Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру
Страница 1 из 2
Александр Сергеевич Пушкин — первый русский писатель бесспорно мирового значения. Он явился создателем национального русского русского литературного языка">литературного языка. Руководствуясь в своем творчестве реалистическими принципами художественного отображения действительности, Пушкин опирался на язык народа. Творчество Пушкина проложило дорогу Гоголю, Тургеневу, Толстому и Чехову. В результате русская культура сделалась ведущим голосом, к которому вынужден был прислушаться весь культурный мир Действительно, талант Пушкина был не только огромным — он был специфическим. Пушкин умел проникать в дух различных культур и эпох, в этом сыграла роль его широкая осведомленность в мировой литературе. Достаточно ознакомиться с его статьями и заметками, чтобы понять, что он был прекрасным знатоком французской литературы, имел широкие сведения в области итальянской и английской литератур, проявлял интерес к немецкой и испанской литературам. Предметом постоянного внимания поэта на протяжении всей жизни была античная культура. Фольклор самых различных народов привлекал его внимание. Пушкин был продолжателем дела, начатого Тредиаковским, Ломоносовым и Сумароковым. Вместе со своими современниками Карамзиным и Жуковским он предпринял грандиозный труд по построению новой русской литературы как части и наследницы литературы мировой.
Творческое развитие Пушкина было стремительным. Не менее существенно, что оно было осознанным, — поэт ясно ощущал рубежи своего творчества. Эти моменты, как правило, отмечены итоговыми пересмотрами написанного и созданием суммирующих сборников. Человек глубоко исторического мышления, Пушкин распространял этот взгляд и на собственное творчество. И в то же время творчество Пушкина отличается единством. Это как бы реализация некоего пути. Творчество Пушкина многожанрово. И хотя в сознании читателей он был прежде всего поэт, но и проза, драматургия сопровождали его художественное воображение от первых опытов до последних страниц. А к этому следует добавить литературную критику, публицистику, эпистолярий, историческую прозу. Поэзия его была разнообразной, она вмещала все жанры лирики, поэмы, роман в стихах, сказки. Жанры развивались в творчестве Пушкина в тесном взаимодействии. Так, иногда лирика становилась лабораторией поэмы, дружеские письма — школой прозы. В известном смысле, все творчество Пушкина — единое многожанровое произведение, сюжетом которого является его творческая и человеческая судьба. Перенесение норм одного жанра в пределы другого оказывалось важным средством пушкинского стиля.
Лирика А.С. Пушкина. Творческая эволюция поэта
... Пушкин, известный в свое время поэт, оказавший на юного Пушкина некоторое литературной влияние, ведь этот период творчества поэта приходится на время ожесточенной борьбы между карамзинистами и шишковистами.. По ... работы - проследить творческую эволюцию А.С.Пушкина на материале лирики поэта Цель достигается путём решения следующих задач : Ø Выявить особенности лирики как рода литературы ... поэме, ...
Отсюда поражавшее современников ощущение новизны и необычности пушкинского письма. Благодаря этому же Пушкин смог отказаться от принципиального деления средств языка на «низкие» и «высокие». Это явилось условием решения им важнейшей задачи — синтеза языковых стилей и создания нового национального литературного языка. Первый период творчества Пушкина (1813 — лето 1817) приходится на время ожесточенной борьбы между сторонниками Карамзина и приверженцами Шилоова. Пушкин-лицеист активно включился в нее на стороне последователей Карамзина. Но одновременно некоторые позиции молодого Пушкина несовместим с поэтикой карамзинистов. В творчестве Пушкина этих лет проявляется интерес к эпическим жанрам и в особенности к сатирической поэме. «Монах» (1813), «Бова» (1814), «Тень Баркова» и «Тень Фонвизина» (1815) связаны с сатирической традицией XVIII в. и противоречат сентиментализму карамзинистов. В лирике можно отметить влияние Державина и Дениса Давыдова. Отсутствие единства в лицейском творчестве Пушкина порой истолковывается как результат творческой незрелости поэта. Однако ученический период был у Пушкина предельно кратким. Очень скоро поэт достиг совершенства зрелых мастеров. Так, в элегиях и романсах (например, «Желание» или «Певец») Пушкин выступает как зрелый соперник Жуковского, а в дружеском послании «Городок» он равняется с Батюшковым.
Второй период творчества падает на время с осени 1817 г. до весны 1820 г. Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Этот период отмечен сближением с декабристами. Поэт постоянно встречается с Ф. Глинкой, Н. Тургеневым, Чаадаевым и испытывает сильное воздействие их идей. Его политическая лирика становится выразительницей идей «Союза благоденствия». Под непосредственным влиянием Н. Тургенева создаются программные стихотворения: ода «Вольность» и «Деревня», которые широко расходятся в рукописных копиях. Именно в сфере политической лирики этих лет особенно заметны новаторство Пушкина и его поиски новых художественных решений. Попробовав в оде «Вольность» решить задачу создания актуальной политической лирики, Пушкин в дальнейшем к этому опыту больше не обращался, а призыв Кюхельбеккера в 1824 г. возродить оду вызвал у него ироническое отношение. Интересны попытки использовать “малые жанры” и на их основе создать гражданскую поэзию. Пушкин соединяет высокий пафос с интимными интонациями. Такие опыты делаются с мадригалом («Плюсковой», «Краев чужих неопытный любитель») и дружеским посланием. Особенно интересно в этом отношении послание «К Чаадаеву». Первые строки стихотворения должны вызвать в сознании читателей образы унылой элегии.
Жанр этот не встречал сочувствия в кругу декабристов. Строки: «Любви, надежды, тихой славы / Недолго нежил нас обман» воспринимались как жалоба на «преждевременную старость души», разочарование в «юных забавах». Достаточно сопоставить с ними элегию Пушкина «Я пережил свои желанья, /Я разлюбил свои мечты», чтобы увидеть родство этих строк. Однако начало следующей строфы резко все меняет. Не случайно она начинается с энергического «но». Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Разочарованной душе противопоставлена душа, полная сил и мужества. Вместе с тем фразеологическое клише «горит желанье» намекает на то. что речь идет о нерастраченной силе любовного чувства. Только с шестого стиха раскрывается, что речь идет о жажде свободы и борьбы. Напряженно-любовная фразеология сменяется образом боевого товарищества. Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! Новаторство это имело свои причины. Идеалом «Союза благоденствия» был герой, добровольно отказывающийся от личного счастья ради счастья родины. С этих позиций осуждалась и любовная лирика, расслабляющая и уводящая от сурового героизма.
Мемуарные документы о декабристах в ссылке
... политических предпосылок и идейной подоплеки базировалась на глубоком изучении мемуарного творчества как декабристов ... - С.И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин) и Каменская (руководители - В.Л. ... длительного (десяти- или пятнадцатилетнего) периода диктатуры временного революционного правительства. Внутри ... уездными и главными областными посадниками, а на общегосударственном уровне – Державной ...
Однако в целом позиция Пушкина была более сложной..В стихотворении «Краев чужих неопытный любитель» Пушкин поставил рядом два высоких идеала. Перед нами одновременно идеал гражданина «с душою благородной, / Возвышенной и пламенно свободной» и женщина «не с хладной красотой, / Но с пламенной, пленительной, живой». В глазах поэта любовь не противоречит свободе, а является как бы ее синонимом. Свобода включает счастье и расцвет, а не самоограничение личности. Поэтому для Пушкина политическая и любовная лирика не противостояли друг другу, а сливались в общем порыве свободолюбия. Главным созданием этого периода была поэма “Руслан и Людмила”. Поэма имела большой читательский успех. Критики же обнаружили неспособность понять новаторство поэмы. Основной художественный принцип поэмы — контрастное соположение несовместимых жанрово-стилистических отрывков. Результатом этого эксперимета стала ирония, направленная на сам принцип жанровости. Критиков возмущала игривость некоторых сцен, а также соседство этих сцен с героическими и лирическими интонациями. Но уже здесь намечались принципы повествования, которые достигли зрелости в “Евгении Онегине”. Третий период творчества связан с пребыванием Пушкина в южной ссылке (1820 — 1824).
Творчество этих лет шло под знаком романтизма. В “южный период” были написаны поэмы “Кавказский пленник”, “Братья разбойники”, “Бахчисарайский фонтан”, начаты “Цыгане”. В “южных поэмах” активно присутствует описание жизни народной, экзотического этноса и одновременно характеров, полных дикой силы и энергии. С такой тенденцией были связаны и «Братья разбойники», и «Черная шаль», и «Песнь о вещем Олеге». Носителем протеста был энергичный, сильный духом «разбойник» или «хищник». Колебание между двумя этими поэтическими идеалами определило своеобразие пушкинского романтизма. На дальнейшее развитие Пушкина повлияла тесная связь его с кишиневской группой декабристов. Именно в Кишиневе накал его политической лирики достигает высшего напряжения («Кинжал», «Давыдову» и др.).
Поэзия Пушкина наполняется тираноборческими призывами. В последние месяцы в Кишиневе и особенно в Одессе Пушкин напряженно думал над опытом европейского революционного движения, перспективами тайных обществ в России и проблемой бонапартизма. Он перечитывал Руссо, Радищева, читал материалы по французской революции. Ближайшим итогом этого были кризисные настроения 1823 года. Трагические размышления этого периода выразились в элегии «Демон», стихотворении «Свободы сеятель пустынный» и поэме «Цыганы». В этих произведениях в центре оказывалась, с одной стороны, трагедия безнародного романтического бунта, ас другой — слепота и покорность «мирных народов». При всем трагизме переживаний Пушкина в 1823 году кризис был плодотворным, так как он обращал мысль поэта к проблеме народности. Главным итогом творческих поисков 1822—1823 г.г. было начало работы над романом в стихах «Евгений Онегин». Работа над этим произведением продлилась более семи лет. «Евгений Онегин» стал не только одним из центральных произведений Пушкина, но и важнейшим русским романом XIX в. Проблема народности включала для Пушкина в середине 1820-х гг. два аспекта. Один касался отражения в литературе народной психики и народных этических представлений, другой —роли народа в истории.
А.С. Пушкин — великий русский поэт / Пушкин Александр Сергеевич
... Этот желанный, но так и не обретенный поэтом идеал пронизывает все мысли Пушкина в последние годы жизни. Служить себе, по мысли Пушкина, значит лелеять в себе частицу эстетического ... нем полной аполитичности и поэта и человека. И выясняется удивительная вещь: как современно звучит стихотворение далекого 1836 года в наших нынешних условиях! Пушкин начинает с отрицания ценности ...
Первый повлиял на концепцию «Евгения Онегина», второй выразился в «Борисе Годунове» . «Борис Годунов» завершал трудные раздумья Пушкина, которые овладели им в Одессе в 1823 г. Поэту не давали покоя перспективы политической борьбы в России, безнародность революционных настроений декабристов и трагическая судьба «мирных народов». Сама история перевернула страницу: 14 декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской площади произошло восстание декабристов. Реакция Пушкина на события на Сенатской площади и на то, что последовало за ними, была двойственной. С одной стороны, остро вспыхнуло чувство солидарности с «братьями, друзьями, товарищами». На задний план отступили сомнения и разногласия, мучившие поэта с 1823 года. Чувство общности идеалов продиктовало «Послание в Сибирь», «Арион», обусловило устойчивость декабристской темы в позднем творчестве Пушкина. С другой стороны, не менее настойчивым было требование извлечь исторические уроки из поражения декабристов. В феврале 1826 года Пушкин писал Дельвигу: «Не будем ни суеверны, ни односторонни — как французские трагики; но взглянем на трагедию взглядом Шекспира». «Взгляд Шекспира» — взгляд исторический и объективный. Пушкин стремится оценить события в свете объективных закономерностей истории. Интерес к законам истории, историзм сделаются одной из главных черт пушкинского реализма. Одновременно они повлияют и на эволюцию политических воззрений поэта. Стремление изучить прошлое России, чтобы проникнуть в ее будущие пути, надежда найти в Николае I нового Петра 1 продиктуют “Стансы” (1826) и определят место темы Петра в дальнейшем творчестве поэта. Нарастающее разочарование в Николае I выразится, наконец, в дневнике 1834 года записью: «В нем много от прапорщике и немножко от Петра Великого». Плодом первого этапа пушкинского историзма явилась «Полтава» (1829).
Сюжет позволил столкнуть драматический любовный конфликт и одно из решающих событий в истории России. Не только сюжетно, но и стилистически поэма построена на контрасте лирического романтизма и оды. Для Пушкина это было принципиально важно, так как символизировало столкновение эгоистической личности с исторической закономерностью. Современники не поняли пушкинского замысла и упрекали поэму в отсутствии единства. “Полтава” построена на конфликте романтического эгоизма, воплощенного в поэме в образе Мазепы, и законов истории, «России молодой» в лице Петра. Конфликт безоговорочно решен в пользу строителя новой России. Более того, в исторической перспективе не сила страстей и даже не величие личности, а слитность с историческими законами сохраняет имя человека в народной памяти: Прошло сто лет — и что ж осталось От сильных, гордых сих мужей, Столь полных волею страстей? Забыт Мазепа с давних пор. Совсем иное дело Петр. В нем воплощено веление Истории, что придает его образу характер героический и поэтический. В гражданстве-северной державы, В ее воинственной судьбе. Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе. Хотя в «Полтаве» верховное право Истории было торжественно провозглашено, в сознании Пушкина уже зрели коррективы этой идеи.
А.С. Пушкин – великий поэт и писатель России
... самыми неожиданными областями знания. Интерес Пушкина к техническим и научным проблемам с годами, все возрастает. Жизнь и поэзия Пушкина стали одним целым. Поэт заставляет человека заботиться о счастье ... множество интересов, но в центре его интересов была история России. Пушкин - часть истории России, может быть, ее сердце. Несомненно, Пушкин как русский человек воспевал величие своего государства, ...
Еще в 1826 году в черновиках 6-й главы «Евгения Онегина» мелькнула формула: «Герой, будь прежде человек». А в 1830 г. она уже обрела законченность и афористичность формулировки: «Оставь герою сердце! Что же/ Он будет без него? Тиран…» В дальнейшем конфликт «бессердечной» истории и истории как прогресса гуманности совместится с конфликтом “человек — история”. Этот конфликт прозвучит в творчестве Пушкина и в другом варианте: как человек — стихия. В конце 1820-х г.г. отчетливо обозначился переход Пушкина к новому этапу реализма. Одним из существенных признаков его явился возрастающий интерес к прозе. Проза и поэзия требуют принципиально разного художественного слова. Поэтическое слово — слово с установкой на особое его употребление. Новаторство Карамзина-прозаика состояло в том, что он начал употреблять в прозе поэтическое слово, этим «возвышая» прозу до поэзии. После него понятие «художественной прозы» отождествлялось с прозой поэтической. Обращение Пушкина к прозе связано было с реабилитацией прозаического слова как элемента искусства. Сначала эта реабилитация произошла в сфере прозы. А затем «простое», «голое» прозаическое слово было перенесено в поэзию. Это был закономерный следующий шаг от перенасыщенного слова «Евгения Онегина».
- «
- В начало
- Назад
- Вперёд
- В конец
- »
Факты биографии
Знаменитый русский писатель и поэт А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в московской дворянско-помещичьей семье.
В возрасте 12 лет Александр Пушкин поступил в Царскосельский Лицей, где провел 6 лет. Именно в лицее были созданы его первые поэтические работы. В первых его произведениях нашли свое отражение как русский, так и французский классицизм. Еще обучаясь в лицее, Пушкин был принят в литературное общество «Арзамас». По своей сути это общество представляло собой литературный кружок, который продвигал идеи формирования русского литературного языка на основе рационального эстетического подхода, ориентируясь на образцы литературы Европы.
В 1817 году А. Пушкин закончил лицей и приступил к работе секретаря в Коллегии иностранных дел, а в 1819 году стал членом литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа». В это же время он продолжает работать над поэмой «Руслан и Людмила», которую начал писать, будучи еще лицеистом. Поэма была опубликована в 1820 году, но вызвала не однозначное мнение публики и критиков.
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэт»
... на один со своим творчеством. Это и есть, по мнению Пушкина, истинное счастье поэта. В первой части стихотворения способ рифмовки - перекрестная; в первом и третьем четверостишиях второй ... или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно ...
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
В 1820 году Пушкина перевели из Москвы на другое место службы, в Кишинёв. Причиной перевода стало содержание некоторых его произведений, которое по мнению властей не соответствовало его должности.
В связи с перенесенной пневмонией, Пушкин уезжает на восстановление здоровья в Крым, где под впечатлением от красот этого края пишет несколько своих знаменитых произведений:
- «Кавказский пленник»
- «Бахчисарайский фонтан».
Восстановив свое здоровье, А. С. Пушкин приезжает обратно в Кишинёв. В 1822 году публикуется поэма «Кавказский пленник», она принесла Пушкину заслуженную славу. В 1923 году писатель начинает работу над романом «Евгений Онегин». В 1824 году его государственная служба закончилась, так как Пушкин из-за своих вольнодумческих взглядов был отправлен в ссылку, в село Михайловское. В этом селе Пушкин ведет плодотворную литературную деятельность.
В 1826 году Пушкин был доставлен в Москву на личную аудиенцию к Николаю I. Николай I выражает благосклонность к поэту, освобождает его от цензуры.
В 1828 году происходит знакомство Пушкина с Натальей Гончаровой. В 1830 году его предложение руки и сердца было принято. Пушкин едет в имение своего отца в Болдино, для того что бы получить в качестве свадебного подарка древнюю Кистенево. В Болдино из-под пера поэта появляются одни из самых знаменитых его произведений:
- «Повести Белкина»,
- «Маленькие трагедии»,
- «Сказка о попе и его работнике Балде».
В 1833 году Пушкин становится членом Российской академии.
Период с 1933-1835 года считается для Пушкина не очень удачным, публика не смогла по достоинству оценить опубликованные произведения поэта, но тут следует отметить, что многие его великие произведения просто не выходили в печать.
1837 год стал последним для поэта. Его жене, Н. Гончаровой, начал оказывать знаки внимания кавалергард Дантес. Пушкин и Дантес встречаются на дуэли. В результате Пушкин получил ранение, которое было не совместимо с жизнью, через 2 недели он скончался.
Влияние Пушкина на формирование нового русского литературного языка
Литературный критик В.В. Виноградов в своих работах называет Пушкина создателем современного литературного русского языка. Высокую оценку творчества дает Н.В. Гоголь. Он первым указывает на то, что в стихотворениях Пушкина нет высокопарных и возвышенных слов, есть только одна поэзия. Пушкин создает шедевры русской и мировой литературы, получив ответы на несколько вопросов:
- Совсем необязательно прибегать к высокопарным оборотам, чтобы выразить силу и полноту нахлынувших чувств.
- Не обязательно изображать некую условную поэтическую обстановку.
- Можно описать чувство простыми, но вызывающими живые ассоциации, словами.
Стихотворения «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил», «На холмах Грузии» являются яркими примерами точного научного определения Гоголя:
Слов немного, но они так точны, что обозначают всё.
Формируя собственный стиль, Пушкин внимательно изучает фольклор. Песни славян, сказы и былины станут сюжетными решениями новых произведений поэта. В них большую роль играют не описания, а речь главных действующих лиц. К жанру сказки поэт обратился в 20-е годы, когда его талант окреп, а он сам занял лидирующие позиции в русской литературе. Пушкина еще при жизни стали называть гением, причем не только устно, но и в печати. Поэт использует в сказках «просторечивые» слова и обороты, но при этом произведение остается литературным от начала и до конца.
А.С. Пушкин – великий поэт России
... произведениях воплощены основы русской классической литературы — высокая идейность, патриотизм и свободолюбие, любовь к народу, единство совершенной художественной формы и богатой содержательности, простота и общедоступность. Творческое наследие Пушкина ... года и декабристского освободительного движения. В произведениях Пушкина поставлены острейшие вопросы ... будучи детским поэтом, Пушкин создал целостный ...
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Наибольшая полнота использования богатства русского языка без ограничений проявилось в «Медном всаднике». Здесь славянизмы и просторечия объединяются с образами из жизни в целостное художественное произведение. «Евгений Онегин» наполнен ресурсами высокой поэзии и обычной разговорной речью. Пушкин многолик и разнообразен. Его произведения понятны малограмотному народу и доставляют удовольствие грамотным читателям. Его язык прост и точен, а образное решение настолько ощутимо, что в ходе прочтения картинки возникают одна за другой
У Пушкина были подражатели, но абсолютно не было учеников, последователей и, тем более, не было «пушкинской» школы. По мнению поэта Арсения Тарковского, Пушкин вобрал в себя Жуковского и Батюшкова, а затем закрыл дверь на крепкий замок. С другой стороны, своим творчеством Пушкин открыл новые пути для развития нового направления в литературе. По его пути формировалась романтическая, а вслед за ней и реалистическая русская лирика.
Замечание 1
Главным критерием создания литературного произведения Пушкин считал единство содержательности и формы. Нарушение этого закона Пушкин называл бессмысленностью.