Творчество Клодта в Санкт-Петербурге

В рамках данной курсовой работы мы будем рассматривать творчества П.К.Клодта. Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что и в наши дни, все так же существует пристальное внимание к творческому наследию, скульптора П.К. Клодта, без которого невозможно представить архитектурное убранство Санкт-Петербург и по ныне.

Целью курсовой работы является показать значение П.К. Клодта в оформлении архитектурно-культурном пространстве Санкт-Петербурга.

Задачи курсовой работы:

  1. Рассмотреть биографию скульптура и показать, на сколько она повлияла на его творчества.
  2. Классификация памятников.
  3. Рассмотреть особенности памятников скульптуры.
  4. Показать роль памятников на сегодняшний день в Санкт-Петербурге.

Объектом исследования является памятники скульптуры созданные П.К. Клодтом. Предметом исследования – место сооружения памятника. Рассмотрения его с точки зрения соответствия место сооружения и самого памятника . Для реализации вышестоящих целей и задач использованы следующие методы:

  1. Изучение книг по данной теме.
  2. Изучение монографических публикаций и статей.
  3. Классификация.
  4. Аналитический анализ
  5. Резюмирование.

Курсовое исследование написано при использовании литературы, которая раскрывает затронутою в работе проблему, а также материал периодической печати. Библиографический список представлен в конце курсовой работы.

1.Кони приходят из детства.

Замечательный русский скульптор и литейный мастер П.К. Клодт родился 24 мая (5 июня) 1805 года в Петербурге. Он происходил из старинного немецкого баронского рода, известного в Европе с XII в. Семья будущего скульптора состояла из потомственных военных. Как это нередко бывает, фамилия была небогатой, хоть и родовитой. Его прапрадед был одним из известных деятелей Северной войны, был генерал-майором шведской службы. Отец скульптора был боевым генералом, воевал в Отечественной войне 1812 года. Портрет прославленного генерала занимает достойное место в галерее Зимнего дворца.

Несмотря на то, что П. К. Клодт родился в 1805 году в Санкт-Петербурге, детство и юность его прошли в Омске, где отец занимал должность начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса. Там, вдали от стандартов столичного образования, вдали от европейской культуры проявилась склонность барона к резьбе, лепке и рисованию. Настоящая «лошадиная жизнь» началась там, в Омске. И была «первая любовь» — к лошадям. А продолжалась она в Петербурге.

6 стр., 2895 слов

Курсовая работа pr в культуре

... В учебном пособии «Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа» тоже немало внимания уделяется современной социокультурной ситуации в России, проблемам взаимодействия с современными технологиями. Структура работы: Данная курсовая работа ... благоприятной социальной публичной среды и позитивного имиджа субъекта PR 1.1 Понятие, функции, цели, содержание, технологии пиара ...

Лирическое отступление.

Отец Петра Карловича, любил гулять с сыновьями по городу, показывая им дворцы и набережные. И подолгу обычно они стояли возле Медного всадника, скакавшего прямо в Неву. А однажды он повел их на Царицын луг, после чего П.К. Клодту снился один и тот же восхитительный сон: лучезарные всадники, золотые и серебряные, на белых и серых конях. Снились кони, не медные — живые.

Так же на его любовь к лошадям повлияло и то что отец, присылал из армии сыну бумажных лошадей, вырезанных из игральных карт.

“Вот тут-то и была, очевидно, заложена искра любви к лошади: ребенок стал думать, что радость, удовольствие, счастье — все это олицетворяется лошадкой”, — отмечал впоследствии сын П. К. Клодта.

После смерти отца в 1822 году П.К. Клодт возвращается в Петербург, и 14 апреля 1823 года поступает в Петербургское Михайловское Артиллерийское училище юнкером. Об этом отрезке жизни Клодта известно очень мало. В 1825 году он был произведен в портупей-юнкеры. По окончании курса в училище, 19 лет от роду, он произведен в прапорщики, а затем «с Высочайшего Его императорского Величества соизволения за болезнью от военной службы уволен подпоручиком 20 декабря 1827 года». Он вышел в отставку и посвятил себя искусству, быстро совершенствуясь в нем без наставников. В качестве хобби он занялся лепкой фигурок животных. Однажды кто-то из царской семьи преподнес императору Николаю I деревянную фигурку всадника. Обожавший подобные игрушки и любивший поиграть «в кавалерию», Николай I велел разыскать даровитого резчика. Клодт был вызван на аудиенцию к императору, успешно прошел испытание, блестяще копируя немецкие эстампы. После чего, в 1829 году он был Высочайше рекомендован Академии художеств. С этого времени П.К. Клодт становится вольнослушателем Академии художеств и полностью посвящает себя скульптуре. Он взят под покровительство Академии, получает пособие от Комитета Общества поощрения художников. Жизнь его в одночасье введена в творческую колею: лекции в Академии, копирование античных скульптур в музеях и дворцах, новые знакомства, расположение самого Мартоса, ректора Академии, который вводит молодого барона в свой дом. Но пока Петр Клодт по-прежнему режет свои игрушки — лошадей и гусар, которые идут нарасхват. А резная статуэтка «кавалериста» Клодта с тех пор украшала письменный стол императрицы Александры Федоровны.

2.Произведения Клодта в Санкт-Петербурге.

Творчество скульптора отличается разнообразием выполненных им работ — монументальные и монументально-декоративные, а также мемориальные произведения, портреты и статуэтки. Но бесспорно, особую славу Клодту принесли созданные им шестерка коней для колесницы Победы на Нарвских триумфальных воротах, конные группы Аничкова моста, памятник И.А. Крылову и конная статуя императора Николая I. Он вошел в историю русской пластики прежде всего как создатель анималистического жанра в скульптуре. Однако большое значение для развития монументально-декоративного искусства имеют созданные Клодтом горельефы. Для северного портика Исаакиевского собора он вылепил и отлил из бронзы монументальные барельефы «Несение креста» и «Положение во гроб», для интерьера — скульптурную группу «Христос во славе». В 1848 году скульптор выполнил барельефный фриз «Служение лошади человеку» для Служебного корпуса Мраморного дворца в Петербурге. В 1840 году Клодт работал над бюстом и фигурой льва для памятника генералу от инфантерии, герою Отечественной войны 1812 года К.И. Бистрому. Скульптор лепил и отливал из бронзы фигуру орла для памятника лейб-гвардии саперного батальона на Бабаегонских высотах под Петергофом.

4 стр., 1909 слов

Методическая разработка развития речи в 8 классе» -рассуждение ...

... О чем можно сказать в заключение сочинения? (напомнить, что вывод перекликается с тезисом). Вернитесь к таблице задания №3 ,запишите во второй столбик : о чем рассказал вам памятник? ... Клодт( исходя из дат жизни) принять участие в создании памятника? (мог) -Именно этот скульптор создал фигуру самого Николая ... мы живем в Петербурге, можем увидеть этот памятник воочию, но, может быть , не все еще с ним ...

Этот памятник был сооружен в 1852 году по повелению Николая I. На огромном гранитном валуне был установлен позолоченный бронзовый орел с распростертыми крыльями. В 1899 году монумент был перенесен в Петербург к церкви Св. Косьмы и Дамиана лейб-гвардии саперного батальона, в конце 1940-х годов церковь и памятник были разобраны. В 1838 году группа русских архитекторов под руководством К.А. Тона приступила к сооружению нового Большого Кремлевского дворца. Строительство продолжалось 1 лет. К оформлению интерьеров были привлечены известные русские художники и скульпторы. Парадные залы дворца посвящены высшим русским военным орденам. Самым роскошным по убранству считается Георгиевский зал. На торцевых стенах зала почти под самым потолком находится горельефные изваяния Св. Георгия Победоносного на коне, поражающего копьем дракона, выполненные скульптором П.К. Клодтом(1846-1847).

Скульптор так же работал в области мемориальной и портретной пластики, в числе выполненных им надгробных памятников назовем надгробие В.А. Жуковскому в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры и бронзовый рельеф на могиле Ф.Д. и Д.Д. Пономаревых на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Укажем, что в 1855 году скульптор снимал посмертную маску с лица императора Николая I. К жанру портрета Клодт обращался и в монументальных статуях – памятник И.А. Крылову и Николаю I, и в станковой скульптуре. Назовем здесь портретные бюсты Александра I, Николая I, генерал-адъютанта Я.И. Ростовцева, отличающиеся монументальностью в трактовке пластических форм и убедительным портретным сходством. В 1861 году с чувством скорби работал Клодт над портретом своего друга Якова Ивановича Ростовцева, скончавшегося в 1860 году. Он занимал должность начальника штаба Военно-Учебных заведений и, по словам сына скульптора — М.П. Клодта, способствовал его отцу получить в 1855 году назначение Главным наблюдателем начертательных искусств, в Военно-Учебных заведениях Петербурга. Обратим внимание, что этот портрет был отлит Клодтом из бронзы и высечен из мрамора.

В продолжение 1842 и 1843 годов он занимался изготовлением для здания Арсенала в Петербурге бюстов императора Александра I и Николая I, что известно из ежегодного отчета скульптора в Академии художеств. К передачи портретных черт изображаемых им военных Клодт прибегал и в своих ранних конных статуэтках. Большой популярностью пользовалась выполненная им в 1830-е годы статуэтка «Кавалерист». Клодт создал ее по заказу Николая I для украшения письменного стола императрицы Александры Федоровны. В 1862-1867 годах скульптор работал над конной статуэткой, где изображен генерал-майор Фердинанд Иванович Лефлер. Здесь Клодт достиг сложнейшего эффекта передачи коня в движении, опирающимся на одну ногу.

15 стр., 7389 слов

Описание памятника Пушкину в Москве

... темы «Однородные члены предложения» (III –я четверть). На подготовку и сочинение целесообразно отвести 2 урока. Задача учителя суметь раскрыть глубину психологического образа поэта, провести сравнительное описание памятников А.С. Пушкину ... и моложе, чем была. А он все тот же. Только год от года У ног его на площади Москвы Все больше собирается народа И все звучнее влажный ...

Выполнил Клодт и изящные миниатюрные профильные барельефы из воска на грифельной доске. В 1830-е годы он создал барельефный портрет Александра I, переданный в 1930 году в Государственную Третьяковскую галерею из Государственного исторического музея (Москва).

Этот портрет свидетельствует о виртуозном владении Клодтом техникой работы из воска уже в начале творческой деятельности. В собрании скульптора Государственного Русского музея находится три барельефа членов семьи Юзефович, созданные в 1851 году. Клодт изобразил трех детей Михаила Юзефовича – Николая, Ольгу и Анастасию. Эти работы скульптора в 1927году поступили в музей от потомка Анастасии Михайловны и пополнили уникальную коллекцию произведений П.К. Клодта. Другой важной сферой деятельности Клодта были многочисленные литейные работы, которые он выполнял в литейной при Академии художеств. Он отливал из бронзы такие известные монументальные произведения, выполненные другими скульпторами, как памятник Петру I в Кронштадте (1841; по модели Н. Жака), памятник Н.К. Карамзину в Симбирске (1845; по модели, исполненной по эскизу С.И. Гальберга А.А. Ивановым, К.М. Климченко, Н.А. Рамазановым, П.А. Ставассером), памятник Г.Р. Державину в Казани (1847; по модели, выполненной по эскизу С.И. Гальберга Н.А. Рамазановым), Екатерине II в Екатеринштадте (г. Маркс, Саратовская обл.; 1848, бронза; по модели С.И. Гальберга; не сохранился), Св. князю Владимиру в Киеве (1853; по модели В.И. Демут-Малиновского), атаману М.И. Платову в Новочеркасске (1853; по модели Н.А. Токарева; не сохранился).

Он отливал из бронзы рельеф для надгробного памятника С.Ф. Щедрину в Соренто (Италия,1840; пол модели С.И. Гальберга. Заканчивал П.А. Ставассер),о котором сообщалось в «Художественной газете» в 1840 году. Кроме того. Скульптор отливал из бронзы бюсты, вылепленные другими мастерами: портрет великого князя Михаила Павловича работы И.П. витали (1848), портреты П.А. Кикина (1838) и И.П. Мартоса (1839).

Созданные С.И. Гальбергом. Важное значение Клодт придавал работе над небольшими эскизами, изображавшими лошадей, над которыми трудился все свободное время. Выполненные как подготовительные этюды, они имеют ценность самостоятельных произведений и поражают виртуозной лепкой из воска. Многие конные композиции были переведены самим скульптором в бронзу и стали изысканными камерными произведениями. Большинство этих работ, вылепленные из воска и отлитых из бронзы, находится в собрании скульптора Государственного Русского музея.

2.Монументы в Санкт-Петербурге, созданные Клодтом.

Шестерка коней в колеснице Славы.

Колесница Славы украшает в Санкт-Петербурге Нарвские триумфальные ворота на площади Стачек.

Ворота — единственное в ансамбле площади старинное сооружение. Оно воскрешает славную страницу отечественной истории и далекое прошлое Нарвской заставы.

13 стр., 6008 слов

Анализ медиаобразовательных моделей

... Медиаобразование». Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, где определены актуальность, цель и задачи исследования, двух глав, в которых представлена сравнительная характеристика медиаобразовательных моделей ... и концепций, попытки классификации которых были представлены в разные годы Л.Мастерманом, Л.Жиру, Ж.Гонне, А.В.Спичкиным, А.В.Шариковым и др. А.В.Федоровым осуществлен ...

После победного завершения Отечественной войны 1812 года, когда были наголову разбиты “непобедимые” французские войска, благодарная Россия, и прежде всего ее столица, готовили торжественную встречу героям. Наши полки возвращались из Франции морем с высадкой в Ораниенбауме, откуда по Нарвскому тракту, а затем по Петергофской дороге должны были прибыть в Петербург.

Для встречи гвардейского корпуса летом 1814 года за Обводным каналом, который являлся южной границей города, соорудили триумфальную арку — однопролетные временные деревянные ворота с украшениями на античные сюжеты и венчающей арку колесницей, управляемой крылатой богиней. Ворота были сооружены по проекту архитектора Джакомо Кваренги (1744—1817), скульптурные рельефы и колесницу исполнил скульптор И. И. Теребенев (1780—1815).

Полки возвращались домой, а навстречу им мчалась высоко поднятая боевая римская колесница, запряженная шестеркой коней. Стоящая во весь рост богиня Славы венчала лавровым венком победителей у триумфальных ворот. Вдоль дороги собрались ликующие толпы народа.

С годами деревянные ворота обветшали, и тогда возник замысел вместо них воздвигнуть каменные, более грандиозные и величественные Нарвские триумфальные ворота как памятник героическому прошлому русского народа, его ратному подвигу в Отечественной войне 1812—1814 годов. В то же время ворота должны были оформлять въезд в Петербург с юго-запада и образовать Нарвскую заставу для проверки документов у въезжающих в столицу и покидающих ее.

Новые ворота решили поставить немного дальше городской черты, у моста через небольшую речку Черную. Закладка их была приурочена к дате Бородинского сражения — 26 августа 1827 года, торжественное открытие состоялось в годовщину победы русской армии под Кульмом — 17 августа 1834 года.

“Победоносной Российской императорской гвардии. Признательное Отечество в 17 д. августа 1834” и ниже то же по-латыни выбито золотом на темном фоне фриза по обеим сторонам арки.