Будучи косвенно виноватым в смерти Сибилы Вейн, Дориан становится причиной гибели друга. От каждого проявления цинизма, бессердечности, бесчеловечности портрет изменялся. И когда эмоциональный залог Дориана достигает высшей точки, он прокалывает картину ножом, и умирает в безмолвном порыве страдания.
История Дориана и его портрета выстраиваются параллельно. Они меняются местами по отношению к природе. Остановка героя во времени, вечная молодость ассоциируются с мотивами сделки с дьяволом, и в роли искусителя невинного поначалу Дориана выступает светский остроумец, славящий аморальность, новый гедонизм, а на деле ведущий вполне благопристойное существование, — лорд Генри Уоттон.
Являясь в романе символом беса – искусителя лорд прививает юноше различные пороки, обращает его внимание на ценность материального – красоты. Он искушает его, подталкивая к тому, чтобы встать на путь порока. И Дориан встает.
Дориан становится учеником лорда Генри. Но лорд Генри является дьяволом только на словах. Он не стремится претворить свои рассуждения вслух, опасаясь переступить через совесть и нормы общественной морали, дабы не быть отвергнутым. Дориан же становится дьяволом на деле, буквально понимая и воплощая на практике все поучения своего старшего друга. Дориан ведет двойную жизнь светского денди и завсегдатая притонов Ист-Энда. Портрет только фиксирует его грехи, но не контролирует его жизнь. Сэр Генри хочет сделать Дориана воплощением своего идеала о слиянии искусства и светского образа жизни.
Однако эта традиционная задача романа в восприятии читателя отходит на второй план перед завораживающими
Анализ романа «Портрет Дориана Грея» (Оскар Уайльд)
... и прекрасного Дориана Грея. Любуясь своим изображением, юноша выражает желание, чтобы портрет старел, а он всегда оставался молодым. Далее он случайно знакомится с другом Бэзила, лордом Генри Уоттоном — ... желание о «стареющем вместо него портрете» сбылось. Поддавшись дурному влиянию Генри, Дориан становится всё более порочным и развратным, что отражается на портрете, но сам он при этом сохраняет ...
В последних строках романа Оскар Уайльд говорит, что портрет Дориана остался неповрежденным, в то время как «на полу с ножом в груди лежал мертвый человек. И только по кольцам на руках слуги определили, кто это». Настоящее искусство нельзя убить, опозорить, уничтожить, так как, как на протяжении всего произведения подчеркивает автор, искусство выше чем жизнь, оно вечное и способно волновать чувство многих людей.
Трагедия Дориана Грея заключается в его саморазрушении, стремлению к саморазрушению и невозможности противостоять захватившим его порокам.
Каждый из персонажей в романе иллюстрирует собой ту или иную сторону авторской концепции, становится рупором авторских идей и отчасти лишается самостоятельности, приобретая некую заданность, сконструированность.
Лорд Генри – наставник и одновременно совратитель невинного Дориана. Он философ гедонизма, гений разговора, гений беседы. Слово для него является естественным способом существования. При этом сам лорд не переступает ту черту, за которой находится дорога к гибели души. От лишь проповедует грехи, приобщая к ним Дориана, но сам, при этом, придерживаясь принято чопорности. Он интеллектуал, ограничивающий свое действие словами, но не делом. Дориан же воплощает его теорию в практику.
Его первым опытом становится увлечение Сибилой Вейн. И первый опыт становится первым шагом к саморазрушению.
Вся история Дориана – последовательное воплощение идей лорда Генри: «Именно его речи, музыка этих речей, произнесённых его певучим голосом, обратили внимание, душу Дориана Грея к прелестной девушке и заставили его преклоняться перед ней»10 .
По мнению Лорда Генри, «за каждое неизведанное ощущение не жаль заплатить чем угодно». Любовь Дориана Грея – попытка получить это «неизведанное ощущение», он и встречает Сибилу Вейн тогда, когда ищет чего-то нового: «Меня мучила жажда новых впечатлений». Сам Дориан не отрицает влияния лорда Генри: «Это вы разбудили во мне страстное желание узнать всё о жизни». Лорд Генри считает, что счастье человека – в искании Красоты. Дориан Грей видит в Сибиле лишь Красоту: «Меня интересует только сама Сибила. Какое мне дело до её семьи и происхождения?» «В чужих драмах есть что-то чрезмерно жалкое», — утверждает лорд Генри, потому Дориан смотрит на страдания Сибилы почти с презрением.
Молодость – время совершения глупостей и ошибок. Именно на этой позиции настаивает порочный лорд. Но «промах» Дориана Грея становится не просто ошибкой, вызывающей цепную реакцию и влекущей за собой множество греховных поступков. Слова лорда Генри звучат почти пророчески: «Не надо говорить, что это прекраснейший роман вашей жизни. У вас впереди много чудесных переживаний. Это только начало». Примечательно то, что Дориан Грей сравнивает Сибилу Вейн со своим «наставником» и признаёт одинаковое влияние на себя как с её стороны, так и со стороны лорда Генри: «Ваш голос и голос Сибилы Вейн мне не забыть никогда! Стоит мне закрыть глаза – и я слышу ваши голоса! Каждый из них говорит другое, и я не знаю, которого мне слушаться…». Когда он с ней, он стыдится всего, чему научил его лорд Генри: «При одном прикосновении её руки я забываю вас и ваши увлекательные, но отравляющие и неверные теории».
Эстетическая теория Оскара Уайльда и ее воплощение в романе «Портрет ...
... эстетической теории Оскара Уайльда и найти ее отражение в блестящих осколках его парадоксов, которыми так богат роман «Портрет Дориана Грея». Может, ... в век, пропитанный утилитаризмом. Глава 2. Эстетическая теория Оскара Уайльда., Эстетское движение порождает целый ряд красок, утонченных по ... денди», как будет позже сказано в «Идеальном муже» о лорде Горинге [Wilde O. An Ideal Husband. Lond., 1899 p.32 ...
Слушая Сибилу Дориан нередко забывает о тех идеях, что проповедовал ему лорд Генри. Но Сибиле недолго было суждено хоть на время поворачивать Дориана к свету. Участь ее не завидна. Сибила влюблена, и кроме любви к Дориана для нее все становится несостоятельным, второстепенным. И Сибила утрачивает одну из своих ценных и прекрасных черт – свой талант. Но Дориану нужна была Сибила прежняя, Сибила дивно играющая на сцене и устремленная к победе в своей пышущей юностью красоте.
Дориан же возвращается к порочным идеям лорда, презрев страдания и смерть несчастной девушки. Однако, уидев изменения на портрете, Дориан Грей понимает, как он заблуждался и какое воздействие оказывает на него Генри Уоттон. «Нет и, нет, нет, он не станет больше грешить!… Надо бороться отныне с искушениями. И больше не встречаться с лордом Генри — или, по крайней мере, не слушать его опасных, как тонкий яд, речей»11 . Но, совершив греховный поступок хоть раз, нельзя устоять на пути добродетели, особенно если при этом нет внутренней уверенности и осознания своего греха.
История любви Дориана Грея и Сибилы Вейн – сюжетообразующая, раскрывающая концепцию автора. Автор тщательно препарирует, описывая каждую деталь, эту одновременно и историю болезни, и диагноз с неблагоприятным прогнозом. Данная сюжетная линия является и основной трагедией романа. После смерти Сибилы грехопадение самого Дориана уже не остановить.
О. Уайльд определяет любовь к Сибиле в качестве испытания для своего героя. Он дает ему шанс пойти по другой дороге, избавившись от порока и слепого поклонения красоте. Сам автор весьма близок к античной трактовке любви, что возможно проследить в его отношении к любви двух мужчин, которая расценивается как чувство не менее ценное, чем любовь между мужчиной и женщиной. Однако, автор искренне сочувствует Сибиле, относя ее любовь к чувству наивысшему и чистому, сочувствуя ей. Сибила для него не просто женщина, она – актриса и неразрывно связана с искусством, и всё же он не может оставить её в живых. Сибила погибает от того, что превознесла жизнь над искусством – этого автор не может ей простить.
Трагичность романа не ограничивается несчастной любовью и падением Дориана. За время падения Дориан теряет практически все человеческое – друзей, близких, родных. Взамен живых людей он обращается к вещам, с его позиции совершенных и не подверженных тлетворному влиянию. Вещи для него являются олицетворением красоты, постоянства и незыблемости совершенства, как и он сам внешне. То, что происходит в душе Дориана и есть его самая большая трагедия, которая отражается на спрятанном от посторонних глаз портрете. Потрет, все больше и больше превращаясь в изображение ужаснейшего существа, давая Дориану понять, что он слишком многим пожертвовал ради того, чтобы оставаться молодым. Ему осталось недоступно человеческое счастье, а приобретенные им вещи – эталоны красоты – не могли ему дать ту любовь и тепло, что когда-то давали любимая женщина и друзья.
Функция портрета в новелле Э. По «Овальный портрет» ...
... произведениях которого культ красоты осуществлялся как эстетическая организация окружающей среды [цит. по 15;6]. Тема данной курсовой работы "Функция портрета в новелле Э.По "Овальный портрет" и в романе О.Уайльда "Портрет Дориана Грея". При ...
Именно осознав всю горесть потери, Дориан пытается уничтожить портрет, тем самым уничтожив себя.
На протяжении всего романа главный герой постепенно подходит к завершающей и разоблачающей идею автора сцене – смерти порочного Дориана, доказательству неверно выбранного им пути.
Путь Дориана к завершению был долог и связан с целой цепью событий, все дальше и дальше утягивающих его в пучину греха. «Цель жизни — развитие собственного «я». Полностью реализовать свое естество — вот для чего существует каждый из нас» — убеждает Дориана Грея лорд Генри. Однако, вся дальнейшая жизнь главного героя не является раскрытием сущности человека, портрет которого нарисовал художник. Она является переформированием души Дориана, что со временем отображается на полотне. Это переформирование в тоге приводит к потере целостности. И эту потерю замечает даже лорд Генри. Образ жизни Дориана Грея — аморальный и развратный, и лишь привлекательность и странная неугасаемая красота этого человека не позволяют обществу окончательно отвернуться от него.
На всем протяжении романа портрет изменяется. Он становится все более безобразным. Однако, кроме самого Дориана об этом не знает ни одна живая душа. Дориан старательно прячет портрет в одной из комнат своего дома.
Безил Холлуорд и Генри Уоттон — это «расщепленный герой», двуликий Янус зла,- зла, которое захватывает Дориана, разлагая его как личность. Безил воссоздает на картине физическую красоту Дориана, в которой отображается его до определенного времени незапятнанная грехом душа. Лорд Генри, проповедуя гедонизм, несдержанный эгоизм и аморальность, медленно отравляет душу Дориана, его грешное «я»: «Много лет тому назад,- когда я был еще зеленым мальчиком… вы увидели меня. Вы льстили мне и научили гордиться своей красотой. Однажды вы познакомили меня со своим другом, и он объяснил мне, какое это чудо — юность, и тогда же вы закончили мой портрет, который открыл мне другое чудо — красоту»12 .
Своеобразной системой истинности и обоснованности нарушения героем этических основ становятся убеждения автора в превосходстве эстетики перед этикой. Эстетика включает в себя сумму обязательных правил — двадцать пять утонченных, остроумных афоризмов, помещенных в предисловии к роману, которые могут восприниматься как тезисное изложение авторского кредо.
На протяжении романа предисловие и повествование ведут своеобразный диалог. И этика, и эстетика в этом диалоге проходят испытание на прочность, соревнуются в своем превосходстве. Понятие «прекрасное» и «красота» поставлено в предисловии на высочайшую ступень иерархии ценностей автора. В противовес им существуют этические ценности общества, которые нарушаются Дорианом ради поклонения красоте. Дориан красив, и красота оправдывает отрицательные проявления его натуры. Какие бы прегрешения не совершил Дориан его красота и молодость послужат ему оправданием и прощением. Наказанию герой подвергается только по факту отвержения красоты – он поднял руку на воплощение прекрасного. И красота Дориана гибнет, возвращая красоту произведению искусства – портрету.
Трагедия добра и красоты в романе Достоевского Идиот
... Трагедия добра и красоты в романе «Идиот» (1868) Ф. М. Достоевского (1821 - 1881) понимается буквально, как настоящие понятия «красота» и «доброта». В романе ( ... красота!” Вглядевшись пристальнее в ее портрет, мы увидели надрыв в этой красоте. Это тема красоты знающей, что она поругана, оскорблена. Красота, не принятая миром злобы и вражды – невыносимая красота! Это красота – страдание, распинаемая в ...
Финал романа возможно истолковать и иначе: антиэстетичность мертвого Дориана позволяет прочитать приговор, кару за преступления, общий окрас которых — абсолютная аморальность, моральная индифферентность.
Красота в «Портрете Дориана Грея» уничтожает личность. Его красота не истина, она дана ему силами зла, что доказывают ужасные метаморфозы портрета. Мертвый Дориан становится таким безобразным, каким и должен быть, тогда, как портрет снова превращается в прекрасное произведение искусства. Таким образом, писатель, вопреки собственной концепции, показал не только душевный кризис героя, но и привел его к наказанию. Художник, который скрывался под маской эстета-денди, оказался выше, чем мыслитель и теоретик. Такой является сила творчества и искусства слова. Уайльд играл парадоксами, приводил противоречивые суждения, но в пределах художественного целого, созданного им, безобразное и аморальное никогда не побеждало.
Сюжет романа основан на традиционном мотиве сделки с дьяволом и участии магического предмета в роковой судьбе героя. Когда говорят об источнике непосредственного влияния на творческий замысел Уайльда, обычно называют «Шагреневую кожу» (1831) Бальзака. Однако помимо «Шагреневой кожи» критики называют и другие источники влияния на сюжет романа и характер героя, такие, как роман Чарльза Метьюрина «Мельмот Скиталец» (1820), повесть Стивенсона «Необычайная история доктора Джекила и мистера Хайда»(1886), «Наоборот»(1884) Гюисманса. Наиболее близкий по основной сути источник идеи магического портрета находится не в «Шагреневой коже», как считает ряд критиков, а в «Вивиане Грее» (1826 -1827) — романе Дизраэли. Возможно, все эти и даже некоторые другие произведения, например, «Вильям Вильсон» (1839) Эдгара По, или «Алмаз Раджи» (1878) Стивенсона, были учтены Уайльдом и стимулировали его замысел.