Давайте посмотрим, что же нам известно о жизни этого древнего святого. В книге Деяний мы можем прочитать, как апостол Павел проповедовал в ареопаге – историческом холме в Афинах, на котором проходили собрания городского органа власти. «И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что́ это такое? » (Деян. 19,19-20).
Ревностная речь ученика Христова послужила обращению будущего священномученика: « Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними (Деян. 19,34)». В остальном сведения о жизни нашего святого достаточно скудны. Помимо Священного Писания о священномученике Дионисии упоминают еще Дионисия Коринфского и Евсевия Кесарийского, которые как раз и указывают на то, что он был епископом Афин.
Существует также мнение нескольких французских богословов и историков, которое отождествляет личность Дионисия Ареопагита с Дионисием Парижским. Если заглянуть в православный календарь, то можно увидеть, что 16 октября почитается также память священномучеников Рустика и Елевферия. Более того, они, как и Дионисий Ариеопагит, пострадали в 96 году, а 600-тым годом датируется сочинение под названием «Страсти святых Дионисия, Рустика и Елевферия».
Слияние в одну личность двух разных Дионисиев произошло в IX веке из-за ошибки аббата Галдуина.
О святом Дионисии упоминает также историк VI века Григорий Турский. Однако, как пишет русский патролог Иван Васильевич Попов, слияние в одну личность двух разных Дионисиев произошло в IX веке из-за ошибки аббата Галдуина. На самом деле ни Евсевий, ни французские хроники не содержат упоминаний о том, что данный ученик апостола Павла предпринимал какие-либо миссионерские путешествия в Галлию. Согласно свидетельству того же Григория Турского, Дионисий Парижский пришел на запад Европы в царствование императора Деция Траяна, а это вообще первая половина III столетия.
Именем священномученика Дионисия Ареопагита надписан солидный корпус сочинений. Однако есть целый ряд замечаний (которые мы здесь не станем подробно рассматривать) говорящих нам о том, что все эти труды не относятся к апостольскому времени и, соответственно, не могли быть написаны нашим святым. В принципе, такая практика была достаточно распространенной в Древней Церкви, ведь многие из христианских писателей стремились послужить, прежде всего, Христу и при этом избежать всякой славы.
Героические мифы разных народов
... героического эпоса. Однако устная традиция эпоса быстро исчезает, если уже не исчезла. Лишь в Исландии и на ... и легендах разных народов Все известные высокоразвитые народы, такие как ... личностей в особенности окутаны фантастическими элементами, которые у различных народов, несмотря на ... всегда представлена некая модель мира. Е.М. Мелетинский: « В ... сказаний, которые представляются тем более непостижимыми в ...
При таком отношении подлинное имя автора сочинений утаивалось, а труд подписывался именем уже известного авторитета, дабы прославить его подвиг еще больше.
Корпус сочинений псевдо-Дионисия Ареопагита, как теперь его принято называть, датируется IV веком, но до сих пор толком неизвестно, кто же скрывался под именем ученика апостола Павла. Если мы обратимся к содержанию данных трудов, то быстро станет понятно, что они достаточно сложны для восприятия, отличаются мистическим характером и требуют обширного и вдумчивого анализа, что представляется невозможным в рамках одной небольшой статьи. Поэтому, дабы получить общее представление о рассматриваемом корпусе сочинений, давайте кратко обозначим его основные темы.
До сих пор толком неизвестно, кто же скрывался под именем ученика апостола Павла.
Нельзя не отметить, что псевдо-Дионисий стремится передать богословские истины в терминах и понятиях популярной тогда неоплатонической философии. При этом он избегает опасности исказить христианское учение в угоду вкусам современной ему аудитории.
В разговоре о богопознании псевдо-Дионисий, с одной стороны, проповедует неоплатоническую доктрину трансцендентности Божества, а с другой – оберегает сущность Откровения, что целиком соответствует духу Великих Каппадокийцев.
Вот небольшой и более-менее доступный пониманию отрывок из сочинения «О Божественных именах»: « Ныне же мы, насколько нам возможно, пользуемся, говоря о божественном, доступными нам символами, а от них по мере сил устремляемся опять же к простой и соединенной истине умственных созерцаний, и после всякого свойственного нам разумения боговидений, прекращаем умственную деятельность и достигаем, по мере возможности, сверхсущественного света, в котором все пределы всех разумов в высшей степени неизреченно предсуществуют, каковой свет ни помыслить, ни описать, ни каким-либо образом рассмотреть невозможно ».
Именно благодаря корпусу «Ареопагитик» мы знаем о трех триадах ангельских чинов.
Приведенная цитата содержит в себе указание на заслугу автора корпуса псевдо-Дионисия. Все дело в том, что с точки зрения неоплатоников, для богопознания достаточно было лишь очищения, в то время как «Ареопагитик» навсегда выходит за рамки платонизма и, помимо очищения, предполагает еще и вторую ступень, а именно катарсис, «выход из себя» для встречи с Богом, который превышает всякое разумение.
Свое понимание сотворенного мира псевдо-Дионисий выразил в двух сочинениях: «О небесной иерархии» и «О церковной иерархии». По его мнению, весь мир организован по принципу иерархической лестницы, что и находит свое отражение в литургической мистике. Однако здесь нужно понимать, что иерархия у псевдо-Дионисия понимается не в смысле статической подчиненности низших сущностей высшим, а как некое динамическое устремление всего творения ввысь, к Богу.
Иконопись (Грек, Рублев, Дионисий)
... оттенки небесного свода. Иконописец знал великое многообразие оттенков голубого: и темно-синий цвет звездной ночи, и яркое сияние голубой тверди, и ... прежде всего солнечная мистика. Как бы ни были прекрасны небесные цвета, все-таки золото полуденного солнца играет главную роль. ... ночная, блекнет мерцание звезд и зарево ночного пожара (9, с. 85). Такова в нашей иконописи иерархия красок вокруг “солнца ...
Именно благодаря корпусу «Ареопагитик» мы знаем о трех триадах ангельских чинов. Ближе всего к Всевышнему, по его мнению, стоят Херувимы, Серафимы и Престолы, затем идут Господства, Силы, Власти и последняя триада состоит из Начал, Архангелов и Ангелов. Притом нижние чины имеют доступ к Богу только через чины высшие, а каждая триада передает нижним какой-либо из аспектов Божества, не умаляя при этом Сам Источник.
Взирая на стройность изображенной ангельской иерархии необходимо все-таки сказать, что она не соответствует библейскому Откровению, а потому может быть рассмотрена как вымышленная конструкция. Хотя сама идея вполне согласуется с христианским мировоззрением, так как предполагает смыкание на Боге земного и небесного миров. Как бы там ни было, при наличии времени, стоит все-таки обратиться к труду «О небесной иерархии», так как в нем содержится много интересных мыслей о внешнем виде, функциях и символах столь таинственных для нас ангельских чинов.
Небесной иерархии соответствует, а точнее является ее отображением и продолжением, иерархия церковная.
Согласно псевдо-Дионисию, небесной иерархии соответствует, а точнее является ее отображением и продолжением, иерархия церковная: « Совершеннейшим же тайноучением богословие именует нашу иерархию, называя ее исполнением и священным завершением той законной иерархии. Это есть иерархия вместе и небесная, и законная, занимающая середину между крайностями: между одной (небесной), будучи причастна духовных созерцаний, и другой (подзаконной), потому что не чужда разнообразия символов, посредством которых возводится к вещам божественным ».
Псевдо-Дионисий утверждает, что церковной иерархии предшествовала иерархия Ветхого Завета, при этом структура Церкви является более «совершенным посвящением», так как одновременно является и подзаконной, и небесной и находится между обоими мирами, и участвует в них.
Интересно, что в отношении церковной иерархии мы видим всего две тирады. Первая – это священные чины, включающие в себя архиереев, священников и диаконов, а вот вторая – чины мирские и состоит она из монахов, простых людей и нуждающихся в очищении, к которым относятся оглашенные, кающиеся и одержимые.
О Христе псевдо-Дионисий говорит весьма туманно.
Почему церковную иерархию псевдо-Дионисий составляет именно таким образом, он не объясняет. В XI веке преп. Никита Стифат решил к перечисленным двум триадам добавить третью, состоящую из патриархов, митрополитов и архиепископов. Все это свидетельствует о том, что данная классификация носит произвольный характер и является лишь построением ума. Отметим, что эти выводы относятся не к трем степеням священства, а именно к триадам.
О Христе псевдо-Дионисий говорит весьма туманно. Он не упоминает учения о Воплощении, а также свидетельств о жизни Спасителя. Христос корпуса «Ареопагитик» – это высшее откровение Божественной природы, Учитель, наставляющий падшие умы на путь возвращения к Творцу; Он « богоначальнейший дух, начало, сущность и богоначальнейшая сила всей иерархии, всей святости и всех божественных действ ».
Творчество Дионисия
... по истечении седьмой тысячи лет (по старому русскому летоисчислению). Тематику творчества Дионисия определяют религиозно-философские идеи общественного служения и долга, особое понимание ... и пластичность композиций. Образы, созданные Дионисием, наполнены совершенной духовной гармонией, представлением о грядущем мире Царствия Небесного. Дионисий прославился росписями в Пафнутьево-Боровском ...
Несмотря на отсутствие четкой христологии, заслуги для богословия псевдо-Дионисия сложно переоценить и лучше всего выразить словами протоиерея Иоанна Мейендорфа, который говорил, что он « сумел выразить подлинно христианский подход к богопознанию, преобразив изнутри неоплатоническую терминологию… Однако его учение об иерархиях, зачастую слишком буквально воспринимавшееся его современниками и комментаторами, скорее запутало, нежели прояснило византийские представления о Церкви и таинствах ».