Современные требования жизни таковы, что содержание общего образования не может ограничиться только школьным обучением, оно должно включить в себя еще и дополнительное образование, самообразование, социальное образование. Только интеграция этих видов образования сможет удовлетворить растущую потребность учащихся и воспитать из него свободную, самостоятельную, саморазвивающуюся, творческую личность.
Известно, что чем творчески активнее развивается ребенок, чем продуктивнее работает его мышление в разнообразных плоскостях и направления творческого мышления, тем продуктивнее, разносторонне развивается человек, формируется его личностное «Я».
В процессе творческой деятельности формируются важные личностные качества, которые позволяют физически и духовно раскрепощать детей и подростков, что приводит к максимальной самореализации ребенка, формированию свободы детского восприятия и мышления. Можно спорить о правомерности и границах социокультурного пространства на воспитание детей подростков, но вряд ли ныне следует сомневаться, что управлять поведением и деятельностью подрастающего поколения в его свободное время нельзя. Общество призвано создавать условия для удовлетворения и дальнейшего возвышения реально проявляемых интересов и потребностей детей и подростков.
Стимулом для творческого развития подрастающего поколения, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является досуг и, в частности, досуговые объединения, где процесс формирования и развития индивида не ограничивается «социальным заказом», а осуществляется на основе потребностей и мотивов поведения.
Степень изученности проблемы
Вопросы о творческой самореализации детей и подростков в условиях социально-культурной деятельности привлекали внимание ученых в течение многих лет.
Философский и культурологический аспекты понимания проблемы творчества широко изучались как русским, так и зарубежными исследователями: Н.А. Бердяев, В.Н. Вернадский, А.А. Потребни, В.И. Соловьев, И.А. Ильин, С.О. Грузенберг, П.К. Эггельмейер и многие другие.
Значительный вклад в разработку проблемы творческих способностей внесли физиологи и психологи двадцатого века: В.М. Бехтерев, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев и другие.
Концептуальные основы культурологического аспекта развития творческой самореализации содержат работы: А.И. Арнольдова, Ю.П. Азарова, А.С. Каргина, Н.К. Баклановой, Л.В. Даниловой, А.Д. Жаркова, В.С. Кузина, Ю.А. Стрельцова, Т.Я. Якубовской и других.
Развитие художественно-творческих способностей дошкольного возраста
... развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая ... лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Рассмотрим проблему развития универсальных творческих способностей, которые ...
Цель исследования -, Задачи исследования:
1. Изучить сущность и особенности творческой самореализации детей и подростков в современном обществе;
- Охарактеризовать факторы, влияющие на развитие творческой самореализации подрастающего поколения;
- Изучить условия развития творческой самореализации детей и подростков в общеобразовательной школе с использованием средств социально-культурной деятельности;
4. Обосновать использование разнообразия форм и методов социально-культурной деятельности для развития творческих способностей детей и подростков;
5. Проанализировать результаты социологического исследования по изучению развития творческой самореализации детей (на примере Малетинской МОУ СОШ).
Объект исследования -, Предмет исследования, Гипотеза исследования
будут созданы условия для реализации способностей и интересов детей и подростков в учреждениях социально-культурной сферы;
- будут учитываться возрастные психические новообразования, способствующие творческой самореализации ребенка.
Эффективность организации внеучебной деятельности в общеобразовательной школе значительно возрастет, при условии создания социально-педагогической целесообразной личностно-развивающей среды, направленной на развитие творческого потенциала детей.
Методы исследования:, База исследования -, Методологической основой исследования
Заслуживают пристального внимания воспитательные системы созданные Я. Корчаком, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинским, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинским и другими.
Научная новизна исследования и практическая значимость, Структура курсовой работы, Положения, выносимые на защиту:
1. Детское творчество — это вид деятельности, который осуществляется и развивается на основе и благодаря социальной и личной значимости, наличии проблемной ситуации или творческой задачи в деятельности стимулирующей интеллектуальную активность, а также наличию субъективных (личностных качеств — знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества.
2. Важным для детей и подростков является их социокультурное пространство, их включение в процесс творчества.
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы творческой самореализации детей и подростков, .1 Сущность и особенности творческой самореализации детей и подростков в современном обществе
Особенности проявлений детского и подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами и, прежде всего, изменением места ребенка в обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование этого возраста, как самосознание.
Характерной чертой самосознания является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию.
Творческое самоосуществление личности подростка — актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность. Досуг для детей и подростков — это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.
Творческая самореализация как проявление психологического здоровья ...
... что в современной психологии самореализацию рассматривают как высший уровень развития личности, понимая, прежде всего, ее творческую деятельность, жизнетворчества (П.П. Горностай) [5]. Итак, сохраняется актуальность исследования психологических аспектов студента как творческой личности в контексте достижения ...
Самореализация, или самоосуществление, самоактуализация — это цель и результат процесса формирования личности и, одновременно, критерий его успешности. Однако и здесь — в определении успешности процесса воспитания личности — пространство интерпретаций едва ли не бесконечно. Так, по словам Ж.-Ж. Руссо, кто умеет лучше всех выносить блага и бедствия этой жизни, тот и воспитан лучше всех. Вероятно, как преемников такого прочтения цели воспитания можно рассматривать современных авторов концепции «воспитания жизнеспособного поколения» (направленность на выносливость, на отстаивание себя ради выживания).
Шмаков С. подчеркивал, что человек исчезает в самоутверждении, в самодовольстве, а потому «жертва есть путь реализации личности». Такое видение еще недавно если не полностью исключалось из пространства социологического сознания, то допускалось в него как некая религиозно-философская мифологема. За ней признавалась (более или менее) функция создания «одушевляющего антуража», «рамок социальных приличий», которыми назойливые фундаменталисты от морали пытаются ограничить «нормальных» людей, «естественно» стремящихся к индивидуальному успеху.
Стремление к творческой самореализации и максимальному проявлению уникальных личностных качеств заложено в человеке самой природой, оно является побудительным мотивом любой деятельности.
Потребность в самореализации — стремление к счастью; желание использовать весь свой потенциал, все возможности, полученные природой и приобретенные в опыте, чтобы достичь своих целей, сделать то, к чему чувствуешь предназначение; стать тем, кем хочешь. Реализуя себя, свои стремления, используя свои возможности, строя свою жизнь, человек растет, развивается, строит свою личность.
В силу объективных причин (жесткого учебного плана) сегодня наиболее благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала личности школьника предоставляются при проведении внеклассной работы. Различные формы регулярной внеклассной (например, клубы, студии, кружки) — это «полигон для испытаний» различных возможностей ребенка, своеобразный социально-психологический тренинг, постоянный, новый опыт, расширение представлений о себе и других людях, прекрасная возможность творческой самореализации личности. Известна нелюбовь детей ко всякого рода «обязаловке», поэтому максимально должны быть использованы возможности выбора и «свободы передвижения» ребенка в организации внеклассной работы. Принцип добровольности, пожалуй, самое важное условие успешной самореализации ребенка в творческой деятельности.
Второе условие — это осознавание педагогом мотива, который привел ребенка в клубы, студию и т.д. Изучив личностные мотивы всех участников группы, педагог формулирует значимую и эмоционально наполненную, общую для всех участников группы цель. Это может быть создание какого-либо общего «творческого продукта» (спектакля, журнала, экспонатов для выставки и т.д.), выбор которого зависит от возрастных и психологических особенностей, увлечений участников группы. Педагогу необходимо помнить, что решение о конечном творческом результате — это момент «доброй воли». Предложение может исходить и от самих детей, и от педагога, но оно должно быть обсуждено и принято всеми участниками группы (можно убедить или увлечь, нельзя просто навязать).
Работа » . Самореализация личности: как разглядеть и поддержать ...
... конкретной деятельности — самые счастливые люди на свете. Самореализация личности — ... использования его возможностей в работе с ... деятельности, осмысленного и самостоятельного овладения знаниями. В своей работе использую разные формы: классно – урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, индивидуальные творческие ... о значимости и роли учителя, в формировании личности ...
Третье условие — создание образовательной среды (окружающей обстановки и психологической атмосферы), наилучшим образом способствующей организации той деятельности, которую сам ребенок оценивает как полезную и интересную.
Организация такой деятельности, по мнению автора, должна базироваться на гуманистических принципах психологии и педагогики. Важно, чтобы школьник чувствовал себя в студии в условиях «психологической безопасности».
Физическая среда (организация пространства) очень важна. Для многих видов занятий необходима возможность свободно лежать, сидеть, передвигаться в помещении. Не следует жалеть времени на «обживание» пространства; чем больше энергии будет затрачено на обустройство помещения в соответствии со вкусами участников группы, тем комфортнее будет детям в таком помещении. Обстановка обязательно должна быть неформальной, не похожей на обычное классное помещение.
Дети 7-13 лет крайне чувствительны к оценке окружающими их деятельности, поэтому занятия необходимо организовать таким образом, чтобы у каждого участника группы была возможность, с одной стороны, выделиться, а с другой стороны, при желании оставаться в «толпе» (при этом исключен неуспех).
Внутри группы нежелательно явное соревнование отдельных участников, но командное — вполне возможно. Перед началом занятий должны быть выработаны и приняты участниками именно этой группы правила общения, например, такие, как свобода самовыражения и самореализации.
Ключевым моментом организации успешной творческой деятельности детей и подростков, на наш взгляд, является наличие определенных стимулов. Их можно разделить на 2 вида. Первый вид — «задачи престижа», высказывания педагога перед началом занятий о тех новых возможностях, которые дают занятия в студии, либо в кружке. Ребенок должен хорошо осознавать, какое новое умение он приобретет в результате выполнения творческих заданий. Перед началом любой деятельности необходима раскачка интеллектуально-творческих механизмов личности. Короткие задания эвристического типа помогают включить внимание и воображение ребенка. Иногда дети сами предлагают подобного рода задания, так образуется «фонд обмена», который постоянно пополняется находками детей.
Стимулы второй группы — это различного рода ограничения, «вызовы ситуации», создающие особое напряжение, необходимое для проявления творческого начала в человеке. Мастерство преподавателя, его профессиональный и педагогический опыт помогут выбрать оптимальные ограничения для каждого задания. На наш взгляд, наиболее продуктивны ограничения формы: можно ограничить время выполнения задания, используемый материал, способы выражения. Не должно быть ограничений в содержании, так как психологическая доминанта момента (настроение или переживание ребенка) может неожиданно выразиться при выполнении задания. При этом каждое из творческих заданий станет для растущего человека «шагом к себе», деятельностью, дающей ребенку материал для открытия и проверки своих возможностей и способностей, самотестирования.
Формирование творческого компонента личности
... 2.4. мы описываем механизм организации творческой деятельности. В заключении мы подводим итоги, проведенной работы. 1.1 Теоретический анализ феномена творчества В ходе психического развития ребенка происходит не только ... ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х ...
Соблюдение названных выше условий поможет педагогу организовать такую деятельность, которая позволит каждому учащемуся не просто раскрыть свои творческие возможности, но и сделать мощный рывок в личностном росте, приобрести новый опыт в понимании себя и окружающего мира.
Важная педагогическая задача — это развитие личности, способной к творческой самореализации.
Мы все хотели бы, чтобы наши дети добились успехов в жизни, проявили свои таланты и совершенствовали их. Тем не менее, мы часто встречаем талантливых, творческих людей, которые так и не смогли полноценно использовать свои возможности, и людей со средними способностями, но с огромной верой в себя и высокой работоспособностью, добившихся значительных результатов в жизни.
Учитель или окружающая культура не создают человека. Они не рождают в нем способности любить или быть любопытным, философствовать или творить. Скорее, они дают возможность, благоприятствуют, побуждают, помогают тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным. Последние в наших силах, и мы должны всемерно помогать растущей личности раскрыть, развить свои способности.
Согласно теории А. Маслоу, после удовлетворения определенного уровня потребностей человек поднимается на следующий, более высокий уровень. За физиологическими потребностями (пить, есть, спать и т.п.), без удовлетворения которых ничто другое невозможно, следует потребность в защищенности (обеспечить завтрашний день и т.д.); ее удовлетворение создает возможность для развития потребности в хорошем отношении (быть любимым, принятым в определенном обществе, принадлежать к группе, в которой с тобой считаются, и т.д.).
Если потребности этих трех категорий удовлетворяются, то у человека появляется основа для развития самоуважения и становления как творческой личности. Он может достичь стадии самореализации.
Ж. Годфруа считает, что по данному пути может пройти лишь малая часть людей, 90% человечества, по его мнению, останавливается на уровне защищенности и хорошего отношения, поглощающего всю их энергию. Ж. Годфруа пишет, что «только общество, в котором все равны и структура которого благоприятствует полному развитию каждого, способно обеспечить возможность полной самореализации наибольшему числу его членов».
1.2 Факторы, влияющие на развитие творческой самореализации подрастающего поколения
Самореализация личности в какой-либо отдельной сфере не может сделать ее счастливой и гармоничной. В какой-то мере такой человек всегда остается ущербным и односторонним. Включаясь в различные социальные структуры, он получает возможность удовлетворения, прежде всего своих физиологических потребностей (потребностей низшего уровня), и только после этого у него возникает желание удовлетворения высших потребностей в виде расширения горизонта сознания, приобщения к источникам важной информации, самоутверждения и самовыражения. Творчество всегда предполагает порождение чего-то нового, выходящего за рамки принятых в обществе представлений, парадигм, концептуальных схем и т.п. И увидеть это новое можно только в тех случаях, если изменяется позиция по отношению к миру. Такая новая позиция, иной «угол зрения» нормируется в тех случаях, когда имеет место синтез рациональных и иррациональных компонент. Причем на поверхности явлений такой синтез обычно не обнаруживается непосредственно. Он фиксируется только в результатах творческой деятельности, когда появляются некоторые отклонения, нарушения тех рациональных схем, которые сами по себе должны оставаться неизменными.
По литературе «Театрально-творческое развитие учащихся в процессе ...
... и ролевой игры. Данная курсовая работа - это попытка рассмотреть основные аспекты, касающиеся развития творческих способностей учащихся средней ... успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. При оценке индивидуальной меры выраженности способностей ... искусством, чтобы увлечь, заинтересовать, заинтриговать своих учеников. Театр играет колоссальную роль не только в ...
Качества, необходимые для личностной самореализации, на наш взгляд, необходимо развивать в комплексе. Под этими качествами мы понимаем: 1) творческое мышление; 2) инициативность; 3) способность к обоснованному риску; 4) уверенность в себе; 5) адекватную самооценку; 6) умение сотрудничать с партнерами; 7) мотивацию достижения; 8) высокую работоспособность.
Свобода выбора объединений по интересам, неформальное общение, отсутствие жёсткой регламентации делают дополнительное образование привлекательным для учащихся любого возраста. Дополнительное образование является ведущим факторов развития творческой самореализации подростков. Оно имеет значительный педагогический потенциал и выступает зачастую главным фактором жизненного выбора. В процессе такого образования возможно создание ситуации успеха для любого ученика, что благотворно сказывается на воспитании его личностного достоинства.
Дополнительное образование даёт возможность сочетать досуг с различными формами образовательной деятельности, решая проблему занятости детей, профилактики их девиантного поведения.
Основное предназначение дополнительного образования — удовлетворение постоянно изменяющихся социально-культурных и общеобразовательных потребностей детей. Это, в свою очередь, позволяет замкнуть весь учебный процесс на личностном развитии, комплексно охватить и развить каждого ребёнка в соответствии с его талантами и желаниями.
Творчество есть высший уровень самовыражения человека, в рамках которого формируются новые формы осознания себя и взаимосвязей с другими людьми. В процессе творческой деятельности происходит преобразование своей личности, ее обогащение и саморазвитие, резко повышается уровень самоуважения и самооценки. Творческий человек становится более интересным для самого себя, что является субъективной основой для самоутверждения в быстро изменяющемся мире.
Если окружающий мир, как материальные объекты, так и их рационально оформленные образы, не вызывает у человека движения его субъективных переживаний, эмоций и т.п., то никакого творчества не существует и, соответственно, не появляется ничего нового. Если же такое движение возникает, то осуществляется их синтез, и это будет означать изменение позиции по отношению к миру или его отдельным сторонам. Синергетика улавливает это обстоятельство и выражает его в виде диссипативной структуры, которая существует за счет роста хаоса в процессе ее совершенствования. Однако такой хаос оказывается строго регулируемым.
Итак, творческая активность человека в ходе освоения им окружающего мира возбуждает рационально непостигаемые компоненты в виде эмоций, образов, переживаний и т.п., которые, будучи синтезированы с рационально выраженными представлениями о материальных объектах, образуют новое видение мира, новую позицию по отношению к нему. Такая позиция позволяет увидеть в этом мире нечто существенно новое, что и характеризует наличие творческого акта.
В подростковом возрасте ведущим фактором в творческой самореализации являются клубы по интересам, участие в ансамблях, посещение кружков, библиотек, досуговых центров и прочих учреждений дополнительного образования.
К числу важнейших факторов для творческой самореализации подростка относится наличие образца подражания в среде взрослых, особенно тогда, когда они выступают в «творческом взаимодействии».
Учитывая социальную динамику функционала дополнительного образования от досугового к образовательному и от образовательного к социализирующему, мы полагаем целесообразным различить социальные и психолого-дидактические факторы влияния дополнительного образования на творческий потенциал личности ребенка.
С социальной точки зрения такими целями могут быть обучение по дополнительным (к общему образованию) учебным предметам, допрофессиональная подготовка, культурный досуг, укрепление здоровья, участие в конкурсах и фестивалях и т.п., а также развитие детского творчества, воспитание и социализация подрастающего поколения. В настоящее время можно видеть эволюцию функционала дополнительного образования: на первом этапе — от досугового к образовательному, на втором — от образовательного к социализирующему.
С психолого-дидактической точки зрения мы полагаем, что дополнительное образование может преследовать следующие цели:
развитие знаний-умений-навыков, необходимых для овладения тем или иным видом деятельности и тем самым для вхождения в профессию. С психологической точки знания-умения-навыки представляют результативную (продуктную) сторону развития музыкальных, художественных, интеллектуальных и иных способностей учащихся — развитие специальных способностей учащегося (творческих, художественных, музыкальных, интеллектуальных, технических, спортивных и т.д.).
В этом случае акцент ставится на такой организации учебно-воспитательного процесса, когда целью обучения становится развитие способностей именно данного вида посредством обучения знаниям-умениям-навыкам соответствующего вида деятельности (музыкальной, интеллектуальной, технической, спортивной и т.п.) Знания-умения-навыки соответствующего вида по-прежнему остаются целью обучения, но не только как стандартный уровень обученности, но и как педагогическое средство развития способностей этого вида. Однако с психологической точки зрения подобное развитие способностей происходит стихийно, т. к. при этом не используются собственные психологические закономерности развития этих способностей. С психологической точки зрения это предполагает развитие способности учащегося быть субъектом учебной деятельности на основе приоритетного использования для построения дидактического компонента обучения тех психологических закономерностей, которые лежат в основе формирования учебной деятельности.
Развитие социальных, личностных и коммуникативных способностей учащегося. Это предполагает в первую очередь развитие мотивационной и ценностной сфер личности учащихся, их коммуникативных способностей, т.е. способности к межличностному взаимодействию со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности, в первую очередь — учебной.
В совокупности перечисленные цели составляют содержание и социализирующей функции дополнительного образования.
Таким образом, не только учреждения дополнительного образования способствуют развития творческой самореализации личности подростка, но а также и ближайшее окружение подростка взрослыми, процесс обучения и включения в творческую деятельность, коллективное воспитание.
Глава 2. Условия развития творческой самореализации детей и подростков с использованием средств социально-культурной деятельности
2.1 Использование разнообразия форм и методов социально-культурной деятельности для развития творческих способностей детей и подростков
Роль социально — культурной деятельности как способ реализаций творческих возможностей детей и подростков разнообразна. Назначение социально-культурной деятельности в самом широком смысле, в том, что она выполняет прогрессивную функцию всестороннего развития личности, прививает навыки и умения, накопленные человечеством в различных областях жизнедеятельности. Социально-культурная деятельность дает новые знания, очень специфические, которые личность не получает ни в одной из сфер общества, приобщает человека к творчеству, в разных сферах социальной деятельности, ибо личность развивается в общении с другими.
Социально-культурная деятельность — общественное явление, которое характеризуется как совокупность отношений, занятий, осуществляемых специфическими формами, методами и средствами на основе интересов, проявляемых личностью в культурной жизни, взаимодействия и общения людей в их свободное время.
Социально-культурная деятельность разнообразна методами, формами работы, в том числе и такими, которые направлены на развитие творческой активности, творческих способностей детей и подростков. Так, методика КТД (коллективно-творческой деятельности) — деятельный творческий и организационный механизм педагогики, которая названа «педагогика общей заботы». Ее можно назвать «педагогика социального творчества» или рассматривать как ее сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела — это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество, мажор и дух свободы.
Коллективно-творческая деятельность — это дела (и цели) самих ребят, коллектива, членом которого становится и взрослый. Коллективно-творческая деятельность — это их общая забота, их жизнь, совместное творчество.
И вот эта жизнь, организованная детьми вместе с педагогом, эти дела, труд, походы, песни, сюрпризы, все — дружба, хохот, юмор, шум, суета — именно это развивает, способствует становлению личности.
В каждом коллективном творческом деле проявляется сущность педагогики общей заботы. Суть каждого дела — забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях.
Дело это коллективное, потому что совершается вместе ребятами и старшими товарищами, как их общая забота. Дело это творческое, так как представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща — не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое еще и потому, что не может делаться шаблонно, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности, ведь оно — частица жизни.
Именно эти способности коллективно-творческой деятельности определяют отличительные черты собственно воспитательной стороны: воспитательные задачи в процессе коллективного творческого дела ставятся и решаются педагогами по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы «по ходу», в глубине решения жизненно-практической задачи, и открываются воспитанникам в той или иной степени при обсуждении результатов.
Этим коллективные творческие дела принципиально отличаются от остальных воспитательных мероприятий, где перед воспитанниками цели ставятся открыто.
Большинство детей стесняются творчества, и проявляться это может по-разному: дети отказываются от участия (не хочу, не умею, и наоборот — кривляются, прячутся за показной развязностью. Поэтому в коллективно-творческой деятельности существует правило: не говорить «… у тебя ничего не выйдет», но указать на ошибки (до выступления) и их исправить. «Не замечать» стеснения. Другое правило для руководителя — «видеть» и помнить незаметно.
Известно, что есть личности яркие и о них вспомнят не раз после дела, а есть те, о которых не помнят. Педагог должен специально наблюдать за такими детьми и после дела, когда все будут под впечатлениями, сказать, что понравилось в его работе. Так как работа проводится в коллективе, то ребята учатся считаться с мнением других.
Коллектив — это забота друг о друге. Конечно, важен личный пример педагога, иногда достаточно подсказать, что кому-то нужна помощь, можно даже обратиться к ребенку и попросить вроде как о помощи. Вам, скажем, объяснить что-либо или нужно подготовить сюрприз другим и т. д. Главное, чтобы тон просьбы не был назидательным.
Коллективно-творческая деятельность развивают способности детей и учат творчеству других. Коллективно-творческая деятельность должна быть познавательной (без новых знаний не может быть развития) и направленной только на самореализацию. Важно, что познание — не скучная лекция, а игра, соревнование.
Игра — это главная сфера общения, сильнейшее средство социализации, в ней решаются важнейшие проблемы межличностных отношений, партнерства, дружбы, товарищества. Важнейшими воспитательными и развивающими функциями игры являются:
- социальное назначение игры;
- функция самореализации;
- коммуникативная;
- диагностическая;
- игротерапевтическая;
- коррекционная;
- развлекательная.
Предмет игры — наслаждение ее процессом. Конечный результат — реализация и развитие способностей, формирующих личность. В схеме это можно представить так:
- Наслаждение удовольствием от игры «Хочу играть»
- Принятие игровой задачи «Надо играть так, а не иначе»
- Выполнение задачи (творчество) «Я могу»
- Рефлексивный этап «Что получилось, что удалось»
Коллективное творческое дело может быть трудовым, спортивным, развлекательным, дидактическим, праздничным. В каждой коллективно-творческой деятельности решается целый «веер» педагогических задач, происходит развитие коллективных, демократических основ жизни, самостоятельности ребят, самоуправления, активного отношения к людям и окружающему миру, позволяет каждому проявлять и совершенствовать лучшие человеческие качества и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
Коллективно-творческая деятельность зависит от умной организации дела, поэтому работу нужно строить по четкому алгоритму, соответствующему четырем этапам:
I этап — Выборы инициативной группы, в которую входят дети (1-2 человека) и педагог.
II этап — Презентация идей детей и педагога. В результате совместного обсуждения рождается новое содержание, затем рассматривается вопрос: кто и за что будет отвечать при подготовке дела. Составляется план подготовки.
III этап — Коллективная подготовка дела. На этом этапе подготовки — дети работают самостоятельно в библиотеке, пишут плакаты, готовят атрибуты и т. д.
IV этап — Проведение коллективно-творческой деятельности.
V этап — Подведение итогов, на котором обсуждаются положительные и отрицательные моменты подготовки и проведения коллективно-творческой деятельности. Сначала обсуждается хорошее. Что понравилось, что удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому «спасибо». Это положительный эффект помогает снижать психологическое напряжение, разряжать, предотвращать конфликты.
Коллективное творческое дело является важнейшей формой работы социально-культурной деятельности, ведь именно в коллективно-творческой деятельности в наибольшей степени проявляются организаторские умения, забота о коллективе, друг о друге, активность, самостоятельность, уверенность в себе. Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает широкий простор.
2.2 Анализ результатов социологического исследования по изучению развития творческой самореализации детей (на примере Малетинской МОУ СОШ)
В апреле-мае 2012 учебного года нами было проведено социологическое исследование. Для начала мы составили программу исследования, которая включала обоснование проблемы, цель, задачи, объект, предмет, гипотезу исследования.
В опросе участвовало 30 респондентов, учащихся Малетинской средней общеобразовательной школы. Респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты.
- Что побуждает тебя заниматься в творческих объединениях:
- Считаешь ли ты, что в нашей школе созданы все условия для развития творческих способностей:
- Занимаясь творчеством, ты:
- что главным мотивом опрошенных респондентов заниматься видами творчества в условиях общеобразовательной школы является желание развивать свои творческие способности, что говорит об их заинтересованности в развитии творческой самореализации;
- Благодаря досуговым творческим занятиям ученики стали лучше обучаться в общеобразовательной школе и стали более коммуникабельными;
- Знания, полученные в процессе творческих занятий дети и подростки используют в своей повседневной жизни, в кругу друзей, в общеобразовательной школе;
- Ребята активно участвуют в концертах, любят выступать на публике, таким образом, дети и подростки стремятся продемонстрировать свои умения, знания, навыки широкой аудитории, что, в свою очередь, способствует творческой самореализации;
№ |
Варианты ответов |
Число ответивших респондентов |
Процент опрошенных респондентов |
а |
Желание развить творческие способности |
22 |
74 |
б |
Занять свободное время |
2 |
6 |
в |
Повышение культурного уровня |
2 |
6 |
г |
Решение родителей |
4 |
14 |
д |
Другое |
Подавляющее большинство респондентов ответили, что главным мотивом их творческой занятости является желание развивать свои творческие способности — 74%. 14% ответили, что это было решение родителей, 12% — способ занять свободное время (Диаграмма 1)
Диаграмма 1
№ |
Варианты ответов |
Число ответивших респондентов |
Процент опрошенных респондентов |
а |
Совершенно согласен(на) |
6 |
20 |
б |
Согласен(на) |
15 |
50 |
в |
Затрудняюсь ответить |
6 |
20 |
г |
Не согласен(на) |
2 |
6 |
д |
Другое |
1 |
4 |
Большинство респондентов согласились, что творческие досуговые занятия в школе во внеурочное время развивают творческие способности, что говорит об их заинтересованности в развитии творческих способностей. (Диаграмма 2)
Диаграмма 2
№ |
Варианты ответов |
Число ответивших респондентов |
Процент опрошенных респондентов |
а |
Стал лучше учиться в общеобразовательной школе |
8 |
28 |
б |
Стал(а) хуже заниматься в общеобразовательной школе |
6 |
20 |
в |
Стал(а) более коммуникабельным(ой) |
9 |
30 |
г |
Ничего не успеваешь |
5 |
16 |
д |
Другое |
2 |
6 |
Подавляющее большинство опрошенных отметили, что благодаря занятию творчеством дети стали лучше обучаться в общеобразовательной школе и стали более коммуникабельными — 60%; 40% опрошенных ответили, что занятия в творческих коллективах занимают много времени, поэтому успеваемость в общеобразовательной школе снизилась. (Диаграмма 3)
Диаграмма 3
Какие виды творческой деятельности ты предпочитаешь:
№ |
Варианты ответов |
Число ответивших респондентов |
Процент опрошенных респондентов |
а |
Инструментальное исполнительство |
14 |
50 |
б |
Театральное искусство |
6 |
20 |
в |
Изобразительное искусство |
4 |
14 |
г |
Хореография |
5 |
16 |
д |
Другое |
50% опрошенных выбрали инструментальное исполнительство, отметили интересным, развивающим предметом; 50% респондентов предпочитают заниматься театральным искусством, изобразительным искусством, хореографией (Диаграмма 4)
Диаграмма 4
Какие занятия ты посещаешь с большим интересом:
№ |
Варианты ответов |
Число ответивших респондентов |
Процент опрошенных респондентов |
а |
Хор |
13 |
40 |
б |
Ритмика |
||
в |
Теоретические дисциплины |
1 |
4 |
г |
Индивидуальные занятия |
8 |
28 |
д |
Другое |
8 |
28 |
По результатам опроса заметно, что респонденты отдают предпочтение хоровому искусству — 40%, и с наименьшим интересом посещают занятия теоретического характера — 4% (Диаграмма 5)
Диаграмма 5
Какие музыкальные отделения ты бы посещал дополнительно:
№ |
Варианты ответов |
Число ответивших респондентов |
Процент опрошенных респондентов |
а |
Вокальное |
11 |
36 |
б |
Театральное |
9 |
30 |
в |
Оркестр народных инструментов |
3 |
10 |
г |
Хореографическое |
4 |
14 |
д |
Другое |
3 |
10 |
% опрошенных отдали бы предпочтение вокальному искусству, 30% — театральному искусству. Так или иначе, все респонденты желали бы посещать дополнительные отделения помимо основного, что говорит об их заинтересованности в развитии разносторонних творческих способностей (Диаграмма 6)
Диаграмма 6
По твоему мнению, развиваются ли твои творческие способности на музыкальные занятия:
№ |
Варианты ответов |
Число ответивших респондентов |
Процент опрошенных респондентов |
а |
Да |
24 |
80 |
б |
Нет |
||
в |
Затрудняюсь ответить |
1 |
4 |
г |
Возможно |
5 |
16 |
д |
Другое |
Подавляющее большинство респондентов согласились, что музыкальные занятия в школе способствуют развитию творческих способностей — 80%, и, лишь 20% опрошенных не уверенны в этом убеждении (Диаграмма 7).
творческий самореализация школа культурный
Диаграмма 7
За новое дело ты принимаешься:
№ |
Варианты ответов |
Число ответивших респондентов |
Процент опрошенных респондентов |
а |
С нетерпением, быстро |
2 |
4 |
б |
С творческой энергией |
8 |
28 |
в |
Спокойно, обдумав весь процесс работы |
12 |
40 |
г |
С чувством неуверенности в своих возможностях |
8 |
28 |
д |
Другое |
Большинство опрошенных респондентов отметили, что за новое дело берутся спокойно, обдумав весь процесс — 40%, но часть респондентов — 28% отметили, что за новое дело не всегда берутся с чувством уверенности, а часть наоборот — с творческой энергией, энтузиазмом (Диаграмма 8).
Диаграмма 8
Из-за неудач ты:
№ |
Варианты ответов |
Число ответивших респондентов |
|
а |
Сильно сердишься на себя, школу, родителей, друзей |
8 |
30 |
б |
Огорчаешься, но стараешься быстро найти и устранить причины неудачи |
11 |
36 |
в |
Сильно не переживаешь, спокойно ищешь причину неудачи |
9 |
30 |
г |
Можешь расплакаться и будешь долго помнить о неудачи |
1 |
2 |
д |
Другое |
1 |
2 |
Большинство опрошенных респондентов стараются быстро найти и устранить причины неудачи, это указывает на то, что учащиеся стараются исправить свои ошибки, ищут новые пути решения проблемы (Диаграмма 9).
Диаграмма 9
Используешь ли ты знания, полученные в досуговых занятиях в кругу друзей, в общеобразовательной школе:
№ |
Варианты ответов |
Число ответивших респондентов |
Процент опрошенных респондентов |
а |
Да |
18 |
60 |
б |
Нет |
3 |
10 |
в |
Возможно |
5 |
16 |
г |
Затрудняюсь ответить |
2 |
4 |
д |
Другое |
3 |
10 |
Большинство респондентов ответили, что регулярно применяют знания, полученные в досуговых занятиях в повседневной жизни (Диаграмма 10).
Диаграмма 10
Чтобы получать разностороннее развитие, нужно:
№ |
Варианты ответов |
Число ответивших респондентов |
Процент опрошенных респондентов |
а |
Добавить часов по основному предмету |
4 |
14 |
б |
Чаще проводить выездные концерты |
16 |
54 |
в |
Обязательно посещать концерты в Филармонии, Музыкальном театре, и т.д. |
7 |
22 |
г |
Другое |
3 |
10 |
% респондентов посчитали, что для разностороннего развития нужно обязательно проводить выездные концерты; 22% из опрошенных считают, что необходимо посещать концерты в Филармонии, музыкальных театрах и т.д., 14% выбрали дополнительные часы по основному инструменту, 10% ответили, программа отвечает разностороннему развитию (Диаграмма 11).
Диаграмма 11
Нравится ли тебе выступать на публике:
№ |
Варианты ответов |
Число ответивших респондентов |
Процент опрошенных респондентов |
а |
Да, очень |
16 |
54 |
б |
Нет |
3 |
10 |
в |
Затрудняюсь ответить |
6 |
20 |
г |
Другое |
2 |
6 |
Большинство респондентов активно участвуют в концертах, любят выступать на публике, что указывает на то, что учащиеся стараются продемонстрировать свои умения, знания, навыки широкой аудитории (Диаграмма 12).
Диаграмма 12
Где тебе нравится больше выступать:
№ |
Варианты ответов |
Число ответивших респондентов |
Процент опрошенных респондентов |
а |
Дома |
6 |
20 |
б |
В музыкальной школе |
6 |
20 |
в |
На мероприятиях вне школы |
16 |
54 |
г |
Другое |
3 |
6 |
Большинство респондентов активно участвуют в концертах, любят выступать на публике вне стен школы. Таким образом, деятельность, которой занимаются учащиеся во внеурочное время в школе, способствует их творческой реализации во всех направлениях (Диаграмма 13).
Диаграмма 13
Участвуешь ли ты во внутришкольных мероприятиях:
№ |
Варианты ответов |
Число ответивших респондентов |
Процент опрошенных респондентов |
а |
Постоянно |
11 |
36 |
б |
Никогда |
1 |
2 |
в |
Иногда |
17 |
56 |
г |
Затрудняюсь ответить |
2 |
6 |
д |
Другое |
Практически все опрошенные респонденты ответили положительно основная часть учащихся (из большинства опрошенных) регулярно участвует в различных концертах, что очень хорошо влияет на развитие различных способностей детей, способствует творческой самореализации (Диаграмма 14).
Диаграмма 14
Принимаешь ли участие в районных, краевых конкурсах:
№ |
Варианты ответов |
Число ответивших респондентов |
Процент опрошенных респондентов |
а |
Да; в каких |
18 |
60 |
б |
Нет |
10 |
33 |
в |
Другое |
2 |
7 |
% опрошенных респондентов постоянно участвует в районных, краевых конкурсах, что указывает на их высокий уровень знаний, умений, навыков в своей деятельности (Диаграмма 15).
Диаграмма 15
Какими наградами ты был награжден за участие в различных конкурсах:
№ |
Варианты ответов |
Число ответивших респондентов |
Процент опрошенных респондентов |
а |
Грамота |
20 |
66 |
б |
Диплом |
4 |
14 |
в |
Благодарственное письмо |
6 |
20 |
г |
Другое |
Все опрошенные респонденты ответили, что постоянно получали награды, это указывает на то, что творческие способности развиваются и выходят на конкурсный уровень (Диаграмма 16).
Диаграмма 16
Как ты считаешь, занятия творчеством — это:
№ |
Варианты ответов |
Число ответивших респондентов |
Процент опрошенных респондентов |
а |
Твое призвание |
8 |
30 |
б |
Твое увлечение |
6 |
20 |
в |
Дополнительное образование |
16 |
50 |
г |
Пустая трата времени |
||
д |
Другое |
Большинство респондентов — 50% считают занятия творчеством дополнительным образованием, 30% опрошенных респондентов считают, что занятия искусством их призвание, для 20% занятия творчеством — увлечение (Диаграмма 17)
Диаграмма 17
Выводы проведенного анкетного опроса:
Творческая самореализация детей и подростков является проявлением у них способности и потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами, а также развить в себе художественный вкус. Благодаря творчеству у ребенка обогащается эмоциональная жизнь, раскрываются задатки, способности, развиваются эстетические качества.
В ходе нашего исследования, мы выявили:
— Дети, занятые в досуговых объединениях постоянно участвуют в районных, областных конкурсах, получают регулярно грамоты, дипломы, награды за участие, что указывает на их высокий уровень знаний, умений, навыков в своей деятельности. В результате проведенного исследования мы выявили, что важным для детей и подростков является их социокультурное пространство, их включение в процесс творчества. Именно творческая самореализация детей на начальном этапе их личного опыта позволит развить в подростке гармоничную и творческую личность, проявить эстетические и нравственные качества, улучшить процесс адаптации его в общественную жизнь.
Заключение
Творческая деятельность, соответствующая стремлениям, наклонностям детей и подростков, способствует тому, что в их моральном облике преобладают положительные качества и, что особенно важно нравственными личными усилиями устраняются отрицательные.
Благодаря творчеству у ребенка обогащается эмоциональная жизнь, раскрываются задатки, способности, развиваются эстетические качества.
В ходе творческого освоения объекта дети и подростки действительно приобретают новые знания о нем, которым, по крайней мере, на первых порах, обладают только они и никто другой.
Факторами, которые оказывают непосредственное влияние на творческую самореализацию подростка можно назвать все социокультурное его пространство. Огромную роль играют семья и школа, как основоположники для развития задатков подростка.
А одна из главенствующих ролей отведено учреждениям дополнительному образованию, творческим занятиям, которые предлагает общеобразовательная школа, поскольку там работают педагоги, которые целенаправленно развивают уровень творчества и самооценки детей.
В курсовой работе нами изучены сущность и особенности творческой самореализации детей и подростков в современном обществе; дана характеристика факторов, влияющих на развитие творческой самореализации подрастающего поколения; изучены условия развития творческой самореализации детей и подростков в общеобразовательной школе с использованием средств социально-культурной деятельности; обосновано использование разнообразия форм и методов социально-культурной деятельности для развития творческих способностей детей и подростков; проведено анкетирование и проанализированы результаты социологического исследования по изучению развития творческой самореализации детей на примере Малетинской МОУ СОШ.
Таким образом, творческая самореализация детей на начальном этапе их личного опыта позволит развить в подростке гармоничную и творческую личность, проявить эстетические и нравственные качества, улучшить процесс адаптации его в общественную жизнь.
Библиография
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/samovyirajenie-podrostkov-cherez-tvorcheskuyu-deyatelnost/
1. Апраксина, О.А. Музыка в воспитании творческой личности //Музыкальное воспитание в школе. / О.А. Апраскина — М.: Музыка. — 1984. Вып. 3.
— Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития / В.А.Березина — Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М., 2002
— Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для вузов / Д.Б. Богоявленская. — М.: Академия, 2002. — 320 с.
— Брундов, А.К. Неформальное и непрерывное. О развитии дополнительного образования детей. // Директор школы. / А.К. Брундов — 1995. № 2. — С. 56-59.
— Бухвалов, В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества / В.А.Бухвалов — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
— Валеева, Р.А. саморазвитие и самореализация как цель и результат гуманистического воспитания. — Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца. — Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I
— Вапилова, С.Ф. Организационно-педагогическое основы формирования социально-психологической самозащиты подростков в СКС: Автореф. дис. канд. пед. наук /Моск. гос. ун-т культуры и иск-в./ С.Ф. Вапилова — М., 2000. — 21 с.
— Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры: Избр.психол. тр. — М., Воронеж: ин-т практ. психологии: НПО «Модэк», 1996.
— Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Книга для учителя. — 3-е изд. / Л.С. Выготский — М.: Просвещение, 1997. — 93 с.
10. Гаганов, Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации./ Ю.Б. Гаганов — М., 1998. <http://psyedu.ru/listarchive.php?nomerid=9>
— Гликман, И.З. Вопросы обучения и воспитания. //Педагогика /И.З. Гликман. — 1999. — № 5.
— Горева Л.В. Социально-культурные условия развития творческой активности детей в процессе этнохудожественной деятельности: Автореф. дис. на соиск. канд. пед. наук (13.00.05).
— М., 2001. — 28 с.
— Горский В. А., Журкина А. Я. Педагогические основы развития системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование./ Горский В. А., Журкина А. Я. — 1999. N 1.
— Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. /Рос. акад. образования, Психологич. ин-т Междунар. Ассоц. «Развивающее обучение». — М.: ОПЦ ИНТОР, 1996. — 541 с.
— Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретич. И экспер. психологич. исслед. /АПН СССР. — М.: Педагогика, 1986.- 240с.
— Дедюхина, О.В. Творческая самореализация музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 : Н. Новгород, 2005. — 177 c.
— Дополнительное образование детей: Учеб. пособие / Под ред.О.Е.Лебедева. М., 2000.
— Евладова Е.Б., Петракова Т.И. Содержание и организация воспитания и дополнительного образования в школе. — М.:ВЛАДОС, 2001.
— Ерошенков, И.И. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. / И.И. Ерошенков — М.: Просвещение, 1986. — 326 с.
— Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств. 2-е изд. перераб. и доп. / А.Д. Жарков — М.: Изд-во МГУКИ, ИПО «Профиздат», 2002. — 288 с.
— Жаркова, Л.С. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособие / Л.С. Жаркова, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков. — М.: МГУК, 1994.- 110 с.
— Иванова, И.П. Педагогика коллективной творческой жизни. Псков. 1998.
— Киселева, Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. — М.: Изд-во Московского гос. университета культуры, 1995. — 136 с.
— Ковалев, С.В. Психология современной семьи: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1998. — 208 с.
— Кон, И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
— Краковский, А.П. О подростках. — М.: Просвещение, 2000. — 198 с.
— Куприянов, Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учебно-метод. пособие. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. — 216 с.
— Медведь, Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: Учеб. пособие. — М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. — 48 с.
— Михайлов, Н.Н. О потребности личности в самореализации. // Философские науки, 1982. — № 4. — стр. 24-32.
— Моляков, В.А. Психология творческой деятельности. К., 1978. — 47 с.
— Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания: Учеб. пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320 с.
— Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. — 416 с.
— Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Академия, 1999. — 456 с.
— Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления /Под ред. Селивановой. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320 с.
— Селевко, Г., Тихомирова Н. Подросток: Сам себе воспитатель: Советы психолога // Домашнее воспитание. — 2002. — № 2. — С. 26-30.
— Селевко, Г., Тихомирова Н. Подросток: Сам себе воспитатель: Советы психолога // Домашнее воспитание. — 2002. — № 3. — С. 29-31.
— Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. 0 М.: Издательская корпорация «ЛОГОС», 1999. — 272 с.
— Скачков, А. В. Дополнительное образование как социально-педагогическая проблема. Ростов-н/Д,1996.
— Солнышкина, В. Этническое и эстетическое воспитание детей как основа формирования культуры личности // Дополнительное образование. — 2002. — № 7. — С. 36-37.
— Степанов, В.М. Дар ребенка плюс талант педагога: Организация дополнительного образования в системе единого образовательного пространства: научно-метод. пособие. — Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания, 2001. — 176 с.
— Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2001. — 423 с.
— Сулейманова, С. Педагогическое стимулирование творческой самореализации подростков в дополнительном образовании : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 : Пермь, 2004 — 231 c.
— Титлянова, Г.Н. Современные требования к качеству дополнительного образования детей — компетентностный подход в организации социально значимой деятельности детей и подростков. — Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца. — Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I.
— Трацевская, Е.Ю. Музыкально-театральное образование как источник духовно-нравственного становления учащихся // Научный поиск в воспитании: парадигмы, стратегии, практика»: Материалы Международной научно-практической конференции. — М., 2007 (0,2 п.л.).
— Фомина, А.Б. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель: в 2-х частях Москва 2004.
— Чеков, М. О. Теория и практика дополнительного образования детей в России: Автореферат дис. … докт. пед. наук. Самара, 2003.
— Шамсутдинова, Д.В. Досуговая деятельность как фактор социально-культурной интеграции личности: Автореф. дис. на соиск. учен. степени д-ра пед. наук / СПб., 2002. — 41 с. — Б.Ц.
— Шмаков, С. Досуговая педагогика // Детский досуг. — 2003. — № 4. — С 2-25.
— Щербакова, Т.И. Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности : На материалах Центра дополнит. образования : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.01 Ростов-на-Дону, 1997. — 179 c.