Культура Средневековой Руси

2. Культура России в условиях образования и развития единого государства Заключительная часть (подведение итогов)

Согласно мифологической версии славяне начинают свою родословную от младшего сына Ноя Иафета , который разделил землю с братьями и получил в удел северные и западные страны. После вавилонского столпотворения Бог смешал языки, а от племени Иафета и произошли славянские народы.

Славяне принадлежат к древнему индоевропейскому единству, включавшему такие народы, как германские, кельтские, иранские, греческие, индийские и другие. Геометрическим центром первоначального индоевропейского массива вIII тысячелетии до нашей эры была северо-восточная часть Балканского полуострова и Малая Азия. В первой половине II тысячелетия до нашей эры произошло расселение этих племен по Восточной Европе. К середине II тысячелетия расселение прекратилось, поскольку индоевропейцы перешли к оседлости. Осевшие родственные племена постепенно образовали большие этнические массивы. Одним из таких массивов и стали праславяне, заселившие территорию от Среднего Поднепровья на востоке до Одера на западе, от Карпат на юге до Припяти на севере.

Согласно мифологической версии славяне начинают свою родословн ю от младшего сына Ноя Иафета , который разделил землю с братьями и получил в удел северные и западные страны. После вавилонского столпотворения Бог смешал языки, а от племени Иафета и произошли славянские народы.

Славяне принадлежат к древнему индоевропейскому единству, включавшему такие народы, как германские, кельтские, иранские, греческие, индийские и другие. Геометрическим центром первоначального индоевропейского массива вIII тысячелетии до была северо-восточная часть Балканского полуострова и Малая Азия. В первой половине II тысячелетия до нашей эры произошло расселение этих племен по Восточной Европе. К середине II тысячелетия расселение прекратилось, поскольку индоевропейцы перешли к оседлости. Осевшие родственные племена постепенно образовали большие этнические массивы. Одним из таких массивов и стали праславяне, заселившие территорию от Среднего Поднепровья на востоке до Одера на западе, от Карпат на юге до Припяти на севере.

1. Культура Древ

1.1. Культура древних славян

В культуре древних славян центральное место занимала языческая религия — комплекс первобытных воззрений, верований и обрядов. Проявлениями языческого культа были обрядовые пр зднества — календарные, т. е. связанные со сменой времен года, и внекалендарные, вызванные эпизодическими событиями — свадьбой, похоронами и т. п. Язычество — это своеобразная форма освоения человеком природы. Возникнув в глубокой древности, оно не было застывшим, а постоянно развивалось, менялось, совершенствовалось.

На первом этапе языческой культуры славяне «клали требы упырям и т. е. приносили жертвы злым и добрым духам, действовавшим по их представлениям в окружающем мире. К злым духам относились упыри — вампиры, оживающие мертвецы, оборотни. Упырям противостояли добрые духи — берегыни, и люди старали сь им помочь путем заклинаний и ношения амулето в — оберег . Злым д ухам славяне также ставили подношения с тем, чтобы умилостивить их.

На втором этапе языческой культуры славяне «начали трапезу Роду и рожаницам ». Род и рожаницы представлялись в виде божеств плодородия. Род был творцом вселенной. Он вдувал в людей жизнь, повелевал небом и стихиями. Рожаницы- богини плодородия. У Рода были «помощники» — Ярило и Купала . Ярило олицетворял собой весну и представлялся в виде красивого юноши, ездившего по полям и селениям на белом коне.

На третьем этапе языческой культуры славяне стали поклоняться многим богам. Небом стал «владеть» которого считали верховным властителем вселенной. Сыном его считался Сварожич — бог огня и покровитель кузнечного дела. Почитался славянами бог Волос , или Велес , — покровитель скота и скотоводов. Считалось также, что В елес способствует обогащению людей. Эта его функция позднее выдвигается на первое место. Покровителем воинов был Перун . В эпоху военной демократии Перун «захватывает» верховную власть над языческими богами, вытесняя Сварога. Прежде Перун считался покровителем грома и молний.

Религиозные верования древних славян были непосредственно связаны с формированием различных элементов культуры. Поклонение языческим идолам сопровождалось ритуалами которые не уступали в пышности, торжественности и воздействии на психику христианским обрядам. Культовым действом руководили жрецы — волхвы. Эти обряды и языческие празднества способствовали развитию основных форм народного творчества — фольклора, зачатков музыкального, драматического и танцевального искусства. В ходе обрядовых празднеств пелись песни, произносились заговоры и заклинания, устраивались массовые пляски и хороводы, совершались драматические действия с участием ряженых, пение и танцы сопровождались игрой на несложных музыкальных инструментах — гуслях, дудках, рожках и бубнах.

У славян существовали и формы фольклора, не связанные с языческим культом, — пословицы, поговорки, загадки, трудовые песни, сказки, предания и легенды, в которых воплощались народные представления об историческом прошлом. К числу таких преданий восточных славян можно отнести легенду о Кие, Щеке, и основании и ми Киева, о призвании варягов, о походах на Константинополь, об Олеге и его смерти от укуса змеи и многие другие.

Имеющиеся в научном распоряжении материалы позволяют получить общее представление о культуре древних славян, о тех основных ее элементах, которые стали в дальнейшем источником культуры единой древнерусской народности.

В VI в. в Средн м Поднепровье оформляется мощный союз славянских п лемен, при нявший, как предполагают, имя одного из них — народа рос или рус. На основе этого союза в IX в. в результате объединения племен полян, ильменских славян, родимичей, кривичей и других складывается государство со столицей в городе Киеве. В Х -XI вв. в Киевской Руси начинается процесс развития городских и сельских ремесел, земледелия, скотоводства и промыслов. Это сопровождалось постепенным социальным расслоением древнерусского общества. В это время устанавлив аются связи с южными и западными славянами, Византией, Западной Европой, другими народами.

Складывавшиеся новые отношения в древнерусском обществе требовали и нового идеологического оформления, которое объясняло бы и оправдывало бы существование государственной власти, социального расслоения, имущественного неравенства. Такой идеологией могла быть религия, сложившаяся в классовом обществе, приспособивш яся к его освещению и имеющая космополитический характер, то есть пригодная для любой этнической группы, входящей в государство.

князь Владимир

Князь Владимир оста овил выбор на византийском православ и и. Понадобилась религия с единым, абстрактным, лишенным этни ческих признаков богом, религия, которая нивелировала бы племенные традиции и утверждала принцип единения исключительно по вероисповедальному признаку. Нужно иметь в виду, что при выборе религии князь Владимир Святославович мог ориентироваться и на мусульманский Восток, и на иудаистских хазар, и на католический Рим. Но предпочтение было отдано православной Византии, с которой уже сложились разного рода отношения. Летопись сообщ ает, что на решение Владим ира повлияли красота и пыш ность богослужения в константинопольском храме святой Софии, а также то, что в православном храме богослужение велось на родном языке верующ их. Помимо этого, важно отметить, что христианство с его развитым учением о господстве и подчинении, проповедью непротивления злу и насилию наиболее полно отвечало склады вавшимся на Руси общественным отношениям и принципам монархического государства.

«двоеверие»

Принятие христианства в качестве государственной религи имело несомненные прогрессивные социокультурные после дстви я для Киевской Руси.

Отправлени христианского культа, в отличие от языческого, требовало создания определен н ых, строго регламентированных условий. Христианское богослужение проводилось в храме, оформленном в соответствии с каноном. В связи с этим мы вправе говорить, что под влиянием новой религии на Руси произошел скачок в развитии строительн ого дела. Сначала сооружались деревянные, а зате м и каменные храмы. Для этого требовались опытные мастера, надле жащие материалы, архитектурное искусство, мастерство интерьера. Все это первоначально заимствовалось у Византии, а в дальнейшем развивалось на собственной, русской основе.

Необходимость украшать храмы, изготовлять церковную утварь, одежду создавала стимул для развития художественных ремесел. Вместе с новой религией на Русь пришли и получили здесь дальнейшее развитие искусство фрески и мозаики, иконопись и духовное пение.

Кроме того, христианство — это е только религия, но и в определенной степени книжная культу ра, поскольку его догматы изложены в книгах Ветхого и Нового Завета. Нужда в богослужебных книгах стимули ровала развитие книжного искусства, сделала необходимым появление библиотек. Потребность в грамотном духовенстве дала толчок развитию просвещения, привела к появлению церковных школ и т. д.

Необходимо охарактеризовать принятие христианства как событие исключительной важности для становления древнерусской культуры. Государственная реформа князя Владимира высвободила накопившийся в древнерусском обществе потенциал, вследствие чего началось бурное и стремительное развитие страны. Темп обновления всей жизни древнерусского общества стал о еломляющим. Это позволило за короткий срок освоить огромный культурный пласт византийской культуры. Приглашенные из Византии мастера строили каменные здания, храмы, расписывали их, украшали фресками, мозаикой, иконами. Русски е работали рядом, учились неизвестному ранее мастерству, и уже следующее поколение возводило сложные сооружения и украшало их без посторонней помощи.

три периода

Начавшееся с введением христианства широкое строительство во многом определило развитие архитектуры и других видов искусства. На Русь из Византии прибывали мастера, учившие русских умельцев каменному зодчеству, сложной технике мозаики, секретам фрески и иконописи. Византийская художественная система легла на яркую и богатую культурную традицию языческой Руси. Достижения дохристианского периода позволили русским мастерам в удивительно короткий срок освоить совершенно новые для них жанры Влияние народного языческого начала обусловило и отличия учеников от своих наставников.

Отличительной характеристикой русского зодчества стал его больший, по сравнению с византийским, демократизм. Древнерусское искусство было гораздо радостнее, красочнее и звонче. В нем нет византийской строгости и суровости. На Руси христианство воспринималось более эмоционально и жизнерадостно.

крестово-купольный храм

пирамидальность

Софийский собор

В период феодальной раздробленности намечаются и различия в архитектуре отдельных княжеств. В связи с этим в ответе целесообразно дать их краткую характеристику.

Архитектурные постройки княжества плохо сохранились и известны только по археологическим раскопкам. Особенностью архитектуры этой земли было соединение византийско-киевской композиции с элементами романского убранства.

После установления в Новг роде республики пре к ратилось княжеское строительство. Заказчиками строительства были бояре, купцы и жители города. Это обусловило упрощенность построек.

Андрее Боголюбском

Строительство архитектурных сооружений сопровождалось быстрым развитием живописи. Мозаика и фрески киевской Софии, Десятинной церкви и других говорят об освоении русскими мастерами сложных видов декоративного искусства.

Следует заметить, что на Руси все-таки преобладало деревянное зодчество. А деревянные церкви не могли расписываться фресками, они украшались иконами, написанными на доске. Специфика искусства Древней Руси заключается в абсолютном преобладании станковой живописи. Русская икона стала такой же классической формой изобразительного искусства, как статуя в Греции и Риме или мозаика в Византии.

Владимирская богоматерь»,

Поскольку иконопись пришла на Русь из Византии, живописная в е товая) ее сторона сначала напоминала византи йскую. Искусст во Ви зантии, в с илу историче ских усло вий е го в озникнов ения, было , в отличие от искусств а Руси, аске тичным, что проя вилось в цвете. Для византийской живописи характерны три основных цвета: красный, синий и зеле ный. Красный цвет понимался как цвет Божественной творческой активности, голубой — как символ устремленности мира к Богу (цвет неба), зеленый — как символ гармонии всего Божественного Бытия.

Православная русская икона — полностью заслуга Руси. Основными в русской иконописи стали все семь цветов радуги. Семь цветов радуги соответствуют семи дням Творения, с ми таинствам христианст в а. Особое значение имеют в иконописи белый цвет и цвет золота, Это символы Божественного Света, царственной славы и достоинства.

Печерского

Древнерусская архитектура и изобразительное искусство, испытав значительное влияние получив с принятием христианства важный стимул, в целом развивалось на собственной основе. За сравнительно короткий срок была создана система общерусских художественных ценносте й , которая сохранялась и в условиях раздробленности Руси . Особенности художественного творчества отдельных земель взаимно обогащали эту систему. Сохранивш иеся и дошедшие до нас памятники архитектуры и живописи Древней Руси свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, мастерстве и тонком художественном вкусе русских зодчих и живописцев.

1.4. Древнерусская литература

[Электронный ресурс]//URL:

героический былинный эпос

Кирилла и

кириллица

После принятия христианства на Руси появилось большое количество переводной литературы, которая охватывала самые различные вопросы, начиная с церковно-богословских и кончая естественнонаучными и историческими.

«Поучение к братии»

агиографии

«Хождение Даниила»

летописи.

«Поучение Владимира Мономаха»,

Со второй половины XII в. в развит и древнерусской литературы начинается новый этап. В период раздробленности увеличивается количество центров летописания, которое приобрело локальный характер.

«Слово о полку

При всей своей первоначальной зависимости от ревнерусская литература довольно быстро стала самостоятельным явлением в культуре. Она взяла на себя все функции, как светские , так и духовные по воспитанию соотечественников. Разнообразие заимствованных жанров быстро приняло собственные неповторимые формы. Древнерусская литература обладала особым историзмом, поскольку представляла мир в целом, даже при описании конкретного сюжета. Она охватывала все временные и пространственные представления и образы древнерусского писателя и читателя.

2. Культура России в условиях образования и развития единого государства

2.1. Развитие русской общественной мысли

С пр нятием христианства политические теории и все общественные идеи на Руси развивались в рамках религиозного мировоззрения. В XIV-XV вв., помимо официального традиционного православия, можно выделить два направления философско-богословской мысли: исихазм и ереси.

Исихазммистическое течение, пришедшее на Русь из Византии, — открывал верующим возможность прижизненного единения с Богом через восприятие божественных энергий. На Руси в XIV в. это учение утверждалось как способ индивидуального подвижничества. Активным проповедником исихазма был основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский.

рационалистического мышления средневековья

В XV в. оформилась новгородско-московская ересь

Центральным пунктом всех философских дискуссий было отношение к государству. Разные были идеалы государственности, различно осмысливалась сущность верховной власти, ее место в обществе, взаимоотношение с властью духовной.

обоснование складывающегося абсолютизма

«нестяжатели»,

«богоизбранном царстве».

Иван Пересветов

Выдающимся публицистом был и царь Иван IV . Его перу принадлежат обширное послание в Кирилло-Белозерский монастырь, дипломатические послания государям других держав. Ярким примером противостояния двух взглядов на государственную власть стала переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским.

«Временник» дьякона Ивана Тимофеева

Симеон Полоцкий

патриархом Никоном была проведена церковная реформа

русская общественная мысль в XIV-XVII вв. в целом не выходила за рамки религиозного мировоззрения

2.2. Отечественная литература XIV-xvii вв.

[Электронный ресурс]//URL:

«Слово о погибели Русской земли»

жанр — исторической песни

«Задонщина

«Житие Сергия Радонежского»

Ермолаем Еразмом была написана «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

остросюжетная повесть

Следует особо остановиться на таком замечательном литературном памятнике XVI в. , как «Домострой». Его автор — наставник Ивана Грозного протопоп Благовещенского собора Сильвестр показывает нормативные отношения в семье, которая предстает маленькой моделью государственного устройства.

психологические побуждения и переживания

«Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде»,

Основополож иком русской драматургии выступил Симеон Полоцкий, Симеона Полоцкого

книгопечатания

В XVII в. светская литература стала заметным явлением русской культуры. Литература медленно освобождалась от средневековых традиций. Религиозное мировоззрение было потеснено более рационалистическим видением действительности. Произошла значительная жанровая дифференциация.

2.3. Искусство средневековой Руси

Ущерб, который был нанесен отечественному искусству нашествием, был колоссальным.

каменное строительство

В 1379 г. в Коломне возведен самый большой в то время на Руси собор Успения.

С превращением Москвы в политическую и религиозную столицу, связано стремление поднять художественный и технический уровень строительства. В Москву приглашаются итальянские мастера, которые познакомили русских зодчих с техникой итальянского Возрождения.

К концу XV в. Кремль, построенный при Дмитрии Донском, устарел. Для возведения нового были приглашены итальянцы Антонио Солари и другие мастера.

Успенский собор Кремля, построенный под руководством Аристотеля Фиораванти,, В первой половине XVI, Стоглавого собора, строго регламентировавшего в 1551 г

В XVII в.

90-е годы XVII в

в XIII-XIV вв

Период XV-первой половины XVI в. называют «золотым веком» русской живописи, Андрей Рублев

рублевского направления

В середине XVI

Рассматривая живопись XVII в следует выделить два периода. Первая половина столетия ознаменовалась борьбой двух направлений в живописи. Первое, «годуновская школа», тяготело к монументальным тради ци ям прошлого и было попыткой строгого следования древнему канону.

Другое направление, школа», явилось более свежей струей в живописи. Работы этой школы несли в себе усиленное эстетическое начало . Для них характерны виртуозный рисунок, тщательная детализация, многофигурность композиции, насыщенная орнамен тация, полихромовый колорит. Наиболее выдающимся мастером этой школы был Прокопий Чирин, иконам которого свойственны мягкость колорита, пластичность и изящность вытянутых фигур.

Заключение

Несмотря на нанесенный рон, отечественное искусствопродолжало развиваться. Становление искусства единой Руси шло на основе национальных традиций , по пути постепенного преодоления местных о собенностей. В результате переоценки эстетических ценностей, борьбы старых и новых тенденций начинается медленный отказ от церковных канонов, набирает силу процесс обмирщения искусства.

Бушуев С.В., Миронов Г.В. История государства Российского. — М., 1991.

Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие / А.А. Горелов. — М.: Юрайт-М, 2002.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1.-М., 1996; Кн. 2. — М., 1996.

Кармин А.С. Культурология: учебник / А. С. Кармин. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Издательство «Лань», 2003.

Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. — М., 1994.

Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. — 4-е изд. — М.: Академический Проект; Трикста, 2003.

Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Маркова А.Н. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2002.

Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под научн. ред. д.ф.н., проф. Г.В. Драча. — 6-е изд. — Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX — XVII веков. — М., 1984.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков. — М., 1995.