Материальная и духовная культура калмыцкого этноса

В Нижнем Поволжье на территории Республики Калмыкия проживает единственный в Европе монголоязычный народ – калмыки. Земли, населенные калмыками, задолго до их появления в этих местах были известны на Руси как Повелецкая степь. С начала 17 века, после прихода сюда калмыков, эту территорию стали называть Калмыцкой степью.

Замкнутая между долинами рек Дона, Волги, Кумы и северо-западным побережьем Каспийского моря, Калмыцкая степь делится по рельефу на три части: Прикаспийскую низменность, Ергенинскую возвышенность и Кумо-Манычскую впадину. Прикаспийская низменность издавна известна отсутствием пресной воды, пересыхающими летом солеными озерами и почти не покрывающимися зимой снегом Черными землями. Здесь калмыки пасли зимой свой скот. Ергенинская возвышенность имеет плодородные земли и луга, заливаемые паводковыми водами, богатые рыбой пресные озера, возникшие в руслах древних рек (Сарпа, Цаца, Ханата, Цаган-нур).

Кумо-Манычская впадина славится солеными озерами (Маныч-Гудило. Яшалтинское), длинными лиманами и обилием камыша, который калмыки издавна использовали как строительный материал. Климат резко континентальный. Всеь год дуют сильные ветры. Особенно страшны для животных, растений и человека летние суховеи. Лето в Калмыкии продолжительное и жаркое. Температура порою поднимается выше 40 ˚ С. Зима холодная, морозы достигают до -40˚С, малоснежная. Осадков мало: 200-300 мм в год.

Ландшафт Калмыкии – переходный от степного к полупустынному. Соответствует ему и растительный покров. Деревья и кустарники растут только в поймах рек, балках, оврагах: дуб черешчатый, тополь, вяз, ива белая, ольха. Недостаток естественных лесов компенсируется искусственными лесонасаждениями.

Животный мир обычен для степной зоны: мыши, суслики, тушканчики, кроты, зайцы. Водятся и хищники – волки, лисы, хорьки. Гордость калмыцкой степи – реликтовая антилопа сайгак. В камышовых зарослях Каспийского побережья и озер можно встретить кабана, водоплавающую птицу.

Одна из самых важных проблем Калмыкии – нехватка воды. Веками страдала от этого калмыцкая степь, где от безводья исчезала трава, где нечем было напоить и накормить скот.

История калмыцкого народа начиналась в Азии. Его предки – западно-монгольские племена и народности – назывались ойратами. В начале ΧΙΙΙ в. Предводитель монголов Чингис-хан, объединив под своей властью значительное число народностей, проживающих в Центральной Азии, образовал громадную империю. В ее состав вошли и ойраты.

14 стр., 6693 слов

Описание степи в повести «тарас бульба» 7 класс

... возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не ... за внимание! Описание степи в повести «Тарас Бульба» — сочинения для 6,7 ... степи, пронизанный свободой, красотой и силой. На протяжении всей повести, которая представляет собой «историю одной поездки», мы наблюдаем за героями. » width=»640″> А.П.Чехов очень любил природу. Он не ...

С конца 14 века ослабленная внутренними раздорами Монгольская империя стала распадаться и терять одну за другой завоеванные земли.

В конце 16- начале 17 века благодаря активной деятельности тибетских миссионеров ойраты наряду с другими монголами приняли новую религию – буддизм взамен старой – шаманизма. Однако даже новая религия ничего уже не могла изменить – раскол в среде монгольских народов и войны между ними не прекращались. Теснимые врагами со всех сторон, раздираемые собственными феодальными междоусобицами, ойратские князья не раз задумывались о необходимости поисков новых свободных земель, где можно было бы спокойно жить и пасти свои стада.

Наиболее подходящими для этого казались обширные пространства юга России. С 1608 по 1657 годы группы ойратов несколькими волнами одна за другой постепенно переселились в Россию, принесли присягу на верность русским царям. Степные пространства в низовьях Волги и Яика (теперь Урала), напоминавшие родные степи Западной Монголии и Джунгарии, пришлись ойратам по душе, и они обосновались на той территории, которую их потомки занимают и поныне.

Русские официальные документы того времени называли калмыками появившийся на юге России народ, восприняв это слово от тюркских народов, которые так обозначали всех ойратов, не принявших ислама и оставшихся буддистами (на тюркских языках слово «калмак» означало остаток).

Но только в конце 18 века бывшие ойраты стали сами называть себя калмыками, а свою новую родину – Калмыкией.

С середины 17 века судьба Калмыкии тесно связана с историей России. Кочевья калмыков играли роль заслона на южных рубежах России, защищая ее от внезапных нападений войск турецкого султана и крымского хана. Калмыцкая конница участвовала почти во всех войнах, которые вела Россия.

Судьба Калмыкии в составе России оказалась непростой. В течение первых ста с небольшим лет на ее территории существовало Калмыцкое ханство. В середине 18 века возникла острая экономическая и политическая кризисная ситуация, вызвавшая у его правителей желание выйти из русского

подданства и вернуться назад в Западную Монголию, что и было сделано в 1771г. Значительная часть рядовых калмыков была уведена их феодалами обманом. Всего пределы России покинули 33 тыс.кибиток или около 165 тыс. человек, их которых большая часть не дошла до места: убиты в военных стычках, взяты в плен, замерзли в снегах, умерли от голода и ран. Эти события положили конец Калмыцкому ханству, его территория была включена в Астраханскую губернию и отныне подчинялась канцелярии астраханского губернатора.

Со второй половины 19 века Калмыкия стала постепенно втягиваться в орбиту капиталистических отношений. В 1892г., на 31 год позднее, чем в остальной России, в Калмыкии было отменено крепостное право. Разорившиеся кочевники-скотоводы стали уходить в поисках работы на рыбные промыслы Волги и Каспия и на соляные разработки Прикаспийской низменности. Многие из них стали оседлыми, поселились вдоль дорог в Калмыцкой степи и в Ставропольской губернии. В среде калмыцких поселенцев быстро началось расслоение. Выделилась прослойка состоятельных калмыков, занявшаяся товарным скотоводческим хозяйством, в то время как основная масса их бедных собратьев шла в батраки к ним, либо к соседям – русским и украинским земледельцам. После революции 1917 г. Декретом Совнаркома от 2 ноября 1920г. Калмыкия вошла в состав РСФСР как Автономная область калмыцкого народа, а в 1935г. Была преобразована в автономную республику.

8 стр., 3849 слов

История управленческой мысли в России в XVII веке (часть 2)

... управления частным хозяйством в условиях рыночных колебаний, следует обратить внимание на ... социально-экономических отношений на Руси в середине XVI ... плане выдвигают на первое место проблему ... на совершенно другую социальную среду. «Домострой» нацелен на предпринимательскую аудиторию и в то же время он посвящен будничной жизни, ежедневному быту, управлению ... с которой Россия периодически воевала. ...

В 1990г. Калмыцкая АССР провозгласила государственный суверенитет, а в 1992г. Изменила свое название и стала называться Республикой Калмыкией.

Природно-климатические условия Калмыцкой степи являются оптимальными для ведения кочевого скотоводческого хозяйства. Жившие на этих землях 2 тыс.лет назад сарматы и калмыки в 18-19вв. вели близкое по типу хозяйство. Поэтому хозяйственная специфика Калмыкии основана на скотоводстве, прежде кочевом и полукочевом, ныне пастбищно-стойловом, которое сочетается в восточных районах с рыбными промыслами, а на западе – земледелием. Сложившееся за 400 лет сочетание этих трех отраслей хозяйства определило своеобразие материальной культуры калмыков.

В традиционном представлении калмык – это вольный, не знающий устали кочевник, передвигающийся со своим стадом из одного конца необъятной степи в другой. Однако такими кочевниками калмыки не были никогда. Кочевое скотоводческое хозяйство – это результат высокоспециализированного приспособления к местным географическим и экономическим условиям. В 19в. Калмыки разводили коней, овец, верблюдов. Сейчас основное поголовье – овцы, крупный рогатый скот, меньше – лошади. Известна «калмыцкая красная» порода коров, которая отличается особым «мраморным» мясом. В медицине очень ценится кумыс, получаемый из молока лошадей калмыцкой породы.

Хотя калмыки и славятся как потомственные кочевники, известно, что их предки занимались рыболовством. Переселившись на Волгу, они занялись рыбной ловлей и здесь. На рубеже 19-20вв. значительная часть калмыков (торгутов и хошутов), живших непосредственно на берегах Волги, работала и сейчас работает на рыбных промыслах.

Земледелием кочевники также занимались с глубокой древности, но в небольшом объеме, и особого значения в хозяйстве не имело. В 30-е годы 19в. В Калмыкии в Малодербетовском и Хошеутовском улусах стали впервые сеять рожь, пшеницу, просо, гречиху, овес, а затем и технические культуры: горчицу, табак, лен. Примерно в те же годы начали сажать сады. А арбузами Калмыкия снабжала Петербург, Москву, Воронеж и многие другие города России.

Калмыки исповедуют буддизм, с которым впервые познакомились в 13 в., а в 17 в. приняли его официально. В годы советской власти буддийская культура Калмыкии была почти полностью уничтожена. Ее возрождение началось с конца 80-х годов 20 в.

Калмыки создали богатую устную, письменную и изобразительную культуру. Стараниями ученых удалось сохранить до нашего времени его лучшие образцы – сказки, загадки, игры, обрядовые песни, причитания, благопожелания. Героический эпос «Джангар» входит в мировую эпическую сокровищницу. В тяжелые годы он помогал народу сохранить мужество и стойкость, его исполнителей и сейчас почитают как национальных героев.

Глава 1. Материальная культура калмыцкого этноса

1.1.1. Поселения и жилище

Традиционным поселением калмыков являлся хотн (хотон) – поселение семей одного рода, объединяющих от четырех до десяти, редко 20-50 кибиток, принадлежащих родственникам по отцовской линии. Структура поселения определялась круговым принципом расположения и принципом совместного поселения больших семей.

14 стр., 6773 слов

Жилище древних славян

... в изобразительном искусстве, архитектуре, планировке поселений, в хореографии, ритуалах, играх, в ... для строительства нового жилища был связан с процедурами, направленными на проверку или выявление ... определения «удачного» или «неудачного» начала, тем более что существуют примеры противоположного осмысления ... восточных славян (за исключением южных степных районов) было дерево. Для древних славян ...

Все кибитки в хотоне располагались по кругу. Внутри такого поселения в свободном пространстве в темное время суток находился весь скот. Жилище старшего в роду помещалось в центре окружавших его кибиток родичей.

С появлением новых форм хозяйства менялись типы поселений. И.А.Житецкий в 80-е годах 19в. выделил пять типов хотонов согласно их структуре и хозяйственно-бытовой организации. Кроме родственного, появились хотоны со смешанным составом, где проживали члены одного рода и переселившиеся из других хотонов. Особым типом являлись поселения духовенства и представителей знати: здесь совмещался обычный родственный хотон и цахр – хотон подвластных людей-скотоводов. Наконец, в районах с развивающимися промышленными промыслами постепенно формировались поселения представителей различных калмыцких этнических групп и родов, занятых в производстве. До появления подобных поселений калмыкам-рыбакам принадлежали одиночные жилища.

Выбор места поселения обусловливался как традициями, нормами отношений между различными этническими группами и хозяйственными единицами, так и наличием водных источников. Как правило, стоянка в степи определялась местоположением естественных водоемов, рек, родников или колодцев – худг.

Система смены кочевий в кочевом обществе строго регламентировалась. Каждая этнотерриториальная группа традиционно имела постоянные места зимних и летних кочевий. Представления о пространстве, его членении, о путях кочевок и дорог воинов также определяли место расположения поселений.

С традиционным жилищем у калмыков связаны представления о зловредных духах – «хозяев дома». Избрание подобными духами местом обитания углов дома служит обоснованием предпочтения круглого плана жилища монгольскими народами: в кибитке (юрте) отсутствуют зловредные духи.

Среди представителей старшего поколения калмыков бытуют до настоящего времени следующие представления. Нежелательны частые переезды из дома в дом, смена же места жительства стариками опасна, так как может повлечь за собой смерть. Возможно, поэтому пожилые калмыки неохотно делятся информацией о традиционном жилище., так как для них вопросы улучшения жилищных условий совершенно не актуальны. Традиция скотоводческого общества, включающая смену кочевий, не предполагала столь же частой смены жилища.

Идея единства дома и семьи сохраняется в современной культуре калмыков, несмотря на давнюю утрату традиционного типа жилища.

1.1.2. Конструкция традиционного жилища и его интерьер

Согласно типологии жилища калмыцкая кибитка относится к классу каркасных построек, подклассу легких сооружений с основой из жердей, крытых войлоком и др., к типу решетчатых переносных наземных построек с выделением стен и крыши – «юрта монгольского типа». Несмотря на единый тип жилища, имеется различие в терминологии: в отечественной русскоязычной литературе монгольское и бурятское кочевое жилище называется юртой, а калмыцкое – кибиткой, хотя существует общемонгольское название традиционного войлочного дома – гер (дом, жилище).

7 стр., 3190 слов

Феодальный замок как крепость и жилище феодала

... вполне естественно, что свои жилища феодалы начинают перестраивать. На смену дереву как строительному материалу приходит камень. Если в X-XI столетии право строить замки в центрально-европейских королевствах имел ... однообразны, нарезаны квадратами; глухая стена впереди, глухая стена позади, окна в стене справа, окна в стене слева. И если кто хочет пройти из одного конца этажа в другой, нет иного ...

Как место обитания человека жилище выступает одним из маркеров пространства, освоенного человеком. Кибитка («войлочный дом») до конца 19в. – начала 20в. оставалась у калмыков основным жилищем. Конструкция типичного калмыцкого войлочного жилища – кибитки состояла из деревянного остова и войлочного покрытия. Деревянный остов стен кибитки состоял из 6-8 складных решеток терм, изготовлявшихся из мягких пород дерева, которые соединялись при помощи кожаных ремешков, крепление которых оставляло возможность уменьшать или увеличивать высоту стен жилища. Диаметр основания 6-решетчатых кибиток составлял от четырех до пяти метров. Высота решетчатых стен в обычной кибитке достигала 1,6 метра, высота жилища в центре составляла 4-5 метров. Восьмирешетчатая юрта для калмыка представлялась большим жилищем. По свидетельству П.С.Палласа, в 18 в. калмыки жили в кибитках с количеством решеток от семи и больше, терм изготавливали из 30 или более элементов, на приготовление их шло ивовое дерево.

Каждая решетка терм состояла из отдельных 4-гранных или круглых деревянных шестов, половина которых имела равную длину, а другая часть – постепенно уменьшалась к концу. К решеткам терм крепились 2-створчатые двери, наглухо скреплявшиеся с дверной рамой. Двери открывались внутрь. Верхняя часть дверного проема называлась тотх, такое же название имели специальные деревянные колышки, вбитые в него для скрепления с шестами купола кибитки. Для скрепления стенных решеток употреблялись шерстяная тесьма и веревки, дополнявшиеся сплошным креплением из тесьмы. Верхняя часть решеток образовывала вилкообразные гнезда, к которым крепились при помощи петель, изготовленных из конских волос, жерди. Круглые и квадратные в разрезе и заостренные на верхнем конце жерди подпирали верхний круг харач, изготовлявшийся из крепких пород дерева (дуба, березы).

Верхний круг, состоящий из отдельных дуг (от 13-15 и более), стянутых при помощи кожаных ремней или склеенных, имел специальные отверстия для жердей, и скрепленные с ним четыре полуобруча образовывали крестообразную основу круглого верха кибитки. Таким образом, харач являлся вершиной купола кибитки, образовывавшего дымовое отверстие. Круг верхнего отверстия также носил название тоон. Детали деревянного остова кибитки окрашивались обычно в красный, реже – синий или зеленый цвет.