Творчество И.Е.Репина

Курсовая работа

История русского изобразительного искусства второй половины XIX столетия ознаменована высоким развитием демократического реализма. Уже в жанровых произведениях В.Г. Перова 60-х годов ярко проявились новые тенденции, а со временем организации Товарищества художников-передвижников (1871) новое направление в искусстве получило широкое развитие. Передвижники ставили себе цели и задачи в искусстве, прямо противоположные господствовавшим в то время академическим эстетическим понятиям, законодателем которых была императорская Академия художеств.

С 70-х годов до конца века русское общество неустанно волновали художественные образы, создаваемые передвижниками. Они добились того что новое искусство стало близко и дорого народу. Его сюжетное многообразие, острое видение жизни, раскрытие её правды, новая оценка человека, глубокий психологизм образов, темы национальной истории – все это возбуждало интерес и находило горячий отклик в широких слоях населения. Передвижников любили и уважали, интерес их творчеству не остывает и в наши дни. Их искусство учит тому, что жизнь никогда неиссякаемый животворный источник вдохновения. Рожденный мыслью лучших представителей народа, демократический реализм дал высочайший творческий взлет искусства второй половины XIX века, породил блестящую плеяду талантов. Одним из них был Илья Ефремович Репин – наиболее яркий и характерный представитель передвижников 1 .

Илья Ефремович Репин – один из самых крупных мастеров реализма ХIХ века и едва ли не самый известный русский художник. Известность Репина объясняется не только блестящим, порой потрясающим мастерством, но и той страстностью и горячестью, тем искренним и глубоким чувством любви к народу и ненавистью к его угнетателям, которыми проникнуты полотна художника. Остро и ярко показал художник современную ему жизнь, тяжелую действительность царской капиталистической России 2 .

С творчеством Репина связаны высшие достижения русской реалистической живописи XIX века. По своему огромному, прямо таки, из ряда вон выходящему таланту, он достоин, занять одно из самых видных мест в истории не только русской, но и европейской живописи. Галерея созданных Репиным образов необычайно разнообразна и широка. Человек впечатлительный, страстный, увлекающийся, он был отзывчив на многие жгучие проблемы общественной жизни, сопричастен социальной и художественной мысли его времени. Так, в его искусстве нашли воплощение события, связанные с действиями революционеров-народников, борьбой народовольцев с царским правительством. «Арест пропагандиста», «Сходка», «Перед исповедью» – произведения трагического пафоса, попытка понять психологию революционеров, ответить на вопрос – кто они, герои или жертвы идеи. Среди них картина «Не ждали» занимает центральное место.

6 стр., 2807 слов

Голландия 17 века. Искусство Голландии 17 века

... 10 6. Живопись в интерьере...............................................................................11 7. Творчество Вермера Делфтского..............................................................12 II. Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна..........................................13 I .Искусство Голландии 17 века. В XVII в. Голландия стала образцовой ...

Особенно впечатляет портретная галерея современников художника, в которой он запечатлел многих известных деятелей культуры и искусства XIX века. В этих портретах искусство Репина проявилось с наивысшей силой, многие из них написаны прямо таки с фантастической страстью и мастерством — таковы легендарные портреты композитора Мусоргского, писателя Писемского, Льва Толстого, портрет Пелагеи Стрепетовой, портрет Мясоедова, «Мужичок из робких», «Портрет Леонида Андреева» и др. . И если прежние сравнения Репина с Веласкесом или Рембрандтом и кажутся теперь преувеличенными, то, все же, по своему колоссальному таланту Репин достоин, занять одно из самых достойных мест среди мастеров портретной живописи в Европе. Число же всевозможных психологических конфликтов и человеческих взаимоотношений, затронутых художником в своих картинах, вообще, не поддается учету. Подлинный гражданский пафос, демократизм, выражающийся не только в знании и изображении народной жизни, но в ясности и доступности самого изобразительного языка, высочайшее реалистическое мастерство, правдивость и жизненность характеров, интерес к животрепещущим вопросам современности — вот залог непреходящей ценности искусства Репина.

Репин прожил жизнь человека, полностью преданного своему делу. Его огромный живописный талант признавали все, но не все могли в полную меру оценить исторический, общественный смысл его искусства. Раньше других этот смысл почувствовал выдающийся репинский современник В.В. Стасов, и «стасовский» облик Репина с незначительными изменениями впоследствии многократно оживал в статьях и книгах о нем. Стасов оказался совершенно прав в главном и основном: творчество Репина было социально в том прямом смысле, в каком употребляла это понятие демократическая эстетика XIX века. Оно стремилось не только выразить глубокие умонастроения эпохи подобное желание было свойственно всякому большому искусству и до Репина и после, но и показать причины, рождающие такие умонастроения, иными словами, — показать социальную действительность своего времени, показать самые разные стороны жизни пореформенной России. Не раз заявляя о своей верности заветам революционных демократов, в первую очередь — эстетическим взглядам Н.Г. Чернышевского, художник постоянно жил тревогами и надеждами передовой русской интеллигенции, ее желанием связать свое дело с борьбой против социального гнета и неравенства. Все это и определило важное место репинских произведений в мировом наследии реалистической живописи XIX века.…………………………

Глава I .

Тема народа в творчестве И.Е. Репина.

В своих картинах, посвященных изображению народа («Бурлаки на Волге», «Проводы новобранца», «Вечорницi», «Крестный ход», «Запорожцы»), И.Е.Репин отобразил положение народа в современном ему обществе, раскрыл его значение и роль в историческом процессе, показал отношение народа к революционному движению, то есть попытался ответить на важнейшие вопросы современности. Постановка этих больших социальных проблем вызвала обращение к формам Grand Art, привела к созданию монументальных полотен. “Сила и грандиозность составляют всегда отличительную черту созданий Репина, — писал в 1882 году Стасов. – Мелкие события сцены, мелкие личности и мелкие сюжеты лежат совершенно вне его натуры. Ни к кому так не идет, как к нему, название: Самсон русской живописи. Ему нужны такие задачи, где бы он выразил широкие, далеко простирающиеся горизонты ” 3 .

8 стр., 3602 слов

Творчество ИЕ Репина

... задолго до сво­ей академической программы, Речь идет о «Бурлаках на Волге» (1870—1873). Впервые Репин увидел бурлаков на Неве погожим летним днем 1868 г. Тогда же, потрясенный ... ее социальное неравенство, общественная неспра­ведливость, притеснение и мораль­ное унижение простого народа. Сюжет, который выбрал худож­ник, дал ему возможность показать людей разного имущественного ...

Художник больших задач и «далеко простирающихся горизонтов» Репин предстает перед нами уже в первом своем произведении на народную тему, созданном в стенах Академии художеств в 1870-1873 годах, в картине «Бурлаки на Волге».

Бурлачество, как одно из возмутительных явлений российской действительности, низводящее людей до уровня рабочего скота, волновало в те годы многих писателей и художников, чьи сердца чутко отзывались на страдания и горе народное. О великой скорби, выливающейся в тоскливой бурлацкой песне-стоне, поведал в своем стихотворении «Размышления у парадного подъезда» Некрасов (1858).

Бурлакам посвятили свои картины художники П. О. Ковалевский, А. К. Саврасов, В. В. Верещагин.

Репин пошел дальше всех этих художников. Значение его картины «Бурлаки на Волге», обеспечившую ей огромную популярность среди передовых слоев русского общества, заключается в том, что художник в жанровой, по сути дела, сцене и в жизненно конкретных образах сумел воплотить большие идеи современности, сумел подняться до такой степени художественного обобщения, что картина переросла рамки жанрового произведения, став одним из первых подлинно исторических полотен на современную тему.

Идея картины зародилась у Репина, когда он во время прогулки по Неве летом 1869 года вдруг увидел ватагу бурлаков, тянущих баржу, и невдалеке от них группу нарядных веселящихся господ. Отправившись вместе с художниками Ф. А. Васильевым и Е. К. Макаровым в поездку по Волге летом 1870 года, Репин окунулся в самую гущу народной жизни. Бурлаки перестали для него быть отвлеченным понятием, а стали живыми, близкими людьми, со своим внутренним миром, своими заботами и чаяниями. Сама жизнь вошла в картину художника, наполнив плотью и кровью ту мысль, которая лежала в основе замысла Репина. До конца дней своих он не мог забыть многих бурлаков, отведя им значительное место на страницах своих воспоминаний в книге «Далекое близкое».

По песчаной отмели волжского берега на фоне необозримых голубых просторов реки прямо на зрителя медленно и тяжело движется ватага оборванных и изнуренных людей.

Во главе бурлацкой ватаги шествует Канин — невысокого роста, широкоплечий, коренастый богатырь с тряпицей на голове, которая, пряча волосы, открывает высокий лоб человека-мыслителя, много передумавшего и выстрадавшего на своем веку. На лице и в глазах — выражение простодушия, доброты, печали. По правую руку от Канина, добродушно посмеиваясь и ворчливо подбадривая соседей, с огромной медвежьей силой тянет лямку нижегородский боец, богатырь-коренник; по левую руку — в исступлении наваливается на лямку всей тяжестью своего тела Илька-моряк, ожесточенно и иронически смотрящий исподлобья в упор на зрителя. Следом за ними, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. Несколько отступя от него еле бредет истощенный и больной старик, жестом мучительного отчаяния стирающий рукавом пот со лба. В порыве боли, обиды и возмущения на короткий миг распрямляется молоденький паренек Ларька, пытаясь поправить лямку, к которой он никак не может приноровиться. Сзади него опытный спокойный старик-бурлак на ходу, не ослабляя лямки, достает кисет с табаком и деловито набивает им трубку. За стариком как-то егозливо и неуверенно, мелкими шажками идет солдат в сапогах и картузе. А рядом «грек», который гордо и угрюмо выполняет свою работу, устремляя вдаль тоскующий взор. Шествие замыкает понуро и удрученно плетущийся бурлак, с трудом передвигающий непослушные ноги.

1 стр., 453 слов

Народ и его роль в трагедии Пушкина «Борис Годунов»

... легкостью присваивают себе те достижения, которые принадлежат простым людям. Народ – не статичный персонаж, он показан в ... масс. Александр Сергеевич чувствует и показывает силу народа и обусловленною особенностями 17 века слабость его. ... народ – полноправный деятельный участник всех происходящих событий. Он уже не скрывает своей ненависти и накипевшей злобы и готов на расправу. Понравилось сочинение? ...

Показывая неимоверные усилия людей, исполняющих «службу скотинную» (по выражению Стасова), Репин основное внимание уделяет раскрытию характеров бурлаков и их переживаний. Все лица бурлаков ясно читаются, не загораживая друг друга. Уже здесь, задолго до появления первых портретов людей из народной среды, проявилась замечательная способность Репина воспроизводить людей с почти осязательной конкретностью, остро схватывая всю неповторимость их характера и вместе с тем улавливая в них общие признаки определенного типа.

Изображая бурлаков, Репин не ограничивается показом их страданий и того отпечатка, который наложили на внутренний мир людей тягостные условия их существования. В среде бурлаков Репин сумел раскрыть настроения глубокого недовольства жизнью, ожесточения, протеста, сумел почувствовать в этой пестрой и разнохарактерной толпе народа нечто значительное. Прав был Стасов, когда писал, что бурлаки в произведении Репина предстают не только угнетенными и несчастными, но и «могучими, бодрыми, несокрушимыми людьми, которые создали богатырскую песню «Дубинушку».

Значительность идей и образов «Бурлаков» потребовала от художника обращения к формам монументального искусства. Поражает простота и лаконизм изображения, почти полное отсутствие каких-либо деталей, которые могли бы сообщить картине оттенок жанровости. Возвышающаяся над безбрежными речными далями ватага бурлаков производит очень внушительное впечатление. Расположенная почти в центре полотна, она безраздельно приковывает к себе внимание зрителя. Эта центричность построения группы сообщает композиции большую завершенность, ясность и уравновешенность, без которых немыслимо подлинно монументальное искусство. Ватага бурлаков четко организована и внутри. Она разбита Репиным на три группы, каждая из которых обладает своим смысловым центром. Канин с его «вселенской грезой» о иной, лучшей жизни, Ларька с его бурным протестом и «грек», тоскующий о воле, — вот три главные фигуры композиции. Такая разбивка ватаги делает ее легко обозримой и помогает акцентировать узловые моменты идейно-художественного замысла.

Не менее существенную роль играет и колорит. Стремясь удержать в колористическом решении картины свое первое зрительное впечатление от бурлаков, Репин пишет их в гораздо более темной, сумрачной гамме, чем пейзаж, противопоставляя его светлым, радостным краскам глухие и тревожные тона группы людей. Это то самое «темное, сальное, какое-то коричневое пятно», которое надвинулось на солнце и омрачило все вокруг, тот разительный контраст, который потряс художника при первой встрече с бурлаками. Исключение составляет Ларька в своей ярко-розовой рубахе. Выражающий с наибольшей интенсивностью чувства бурлаков, он и в своем колорите как бы концентрирует, доводит до накала пронизанные солнечным зноем краски картины 4 .

5 стр., 2478 слов

Описание картины бурлаки на волге репина (5 класс)

... сочинения Илья Ефимович Репин — величайший художник, который описывал тяжёлую жизнь простого народа. Он написал много великолепных картин, среди которых самыми популярными считаются следующие полотна: «Осенний букет». «Не ждали». «Стрекоза». «Яблоки и листья». ...

Огромное уважение и любовь к народу не оставляли места для сочувственной жалости к нему и требовали от художника изображения народа в его настоящем виде. В этом изображении народа таким, какой он есть, Репин достиг замечательных результатов, глубоко и многогранно раскрыв все богатство и самобытность народных характеров. При многообразии характеров бурлаков всех их объединяло недовольство судьбой, ненависть к существующему порядку вещей, тоска по лучшей жизни. От этих настроений всего один шаг до открытого протеста и борьбы, всего один шаг до вмешательства в дела истории. Репинские бурлаки не делают этого шага, зато его делают «Запорожцы»5 .

Картина «Запорожцы» создавалась на протяжении 80-х годов XIX века. Сокровищница русской демократической живописи пополнилась в эти годы монументальными полотнами Сурикова, Репина, Васнецова, в которых народ впервые в истории русской живописи предстал в своем величии, непобедимости и мощи. Среди этих полотен почетное место принадлежит «Запорожцам».