У истории XX века практически нет иного столь яркого примера взаимодействия и взаимовлияния, как радио и другие каналы массовой информации. Всего три десятилетия относительно спокойной жизни технический прогресс дал радиовещанию для упрочения своих позиций. Уже в середине 50-х годов о нем высказывались как о «факире на час». Если принимать во внимание время существования нашей цивилизации, то три десятилетия — это даже не час, а мгновение.
Тысячу лет назад китайский поэт и ученый Ван Цзюньюй, чаще именуемый в древних книгах как Ван Ци, изрек и записал: «Не доставляет удовольствия слушать то, что надлежит смотреть». Некоторое время спустя он выразился еще более точно: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Через десять веков присказка зазвучала как приговор. Поклонники телевидения обратились к мудрости китайца как к наиболее точной формулировке обвинения радио в ограниченности, а следовательно, и в бессмысленности его существования.
«Могильщиков» радио трудно обвинить в преувеличении. Экспансия телевидения во всем мире достигла таких размеров, что возникли сомнения в правомерности жизни и театра, и кинематографа, а с появлением трансляций из музеев и видеофильмов о живописи — в целесообразности открытия музейных коллекций. Если бесстрастные компьютеры предрекали грядущую нищету всем традиционным видам зрелищного искусства, подсчитывая кассовые убытки и все увеличивающееся число пустых кресел в кино-, театральных и концертных залах, то нетрудно вообразить, сколь незавидным представало будущее радио, все художественное достояние которого заключалось в невидимых миру звуках.
Даже самые доброжелательные исследователи сходились во мнении, что судьба радио в микроминиатюризации технических средств: вот создадут инженеры приемник размером с аптечную таблетку (технически это вполне возможно, более того, эта идея практически была реализована к концу 70-х годов) и будет она подавать сигналы, вмонтированная в петлицу, сообщая погоду и наиболее важные новости. Что же касается обширной событийной и художественной информации, общения с коммуникатором, аудиокультуры во всех ее разновеликих и многообразных аспектах… то «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».[1]
Однако роль радио, как центрального субъект в мире отношений Советских СМИ, отрицать нельзя. Именно радио выступило тем социальным клеем, который на протяжении семи десятилетий скреплял многие десятки национальностей и культур в одно могучее государство.
Годы жизни и творчества С. Есенина
... в том же направлении, в котором развивалась лирика Маяковского. В последние три года жизни Есенина явно привлекает и так называемая философская лирика, которую точнее можно определить, как ... в ней свое место, в его стихах последнего года жизни звучат и мотивы осуждения неправильно прожитой жизни. Расшатанное здоровье заставило Есенина лечь на излечение в больницу для нервнобольных. ...
Для большинства взрослого населения современной России именно радио, радиопередачи, а не телевидение или пресса, является символом «советского» детства. Если телевидение оставило по себе в памяти только «Голубой Огонек», пресса — «Мурзилку», «Огонек» и «Технику молодежи», то радио навеки закрепилось в памяти русских людей позывными «Радионяни», «КОАПа», «Пионерской зорьки» и многими другими радиопередачами и р пьессами.
Цель данной работы — проследить путь развития советского радиовещания в период после Второй мировой войны и вплоть до «застоя»; выявить ключевые моменты в развитии радиожурналистики; дать обзор детской и юношеской радиожурналистике означенного периода, систематизировать детские и юношеские радиопередачи.
Временный период исследования выбран по ряду причин:
Двадцать пять лет (45-70гг.) — наиболее значимый этап в развитии советской радиожурналистики. В это время складывается большинство известных жанров радиожурналистике, отмечается наибольший количественный рост радиопередач.
Хотя выбранный период очень велик в рамках стремительного 20 века, однако широта исследуемого временного отрезка компенсируется малой изученностью вопроса, что не позволит достаточно углубиться в тему.
Именно в обозначенный период находит особенно бурное развитие детская радиожурналистика, которая наиболее интересна нам в этом исследовании.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Привести основные факты из истории радиовещания СССР и выявить ключевые события, обусловившие это развитие, их причины и следствия.
Исследовать литературу по теме, ознакомиться с доступными научными работами.
Изучить записи детских радиопередач и сделать выводы о содержании, политике и целевой аудитории этих передач.
Собрать и систематизировать краткие, разрозненные сведения об истории возникновения детских и юношеских развлекательных и образовательных радиопередач.
Среди фундаментальных работ по радиожурналистике, на которые мы опирались, можно выделить работу A.A. Шереля, «Радиожурналистика. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся специальности Журналистика», учебник Гуревича П.С., Ружникова В.Н. «Советское радиовещание. Страницы истории». В вопросе истории детской радиожурналистики мы опирались на книги Меньшиковой А.А. «Радио — детям», и труд Марченко Т. «Радиотеатр».
Новизна данной работы заключается в том, что она является попыткой систематизировать все доступные в Сети и городских библиотеках данные по истории радиовещания и детской радиожурналистики. И это тоже весьма интересный момент в нашем исследовании. С теоретической точки зрения данная работа не может претендовать на новизну, однако может быть интересная своей практической частью — анализом аудиозаписей советских радиопередач. С практической точки зрения, материалы данной курсовой работы могут быть использованы студентами специальности «Журналистика» для написания докладов или рефератов, для изучения этапов развития советского радиовещания и советской детской радиожурналистики.
Профессиональная деятельность журналиста на информационно-музыкальной ...
... всем, что именуется «женским вопросом», знать его многовековую историю, развитие, сегодняшнее состояние как у нас в стране, так и ... журналистскую стезю, сразу находит ту тропку, по которой ему интересно идти. Радио знает десятки имен журналистов, которые добились ... собственного корреспондента в том или ином регионе или работу ведущего информационно-публицистической программы. Но такая широта охвата ...
На защиту выдвигаются следующие положения:
Послевоенный период — этап интенсивного развития радиовещания в СССР, время появления многих новых, и возрождения старых жанров радиожурналистики.
50-е — 60-е годы — время взрывного увеличения доли музыкального и развлекательного радиовещания.
Послевоенный СССР уделяет огромное внимание детской и молодежной радиополитике, что отражается в качественном и количественном росте советских радиопередач.
По мере взросления советского ребенка, радио предлагало ему все более специальную, научную информацию, вместо игровой, музыкальной и познавательно.
Глава 1. Советская радиожурналистика 1945-70 гг
1.1 Первые четыре этапа развития советского радиовещания
Традиционно, прежде чем говорить об обозначенном периоде истории, мы должны кратко охарактеризовать историческую ситуацию, в которой предстояло развернуться советскому радиовещанию. Итак, кратко:
К первому этапу развития русской радиожурналистики некоторыми исследователями[2] принято относить «зачаточный» — царский период. В это время радио и радиотелеграф использовались преимущественно в военных целях. Об активном использовании радио известно мало, однако есть свидетельства об использовании радио для местной передачи информации через репродукторы. Радиотелеграф использовался на фронтах Первой мировой войны. Сводки новостей, зачитываемые через репродукторы газетные материалы, звучали в Петрограде.[3]
Второй этап — этап рождения радиовещания и журналистики, совпадает с основанием СССР. С первых лет Советской власти радио использовалось не только как средство связи, но и как источник информации. С ноября 1917 по радиотелеграфу передавались декреты Советского правительства, сообщения о важнейших событиях в жизни страны, о международном положении, выступления В. И. Ленина. Одной из актуальных государственных задач было создание материально-технической базы для радиовещания. В 1918 Совнарком создал комиссию для разработки планов развития радиотелеграфного дела; ряд мощных радиостанций военного ведомства передан Наркомату почт и телеграфа; Совнарком принял декрет о централизации радиотехнического дела в стране. Первые радиовещательные передачи велись в 1919 из Нижегородской радиолаборатории, с 1920 — из опытных радиовещательных станций (Москва, Казань и др.).
Коммунистическая партия и Советское правительство придавали исключительное значение радиофикации как основному средству развития Р. В 1920 Ленин писал М. А. Бонч-Бруевичу, руководившему Нижегородской радиолабораторией: «Пользуюсь случаем, чтобы выразить Вам глубокую благодарность и сочувствие по поводу большой работы радиоизобретений, которую Вы делаете. Газета без бумаги и “без расстояний”, которую Вы создаете, будет великим делом»[4] .
В 1922 в письмах И. В. Сталину для членов Политбюро ЦК РКП (б) Ленин сформулировал положения программы сплошной радиофикации страны, в том же году начались первые (ещё нерегулярные) текстовые радиопередачи через громкоговорители; Нижегородская радиолаборатория передала в эфир первые радиоконцерты. Становлению и популяризации радио в 20-е гг. способствовали массовое радиолюбительское движение (которое стало развиваться после открытия в 1922 в Москве радиостанции им. Коминтерна), деятельность организованных в 1924 общества друзей радио, акционерного общества «Радиопередача» (первоначально — «Радио для всех», его членами были Наркомпочтель, ВСНХ, РОСТА, Всероссийский электрический трест заводов слабого тока).
Развитие советского театра в 20-30-е гг. XX в
... искусства, а также государственные вопросы по управлению театрами. Историографический обзор. Историография трудов о становлении советского театра в 1920-1930-е гг. очень обширна. ... актуальность. Цель выпускной квалификационной работы: рассмотреть первые десятилетия существования и развития советского театра в исторической перспективе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие ...
Регулярное радиовещание началось 23 ноября 1924, когда в эфир был передан первый номер радиогазеты. В 1925 организована Радиокомиссия ЦК РКП (б) для общего руководства и Радиосовет при Главполитпросвете Наркомпроса РСФСР для разработки основных направлений вещания.
В 20-е гг. складываются основные жанры (радиорепортаж, радиобеседа, комментарий), формы передач (радиогазета, радиожурнал).
В 1925 в эфире — первый радиорепортаж с Красной площади в Москве, посвященный Октябрьским торжествам; детские передачи — «Радиооктябрёнок», «Радиопионер» (впоследствии «Пионерская зорька»); «Культурное наследие — детям»; молодёжная — «Молодой ленинец»; с 1926 — «Крестьянская радиогазета», «Рабочая радиогазета», этнографические концерты. [5] Организуется регулярное радиовещание в союзных республиках — в 1925—27 начали работать радиостанции в Минске, Баку, Харькове, Ташкенте, Ленинграде, Киеве, Тбилиси.
С 20-х гг. традицией советского радио стали выступления государственных деятелей. Состоявшаяся в середине 20-х гг. дискуссия об общественном назначении радио, его месте среди видов искусства и средств эстетического просвещения способствовала развитию форм и жанров радиожурналистики, особенно литературно-драматического.[6]
С 1927 года исследователь советской радиожурналистики А.Шерель выделяет третий этап, заключающийся в дальнейшем развитии жанров радиожурналистики, привлечении на радио ведущих журналистов и литераторов молодого Советского Союза. На этом этапе мы можем рассматривать радиовещание как полностью сформировавшееся, полноценное СМИ, пользующееся огромным успехом у аудитории и находящимся под пристальным контролем властей.
В 1927 Совнарком принял постановление, направленное на улучшение художественных программ. В подготовке литературных передач участвовали В. В. Маяковский, А. Н. Афиногенов, Д. Бедный, Э. Г. Багрицкий, Ф. В. Гладков, В. В. Иванов, Л. М. Леонов и др. Регулярные обзоры под рубрикой «Литература — массам» знакомили слушателей с творчеством советских писателей и классическим литературным наследием. Р. популяризировало музыку народов СССР, лекции-концерты раскрывали основные этапы истории мировой музыкальной культуры. В 20-е гг. прозвучали первые концерты по заявкам, трансляции оперных спектаклей из Большого театра СССР. С 1925 в программе радио появились беседы и лекции на социально-политические и научно-технические темы. В конце 20 — начале 30-х гг. для целенаправленного образования населения были созданы рабочий, крестьянский, коммунистический, комсомольский радиоуниверситеты (до 80 тыс. радиозаочников).
С 1928 по 1933 мощность советских радиовещательных станций увеличилась в 8 раз. В 1931 при Наркомпочтеле образован Всесоюзный комитет по радиовещанию, в 1932 — 12 местных радиокомитетов в республиках и областях. Появились новые, действенные формы и жанры радиопередач: радиоперекличка, всесоюзное радиособрание (1929), прямые радиорепортажи со строек (1930)[7] . Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке рабселькоровского движения» (1931) рекомендовало радиокомитетам шире применять формы массовой работы (рейды, выездные бригады), расширять сотрудничество с рабселькорами, развивать и создавать новые формы передач по письмам трудящихся.
История отечественной журналистики -2007 год
... крестьянской России», 30 апреля 1918 года давшая старт еженедельнику «Красная армия», «Голос трудового крестьянства», а также железнодорожный «Гудок», выходящий и в настоящее время. В 1918 году советская журналистика ... к марту 1919 года ее тираж превысил 500 тысяч экземпляров. Рассчитанная на полуграмотных, а то и вовсе неграмотных читателей «Беднота» отличалась версткой и формами подачи материалов: ...
В соответствии с постановлением «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) расширились тематика, формы, жанры художественных передач. В работе на радио участвовали писатели А. Серафимович, М. А. Светлов, Н. А. Островский, И. П. Уткин, К. Г. Паустовский, актёры Д. Н. Орлов, В. И. Качалов, И. М. Москвин, М. И. Бабанова и др. Новые произведения Д. Д. Шостаковича, Ю. А. Шапорина, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. впервые исполнялись по радио. Музыкальное вещание знакомило слушателей с профессиональными исполнителями и с лучшими коллективами художественной самодеятельности. В 1932 начались регулярные выпуски «Последних известий».
В 1936 Радиокомитет ввёл в действие 5 программ вещания, составленных с учётом временного пояса, национальных языковых особенностей населения различных районов страны. Первый всесоюзный радиофестиваль (1936) положил начало межреспубликанскому обмену радиопрограммами. В 30-е гг. в системе общественно-политического вещания выделились самостоятельные редакции сельских передач, красноармейского, молодёжного, спортивного вещания. Видное место в программах радио заняла оборонно-спортивная тематика, сформировался как жанр спортивный радиорепортаж (основоположник В. С. Синявский).
Важную роль в улучшении радиовещания сыграла специальная печать по вопросам радио: журналы «Радиофронт» (основан в 1925, до № 19 — «Радио всем»), «Говорит СССР» (1931), еженедельная газета «Новости радио» (1925) и др.
Четвертый этап — это период Великой Отечественной войны, время рождения новых жанров, репортажных и новостных, время бурного интереса населения к радио. как к самому оперативному средству массовой информации.
В годы Великой Отечественной войны 1941—45 передано 2 тыс. радиосводок Совинформбюро, 2, 3 тыс. выпусков «Последних известий», свыше 8 тыс. «Писем с фронта» и «Писем на фронт». Значительное место в программах занимали обзоры газет, информации ТАСС, корреспонденции с фронта (в выпусках «Последних известий» около 7 тыс. корреспонденций из действующей армии).
В отличие от других стран, в СССР в годы войны радиовещание оставалось непрерывным и многопрограммным. Регулярно велись передачи для партизан и населения временно оккупированных районов. По Всесоюзному радио часто выступали руководители Советского правительства. В 1944 Совнарком принял постановление о мероприятиях по укреплению материально-технической базы Центрального радиовещания, в 1945 — о праздновании Дня радио 7 мая (7 мая 1895 А. С. Попов продемонстрировал в действии созданный им приёмник для беспроводной сигнализации).[8]
1.2 Радио тоталитарного государства (1945-1970)
Послевоенные годы и время хрущевской «оттепели» — период второго рождения радио. Теперь оно вынуждено конкурировать с телевидением и кинематографом, хотя эта конкуренция еще не в силах сдавить размах бурного развития радиовещания. На этом ключевом этапе своего развития, советское радио, как никогда раньше, берет на себя роль агитатора: начинается «холодная война», опускается «железный занавес». Радио вынуждено сдерживать порывы советских людей, прививать им коммунистическую идеологию. Возвращению к мирному послевоенному труду после победы над гитлеровской Германией сопутствовал ряд факторов, отягощавших жизнь народа. Во-первых, разруха на бывших оккупированных территориях. Немцы успешно применяли тактику «выжженной земли», оставляя после себя развалины и пепелища.
Развитие телевидения в Казахстане: история, современность и перспективы ...
... передач как «Sport.kz», «Толагай», также писала тексты к новостям спорта. Так как телеканал перешел полностью на казахское вещание, работать над текстами было сложно. Но телевидение ... года председателем Совета Министров Казахской ССР Динмухамедом Конаевым было принято Постановление об образовании Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров Казахской ССР. Совет Министров Казахской ...
Во-вторых, обострение противостояния СССР и его бывших союзников по антигитлеровской коалиции, названное «холодной войной», и как следствие — гонка вооружений, требующая гигантских материальных, финансовых и людских ресурсов.
В-третьих, разочарование населения, ожидавшего достаточно быстрого улучшения условий жизни после победы (только через два с половиной года после победы были отменены карточки на питание; объявляемое ежегодно снижение цен на ряд продовольственных и промышленных товаров на практике представляло собой, скорее, пропагандистскую акцию, чем экономическое достижение: сталинский министр финансов А.Г. Зверев позднее откровенно писал, что снижение цен компенсировалось в бюджете снижением расценок в оплате за труд).
В таких условиях перед радио, как и перед другими средствами массовой информации и пропаганды, ставилась задача объяснить народу, что трудности восстановления народного хозяйства потребуют от граждан СССР дополнительных жертв, но они должны быть уверены, что эти жертвы — последние.
А поэтому еще больше усиливается цензура, из эфира практически исчезают так называемые «прямые передачи», почти все программы (за исключением новостных выпусков «Последних известий») идут в звукозаписи.[9]
К концу 1946 года, по признанию тогдашнего председателя Радиокомитета Д.А. Поликарпова, 95% всего времени вещания было занято передачами, заранее фиксированными на пленке. Соответственно усиливается контроль и за подбором кадров радиовещания. Именно в это время в кругу радиожурналистов приобрела популярность слегка перефразированная пословица: «Слово не воробей, поймают — вылетишь!»
1949 г. — год преобразования структуры радиовещания.
Единый для всей страны Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию, созданный в 1933 году, был преобразован в два радиовещательных органа всесоюзного значения — Комитет радиоинформации и Комитет радиовещания при Совете Министров СССР. На первый возлагалась задача внутреннего радиовещания, на второй — вещания на зарубежные страны. Реформу обусловила заметно возросшая роль радиовещания на зарубежные страны в военные и первые послевоенные годы (резко увеличились его объемы, расширилось количество языков и зон вещания).[10]
«Железный занавес» закрывается.
В то же время начинается второй виток сталинских репрессий: кампаний против биологов-гинетиков, врачей, литераторов. Начинается третья волна эмиграции.
Все это находит свое отражение в программах радиовещания, причем не только в общественно-политических, но в и претендующих называться литературно-художественными. Из эфира исчезают имена А. Ахматовой, М. Зощенко, Д. Шостаковича, С. Эйзенштейна и многих других выдающихся мастеров культуры, вина которых заключалась лишь в том, что они нелестно были упомянуты в каком-либо постановлении ЦК ВКП(б).
Жанры радиовещания, их характеристики
... в сфере изучения специфики, жанров радиовещания произошли в 60–80-х годах, когда были изданы десятки книг, брошюр, посвященных теории и практике вещания. Работы о жанрах радиожурналистики базировались на разных ...
Среди задач, которые стояли перед радио, была и такая: объяснить советскому народу, что все открытое или изобретенное человечеством, представляющее хоть небольшую ценность, прежде появилось в России и только потом за ее пределами. Это была часть кампании против так называемых «космополитов» — интеллигентов, которые считали себя гражданами мира и общечеловеческие ценности ставили выше сугубо национальных. В них видели людей, враждебных России, оторвавшихся от своего народа, антипатриотов.
Так Сталин опускал «железный занавес» между СССР и всем остальным миром, стремясь сохранить и упрочить свою власть. А для этого надо было всеми возможными средствами и способами искоренять инакомыслие и инакомыслящих.
В общественно-политических и научно-образовательных передачах Всесоюзного радио тема борьбы с «враждебным влиянием» занимала одно из первых мест. Однако следует обратить внимание на такой парадокс: не имея возможности привлекать в качестве исходного материала богатство мировой истории и культуры, сосредоточивая силы на исследовании отечественной науки, русского искусства, работники Всесоюзного радио, вынужденно обращаясь к уже известным и часто ранее использованным материалам из истории страны, находили новые глубины, новые интересные аспекты и новые интересные формы их отражения в звуке.[11]
1.3 Новые веяния в советском радиовещании начала 50-х годов
В 1952 году родился «Научный радиотеатр» — цикл спектаклей и радиокомпозиций о творческих свершениях отечественных деятелей науки и техники. Прозвучавшие в эфире сценические произведения можно по праву считать плодом тесного творческого содружества на радио литературы, науки и искусства. В спектаклях, подготовленных ведущими режиссерами Всесоюзного радио, были заняты крупнейшие мастера советского театра: М. Астангов, В. Белокуров, М. Болдуман, А. Грибов, В. Ершов, А. Кторов, Н. Плотников, Р. Плятт, Е. Самойлов, Л. Свердлин, Б. Смирнов, В. Топорков, М. Штраух, Ю. Яковлев и др. Инициатором, художественным руководителем этой рубрики и автором многих спектаклей был радиодраматург Роман Глиер. Вместе с ним над новеллами и композициями, посвященными деятелям отечественной и мировой науки, работали режиссеры B.C. Гейман, Э.Г. Верник, П.А. Горбунов и др. «Это была очень важная для нашего вещания практика, ибо в ней отрабатывались эстетические и технологические принципы и критерии того художественного направления, которое позднее, уже в 60-е годы, станет ведущим на нашем радио, и, в частности, отрабатывались приемы соединения строго документальных, исторически достоверных материалов с авторской фантазией, с игрой актеров, с режиссерскими приемами монтажа, которые свойственны были игровому радио и кинематографу».[12]
Самое живое и заинтересованное участие в работе над научно-художественными передачами принимали также ученые Московского университета имени M.B. Ломоносова, Института истории естествознания и техники Академии наук СССР и других научно-исследовательских учреждений страны. Лучшие из радиопостановок успешно выдержали испытание временем и вошли в «золотой» фонд радио.
25 января 1947 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О мерах по улучшению центрального вещания», ужесточавшее требования к радио как средству агитации и пропаганды. Произошла определенная перестройка сетки вещания.
Сочинение стиль жизни какой мне ближе
... Это комфортное применение идей, которые мне близки, в своей повседневной жизни. Включение их в свой собственный стиль жизни. Минимализм – это не только ... условиям. Понятия и термины должны быть однозначными, лишенными каких-либо наслоений и синонимических связей. Отсюда возникает необходимость ... Например, жанр репортажа различен в газетах и на радио. А общим для них является адресация к публицистике. ...
Ведущее место в программах заняла оперативная информация. По радио ежедневно передавались 12 выпусков «Последних известий» и 3 обзора центральных газет. Начиная с марта 1946 года еженедельно, по воскресеньям, в эфире звучала получасовая передача «Новости недели», которую транслировали радиостанции всех республик, краев и областей (затем она трансформировалась в радиожурнал «С микрофоном по родной стране»).
1.4 Музыкальное вещание и открытие «театра у микрофона»
Продолжало развиваться и музыкальное вещание. В июне 1947 года передавался первый концерт-загадка, программа которого была составлена радиослушателями. Диктор объявлял название произведения и автора, но не перед исполнением, а после него. Такой способ ведения концерта вызывал интерес к музыке, развивал слух и музыкальную память. 21 октября 1952 года был открыт Радиофестиваль русской песни, который продолжался полтора месяца. В нем участвовали коллективы художественной самодеятельности 27 городов РСФСР. В этом же году по программам Центрального радио ежедневно шло 45-50 концертов, общий объем звучания которых превышал 25 часов. Систематически звучали музыкально-образовательные передачи, концерты-лекции, концерты по заявкам слушателей, музыкальные обозрения, концерты художественной самодеятельности, музыкальные радиожурналы и радиосборники.
К сожалению, уже даже в предвоенные годы опыты по созданию спектаклей на основе пьес, написанных специально для радио, проводились все реже и реже.
В свою очередь и Радиокомитет, а точнее, курирующие его инстанции не стимулировали появления оригинальных радиопьес. Этот жанр, по мнению доморощенных социопсихологов из различных партийных инстанций, вообще мало подходил для культурного развития советского человека[13] . Радио в своих эстетических реалиях ориентировалось не только на слово, но и на звук, на сочетание музыки и шумов, позволяющих управлять фантазией слушателя. А эту фантазию, ассоциативные ряды, выстраивавшиеся под воздействием радиопроизведения, контролировать было много сложнее, чем обычный текст, где цензор мог заранее вычеркнуть все сомнительные слова и фразы. В условиях жизни страны, ориентированной на подавление инакомыслия и воспитание стандартов мышления, та свобода воображения, которую подразумевала истинная радиодраматургия, кое-кому казалась социально опасной.
Тем не менее в 40-е годы еще больше утвердилась рубрика «Театр у микрофона», включавшая в себя не только трансляции из театров, но и другие формы пропаганды сценического искусства: монтажи спектаклей, обозрения, тематические вечера, творческие портреты актеров и режиссеров и т. д. При выпуске такой передачи имело место некоторое послабление бдительности цензоров на радио: театральные представления уже прошли цензуру литературного ведомства и Комитета по делам искусств, и, таким образом, мера личной ответственности охранителей гостайны и идеологических ценностей на радио резко снижалась.
1.5 Развитие детской радиожурналистики в 50-х годах
Одним из наиболее характерных процессов развития советского радиовещания после войны стал интенсивный рост объема вещания для детей, юношества и молодежи. В программах возобновляются некоторые передачи и рубрики, появившиеся еще в довоенный период, и создаются новые передачи различных форм и жанров, адресованные детской и молодежной радиоаудитории. Отметим наиболее значительные и интересные их них.
Духовная и культурная жизнь СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг
... 70-х гг. Само понятие "оттепель" в социокультурном плане имело два смысла: o символический - оттепель в культуре предшествовала и способствовала оттепели в других сферах общественной жизни; ... значение для исследования в этой области, замалчивались. История советского государства и общества в последние ... в степени научной разработки отдельных аспектов, можно по-новому посмотреть на проблему в целом. ...
В октябре 1946 года на радио стал выходить ежемесячный литературный журнал «Невидимка», адресованный школьникам среднего и старшего возраста. Назначение этой периодической передачи состояло в том, чтобы знакомить слушателей с новинками отечественной и зарубежной литературы, расширять и углублять знания, которые давала школьная программа. Радиожурнал включал критические статьи, обзоры, рецензии, очерки, написанные видными литературоведами и критиками. В состав редколлегии журнала входили Л.А. Кассиль (ответственный редактор), В.М. Инбер, В.А. Каверин, C.B. Михалков, К.Г. Паустовский.
В декабре 1945 года Центральное радио начало выпускать детский географический радиожурнал «Клуб знаменитых капитанов» в форме пьес, где главные действующие лица — герои любимых детских книг: капитан Немо, Гулливер, Робинзон Крузо, Дик Сэнд, Барон Мюнхгаузен и др.
Почти 40 лет знаменитые капитаны собирались на заседания и рассказывали школьникам о великих путешественниках, об истории географических открытий, о последних достижениях науки и чудесных явлениях природы. На многочисленные письма юных слушателей они отвечали в специальной передаче «Почтовый дилижанс» (авторы обеих передач В.М. Крепе и К.Б. Минц).
В декабре 1947 года в эфир вышла новая передача для детей — «Радиоклуб юных географов». На собраниях клуба ученые — географы, геологи, зоологи и ботаники — рассказывали юным слушателям о пионерских экспедициях, о своих научных работах и открытиях, отвечали на вопросы и давали полезные советы. В актив радиоклуба входили также моряки, летчики, студенты-географы и геологи.
6 апреля 1948 года — день рождения «Музыкальной шкатулки», одной из популярных музыкальных передач для детей.
В ноябре 1949 года вышла в эфир радиопередача по любимой детьми сказке АН. Толстого «Золотой ключик», в которой роли всех действующих лиц сыграл Н.В. Литвинов (режиссер передачи Р.М. Иоффе).
В ней были интересно использованы технические возможности радио. Записывая, например, человеческий голос на медленно движущейся магнитной пленке, а затем пуская ее с обычной скоростью, режиссер создала «сказочный», своеобразно звучащий «деревянный» голос Буратино. Примененный режиссером прием «наложения» помог одному артисту не только изобразить шум целой толпы, но и спеть дуэт двумя разными голосами.
В марте 1954 года Центральное радио начало новый цикл научно-популярных передач для юношества под названием «Мир, в котором мы живем». В популярной форме ребятам старшего возраста рассказывалось о мире природы, взаимосвязи явлений микро- и макромира, познаваемости Вселенной. Цикл состоял из четырех разделов: «В мире невидимого», «Вселенная и атом», «Руками человечества», «В мире миров», каждый из которых включал несколько бесед и очерков.
1957 год — еще один важный этап в развитии советского радиовещания.
Радиовещание и телевидение выделились из системы Министерства культуры СССР. 16 мая 1957 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР был образован Государственный комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР. Руководство радиовещанием на зарубежные страны в это же время было передано Государственному комитету по культурным связям с зарубежными странами, куда оно вошло в качестве специального Главного управления. Однако в мае 1959 года «иновещание» вновь включили в состав Радиокомитета. Кроме центрального радиовещания и Центральной студии телевидения в его систему входила также широкая сеть вещательных организаций: 14 комитетов союзных республик, 19 комитетов автономных республик, 125 краевых и областных комитетов и редакций, 183 городские и районные редакции. Таким образом, структура Государственного комитета по радиовещанию и телевидению к началу 60-х годов включала в себя 343 вещательные организации. Крупнейшей среди них было Центральное радиовещание.[14]
В 1956 году из Главной редакции радиовещания для детей и юношества выделилась в качестве самостоятельной редакция вещания для молодежи. Это позволило более четко определить возрастной состав слушателей и разграничить тематику передач, рассчитанных на различные возрастные группы. Внутри молодежной программы появилась дифференциация: специальные рубрики адресовались учащимся школ рабочей и сельской молодежи, студентам, воинам Советской Армии. В октябре 1962 года на базе этой редакции была создана радиостанция «Юность».
Следующее ключевое событие в советском радиовещании приходится на 1960 год, когда Всесоюзное радио наконец становится круглосуточным.
Объем вещания возрос до 77 часов 15 минут в сутки. 15 октября 1962 года было введено новое расписание передач Центрального радио, основная особенность которого состояла в том, что в нем содержательно определялся характер передач, шедших в предусмотренные расписанием отрезки времени.
15 апреля 1963 года начала функционировать V (круглосуточная) программа Всесоюзного радио, предназначенная для советских людей, находившихся за рубежом, и для зарубежных слушателей, владеющих русским языком или изучающих его. Коренные изменения претерпели и другие программы. С 7 до 12 часов в сутки увеличился объем III программы. Была перестроена и IV программа: она передавалась для населения Дальнего Востока и Восточной Сибири 20 часов в сутки (IV-A-программа) и отдельно в таком же объеме — для населения Западной Сибири и Средней Азии (IV-Б-программа).
1.6 «Космическая» эра советского радиовещания
Замечательные страницы в истории советского радиовещания — передачи, посвященные завоеванию космоса. Широко и оперативно освещались в «Последних известиях» запуски искусственных спутников Земли и космических ракет. Через несколько минут после официального сообщения о запуске спутника по радио звучали его сигналы, записанные на пленку; слушатели получали информацию о движении спутников над различными районами страны; у микрофона «Последних известий» с комментариями выступали видные ученые. Радио передавало также многочисленные отклики советских ученых, рабочих и общественности зарубежных стран. В ночь со 2 на 3 января 1959 года радио сообщило об успешном запуске первой в мире советской космической ракеты. 12 апреля 1961 года в 10 часов 02 минуты все радиостанции Советского Союза передали сообщение ТАСС, в котором говорилось, что в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту и что пилотом-космонавтом является майор Гагарин Юрий Алексеевич. Лучшие «космические» и другие передачи, фрагменты из радиоспектаклей, песни-репортажи Юрия Визбора были зафиксированы на гибких пластинках звукового журнала «Кругозор», который Радиокомитет выпускал с 1964 по 1970 год.
К началу 60-х годов, а особенно после XXII съезда партии «послесталинская» перестройка жизни стала давать свои плоды и на радио. Радиожурналисты уже не только стремились своевременно освещать крупнейшие события, но и искали новые формы и приемы подачи информации. Так, отдел международной информации Главной редакции «Последних известий» ввел в постоянную практику передачу репортажей и телефонных разговоров, являющихся убедительной иллюстрацией к той или иной политической теме. 27 февраля 1962 года Центральное радио ввело новую передачу «Международные обозреватели за круглым столом», организованную по просьбам радиослушателей.
Радиопрограмма «Маяк». К 1964 году число ежедневных выпусков «Последних известий» по основным программам Всесоюзного радио возросло до 50. Но и такой значительный объем радиоинформации далеко не полностью мог удовлетворить информационные потребности миллионов радиослушателей. Остро ощущалась необходимость в создании новых передач, в резком увеличении объема передаваемой информации, в повышении оперативности. Эти причины и обусловили появление в структуре радиовещания новой программы «Маяк», созданной на основании постановления ЦК КПСС от 24 июня 1964 года «Об улучшении информации на радио». В постановлении говорилось: «Радиопрограмма «Маяк» должна содержать оперативную информацию (не реже двух выпусков в час) о важнейших событиях экономической, политической, культурной жизни в СССР и зарубежных странах, краткие комментарии на тему дня, новости спорта, репортажи, интервью, создавать путем тщательного отбора и продуманного повторения наиболее важных новостей политически верную картину событий внутренней и международной жизни. Радиопрограмма «Маяк» должна состоять также из коротких передач симфонической и эстрадной музыки, народных, советских и зарубежных песен, номеров эстрады, коротких рассказов и композиций».
«Маяк» начал функционировать 1 августа 1964 года.
Дальнейшее развитие радиотеатра. Музыкальное радиовещание.
После 30-летнего перерыва в эфире вновь зазвучали оригинальные отечественные радиопьесы — этим жанром занялась группа авторов, среди которых были А. Вейцлер, А. Мишарин, С. Гансовский, А. Кучаев и др. В большинстве своем это были люди, хорошо владевшие спецификой радиожурналистики, и потому их литературные опыты в постановках, как правило, штатных режиссеров радио быстро завоевали внимание аудитории.[15]
С инсценировками крупных литературных произведений отечественной и мировой классики в студию радио пришли многие видные режиссеры кино. Среди замечательных работ этого периода — радиоспектакль Андрея Тарковского «Полный поворот кругом» по У. Фолкнеру; цикл «Герой нашего времени» по М. Лермонтову, поставленный А. Баталовым; радиотрагедия «Верность» по пьесе Ольги Берггольц, записанная на пленку Г. Товстоноговым; инсценировки рассказа К. Паустовского «Телеграмма» и романа Р. Бредбери «451 по Фаренгейту», написанные и срежиссированные у микрофона Л. Веледницкой.
Важным эстетическим и программным открытием стал цикл документальных спектаклей С.Н. Колосова, первым утвердившего в отечественном эфире жанр многосерийной доку-драмы. С. Колосов осуществил постановку «Вызываем огонь на себя» — о подполье времен войны с фашизмом (позднее эта радиоверсия подлинных событий 1941-1942 годов получила свое экранное воплощение).
Среди всех видов вещания в программах Всесоюзного радио первое место по объему занимали музыкальные передачи: ежемесячно в эфире звучало до 2 тыс. таких передач — более половины всего объема. В создании столь огромного количества передач самых разных форм и жанров решающую роль играли собственные музыкальные коллективы Всесоюзного радио: Большой симфонический оркестр, оперно-симфонический и эстрадно-симфонический оркестры, Академический большой хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения, оперный хор, ансамбль песни, хор русской народной песни, оркестр народных инструментов, вокальная группа, которые входили в структуру Главной редакции музыкального радиовещания.
Два раза в месяц, по воскресеньям, по I программе в эфир шли часовые передачи Радиоуниверситета культуры. Это был основной канал музыкального просвещения. Занятия университета строились по двум циклам — «Художник и время» и «Традиции и новаторство советских композиторов». Радио привлекало ведущих советских музыковедов, что обеспечивало высокий уровень занятий. Лекции содержали разнообразный и интересный материал, освещали важные проблемы связи творчества художника с его временем, традиций и новаторства в советской музыкальной культуре. Для пропаганды музыки на радио использовался материал и других видов искусств. Таковы были, например, передачи «Чехов и музыка», «Коненков и музыка».
С 1967 года в стране стало развиваться трехпрограммное проводное вещание — у владельцев радиоточек появился выбор: на 1-й кнопке — I программа, на 2-й — «Маяк», на 3-й — комплекс разнообразных программ, литературно-художественных, музыкальных и детских художественно-просветительских передач, спектаклей, обозрений и т.п.
Таким образом, мы проследили основные события и явления в советской радиожурналистике выбранного нами периода. Мы отметили, что важнейшие изменения в радиовещании происходили в периоды расцвета Советского государства. В конце 30-х — времени бурного индустриального развития страны, позволившего генерировать огромные средства, которые были пущены, в частности и на улучшение радиовещания. Структура радиовещания меняется, радио выделяется в отдельный полноценный институт СМИ.
В конце 40-х- начале 50-х, когда Советский союз начал оправляться после Великой Отечественной войны, когда началась «холодная война», радио встает на новый виток развития, наступает его «золотой век». На радиовещание ложиться основная агитационная задача. В это время формируется все известное нам многообразие радио жанров. Время до «застойного» периода формирует площадку для развертывания глобальной радиофикации 70-х. Мы убедились, что радиовещание находилось под цензурным гнетом, но тем не менее, оставалось интересным, интеллектуальным, развлекающим и образовательным.
В конце 50-х радио выходит из под юрисдикции Министерства культуры, что обуславливает бурный рост «культурной», творческой составляющей советского радиоэфира.
В начале 60-х советское радио становиться круглосуточным, количество и разнообразие региональных радиопередач возрастает. Наблюдается бурный рост доли музыкального вещания над информационным.
Однако, наиболее интересен для нас факт того, что на всех этапах своего существования от самого зарождения до «застоя», советское радио уделяет огромное внимание детскому и музыкальному радиовещанию. Вопреки современным представлениям о тоталитарном государстве и порядках в стране при «культе личности», мы убедились, что внимание государства всегда было сосредоточено на молодежной аудитории, а радиовещание использовалось не только как инструмент пропаганды, но скорее как сдерживающе-развлекательный механизм. Нами отмечено, что на всех этапах, радиовещанием занимаются специалисты самого высокого ранга, развлекательной частью радиовещания заведуют выдающиеся деятели литературы, кино, театра.
радиожурналистика музыкальный вещание развлекательный
Глава 2. Детское и юношеское радиовещание. Обучающие и развлекательные радиопередачи и их характеристика
Несмотря на то, что речь в данной работе шла об истории радиовещания до эпохи «застоя», нам бы очень хотелось затронуть во второй части некоторые радиопередачи, выходящие за обозначенные временные рамки. Обусловлено это тем, что о большинстве из них мы сумели найти достаточно четкую и однозначную информацию, потому, что они дошли до наших дней и сейчас хранятся в Сети.
С момента своего основания Советский союз уделял пристальное внимание вопросу детского воспитания — нравственного, эстетического, идеологического. С началом «холодной войны», событием, казалось бы, трагическим, детская радиожурналистика только расцветает. На свет появляются десятки новых, великолепно подготовленных, безупречных с педагогической точки зрения радиопередач и рубрик, пользующихся популярностью по сей день.
В дошкольные годы жизни ребенка радио стремится в простой и доступной форме рассказать малышу об окружающем мире, дать детям первые элементарные сведения о различных предметах, явлениях, событиях. Радио знакомит ребенка с лучшими доступными его восприятию произведениями литературы и искусства.
Радиовещание для детей среднего и старшего возраста тесно связано с программами школьного обучения и воспитания. Оно помогает расширять и углублять знания, которые дети получают в школе, развивать их пытливость и любознательность.
Через все программы для детей и юношества проходит тема нравственного воспитания. Рассказывая о литературных произведениях, об исторических событиях, о жизни великих людей, редакция всегда стремится подчеркнуть высокие идеалы гуманизма, классовое отношение к нравственным проблемам.[16]
«Пионерская зорька» и «Ровесники». Радиогазета «Пионерская зорька» (I пр., ежедневно, кроме четверга, 20 мин., 7.40, в воскресенье — 10.05) — одна из старейших передач Всесоюзного радио.
В своих выпусках радиогазета постоянно рассказывает слушателям о главных стройках страны, достижениях советской науки и техники, о делах сверстников в социалистических странах, о положении детей в странах капитала и, конечно же, о жизни советских школьников и их пионерской организации. Активное участие в подготовке своей передачи принимают сами пионеры: юные корреспонденты, дикторы.
Выпуски «Пионерской зорьки» на первых порах включали в себя два раздела, в одном из которых («Если ты вожатый октябрят») журналист В.Ф.Матвеев давал пионерам практические советы о том, как организовать работу среди октябрят; в другом рассказывалось о жизни, учебе и отдыхе младших школьников. Спустя некоторое время в выпусках пионерской радиогазеты появились новые разделы: «На книжной полке», «Отгадай загадку» и др.
«Пионерская зорька» выполняла основную функцию радио: сообщало новости, которые лишь через несколько часов появлялись в газетах, комментировала события дня, информировала о событиях в культурной и спортивной жизни. «Пионерская зорька» находилась в постоянном движении, в ней год за годом создавались новые рубрики, расширялся круг тем.
В 1976—1977 учебном году радиогазета провела эстафету «Путешествие за солнцем»! В этом путешествии ребята рассказывали о своем родном крае, о героях труда, о том, как они помогают старшим, о своих увлечениях. Начали эстафету пионеры Чукотки, а завершили московские школьники 7 ноября 1977 года, в день рождения Страны Советов.
С самого начала к формированию и редактированию «Зорьки» были привлечены опытные редакторы и журналисты. Но главным постулатом в работе этого творческого коллектива изначально стал непреложный критерий — Всесоюзная детская радиогазета, как и любая школьная стенгазета, должна создаваться самими детьми. Для решения этой непростой задачи редакцией был предложен юным слушателям конкурс под названием «Юнкоры — рыцари пера». Результат превзошел все ожидания. Письма с очерками, зарисовками и даже со стихами юных романтиков буквально полились рекой из разных городов, далеких деревень и даже с затерянных в тайге железнодорожных полустанков. К анализу столь полноводного письменного потока штатным сотрудникам редакции пришлось привлечь не только коллег со стороны, но и студентов факультета журналистики МГУ. При этом ни одно письмо не осталось без квалифицированного ответа. А авторы наиболее интересных работ получили почетные грамоты с уведомлением о зачислении их в юнкоровский клуб «Рыцарей пера». Таковыми внештатными создателями своей радиогазеты стали даже не десятки, а сотни юных корреспондентов. Под патронажем профессиональных журналистов ребята вели репортажи из клубов юных моряков и аквариумистов, живописцев и натуралистов… Здесь были трогательные зарисовки о любимых уголках их родных мест, сообщения о различных соревнованиях, в которых сами юнкоры принимали отнюдь не пассивное участие. Были и воистину мудрые размышления о причинах конфликтов, которые неизбежно возникают в любом большом сообществе, в том числе и в ребячьем. Словом, это был неиссякаемый поток информации о делах житейских, о детских увлечениях и мечтах. Само собой разумеется, Радиогазета, в отличие от любой другой газеты, должна быть слышимой. Поэтому присылаемые в редакцию ребячьи «реляции» и откровения озвучивали тоже дети — впоследствии члены Школы юных дикторов, организованной при «Пионерской зорьке» одним из ее режиссеров Феликсом Тобиасом. В «Школе» этих ребят учили по сути дела не декламации, а настоящему актерскому мастерству. Не случайно многие из них стали со временем принимать участие и в спектаклях «Детского радиотеатра» вместе с известными актерами московских театров, чем очень гордились.[17]
2.1 Радиопередача «Ровесники», как знаковое событие в юношеской радиожурналистике 60-х годов
С 1963 года регулярно звучат в эфире позывные передачи для старшеклассников «Ровесники» (I пр., два раза в неделю по вторникам и четвергам, 30 мин., 16.00).
Она освещает вопросы школьной и комсомольской жизни, этики и морали, профессиональной ориентации, рассказывает о людях, которые служат примером для молодежи.
Многие выпуски «Ровесников» посвящались таким темам, как «Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза», «Мое место в новой пятилетке», «Наши старшие товарищи-коммунисты». Была проведена радиоперекличка школьных трудовых отрядов Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Таллина под девизом «Мой труд вливается в труд моей республики». Комсомольцы-старшеклассники рассказывали о своей работе в колхозах и совхозах, на промышленных предприятиях, на стройках, в сфере обслуживания.
Одна из главных тем «Ровесников» — нравственное воспитание молодежи. В передаче не раз шел разговор о единстве слова и дела, о том, что в наши дни недостаточно простого усвоения определенной суммы фактов, необходима глубокая самостоятельная работа по их осмыслению. Эти темы нашли свое отражение в диспутах «Приходилось ли тебе воевать самому с собой?», «Что главное в характере молодого человека наших дней?», а также в беседах рубрики «Заочная школа комсомольского актива» — «Решать сообща, отвечать персонально», «Как учиться самостоятельности».
В очерках о старшеклассниках, особенно о комсомольских активистах, «Ровесники» стремятся показать черты молодого человека нашего времени — глубокую убежденность, оптимизм, инициативность, самостоятельность мысли, увлеченность любимым делом. Передачи рассказывают о жизни школьников стран социалистического содружества, о борьбе молодежи капиталистических стран за свои права, за мир и свободу. В выпуски передачи включаются также музыкальные и поэтические страницы, рассказывается о новых фильмах и книгах на молодежные темы.
Одним из важнейших направлений детского вещания является эстетическое воспитание юных слушателей.
Передача «В стране литературных героев» (I пр., ежемесячно, 30 мин.) рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста. Вместе с ее постоянными персонажами — профессором литературы Архипом Архиповичем и школьником Геной — слушатели встречаются в этой необыкновенной стране с героями литературных произведений, анализируют авторский замысел и его воплощение, знакомятся с основами литературоведения.
Большую роль в идейном и художественном воспитании подрастающего поколения играют радиоспектакли (передаются обычно по I программе в субботу или воскресенье в 16.00, а также по III программе в разные дни недели в 15.00 и 18.00; продолжительность от 30 до 60 минут), поставленные по лучшим произведениям русской, советской и мировой классики, а также по оригинальным пьесам на современную тему.
В 1976 году записаны и приняты в фонд 14 радиопостановок. Среди них:
- «Из дневника девчонки» — инсценированная повесть А. Алексина «Мой брат играет на кларнете»;
- «Перевал» (по одноименной повести В. Астафьева) — рассказ о судьбе мальчика, ушедшего из родного дома и попавшего в артель сплавщиков леса;
- «Венский вальс» (по одноименной повести М. Анчарова) — на тему интернационального воспитания советской молодежи;
- «Задание» (радиопьеса Э. Дубровского в двух частях) — рассказ о подвиге юного разведчика в годы Великой Отечественной войны;
- «Пушкин мой всегда жив» — композиция, построенная на стихах и письмах поэта, воспоминаниях современников.
С 1972 года в эфир выходит передача по письмам школьников «Почтальон принес письмо» (III пр., еженедельно по пятницам, 60 мин., 14.00).
Это своеобразный литературный концерт по заявкам. В него включаются отрывки из популярных у ребят радиоспектаклей и литературных произведений.
Большое место в формировании эстетических взглядов и вкусов занимают музыкально-образовательные передачи.
Большой популярностью у малышей пользуется передача «Мелодии из почтовой сумки» (I пр., еженедельно по пятницам, 15 мин., 16.00).
Это тоже концерт по заявкам, но имеющий другую форму. Ведет передачу постоянный персонаж — «Песенник». Он читает детские письма, ведет непринужденный разговор с ребятами о песне, о ее значении в жизни человека, представляет композиторов и поэтов.
По-прежнему популярна у детей самого разного возраста передача «Музыкальная шкатулка» (I пр., еженедельно, 20 мин.).
Каждый вторник в 16 часов 30 минут звучит мелодичный перезвон челесты, шкатулка «открывается» и отвечает на письма юных слушателей, интересующихся музыкой, жизнью и творчеством знаменитых композиторов.
Весной 1976 года «Музыкальная шкатулка» провела викторину «Знаете ли вы русскую и советскую музыку?». В передачи включались наиболее интересные письма слушателей, звучали музыкальные произведения, о которых шла речь в этих письмах. Из откликов слушателей родилась тема следующего конкурса, который был проведен летом, — «Героические страницы истории Советского государства в музыке».
Развитию интереса к чтению служит передача «Моя любимая книжка». Она создается по письмам малышей, вернее, по письмам, которые пишут за них мамы, бабушки, старшие братья и сестры.
Игровая передача «Веселый радиопоезд» приглашает в путешествие всех юных слушателей, так как «мест в вагонах этого поезда столько, сколько желающих принять участие в передаче». «Веселый радиопоезд» делает остановки на станциях «Трудовая», «Сказочная», «Песенная», «Стихотворная» и т. д. При этом слушателям предлагаются сценки, стихи, песни в исполнении маленьких артистов — воспитанников детских садов.
Под рубрикой «Радиотеатр «Малыш» звучат спектакли для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рассказы, стихи, короткие драматические произведения подбираются с таким расчетом, чтобы слушатель получил как можно больше сведений об окружающем мире, о труде взрослых, выработал верное представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо».