Донские казаки — прекрасные наездники. С детства они овладевают искусством верховой езды. Неудивительно поэтому, что многие элементы движений народной мужской донской пляски передают характер езды на лошади. Так, например, танцевальные движения: «галоп», «лампасы», «галоп внизу» напоминают скачку на лошади, а некоторые другие движения в пляске являются подражанием джигитовке.
Это придаёт пляске характер мужественности и удали, воплощает в ней силу и ловкость лихого наездника.
Описание движений пляски
1. Тройной переменный шаг
из-за такта — слегка присесть на правой ноге, левую ногу, немного вогнутую в колене, приподнять вперёд.
На «раз» — широкий шаг с левой ноги с каблука вперёд. Правую руку согнуть в локте на уровне груди, левую отвести назад, как при маршировке (рис. 1);
- на «и» — правую ногу приставить на полупальцы к левой;
- на «два» — шаг с ударом левой ногой вперед, правую полусогнутую ногу немного приподнять.
Положение рук меняется: левая сгибается в локте на уровне груди, а правая отводится слегка назад;
- На «и» — приподнять вперед и вытянуть правую ногу, левую немного согнуть в колене.
Движение повторяется с другой ноги.
Исполняется с продвижением вперед.
2. Отход назад (или переменный)
На «раз» — легкий прыжок на правой ноге назад; одновременно левую согнутую в колене ногу немного приподнять впереди правой;
- на «два» — повторить движение с другой ноги.
3. Лампасы
1-й такт
1-я четверть
на «раз» — с легкого подскока опуститься немного влево на левую ногу, а правую ногу почти одновременно поставить на носок влево, около носка левой ноги. Согнутое колено правой ноги резко повернуть влево так, чтобы зрителю был виден лампас. Корпус повернуть немного влево. Левую руку согнуть у груди, а правую вытянуть в сторону (рис. 2).
2-я четверть
на «два» — движение повторить с другой ноги.
2-й такт
На «раз», на «и», на «два», на «и» — повторить движение «лампасы» 1-го такта в два раза быстрее (восьмыми такта).
Исполняется с небольшим продвижением вперёд.
4. Падебаск
Из-за такта — слегка присесть на левой ноге, правую ногу немного приподнять от пола (рис. 3).
Действенная сила стиха (На материале «Левый марш»)
... Довольно жить законом, данным Адамом и Евой. Клячу историю загоним. Левой! Левой! Левой! В. В. Маяковский прекрасно знал силу слова, его воздействие на слушателей. Отсюда ... собранны и готовы к борьбе, и так же чувствует себя Маяковский, органически связанный со своим народом. В едином порыве, помогая борцам ... Грудью вперед браво! Флагами небо оклеивай! Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой!
На «раз» — лёгкий прыжок на правую ногу чуть вправо с небольшим приседанием, одновременно левую ногу немного приподнять вперёд с согнутым коленом (рис. 4);
- на «и» — левую ногу поставить на полупальцы несколько вправо перёд правоё ногой;
- одновременно правую ногу слегка приподнять сзади;
- на «два» — переступить на полупальцы правой ноги сзади левой;
- на «и» — слегка присесть на правой ноге, левую ногу немного приподнять от пола.
Руки на бёдрах или раскрыты в стороны.
Движение повторяется с другой ноги.
5. Хлопки с поворотом
1-й такт
На «раз» — с лёгкого прыжка, немного расставив ноги, чуть присесть на обе ноги;
- на «два» — тройной хлопок ладонями: скользящий хлопок руками перед собой и сейчас же хлопок правой ладонью о правое колено, а затем левой ладонью о левое приподнятое колено.
2-й такт
На «раз» — ударить правой ладонью по подошве левой ноги, приподнятой перед коленом правой ноги; одновременно повернуться на полупальцах правой ноги влево, почти спиной к зрителю (рис. 5);
- на «и» — опустив левую ногу, повернуться на ней влево на полупальцах лицом к зрителю, одновременно правую ногу приподнять;
- на «два» — опустиь правую ногу. Руки развести в стороны или опустить на бёдра;
- на «и» — пауза.
6. Поворот с притопом
1-й такт
На «раз» — подскочить на левой ноге, одновременно правую ногу слегка приподнять. Левую руку согнуть у пояса, правую немного отвести назад, палбцы сжать в кулаки;
- на «и» — правую ногу, немного согнутую в колене, поставить на носок сзади пятки левой ноги;
- на «два» — отскочить на левой ноге, одновременно повёртываясь влево спиной к зрителю;
- правую руку немного приподнять вправо;
- на «и» — поставить перед собой вперёд правую ногу на каблук. Правая рука на затылке; согнутая в локте левая рука на пряжке ремня или на поясе сзади.
2-й такт
На «раз» — прыжок на правую ногу, повёртываясь вправо лицом к зрителю; левую ногу, согнутую в колене, слегка приподнять сзади (рис. 6);
- на «и» — опустить левую ногу, одновременно приподняв правую;
- на «два» — опустить правую ногу;
- руки на бедрах;
- на «и» — пауза.
2.5 Особенности казачьих плясок
Приблизительно в 20-30х годах началось разделение плясовой традиции, на две или даже на три части.
Создавая плясовые ансамбли и хоры, культпросвет работники выхолащивали живую танцевальную традицию, удалив из неё импровизацию и игровой элемент. Пляска и танец перестали быть игрой и развлечением участников, теперь они были призваны развлекать зрителей. С уходом умелой спонтанности, в сценический народный пляс пришёл сценарий. Действия плясунов стали жёстко регламентироваться, а это убивало инициативу, а вместе с ней и заразительность, плясовой азарт. Тем не менее, танец требовалось сделать зрелищем и по этому, движения плясуна стали оттачиваться, наподобие китайских тао-лу, японских ката или западноевропейского балета. Стали доминировать акробатические «прыжки» и «ползунки», «колёса» и «вертушки». Исполнение этих непростых элементов требовало хорошей физической подготовки танцора и специального обучения у уже умеющего так плясать ветерана. Так появилась Советская школа сценического народного танца, а внутри неё неофициальная, но очень нужная, для культпросвета, школа плясовой акробатики. В этих неофициальных школах, передаваясь от наставника — ученику и сохранились реальные боевые акробатические элементы мужского восточнославянского пляса.
Конкурс сочинений- школьников «Скажем коррупции «Нет!» «В суд ...
... них. Именно в их рядах судебного аппарата наиболее сильно развита коррупция. К сожалению, по вине их желания набить карманы, множество ... суд ногой – в карман рукой». Кстати, у В.Даля много пословиц о суде и судьях. Этими пословицами можно написать целое сочинение. Приведу ... законодательство, так и на все моральные принципы? Неужели справедливости нет места в сердцах и умах людей, а не последовавших ...
В деревенской народной традиции мужская хореография продолжала существовать, как бы, на «нелегальном» положении.
Отправляемые в деревенские клубы, специалисты культпросветчики, всячески пытались переделать реальную народную пляску и танец. Они ничего не понимали в ней и только отчётливо замечали огромную разницу народного танца с тем стерилизованным «культурным» «народным балетом», которым планировалось разрушить (и почти удалось) народный танцевальный обычай.
Такие боевые танцы, как Буза и другие подобные, назовём их условно «под-драку», сохранились не меняясь. Пляске «под Русского» повезло меньше, прежде всего из-за войны. Такой элемент как пляска в присядку начал стремительно исчезать сразу после войны. Плясать в присядку, да с прыжками, ползунками, вертушками — сложно, надо уметь, а плясунов повыбило. Вдобавок, к этому времени начали, также, сказываться результаты диверсионно-культурной программы работников культпросвета. Со сцен клубов и позднее с теле- и киноэкранов, на видеомоторном уровне, русским вдалбливали хореографию инопланетных пришельцев, выдавая её за «настоящую народную культуру». Каждому собирателю фольклора приходилось сталкиваться с разрушительным влиянием этой марсианской культуры, как на народных исполнителей, так и на зрителей.
Другая проблема сохранения боевой мужской хореографии стала очевидна лишь в конце девяностых годов. Перенимая живую народную культуру пляса, фольклористы сталкивались, как правило, с пожилыми плясунами. Большинство из них физически не могли исполнить многие сложные элементы мужской пляски. У многих фольклористов начало складываться неверное представление о том, что акробатика в пляске — это придумка культпросветчиков, называемых на жаргоне собирателей фольклора «клюква» или «айтудрица». Наши экспедиционные опросы формируют устойчивое мнение, что прежде, когда плясуны были молоды, такие пляски как Русского, Барыня и, в несколько меньшей степени, Буза изобиловали сложными акробатическими элементами. Казалось бы, чего проще: взять, сохранившуюся в сценическом танце, плясовую акробатику и применить её в живой фольклорной пляске?
Есть трудности. Большинство фольклористов не знакомы с этими элементами и им не у кого, негде их перенять. Многие физически не подготовлены для овладения сложными «коленцами» и по этому продолжают настаивать на том, что прыжки, колёса, ползунки и т.п. вообще чужды живой русской пляске.
Текст как явление культуры
... существования культуры. 2. Тексты и их интерпретация. Как мы уже отмечали, всякое явление культуры есть сочиненный людьми с помощью знаковых систем текст. Текст – это плоть и кровь культуры. Но любой текст – ... решения эти задачи не имеют. Ко всякому тексту как произведению культуры можно подойти двояко. С одной стороны, текст можно рассматривать как «вместилище информации», которая должна быть от ...
Третьим серьёзным барьером в изучении мужской боевой пляски, является необходимый уровень (для исследователя) национальной бойцовской подготовки.
Третье ответвление мужского пляса было неразрывно связанно с традицией северо-западного рукопашного боя. Это боевые танцы выполнявшие функцию бесписьменного способа передачи прикладной информации. Отобранные этносом, на протяжении веков, наиболее удобные для боя движения, передавались пластически, вместе со способом дыхания и звукоизвлечением, на фоне особого психофизического состояния. Большинство элементов боевого пляса имеют прикладной боевой смысл. Их неосмысленное повторение приводит к неизбежному искажению плясового архетипа, пластики и смысла танца. К сожалению, по причине неподготовленности, в этой области народной культуры, собирателей этнологов-фольклористов, отечественная наука располагает недостаточным количеством аудио и видео материалов по боевому плясу и по его боевым элементам. Их просто не искали или искали неумело.
Выводы:
1. В казачьем танце сохранилась традиция исполнения боевых элементов мужского восточнославянского пляса. Очистив их от театральной вычурности (тянуть носок, разворачивать плечи и т.п.) необходимо использовать их как в мужском танце, так и в прикладной акробатике отечественного рукопашного боя.
2. Собиратель мужской хореографии, должен быть образован как этнограф-фольклорист, владеть основами отечественного рукопашного боя, быть физически подготовлен для освоения сложных «коленцев» прямо «в поле».
3. Разделившаяся в 20-30х годах, традиция мужской хореографии, начинает снова восстанавливаться, для исследователей и практиков мужского пляса начинается интересная эпоха открытий и успехов. Всё возвращается «на круги своя».
1. «Моя страна» — Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников (практическое пособие), ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005
2. «Синий лампас» (Оренбургский казачий вальс) [Текст и ноты] // Гостиный двор. 2000. № 8. С. 209-210.
3. Бондарь В.В., Ратушняк В.Н. «Родная Кубань», 2004
4. Бондарь Н.И. «Традиционная культура и дети», 1997
5. Бондарь Н.И. «Традиционная культура Кубани», 1994
6. Глинкин, А.В. Песни оренбургских казаков: старые и новые записи [Текст] / А.В. Глинкин, А.И. Лазарев. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1996. 266 с.
7. Голубых, М.Д. Казачья деревня [Текст] / М.Д. Голубых. М.; Л.: Государственное издательство, 1930. 323 с.
8. Государственный Академический русский народный хор//http://www.admin.orenburg.ru/activities/social_sphere/culture/musical_culture/state_russian_choir/
9. Изюмов, А.И. История Уральского казачьего войска [Текст] / А.И. Изюмов, В.Г. Абросимов. Илек: ГУП РИД «Урал». — 296 с.
10. История казачества Азиатской России [Текст]. Т. 2. Вторая половина XIX в. — начало ХХ века. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 252 с.
11. История казачества Азиатской России [Текст]. Т. 3. ХХ век. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 267 с.
12. Калайтанова Г.Н. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», 1999
13. Кашина, Н.И. Музыка в системе воспитания и образования казачества Урала и Оренбуржья: история и современность [Текст]: монография / Н.И. Кашина; ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». Екатеринбург, 2011. 138 с.
Возрождение Кубанского казачества
... казачьих объединений, воодушевили казаков на активную деятельность по возрождению. казачество армия самосознание переселение В июне 1990 года в Москве состоялся Учредительный съезд Союза казаков России. Его также называют ... Известны случаи, когда в населенных пунктах Кубани казачьи общества имели попытки установить традиционное у казаков атаманское правление. В том числе и Е. А. Нагай открыто ...
14. Кихаева А.А. «Во славу Кубани», 2006
15. Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам кубанской народной культуры», 1998
16. Коротин, Е. Фольклор яицких казаков: песни, народная проза, детский фольклор [Текст] / Е. Коротин. Алма-Ата: Жазушы, 1982. 256 с.
17. Коротин, Е.И. Устное поэтическое творчество уральских (яицких) казаков [Текст] / Е.И. Коротин, О.Е. Коротин. Самара — Уральск, 1999. Ч. 1. Песенное творчество. 464 с.
18. Костко, О.Ю. Образ казака в русской пластике 2-ой половины XIX века [Текст] / О.Ю. Костко // Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культуры: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Тюмень, 28-29 марта 2010 г. / Тюменский гос. ун-т. Тюмень, 2010.
19. Крашенинников, И. Хороводные и плясовые песни казачьего поселка Сосновка Челябинского уезда Оренбургской губернии [Текст] / И. Крашенинников. М.: Т-во Скоропечатни А.А. Левинсон, 1904. 17 с.
20. Кузнецов, В.А. Патриотизм в песнях оренбургского казачества [Текст] / В.А. Кузнецов // Культура оренбургского казачества: сб. науч. ст. / Челяб. гос. ун-т; отв. ред. С.Е. Матушкин. Челябинск, 2007. С. 179-213.
21. Лотышев И.П. «Путешествие по родному краю», 2003
22. Лукьянов Л.С. «Литература Кубани, 2008
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/na-temu-kazachiy-kubanskiy-tanets/
23. Любимцев Ю.Г. «Литература Кубани», 1995
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/na-temu-kazachiy-kubanskiy-tanets/
24. Мирук М.В., Науменко Т.А. «Введение в историю Кубани», 2000
25. Науменко Г.М. «Фольклорный праздник», 2000
26. Овчинников С.А. «Кубанское казачество», 2000
27. Орлова А.В. «Народное творчество и обрядовые праздники», 1995
28. Паскевич Н.Я. «Любимый уголок земли», 2004
29. Песни уральских казаков [Текст] / запись, сост. вступ. ст. и коммент. Т.И. Калужниковой. Екатеринбург: Сфера, 1998. 236 с.
30. Попов В.Д. «Певцы земли кубанской»,1995
31. Ратушняк В.Н. «Родная Кубань, страницы истории», 1993
32. Российская нация: этнокультурное многообразие в гражданском единстве: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. В.В. Амелина. — Оренбург: ГУП Оренбургской области «Бузулукская типография», 2011. — 280 с.
33. Сидоров В.Г. «Кубань — родимая земля», 1999
34. Ситдикова Н.В. «Моя Кубань», 2000
35. Тагильцева Н.Г. Современный учитель музыки: проблемы профессиональной подготовки [Текст] / Н.Г. Тагильцева // Известия уральского Государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки, культуры. 2011. № 3 (92).
С. 134-139.
36. Топорков А.Л. «Традиции и обычаи казаков», 2002
37. Шарыпов, Н. Этнические особенности кубанского танцевального искусства. Кубанские казачьи плясы и пляски. Организация занятий по хореографии в институте и школе [Текст]: в 2 ч. / Н. Шарыпов. Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2003. 234 с.
38. Щербанов, Н.М. Песенный фольклор уральских казаков в записях И.И. Железнова [Текст] / Н.М. Щербанов // Фольклор Урала: межвуз. сб. / Уральский гос. ун-т. Свердловск, 1977. Вып. 3 «Народно-песенное творчество». С. 62-80.
Особенности собирания и исследования устного народного художественного ...
... и исследования устного народного художественного творчества в России. Курсовая работа состоит из: Введенияглавыглавы Заключения Списка использованной литературы. ПОНЯТИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ХУДОЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В РОССИИ 1 Фольклор как искусство Фольклор занимает особое место ...