Вторая — ненамеренные источники (деловая переписка, письма, документы).
Они не предназначались для потомков.
Эти два вида источников крайне важны и дополняют друг друга. Ведь данные, которых нет в намеренных источниках (возможно за ненадобностью, недостаточной значимости для автора) есть в ненамеренных источниках.
Порой, ненамеренные источники наиболее важны, чем намеренные, потому, что мелочи описываются редко, и очень часто в единственном экземпляре (в отличие от намеренных источников).
Слияние данных в источниках, их сравнение помогает открыть полную картину какого-либо исторического события.
Без письменных источников невозможно полностью понять культуру, жизнь и быт людей прошлого. Приведем пример: если бы не было письменных источников, мы бы никогда не узнали, что у саков была военная демократия. Мы бы не узнали, что в этих племенах вождей избирали просто потому, что нигде, кроме письменных источников это невозможно описать.
Древнегреческие и древнеримские источники дали исчерпывающую информацию о скифо-сакских племенах. Без этих данных в нынешнее время невозможно было бы изучить немаловажные детали из жизни той эпохи.
Наиболее полные сведения о саках содержатся в греческих материалах. (3)
Особенно для исследователей этнической истории скифов-саков бесценен труд Геродота. (3)
Геродот, греческий историк из малоазиатского города Галикарнаса, составил в середине V века до н.э. свою историю греко-персидских войн, содержащую много этнографического материала о народах, соприкасавшихся с Персидским государством. Материалы о народах северо-востока он собрал, главным образом, во время своего пребывания в греческой колонии Ольвии. (2)
Страбон, греческий географ эпохи императора Августа, в начале н.э. написал географию, которая также содержит много исторического материала. (2)
«История» Геродота написана (430-424 гг до н.э.).
Информаторами Геродота были не только персы, но и причерноморские греки, хорошо знакомые с местными скифами, сами путешествовавшие по скифским землям и собиравшие сведения о дорогах на восток. (1)
Весь этот информационный массив имеет как бы три «этажа». Самый нижний, т.е. самый ранний «этаж», построен на сведениях Геродота. Второй «этаж» — сведения, полученные эллинами во время и непосредственно после походов Александра Македонского и его политических наследников (диадохов и эпигонов) в Среднюю Азию. Наконец, третий «этаж» — сведения греческих и латинских писателей, не только воспроизводивших прежние рассказы, но и передававших сообщения, полученные от своих современников, так или иначе соприкасавшихся с миром центральноазиатских народов и стран. (1)
«История» Геродота как исторический источник по изучению истории ...
... «История» Геродота как исторический источник и как литературное произведение. При суждении о том, насколько можно доверять сообщениям Геродота, надо ... и названия книг по именам Муз) имеет более позднее происхождение и часто представляется механическим, поскольку разрывает единые отрывки текста. Основной идеей сочинения Геродота ... Тир, в Финикию, желая добыть точные сведения о культе Геракла (II, 44), ...
Главными для стран глубинной Азии политическими событиями, по крайней мере с точки зрения иноземных историографов, были в VI-IV вв. до н.э. отношения с Ахеменидской державой, а в VI-III вв. – поход Александра Македонского на восток и возникновение в центре Азиатского материка эллинистических или эллинизированных государств. Главными событиями, обусловившими третьего информационного «этажа», стали крушение среднеазиатского эллинизма под натиском кочевой переферии и возникновение Великого Шелкого пути, впервые соеденившего через Среднюю Азию суперцивилизации Дальнего Востока и Средиземноморья. (1)
Хотя переданные Геродотом известия о кочевниках дошли до него через переработку в эллинском (греческом) духе, тем не менее для изучения этнической истории этого периода обратимся к
Использовал ли Страбон книгу Геродота – не установлено. Однако, его данные в общем сходятся со сведениями Геродота. (2)
Общее описание.
«Отец истории» Геродот (V в до н.э.) пишет о них, как о скифах. Под названием скифы ранние кочевники были известны в Европе. Вероятно, в начале 1 тысячелетия до н.э., в глубине Евразийского степного субконтинента существовал мощный центр, откуда происходило распространение общего стандарта. Носителями этих новшеств были племена, уже переходящие к кочевничеству. (3)
Письменные источники и археологические данные говорят о том, что уже в VIII-VII вв. до н.э. племена саков были связаны с цивилизациями древнего мира — Ассирией и Мидией, а с середины VI в. до н.э. с государством Ахеменидов (Персия-Иран).
(3)
Геродот упоминает саков-
Все остальные этнонимы сакских племен, названные в античных источниках, отсутствуют в ахеменидских надписях. (1)
Относятся ли массагеты к иранским (персидским) кочевым племенам или тюрко-монгольским, точно до сих пор не установлено, однако, больше оснований считать их принадлежащим к первым. Таким образом, древнейшее население западного и южного Казахстана принадлежало к иранской (персидской) группе народов, живших в тесном соседстве с тюрко-монголами, населявшими север и восток Казахстана. (2)
Помимо Геродота и Страбона скифосакские племена также описал и Арриан.
Но ни Арриан, ни его информаторы не знали, что у внешне различных племен общая территория, общие политические и культурные центры в Приаралье, где расположены города-ставки их «царей», общие святыни, связанные с почитанием солнечного бога Митры. (1)
В III в. до н.э. имя дахов полностью вытесняет более древнее общее имя массагетов. Этот процесс тогда завершился даже в Прикаспии, где со времен Геродота любое скифское племя считали массагетами. (1)
История сакских племен Казахстана
... том, что греки называли саков скифами, а персы – «туры с быстрыми конями». Древнегреческие и латинские источники называли саков скифами, упоминали имена племен: массагеты – в междуречье Сырдарьи и Амударьи, савроматы (позднее ... центром мира, носителем земного процветания. От его физической мощи и духовной энергии зависело благосостояние народа. Он был воплощением всех слоев народа . Археологические ...
Во втором веке в поле зрения греческих авторов попали четыре племени, что перешли Яксарт, уходя от уйсуней: асии, пасианы (иной вариант: асии или асианы, тогда число племен сокращается до трех), тохары и сакараулы. (1)
Другой автор, Юстин, в пересказе сочинения римского историка I в до н.э. Помпея Трога, называет два скифских племени – сакарауков и асианов, упоминая, впрочем, в другом месте тохар. В оглавлнении несохранившейся 42-ой книги «Истории» Помпея Трога имеется следующий отрывок: «асиане, став царями тохар, погубили сакараваков (светлые саки)». (1)
Аммиан Марцеллин, римский офицер и историк, в 358 г. воевал против персов, писал историю своего времени (353-378).
(2) В его записях также упоминаются саки и племена, которые их сменили – канглы и уйсуни.
Расселение.
В 1 тысячелетии до н.э. обширную территорию от Семиречья и Восточного Туркестана до Причерноморья и от Алтайских гор до Хорезма заселяли многочисленные племена, носившие общее название «Сак». (3)
О причинах появления скифских племен в Европе и в Средней Азии точных свидетельств нет, кроме одного важного сообщения Геродота, где говорится, что «аримаспами были вытеснены из своей земли исседоны, исседонами – скифы, а киммерийцы, жившие у южного моря (Каспийское?) покинули страну под натиском скифов». В другой легенде говорится о том, что «кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войною со стороны массагетов, перешли реку Аракс и удалились в киммерийскую землю».
К этнокультурному ареалу саков принадлежали многие племена. «Большая часть скифов, начиная от Каспийского моря, называются даями, живущие далее на восток зовутся массагетами и саками, а прочих называют вообще скифами, но каждое племя имеет частое имя», — отмечает Страбон (I век до н.э.) (3)
По словам Геродота, саки постепенно были вытеснены с берегов Амударьи на северо-запад.
Ссылаясь же на Аристея, он дает и другой маршрут следования скифов в Европу: «Начиная с аримаспов, постоянно воюют со соседями, так что исседоны вытеснены из своих земель аримаспами, исседонами вытеснены скифы, а киммеряне, жившие у южного моря, покинули свою страну под натиском скифов». (3)
Аристей, будто бы по внушению Аполлона, совершил шестилетнее путешествие через страну скифов на восток, стремясь достигнуть земель таинственных гипербореев. Он дошел до страны исседонов, а возвратившись, изложил свои впечатления в поэтму. Жил Аристей в VII в. до н .э. (1)
«С запада Каспийское море ограничено Кавказом, с востока к нему примыкает равнина на необозримом пространстве. Значительную часть этой обширной равнины занимают массагеты», — пишет Геродот. (3)
Мир заяксартских степей и гор был, по существу, закрытым миром для античных авторов. Древнейшие сведения, касающиеся его и приводимые Геродотом, основываются на поэме Аристея из города Проконнес на Мраморном море, владельца сукновальной мастерской.
Массагеты в сочинениях греческих авторов связаны только территориальной общностью – Приаралье, низовья Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, район Узбоя.
Культура, религия, традиции.
Древнегреческие историки (в частности Геродот) записывал легенды саков.
Первая легенда, переданная Геродотом, гласит следующее: «Скифы говорят, что их народ моложе всех других и произошел следующим образом: в их земле, бывшей безлюдной пустыней, родился первый человек, по имени Таргитай; родителями этого Таргитая они называют, по моему мнению, неверно, Зевса и дочь реки Борисфена. Такого происхождения был, по их словам, Таргитай, а у него родились три сына; Липоксай, Арпоксай и младший – Колаксай. При них упали с неба на скифскую землю золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Старший из братьев первым увидел эти предметы, подошел ближе, желая их взять, но при его приближении золото воспламенилось. По его удалении подошел второй, но с золотом повторилась то же самое. Таким образом, золото, воспламеняясь, не допускало их к себе, но с приближением третьего брата, самого младшего, горение прекратилось, и он отнес к себе золото. Старшие братья, поняв значение этого чуда, передали младшему все царство. И вот от Липоксая, где произошли те скифы, которые носят название родовых захватов, от среднего брата Арпоксая – те, которые называются катиарами и трапиями, а от младшего царя – те, которые называются паралатами, общее же название всех их – сколоты, по имени одного царя, скифами названии их эллины. (3)
Искусство скифов
... до н. э. скифское искусство развивалось под влиянием греческих мастеров, которые жили в городах Боспора. Боспорские мастера хорошо знали запросы своих заказчиков - скифов и изготавливали вещи по ... характерно широкое применение курганного обряда при захоронениях. Рядом с погребением знатного скифа или их царя клали убитых жен-наложниц, слуг, рабов коней. Сверху насыпан высокий курган. ...
Так рассказывают скифы о своем происхождении, лет им с начала существования, или от первого царя Таргитая до похода на них Дария, по их словам, круглым счетом не более тысячи, а именно столько». (3)
«Есть в прочем иной рассказ, — пишет далее Геродот, — которому я сам наиболее доверяю. По этому рассказу, кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войною со стороны массагетов, перешли реку Аракс (Амударья) и удалились в киммерийскую землю». (3)
Античные историки сохранили нам легенды о происхождении савроматов: «Когда эллины вступили в борьбу с амазонками…, то, как гласит предание, эллины, победив их в сражении, отплыли обратно, везя с собою на стрех суднах амазонок, которых удалось захватить в плен. Последние в открытом море напали на мужчин и изрубили их, но не зная, как управлять кораблями, носились по волнам по воле ветра и прибыли на Меотийское море (Азовское).
Сойдя здесь с судов, амазонки отправились в обитаемую местность и, встретив табун лошадей, они захватили его и стали грабить владения скифов». (3)