Правовое сознание и правовая культура

Приложение 1 ( правосознание)……………………………… …………… 33

Приложение 2 (правовой нигилизм)…………………………………………34

Приложение 3 (правовая культура)………………………………………….35

Актуальность выбранной мною темы во многом обусловлена тем, что, во-первых, правовая культура отображает качественное состояние правовой жизни общества, во-вторых, правовое сознание занимает одно из ключевых мест в механизме правового регулирования общественных отношений, в-третьих, правовая культура общества является частью его общей культуры и является показателем уровня правосознания и правовой активности общества, степени прогрессии юридических норм и юридической деятельности.

Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.

Правовая культура — это определенное «качество» правовой жизни

общества, уровень ее развития, складывающийся из в том или ином состоянии пребывающих подсистем, частей или элементов. Какие же это подсистемы, части или элементы? Каково, другими словами, «устройство» правовой культуры? Именно на раскрытии этих вопросов мы остановимся более подробно.

Целью данной работы является – сущность правосознания, рассмотреть правовую культуру как составляющее правосознания.

Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить понятие, основные черты, структура, функции и виды правовой культуры;

2. Рассмотреть взаимодействие права и правосознание;

3. Рассмотреть понятие, структуру, функции и виды правовой культуры;

4. Дать характеристику правового нигилизма как составляющей правовой культур.

11 стр., 5169 слов

Правосознание и правовая культура

... И начну я с общей характеристики правовой культуры и правосознания в государственно-организованном обществе. Глава I . Общая характеристика правосознания и правовой культуры в государственно-организованном обществе. Правосознание ... работе. Правосознание существует «до», «после» права и «параллельно» с ним и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, ...

Степень научной разработанности проблематики, освещенной в курсовой работе можно определить как высокая, так как существует большое количество литературы, где этот вопрос изучается. Базу для изучения составили в основном учебники по Теории государства и права таких известных учёных, как Алексеев С.С., Венгеров А.Б., Корольков В.П. и Перевалов В.Д., Морозова Л.А., Пиголкина А.С и др. Так же при изучении темы помощь оказали такие учебники, как Ильин И.А. «О сущности правосознания», Вопленко Н.Н. «Правосознание и правовая культура» и др.

  1. ПОНЯТИЕ, СТУРКУРА, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Любое явление общественной жизни обязательно проходит через сознание человека. Это относится и к государственно-правовым явлениям. Отражаясь в сознании отдельного индивида, группы людей или общества в целом, государственно-правовое явление получают положительную или отрицательною оценку. Характер оценок зависит от ориентированности правосознания отдельной личности, общностей людей, иных участников правового общения.

В самом общем виде правосознание – это отношение к праву. Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.

Правосознание может отражать не только наличное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития. Опережающее отражение общественных отношений зависит от степени познания объективных закономерностей. Но поскольку общественные отношения отличаются динамизмом, развиваются противоречиво, то их опережающее отражение в правосознании никогда не может быть адекватным. Особенно это характерно для эпохи революций, которые связаны с ломкой сложившихся в обществе представлений о праве. 1

Правосознание подчиняется тем же закономерностям, что и общественное сознание в целом, и в то же время обладает своими особенностями, позволяющими отнести его к относительно самостоятельным явлениям. К особенностям относятся:

  • Отражение в правосознании лишь государственно-прававых явлениях, т.е. тех, которые составляют правовую сферу общественной жизни.
  • Своеобразие способов отражения государственно-правовой деятельности – посредством юридических понятий, категорий, правовых принципов.
  • Способность к опережающему отражению правовой деятельности, т.е. в нем могут отражаться не только данное состояние общественных отношений.
  • Взаимодействие с другими формами общественного сознания.
  • Способность воздействовать на социальные процессы, преобразование, реформы.

Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина.2

И.А. Ильин в своей известной работе «О сущности правосознания» писал: «Нет человека без правосознания, но есть множество людей с пренебреженным, запущенным, уродливым или даже одичавшим правосознанием… Однако и слабое, продажное, рабское, преступное правосознание остается правосознанием, хотя его душевно-духовное строение оказывается неверным, а его содержание и мотивы ложными и дурными». 3

12 стр., 5683 слов

Правосознание и правовая культура в России

... общественной жизни, которые объективно нуждаются в правовой регламентации. Правосознание предполагает осмысление и ощущение необходимости права, оценку права, ... праву и практике его применения, что предусматривает максимально высокую степень согласия с правовой нормой, понимание полезности, необходимости её применения, привычку соблюдать закон. Профессиональное правосознание в России формирует и ...

Верное, адекватное осознание права имеет важнейшее значение для жизнедеятельности индивида, его поведения, юридического мировоззрения, культуры, гражданской позиции.

Правосознание обычно не существует в «чистом» виде, оно взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву часто определяется политическими взглядами. Это особенно характерно для марксистско-ленинского отношения к праву. Марксизм-ленинизм понимает право как возведенную в закон волю господствующего класса, а закон — как меру политическую.

Правосознание теснейшим образом сопряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Некоторые мыслители считали, что нормы права, их обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей, поэтому право — явление психологическое (Л. Петражицкий).

Другие подчеркивали внешнюю принудительность права как внешнего средства регулирования свободы человека (И. Кант, Г. Гегель).

Третьи считали право классовым регулятором общественных отношений (К. Маркс, В.И.Ленин).

Четвертые признавали за правом роль оформителя и гаранта естественных прав человека (Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо).

Русский правовед И. А. Ильин рассматривал правосознание как совокупность воззрений на право, на государство, на всю организацию общественной жизни. Например, он считал, что форма правления в государстве определяется прежде всего монархическим или республиканским правосознанием народа. И. А. Ильин подчеркивал, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других.4

Содержание правосознания обусловлено его оценочным характером. Оно устанавливает, какими должны быть нормы права, отвечает ли действующее законодательством необходимым требованиям. Правосознание также вырабатывает определенное отношение к соблюдению или несоблюдению права. Именно данное отношение к праву выступает в дальнейшем в качестве мотива поведения конкретного субъекта.

В юридической литературе принято выделять следующие элементы правосознания:

  • Правовая идеология — понимается как совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право, научных оценок, представлений о праве. Это систематизированное научное выражение правовых взглядов, идей, требований. В правовой идеологии отражение правовой жизни происходит на уровне ее теоретического, научного анализа и обобщения правовых явлений на основе глубоких юридических знаний. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации. Научные доктрины могут выступать в качестве источников права. Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества являются важными и необходимыми элементами юридического образования, формирования юридического профессионализма.5
  • Правовая психология — представляет собой отношение к праву на эмоциональном уровне, т.е. в виде настроений, переживаний, чувств. Правовые эмоции формируются под влиянием правовых знаний и общения с другими людьми: чем выше уровень правовых знаний, тем более адекватные чувства возникают по поводу тех или иных государственно-правовых явлений. В правовой психологии выделяют более устойчивые и менее устойчивые компоненты. К устойчивым относятся знание права, соблюдение обычаев, традиций привычных стереотипов поведения, самооценка личности, т.е способность критически оценивать свои поступки с точки зрения соответствия их праву. Неустойчивую – составляют настроение.

Правовая идеология и правовая психология тесно взаимодействует и не могут существовать друг без друга. Правовую психологию нельзя рассматривать как нечто второстепенное, малозначительное по сравнению с правовой идеологией. Те или иные правовые концепции, идеи воздействуют на правовую психологию личности, социальных групп, общества в целом. От характера и уровня идеологической подготовленности личности зависит, в какой мере она способно и стремится контролировать свои эмоции, настроения. В то же время правовая психология лица во многом предопределяет разделяемые им идеи. 6

4 стр., 1716 слов

Эссе сознание права развивает сознание долга гюго

Маркс, формулируя каноны научной философии, вывел логическую формулу, утверждая, что «РЅРµС‚ прав беРобязанностей Рё нет обязанностей беРправ» Рџpинцип cyРІepeРЅРЅoro paРІeРЅcтвa РіpaждaРЅ включaeС‚ cР»eРґyющиe РЅopРјaтивныe СЌР»eРјeнты: Р±) Рєaждый С‡ ...

Следовательно, мыслительная (идеальная) и чувственная сферы правосознания не только исключают, а предполагают друг друга, поскольку выступают органическими слагаемыми одного и того же явления.

Для понимания того, что есть правосознание, имеет смысл рассмотреть его разновидности. Существует два основных основания, по которому можно разделить правовое сознание на виды.

Я считаю, что существует два этапа существования общественного правового сознания. Первый этап связан со становлением общественного сознания, второй же связан с влиянием общественного правового сознания на становление правосознания личности. Т.е. первый этап связан с формированием правового сознания общества и формирует его индивидуальное сознание. Ведь по сути дела общественное сознание это есть нечто абстрактное, и оно представляет собой не один какой-нибудь мозг, а как я считаю, наиболее устоявшиеся идеи, представления, концепции по поводу права и его институтов. Общественное правовое сознание складывается из наиболее общего отражения юридической действительности, свойственного большей части общества. И когда общественное сознание существует в обществе, то новые индивиды, которые появляются в данном обществе, принимают эти общие черты отражения правовой действительности, навязанные им существующим государством и правом, но не всецело. И тогда проявляется влияние общественного правового сознания на индивидуальное, то есть проявляется второй этап. В связи с этим и появляется разногласия у ученых: одни видят, что общественное сознание преобладает над индивидуальным, другие наоборот, что индивидуальное преобладает над общественным. Но не стоит идеализировать общественное и индивидуальное правовое сознание, т.к. общество не стоит на месте оно развивается и меняется (но не столь заметно).

Вместе с обществом развивается и изменяется и общественное правовое сознание. А т.к. источником общественного правового сознания выступают наиболее общие идеи, представления, концепции о праве и его институтах, и последние формирует индивидуальное правое сознание, то здесь видим несомненное влияние индивидуального правового сознания на общественное. Вот так я представляю взаимодействие и взаимовлияние общественного и индивидуального правового сознания. И сходя из этого можно уточнить понятия общественного и индивидуального правового сознания. Так же необходимо указать в этой системе роль группового правосознания. Группы людей возникают на основе общих интересов и потребностей, исходя из этого, правосознание у членов данной группы будет включать, те представления о праве и его институтах, которые наиболее схожи у членов данного коллектива. Правовое сознание индивидов данной группы отражает правовую действительность через призму своих потребностей и интересов, что и обуславливает схожесть индивидуального правового сознания и объединение в правосознание данной группы.

22 стр., 10575 слов

Правовая культура общества

... [8] и Умуркулова Д.Г. "Индивидуальное правосознание и реализация права" [9], которые отмечают особенности развития права в Республики Казахстан, его влияние на правовую культуру и правовое сознание казахстанского общества. Но все ... мира"[1], И. Кант "К вечному миру"[2], Руссо Ж-Ж. "Об общественном договоре, или принципы политического права"[3], воззрения которых исходили из существования двух ...