново открывается за­жившая было рана.

С приездом Раневских оживают и воспоминания ожидающих их людей. Лопахин до сих пор помнит до­брое отношение к нему Любови Андреевны в юности: «Хороший она человек. Легкий, простой человек». Вспоминает ее добрым словом горничная Дуняша, а уж Фирс просто живет воспоминаниями о людях, которым он посвятил всю свою сознательную жизнь. Старый лакей отлично знает привычки каждого из господ и не забывает проследить, как заботливый дедушка, чтобы они вовремя поужинали и тепло оделись: «Извольте, сударь, надеть пальто, а то сыро», — озабоченно хло­почет он и считает, что без него ничего в этом доме не будет так, как следует. Эти заботы — смысл его жиз­ни, потерянный с отъездом хозяев, а теперь вновь об­ретенный.

18 стр., 8574 слов

Характеристика раневской и гаева. Образы раневской и гаева в пьесе а п

... И надо самому любить… “Я выше любви!” Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа». И все же в Раневской ... лучше понять образ Гаева в пьесе «Вишневый сад». Сочинение Образ и характеристика Гаева Пьеса Вишневый сад ... некомпетентность, знания жизни писателю было не занимать. Дело не в этом, не в социальной ... верит в него. Чем же вызвано это недоверие по отношению к Гаеву? Окружающие ...

Какими же — по собственным и чужим воспомина­ниям — предстают перед нами главные герои пьесы — Раневские и Гаев? Несомненно, они добрые люди, од­нако это ли главное? Леонид Андреевич искренне счи­тает себя прогрессивным «человеком восьмидесятых годов», которого «недаром мужик любит». Но его един­ственное занятие — бесконечные пасьянсы. Да и к деньгам он относится безалаберно: не зря говорят, что он «все свое состояние проел на леденцах». Цену ему знают даже родные: когда он пытается обнадежить их предложенным ему местом в банке, сестра только вздыхает: «Где тебе! Сиди уж…»

Любовь Андреевна — чистая душа, хотя брат и об­виняет ее в порочности. Она не заносчива: родственни­ки не любят ее за то, что она «вышла за не дворянина и вела себя нельзя сказать, чтобы очень добродетель­но»; зато «она хорошая, добрая, славная» и готова от­дать последнюю копейку. Правда, щедрость для нее — это привычка сорить деньгами, от которой она так и не смогла избавиться, несмотря на изменившуюся ситуа­цию. Так, прошлое этих людей, ошибки, которые они повторяли раз за разом, делая долги и не желая отка­зываться от роскоши, стало причиной безрадостного настоящего семьи Раневских.

Каково же их будущее? Есть ли у них шансы спас­ти имение и их любимый сад? Вряд ли: эти неприспо­собленные к жизни люди даже не знают, откуда бе­рутся деньги. Они, как в раннем детстве, надеются на ярославскую тетку, которая обещала прислать денег, на Лопахина, который, возможно, что-нибудь придума­ет, — на кого угодно, только не на себя. Ни Гаев, ни Раневская не отваживаются посмотреть в лицо ре­альной действительности. Предложение вырубить сад и сдать землю в аренду отвергается только потому, что «дачи это пошло».

Кому же Чехов предназначает роль спасителя се­мьи Раневских? Возможно, молодое поколение лишено недостатков старших?

Анне, дочери Любови Андреевны, семнадцать лет, и она хочет сделать мир лучше. Вместе с Петей Тро­фимовым девушка мечтает о времени, когда все будут счастливы. Вечный студент Петя умеет поддержать интеллектуальную беседу, его ум и эрудиция у всех вызывают восхищение. Так почему же Варя, единст­венный практичный человек в доме, не одобряет дружбы с ним Ани? Мечты этого «облезлого барина», как дразнят Трофимова, основаны на счастье, к кото­рому люди придут, отказавшись от имущества. Не причина ли этого в том, что сам он ничего и не зарабо­тал своим умом? И Петя, и Аня мечтают о мире, где они не будут бесполезны, но их мечты остаются мечта­ми и ничего не могут изменить.

Может быть, Варя смогла бы помочь что-то сде­лать? Приемная дочь Раневской, она испытывает к ней любовь и благодарность и готова работать, чтобы она и Аня не голодали. Но разве ее сил хватит на то, чтобы спасти имение?

15 стр., 7090 слов

Истоки зла в мире и человеке в восприятии Шекспира по произведениям ...

... смешным. Но из чего же в таком случае исходил возрожденческий человек и на чем же пытался себя обосновать? Как мы уже говорили, этой основой была для ... Земли рушат всю систему схоластических представлений о мире. Возникает интерес к познанию природы, появляются ростки научного мировоззрения. 1. Концепция человека в ренессансной культуре Особенность эпохи Возрождения ...

Варя не бросит Раневских, и, понимая это, на ней не желает жениться практичный купец Лопахин. Он хорошо относится к этим людям, но видит, что они всю жизнь будут только нахлебниками. Он пытается по­мочь им, но сразу же понимает бесполезность своих усилий. И, в отличие от Вари, не собирается взвали­вать на свои плечи заботу о них.

По воле автора именно из-за практичности, дело­вой жилки Лопахина заветный сад станет его собствен­ностью. А вместе с садом и будущее. Ермолай Алексе­евич — единственный из героев пьесы, приспособлен­ный к жизни в мире, описанном Чеховым — мире деловых отношений, где сад, как ни грустно, вырубят и отдадут под дачи. Возможно, автору и самому жаль сада, упомянутого в «Энциклопедическом словаре», но действительность такова, что в приближающемся будущем ему нет места, как и людям, подобным Ранев­ским, Гаеву, Трофимову. Все они обречены остаться в прошлом, как и старик Фирс, очень символично за­бытый в покинутом доме. Будущее России, которое представляется нам после прочтения «Вишневого са­да», им не принадлежит.

В чем же причина успешности одних и неприспо­собленности других? Возможно, в том, что миг, данный каждому, чтобы остановиться и задуматься, каждый использует по-разному. И будущее не примет того, кто растратил это заветное мгновение попусту.