Собранность, ясность, точность — основные приметы его почерка. Под его писательским микроскопом находится умело и неслучайно выбранный срез житейского пласта — неповторимая манера личности строить свою судьбу. Здесь он хочет добиться полной отчетливости, остальное для него подсобно. Он предельно лаконичен в воссоздании быта, пейзажей, портретов; его мало занимает и собственно интрига — в ней нет запутанных ходов, ответвлений, неожиданных подвохов. У «Красного и черного» открытая и стройная, одностержневая композиция, она позволяет сосредоточиться не столько па происшествиях, сколько на переживаниях. Ритм рассказа подчинен той же задаче, в нем нет плавного нарастания от завязки к высшему напряжению, он нарочито неровен: замедленное точение аналитико-психологических отрывков чередуется со скупыми и беглыми зарисовками, затем уступает место стремительному рывку в узловых и поворотных моментах, чтобы вскоре опять войти в русло неторопливых наблюдений за мельчайшими оттенками сердечных перемен. Тщательно продуманы гибкие переходы от самораскрытия Жюльена во внутренних монологах к несвободно-прямой речи, где точки зрения писателя и героя как бы совмещены, от афористического диалога, лишь подводящего черту под известным нам во всех извивах становлением мысли,- к стороннему авторскому комментарию по ходу дела, от краткой передачи атмосферы — к эпизоду.
Стендаль не раз повторял, что без математически строгого, предельно простого стиля текучий, изменчивый поток, образующий самую для него важную историю духовных поисков и открытий, существовать не может. Очищенный от витиеватых красивостей, жертвующий всеми изысками ради сути, шероховатый и естественный слог Стендаля не ворожит, не зачаровывает, а, прежде всего, пробуждает и держит в постоянной напряженности наше аналитическое сознание, подчеркивая по-своему захватывающую поэзию «Красного и черного». Ее особая неотразимость — в приобщении нас к работе всепроникающего интеллекта, не останавливающегося ни перед какими запретами, не довольствующегося приблизительными намеками и разрывающего все покровы в своей жажде докопаться до заботливо оберегаемых секретов сознания, распутать и сделать явной подспудную логику сердца, в которой преломилась логика времени.
б)типизация действительности
В центре внимания романа — анализ средствами художественного мировосприятия классовой структуры, социальной сущности, социально-политических противоречий современной ей общественной системы — капиталистических отношений. Основным является художественное осмысление действительности как фактора социального, а, следовательно, и раскрытие социальной детерминированности изображаемых событий и характеров
Детские поэтические сборники Саши Черного
... так и поэзией. Во многих случаях адресовался Саша Чёрный одновременно и к взрослым, и к детям. Первые стихи Саши Чёрного опубликованы в житомирской газете «Волынский ... сто крат актуальней. Ибо он как сатирик всегда черпал вдохновение в животрепещущей действительности, в изъянах и злобах своего дня, при этом остро ощущая несовершенство мира ...
В романе Стендаль создал типическую картину жизни современного ему общества, политическую атмосферу периода Реставрации. В обращении к читателю автор сообщает, что «нижеследующие страницы были написаны в 1827г.». Зачем? Как художественное средство воссоздания колорита подлинности и для того, чтобы авторская мысль, выраженная образами, не всегда однозначно истолковываемыми, получила большую ясность. Иногда же подпись несла в себе и скрытую, революционную направленность: «Правда, горькая правда!», — эпиграф к первой части романа – приписан Дантону, деятелю ВФР. В самом романе о революции не говорится, но имя Дантона поневоле направляет мысль к 1789г. С Дантоном не раз сравнивает Жюльена Матильда, снова соотнося характеры с революционным прошлым и заставляя задуматься о возможном революционном будущем. Эпиграф «из Дантона» сменяется эпиграфом «из Гоббса»: «Соберите вместе тысячи людей — оно как будто и не плохо. Но в клетке им будет не весело». Весь роман – исследование направлен против тирании, тирании государственной власти, религии, привилегий рождения. Творческие задачи диктовали и систему образов: дворянство – де Ренали, буржуазия – Фуке, Вально, духовенство – аббат Шелан, мещанство – Сорели, полковой врач армии Наполеона и мировой Судья. Вторая группа – духовенство Безансона – семинаристы, аббат Пирар, Фрилер, Милон, епископ. Вне Безансона – епископ Агдский. Высшая аристократия – де Ла Моль и посетители его салона.
В романе «Красное и черное» Стендаль отображает сущность социально-исторического явления, когда персонажи произведения несут в себе типичные, собирательные черты той или иной социальной прослойки или класса, а условия, в которых они действуют, являются не случайным плодом фантазии писателя, а отражением закономерностей социально-экономической и политической жизни эпохи.
Типизация же у него представляет высокую степень этого принципа художественного познания и отражения действительности. Она выражается в сочетании и органической взаимосвязи типичных характеров и типичных обстоятельств. В богатейшем арсенале средств реалистической типизации отнюдь не последнее место занимает психологизм, т. е. раскрытие сложного духовного мира — мира мыслей и чувств персонажа. Но духовный мир его героев социально детерминирован. Однако характеры героев романа менее всего походили на социологические схемы. Не столько внешняя деталь в описании персонажа — портрет, костюм, сколько его психологический облик (здесь непревзойденным мастером был Стендаль!) воссоздает образ глубоко индивидуализированный.
в)роман «Красное и черное» как социально-политический роман и шедевр психологического анализа
Роман Стендаля «Красное и черное» — шедевр психологического анализа. Это произведение, рассказывающее читателю о трагической карьере «плебея», переживающего конфликт честолюбия и чести, отмечено реалистическим изображением общественных противоречий.
«Красное и чёрное» — социально-политический роман, в котором явственно проступают черты романа-воспитания: в первой его части перед нами не знающий жизни юноша, который удивляется всему увиденному и постепенно начинает его оценивать, во второй части – уже человек с некоторым жизненным опытом, решающийся действовать самостоятельно, но в финале приходящий ко тому, что ему, «возмутившемуся плебею», к тому же ещё умному, деятельному, честному в основе своей – нет места в этом мире.
Анализ романа красное и черное стендаля. Тщеславие в романе Стендаля ...
... Жюльен Сорель человек «разительно своеобразный». Контраст, заложенный в названии «Красное и черное», — встает с первых страниц романа, как любовь и ненависть, жизнь и смерть, красота и уродство. Жюльен Сорель, ... урокам. Роман «Красное и черное» увидел свет в 1830 году. Сюжетной канвой к нему в определенной мере послужил криминальный процесс Антуана Берте. Но, безусловно, роман Стендаля является ...
В стремлении охватить все сферы современной общественной жизни Стендаль реализует эту задачу. Созданный им тип романа отличается нехарактерной хроникально-линейной композицией, организуемой биографией героя.
Автор «Красного и Черного» строит сюжет на истории духовного становления героя, представленного в сложном и драматическом воздействии с социальной средой. Сюжетом движет действие, перенесённое в душу и разум Сореля, каждый раз строго анализирующего ситуацию и себя в ней, прежде чем решиться на поступок, определяющий дальнейшее развитие событий. Отсюда и огромная значимость внутренних монологов, включающих читателя в образ мысли и чувства героя.
Заключение
В романе Стендаля «Красное и черное» была дана правдивая характеристика эпохи реформации: отмечены особенности управления страной, режим того времени. Роман «Красное и черное» стал вершиной творчества Стендаля — одного из писателей, прославивших французскую литературу XIX века. Тонкий психолог и блестящий стилист, Стендаль превратил заурядный случай в человеческую драму высочайшего накала и одновременно в социальное исследование общества.
В самом названии романа проявляется его контрастность: противоречивые события в обществе, в личной жизни главных героев.
Среди множества предположений о значении романа «Красное и черное» можно найти версию, по которой Стендаль замаскировал под тайными цветами два чувства, бушующих и владеющих духом Жюльена Сореля. Страсть – душевный порыв, нравственная жажда, необузданное, безотчетное влечение, и честолюбие – жажда чинов, славы, признания, действие не по нравственным убеждениям в стремлении к цели – эти два чувства боролись в Жюльене, и каждое имело право владеть его душой. Автор разделил героя на две части, на двух Жюльенов: страстного и честолюбца. И оба они добились поставленных целей: Жюльен, склонный к природным чувствам, с открытой душой, добился любви госпожи де Реналь и был счастлив; в другом случае честолюбие и хладнокровие помогли Жюльену завоевать Матильду и положение в свете. Но счастливым от этого Жюльен так и не стал.
Финал романа — обретение истины Жюльеном Сорелем. Перед лицом смерти тщеславие наконец-то покидает его пылкую душу. Остается только любовь к госпоже де Реналь. Внезапно он понимает, что его тернистая дорога наверх — ошибка, что тщеславие, которым он был движим столько лет, не позволило ему насладиться истинной жизнью, а точнее любовью к мадам де Реналь. Он не понял главное — то, что это был для него единственный подарок судьбы, который он отверг, гоняясь за химерами тщеславия. Последние встречи с госпожой де Реналь — это мгновения счастья, высокой любви, где нет места тщеславию и гордости.
Название романа, несомненно, символично. Но в чем смысл романа, в чем символизм? Возможно, контраст в личной жизни героя и есть основное предположение в названии романа Ф. Стендаля.
«Роман Стендаля Красное и Черное»
... по данному вопросу. Проанализировать роман «Красное и черное» с точки зрения данной темы. Объектом исследования является роман Стендаля «Красное и черное», а предметом – жанр хроники в данном романе. Именно это произведение и является материалом литературно ...
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/stendal-krasnoe-i-chernoe/
Артамонов С.Д. Стендаль Красное и черное. Жюльен Сорель. Пармская обитель // Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. Кн. 4. – М., 1997.
Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. СПб.: Университетская книга, 2000
Великовский С. Стендаль. Суд по повести / Великовский С. Умозрения и словесность. Очерки французской культуры. М.: Просвещение, 1999
Великовский С. Хроника безвременья. Библиотека всемирной литературы. М., 1969
Виноградов А.К. Три цвета времени. – М.: Просвещение, 1991
Иващенко А. Герои Стендаля и герои его времени // Стендаль Ф. Красное и черное. – Куйбышев, 1983.
Икрамова Б.И. Жюльен Сорель – актер / Б.И. Икрамова, Т.Ф. Ниязова // Поэтика жанра и стиля в заруб. лит-ре : сборник. – Самарканд, 1993.
Лотман Ю.М. Несколько слов к проблеме «Стендаль и Стерн» / Лотман Ю.М. Избран. статьи в 3 т. Талин, 1193. Т.3
Моруа А. Литературные портреты. М.: Просвещение, 1970
Ольшанская Н.М. «Рассуждения о главнейших событиях Французской революции» мадам де Сталь в оценке Стендаля // Вестник Поморского университета. Сер. «Гуманитарные и социальные науки». Вып. 6. Архангельск, 2007
Реизов Б.Г. Стендаль: художественное творчество. Л.: Художественная литература, 1978.
Реизов Б.Г. Стендаль. Л.: Художественная литература, 1998.
Терехова С.Ю. Душа и власть. Образ главного героя в романе Стендаля «Красное и черное». СПб. Питер, 2009
Тимашева О.В. Стендаль / О.В. Тимашева. — М. : Знание, 1983. .
Фрид Я. Стендаль: очерк жизни и творчества / Я. Фрид. – М. : Художественная литература, 1967
Эренбург И. Уроки Стендаля. М.: Просвещение, 1973
Эсенбаева Р.М. Стендаль и Достоевский: типология романов «Красное и черное» и «Преступление и наказание» / Р.М. Эсенбаева. – Тверь: ТГУ, 1991.
Эсенбаева Р.М. Стендаль и романтизм: на материале романа «Красное и черное»: образ Жюльена Сореля в романе // Романтизм. Открытия и традиции. — Калинин, 1988
Великовский С. Хроника безвременья. Библиотека всемирной литературы. М., 1969. – с.8
Фрид Я. Стендаль: очерк жизни и творчества. М.:Художественная литература. 1967. – с. 112
Терехова С.Ю. Душа и власть. Образ главного героя в романе Стендаля «Красное и черное». СПб. Питер, 2009. – с. 48
Тимашева О.В. Стендаль / О.В. Тимашева. — М. : Знание, 1983. – с. 74
Эсенбаева Р.М. Стендаль и романтизм: на материале романа «Красное и черное»: образ Жюльена Сореля в романе // Романтизм. Открытия и традиции. — Калинин, 1988. – с. 144
Великовский С. Хроника безвременья. Библиотека всемирной литературы. М., 1969. – с. 19
Великовский С. Хроника безвременья. Библиотека всемирной литературы. М., 1969. – с. 19
Великовский С. Хроника безвременья. Библиотека всемирной литературы. М., 1969. – с. 9
27
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/stendal-krasnoe-i-chernoe/
Реферат стендаль
... которой впервые появилось имя, ставшее гордостью французской литературы: «барон де Стендаль, кавалерийский офицер». Имя это происходит от названия ... бытия. Поэтому социально зависимы в его представлении и литература, искусство. Они не могут исходить из абсолютного, ... романист, - писал он, - совершил революцию во французской литературе», «признаюсь, что я многим обязан произведениям Вальтера Скотта». Но ...
1. Артамонов С.Д. Стендаль Красное и черное. Жюльен Сорель. Пармская обитель // Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. Кн. 4. – М., 1997.
2. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. СПб.: Университетская книга, 2000
3. Великовский С. Стендаль. Суд по повести / Великовский С. Умозрения и словесность. Очерки французской культуры. М.: Просвещение, 1999
4. Великовский С. Хроника безвременья. Библиотека всемирной литературы. М., 1969
5. Виноградов А.К. Три цвета времени. – М.: Просвещение, 1991
6. Иващенко А. Герои Стендаля и герои его времени // Стендаль Ф. Красное и черное. – Куйбышев, 1983.
7. Икрамова Б.И. Жюльен Сорель – актер / Б.И. Икрамова, Т.Ф. Ниязова // Поэтика жанра и стиля в заруб. лит-ре : сборник. – Самарканд, 1993.
8. Лотман Ю.М. Несколько слов к проблеме «Стендаль и Стерн» / Лотман Ю.М. Избран. статьи в 3 т. Талин, 1193. Т.3
9. Моруа А. Литературные портреты. М.: Просвещение, 1970
10. Ольшанская Н.М. «Рассуждения о главнейших событиях Французской революции» мадам де Сталь в оценке Стендаля // Вестник Поморского университета. Сер. «Гуманитарные и социальные науки». Вып. 6. Архангельск, 2007
11. Реизов Б.Г. Стендаль: художественное творчество. Л.: Художественная литература, 1978.
12. Реизов Б.Г. Стендаль. Л.: Художественная литература, 1998.
13. Терехова С.Ю. Душа и власть. Образ главного героя в романе Стендаля «Красное и черное». СПб. Питер, 2009
14. Тимашева О.В. Стендаль / О.В. Тимашева. — М. : Знание, 1983. .
15. Фрид Я. Стендаль: очерк жизни и творчества / Я. Фрид. – М. : Художественная литература, 1967
16. Эренбург И. Уроки Стендаля. М.: Просвещение, 1973
17. Эсенбаева Р.М. Стендаль и Достоевский: типология романов «Красное и черное» и «Преступление и наказание» / Р.М. Эсенбаева. – Тверь: ТГУ, 1991.
18. Эсенбаева Р.М. Стендаль и романтизм: на материале романа «Красное и черное»: образ Жюльена Сореля в романе // Романтизм. Открытия и традиции. — Калинин, 1988