Понятие о любви в подростковом и юношеском возрасте

Отчет по практике

Цель: изучить понимание любви в подростковом и юношеском возрасте

Объект исследования: понимание любви.

Предмет исследования: понимание любви на разных возрастных этапах

Гипотеза: понимание любви у подростков и юношей различно.

Рабочие гипотезы:

  1. В подростковом возрасте, любовь понимается как интимная близость, общение, отношения
  2. В юношеском возрасте, любовь понимается как семья, брак, дети

Методика исследования: групповой ассоциативный эксперимент. См. приложение.

В качестве эмпирического объекта исследования выступала группа испытуемых подросткового возраста и группа испытуемых юношеского возраста. Объем выборки 20 человек: юноши и девушки в возрасте от 14 до 15 лет и от 22 до 23 лет. Из них 5 девушек, 5 юношей в каждой группе.

ГЛАВА 1. Любовь в отрочестве и юности

1.1 Психологические характеристики юношеского возраста

Психология юношеского возраста – один из самых сложных и наименее разработанных разделов возрастной психологии. Еще в 20-е годы Л.С. Выготский отмечал, что в психологии юношеского возраста значительно больше общих теорий, чем достоверно установленных фактов. Во многих западных схемах возрастной периодизации онтогенеза, юношеский возраст не рассматривается как самостоятельный период развития человека, а включается в период «тинейджерства», объединяющий подростковый и юношеский периоды от 13 до 19 лет. В то же время такие отечественные ученые как Л.И.Божович, И.В.Дубровина, отмечают целесообразность исследований, отражающих специфику данного возрастного этапа развития.

Юность – период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирование мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь. В этом возрасте центральным новообразованием становится самоопределение как профессиональное, так и личностное.

Так же самым важным новообразованием молодости можно считать достижение социальной зрелости. Когда молодой человек не только в своем сознании включает себя во взрослую жизнь, но и он начинает принимать в ней активное участие – приобретение профессии, определенного социального статуса, создание семьи.

13 стр., 6395 слов

Самооценка у школьников подросткового возраста

... темы. Предмет данного исследования - самооценка подростков. Объект: подростки (11-14 лет). Целью данной работы является изучение особенностей самооценки у подростков. Задачи: Рассмотреть проблему самооценки в психологии; Изучить особенности самооценки в подростковом возрасте; Провести экспериментальное исследования, ...

Юношеский возраст отделяет детство от взрослости. Этот период характеризуется большей, по сравнению с подростковым, дифференцированностью эмоциональных реакций. Именно в юности дружеские и любовные привязанности особенно актуальны. Также в юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни. []

Главным измерением времени в самосознании юноши является будущее, к которому он себя готовит. Мечты о будущем занимают центральное место в его переживаниях.

Из перечисленных выше характеристик юношеского возраста можно сделать вывод, что юноши и девушки, на данном возрастном этапе, эмоциональны; они задумываются о будущем и у них формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни.

1.2 Психологические характеристики подросткового возраста.

Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период — физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит становление качественно новых образований.

Подростковый возраст – период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Отстаивая свои права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликт с ними. Также подростку присуща потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью этого периода является интимно-личностное общение: появляются подростковая дружба и любовь [12].

Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки взрослых. В общении происходит усвоение подростком социальных норм, переоценка ценностей.

По выражению Л.С. Выготского, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного» [4].

Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу. У подростка складываются разнообразные образы «Я», подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя «Я-концепцию», которую можно считать новообразованием всего периода [4].

Таким образом, подростковый возраст – это период глобальных изменений. Для данного возраста характерным является эмоциональная нестабильность, вследствие чего ребенок испытывает разные эмоции. Ведущей деятельностью в данном возрасте является интимно-личностное общение и отношения с противоположным полом значимы для подростков. Впервые они начинают обращать внимание на сверстников противоположного пола, проявлять интерес к чувствам, которые возникают в процессе общения. В этот период происходит первый опыт интимных связей, возникают первые осознанные чувства, которые подростки стараются реализовать в действиях.

21 стр., 10318 слов

Способности и одаренность в младшем школьном возрасте

... одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности. Способности Иногда способности ... психологии изучающие взаимосвязь процессов мышления и активного творческого воображения в свете развития ... творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули Н.Н. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, ...

1.3. Значение любви в подростковом и юношеском возрасте.

В психологии существуют различные определения понятия «любовь».

Любовь – это деятельность личности, направленная на получение счастья через счастье другого человека [21].

Любовь – это симпатия и понимание двух людей [18].

Из этого следует, что любовь – понятие не совсем определенное, однако во всех дефинициях есть общая характеристика любви, говорящая о том, что это сильное эмоциональное проявление.

Любовь – одна из интенсивных положительных эмоций, переживаемых человеком в любом возрасте. Кроме качества интенсивности она обладает свойством длительности, поскольку может устойчиво сохраняться в течение довольно продолжительного времени. Оба эти свойства – интенсивность и длительность – отличают любовь от других эмоциональных проявлений, в частности от таких отрицательных эмоций как гнев и испуг, вина и стыд, зависть и ревность, грусть и печаль, а также ряда положительных – счастье и радость, надежда и гордость.

Любовь, для подростков и юношей, особое чувство, и прежде всего потому, что это — новое ощущение, никогда ранее не испытываемое в полном объеме. Конечно, до подросткового возраста какие-то проявления данного переживания, безусловно, возникают – в виде заинтересованности, желания дружить, играть вместе в игры и т.д., но это скорее чувство близости и привязанности, нежели собственно любовь. Подростковая любовь в большей степени переживается именно как чувство, которое, казалось бы, не имеет границ, всеобъемлюще и бесконечно. Элементы сексуальности являются составляющими чувства любви подростка. Любовь в период юности и в более позднее время выполняет функцию интеграции разнообразных ощущений, мыслей и поступков. Это – и переживания, и размышления, и представления, и действия.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что любовь, для подростка является новым чувством, которое характеризуется стремлением к общению с противоположным полом и включает в себя элементы сексуальности.

Юноши, в свою очередь, ориентированы на действия и представления о будущем. Они отличаются от подростков большей дифференцированностью эмоциональных реакций и формированием готовности к семейной жизни.

Таким образом, можно предположить, что понимание о любви у подростков и юношей различно.

Исследование понятия о любви в подростковом и юношеском возрасте.

Гипотеза: понимание любви у подростков и юношей различно.

Рабочие гипотезы:

  1. В подростковом возрасте, любовь понимается как интимная близость, общение, отношения
  2. В юношеском возрасте, любовь понимается как семья, брак, дети

Методика исследования: групповой ассоциативный эксперимент. См. приложение.

В качестве эмпирического объекта исследования выступала группа испытуемых подросткового возраста и группа испытуемых юношеского возраста. Объем выборки 20 человек: юноши и девушки в возрасте от 14 до 15 лет и от 22 до 23 лет. Из них 5 девушек, 5 юношей в каждой группе.

Ход обследования: испытуемым предлагался бланк с вопросом. От респондентов требовалось написать любые ассоциации на слово «Любовь». Результаты обрабатывались при помощи частотного анализа. (см. таб.1)

Обработка и обсуждение результатов.

Таблица 1

Результаты частотного анализа

Подростки

Частота

Ранг по частоте

Юноши

Частота

Ранг по частоте

влечение

3

1

дети

4

1

секс

2

3,5

семья

3

3

свидание

2

3,5

брак

3

3

радость

2

3,5

Семейное счастье

3

3

цветы

2

3,5

взаимопонимание

2

5,5

проблемы

1

12

доверие

2

5,5

гармония

1

12

мужчина

1

11,2

покой

1

12

взаимопонимание

1

11,2

притяжение

1

12

вместе

1

11,2

симпатия

1

12

понимание

1

11,2

переживание

1

12

женщина

1

11,2

счастье

1

12

боль

1

11,2

свет

1

12

забота

1

11,2

музыка

1

12

наслаждение

1

11,2

лето

1

12

преданность

1

11,2

парк

1

12

цветы

1

11,2

дождь

1

12

нежность

1

12

СУММА

18

СУММА

16

Из полученных результатов видно, что ассоциации в группе подростков не совпадают с ассоциациями в группе юношей. При оценке понятия «любовь» группа подростков использовала положительно окрашенные ассоциации, для них любовь это радость. В группе юношей ассоциации подобного рода, эмоциональные, отсутствуют. У подростков любовь ассоциируется с цветами и свиданием. Данный факт может свидетельствовать, о том, что подростки стремятся к отношениям со сверстниками противоположного пола. Цветы и свидания могут олицетворять романтику в понимании подростка. Так же в данной группе любовь понимается как интимная близость, об этом свидетельствуют такие ассоциации, как секс и влечение. Сравнивая результаты, полученные в юношеской группе, можно сказать, что они являются социальными, ориентированными на конкретный социальный институт, а именно на семью. В большей степени любовь для юношей это дети, брак, семья. Так же в их понимании любовь это семейное счастье, взаимопонимание, доверие. Данные ассоциации можно считать следствием предыдущих трех, т.е. для одних брак и дети это семейное счастье, для других семья основывается на доверие, но все вместе это любовь.