Русская литература 19 века заслужено названа «золотым веком». «Золотой век» подарил нам многих известных мастеров слова. XIX век – это время развития русского литературного языка, оформившегося в большинстве своем благодаря А.С. Пушкину. Он начался с расцвета сентиментализма и постепенного становления романтизма, особенно в поэзии. В этот период появилось много поэтов, но главной фигурой того времени был Александр Пушкин.
Для понимания особенностей русской литературы XIX в. существенное значение имеет знание характера политики, экономики и права Российской Империи. В результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной монархии и законодательное оформление бюрократии, что особенно ярко проявилось в «золотой век» Екатерины II.
Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подвергались преследованиям, многие из них кончили свою жизнь трагически. «У народа, лишенного общественной свободы, литература — единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести»,— писал Герцен.
Тем не менее русская литература достигла в XIX в. изумительно яркого расцвета и заняла одно из первых мест в Европе.
Русская литература росла в напряженной идейной борьбе. Крепостнический режим вызывал недовольство широких крестьянских масс. В течение всего XIX в. в России зрела могучая демократическая революция. Лучшие произведения русской литературы и искусства возникли во время этого демократического подъема; в них косвенно, а иногда и прямо отразилось недовольство народных масс, их возмущение крепостным гнетом. Литература играла огромную роль в развитии передовых идей, была той сферой, в которой особенно сильно и энергично смогла проявить себя передовая мысль.
Русские художники не были отделены от того, что происходило за рубежом. Они откликались на общественные события Западной Европы, усваивали передовые достижения искусства и литературы. Необычайная интенсивность и быстрый рост русской культуры привели к тому, что течения, развивавшиеся в литературе и искусстве Западной Европы на протяжении нескольких столетий, существовали в России одновременно, переплетаясь друг с другом. Классицизм, нашедший совершенное выражение в различных сферах русского искусства, развивался параллельно с романтическим направлением, и вместе с тем уже в 20-е годы в России определялись черты реализма, который стал ведущим течением литературы XIX столетия.
Литература народов России
... мирового искусства определили расцвет культуры каждого из народов России. Многонациональная поэзия России вслед за поэзией русской стремилась глубже постигать жизнь и была в лучших своих образцах реалистической. Среднеазиатские литературы и литературы народов ...
XIX век — один из наиболее блестящих периодов в истории русской литературы. В это время были созданы величайшие творения русской классической литературы, получившие всемирное признание. И величие их определялось не только художественным совершенством, но и светом освободительных идей, гуманизмом, неустанным поиском социальной справедливости.
Качества, сделавшие русскую литературу, по выражению Горького, «нашей гордостью», складывались и формировались в XIX веке. Именно в этот период произошёл литературный расцвет. Литература начала прошлого века — это литература дворянская: и писатели, и читатели принадлежали к I сословию. Более того, по выражению одного современника, наша литература была «одета в гвардейские мундиры и дипломатические фраки». Действительно, значительная часть «пишущей братии» служила либо в армии, либо на государственной службе, занимая нередко высокие посты. Были и «безмундирные» — Пушкин, Карамзин.
XIX век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря Пушкину. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений, следуя за ним в области формы и тематики.
Актуальность данной темы определяется колоссальным влиянием, оказываемым этим периодом русской культуры, как на современную культуру России, так и на культуру западных стран.
Цель настоящей работы — исследование основных особенностей русской литературы 19 века.
Объект исследования – русская литература 19 века.
Предмет исследования – особенности русской литературы 19 века.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть направления русской литературы «золотого века».
2) Проанализировать наиболее значимые произведения 19 века.
3) Выявить особенности творчества основных представителей русской литературы 19 века.
- Сентиментализм приносит в русскую литературу новое представление о чести, это уже не древность рода, а высокие моральные достоинства человека. В одной из повестей «поселянин» замечает, что доброе имя может быть только у человека с чистой совестью. «Для „маленького“ человека — как героя, так и писателя-разночинца, пришедшего в литературу, проблема чести приобретает особое значение;
- ему нелегко отстоять свое достоинство в обществе, где так сильны сословные предрассудки» Вершиной сентиментализма принято считать произведение Карамзина «Бедная Лиза»
Романтизм представлял собой сложное идеологическое и философское явление, отражавшее реакцию различных социальных групп на буржуазные революции и буржуазное общество. Русский романтизм сохранял большую связь с идеями Просвещения и воспринял часть из них — осуждение крепостного права, пропаганду и защиту просвещения, отстаивание народных интересов. Родоначальником русского романтизма принято считать В. А. Жуковского.
Реализм. Писатели реалистического направления стали по-новому рисовать характеры, создавать типические образы с учетом исторической эпохи, национальной и социальной принадлежности. Первым образцом применения этого метода явились герои «Евгения Онегина» А.С Пушкина. Крити́ческий реали́зм — это художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX веке. Главная его особенность — изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека
Салтыков-Щедрин М.Е. | Сочинения по литературе | Бесплатно, без ...
... русской и мировой действительности. Изображение генералов в сказке М. Е. Салтыкова‑Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Текст сочинения: ... создавшего сатирико‑философскую картину современного мира. Однако Салтыков‑Щедрин ставит перед собой принципиально иную творческую ... перед нами неким итогом работы Салтыкова‑Щедрина в литературе. И по богатству художественных приемов, и ...
Натуральная школа сформировалась на базе антикрепостнических устремления, освободительной идеологии и литературного реализма. Большую роль в укреплении этого направления и собирании прогрессивных писательских сил сыграл кружок, возглавляемый В. Г. Белинским. В художественном плане писателей натуральной школы объединяло стремление к правдивости, честным наблюдениям над жизнью народа. Манифестом нового направления явились сборники рассказов — «Петербургский сборник» и «Физиология Петербурга». Участники их поставили себе задачей показать столицу Российской империи не с официальной, парадной стороны, а с закулисной, изобразить простонародный быт городских трущоб и закоулков. Увлечение «физиологическими» задачами привело участников новых сборников к тщательному изучению отдельных социальных прослоек, отдельных частей города и их быта.
Натуральная школа подразделялась на три литературных течения:
Первое, представленное либеральным, капитализирующимся дворянством и примыкавшими к нему социальными прослойками, отличалось поверхностным и осторожным характером критики действительности: это или безобидная ирония по отношению к отдельным сторонам дворянской действительности или прекраснодушный, взывающий к добрым чувствам и дворянски-ограниченный протест против крепостного права. Круг социальных наблюдений данной группы не широк и привычен. Он по-прежнему ограничивается барской усадьбой. Существенной новостью является развернутый показ типов крестьян, их жизни. Вершиной этого течения стало творчество Тургенева.
Второе течение Натуральной школы опиралось преимущественно на городское мещанство 40-х годов, ущемленное, с одной стороны, еще цепким крепостничеством, а с другой — растущим промышленным капитализмом. Определенная роль здесь принадлежала Ф. Достоевскому, автору ряда психологических романов и повестей («Бедные люди», «Двойник» и др.).
Творчество писателей этого течения несомненно отличается гораздо большим своеобразием, новизной социальной проблематики, новизной изображаемого ими мира — мелкого чиновничества, городского мещанства и т. п., ставшего здесь центральным объектом художественного изображения. Социально направленный, обращенный к «низкой» действительности реализм, отрицание отдельных сторон социальной действительности, эти черты качественно новой «самобытной» литературы , противопоставленной литературе господствующего класса, как будто бы даны в произведениях данного течения, например в «Бедных людях» Достоевского.
Третье течение в Натуральной школе, представленное так наз. «разночинцами», идеологами революционной крестьянской демократии, дает в своем творчестве наиболее ясное выражение тенденций, к-рые связывались современниками (Белинский) с именем Натуральной школы и противостояли дворянской эстетике. Полнее и резче всего эти тенденции проявили себя у Некрасова (урбанистические повести, очерки — «Петербургские углы» и др., — особенно же антикрепостнические стихотворения).
А.С.Пушкин: краткий очерк жизни и творчества
... не сводятся. Уже в первые лицейские годы Пушкин хорошо знает основные обстоятельства русской литературной жизни и борьбы: противостояние Карамзина и Шишкова, карамзинистов архаистам, «Арзамаса» «Беседе ... любителей русского слова» – одна из тем лицейской лирики Пушкина, с самого ...
К этой же группе надо отнести Герцена («Кто виноват?»), Салтыкова («Запутанное дело»), хотя типичные для группы тенденции выражены у них менее резко, чем у Некрасова, и обнаружат себя во всей полноте позже.
Писатели натуральной школы не были едины в своих общественно-политических взглядах. Но общее для них всех — ненависть к крепостному строю и убежденность в необходимости его уничтожения — становилось связующим звеном в совместной деятельности.
Сентиментализм в русской литературе
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/zolotoy-vek-russkoy-literaturyi-2/
Еще в конце XVIII века в русской литературе на смену господствовавшему направлению классицизма возникло новое течение, получившее название сентиментализма, которое происходило от французского слова sens, означавшего чувство. Сентиментализм как художественное течение, порожденное процессом борьбы с абсолютизмом, появилось во второй половине XVIII’ века в ряде западноевропейских стран, прежде всего в Англии.
Он выдвинул на первый план вопросы личной жизни, культ искренних чистых чувств и природы. Пустой светской жизни, развращенным нравам высшего общества сентименталисты противопоставляли идиллию деревенской жизни, бескорыстную дружбу, трогательную любовь у семейного очага, на лоне природы. Эти чувства нашли отражение в многочисленных «Путешествиях», которые вошли в моду после романа Стерна «Сентиментальное путешествие», давшего название этому литературному направлению.
В России одним из первых произведений такого рода было знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева (1790).
Отдал дань этой моде и Карамзин, опубликовавший в 1798 году «Письма русского путешественника», следом за ними появились «Путешествие по Крыму и Бессарабии» П. Сумарокова (1800), «Путешествие в полуденную Россию».В. Измайлова и «Другое путешествие в Малороссию» Шаликова (1804).
Популярность этого жанра объяснялась тем, что автор мог здесь свободно излагать мысли, которые порождали новые города, встречи, пейзажи. Размышления эти отличались большей частью повышенной чувствительностью и морализмом. Но, кроме такой «лирической» направленности, сентиментализм обладал и определенным социальным заказом.
Наиболее полное выражение русский сентиментализм нашел в творчестве Карамзина. Его «Бедную Лизу», «Записки путешественника», «Юлию» и ряд других повестей отличают все черты, характерные для этого течения. Подобно классику французского сентиментализма Ж.-Ж. Руссо, в творениях которого Карамзина, по собственному его признанию, привлекали «искры страстного человеколюбия» и «сладкая чувствительность», его произведения насыщены гуманными настроениями. Карамзин вызывал сочувствие читателей к своим героям, взволнованно передавая их переживания. Герои Карамзина — люди нравственные, одаренные большой чувствительностью, самоотверженные, для которых привязанность важнее житейского благополучия. Так, героиня повести Карамзина «Наталья, дочь боярская» сопровождает мужа на войну, чтобы не расставаться с любимым. Любовь для нее выше опасности или даже смерти. Алоиз из повести «Сиерра-Морена» лишает себя жизни, не в силах перенести измену невесты. В традициях сентиментализма духовная жизнь персонажей литературных произведений Карамзина протекает на фоне природы, явления которой (гроза, буря или ласковое солнце) как аккомпанемент сопровождают переживания людей.).
Путешествие капельки воды в природе по географии 6 класс
... КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/domashnie-zadaniya/shkoli/sochinenie-po-geografii-na-temu-puteshestvie-malenkoj-kapelki-vodi-isparivshejsya-s-poverhnosti-okeana-ochen-srochno/ «Путушествие капельки» урок-путешествие в 6 классе по теме «Круговорот воды в природе» ...