Данная курсовая работа посвящена исследованиям в аспекте лингвокультурологии, и касается изучения развития общего кругозора учащихся высших образовательных учреждениях. Актуальность темы заключается в том, что большинство представителей современного общества неправильно интерпретируют, употребляют в речи или же в целом не знают значение образов приведенных в данной работе. Основной задачей данной курсовой – это доступно объяснить и расширить словарный запас представителей нашей культуры. Цель курсовой работы заключается в глубоком изучении лингвокультурологических инструментов, способствующих дальнейшему развитию кругозора учащихся, а также изучение фольклорных, мифологических и фразеологических форм, и применение их в практической части работы. Для осуществления поставленной цели служат следующие задачи:
1. Изучение фольклора, мифологии и фразеологии разных культур в аспекте лингвокультурологии.
2. Формулировка основных понятий, касающихся данной темы.
3. Анализ материал (пособий, учебников, экспериментов и научных работ) по выбранной теме.
Объект исследования – наука лингвокультурология
Предмет исследования – лингвокультурологический инструментарий, который применяют в преподавании, для развития знаний студентов.
Основой для исследования в данной работе послужили работы известных отечественных, а также зарубежных лингвистов и языковедов. В качестве теоретической базы исследования были использованы научные труды и публикации, посвященные развитию мифологии, фразеологии и фольклора.
Глава 1. Образ человека в мифе
Как известно, миф для первобытного человека являлся мир, существующий независимо от человека и его сознания. Таким же, как для нас факт, о том, что в сутках 24 часа. Человеку, и в голову, не приходило, является ли этот факт – правдой. Такие знания кажутся нам само собой разумеющимися. Одним из критериев мифа является анонимность произведения, для первобытного человека он вообще не являлся произведением. Миф – это истина. Массовая истинна. Миф – это состояние сознание, которого не испытывали по одиночке. Миф имел коллективный, массовый характер. Поодиночке, человек мог исказить массовое представление о мифе. Он мог создавать свои мифы, а не общепринятые, уходя от власти коллективного сознания. Уходить в места отдаленные от человеческой жизни. Рассуждая о мифах, мы рассуждаем о бытие древнего человека, о его жизни, о его культуре. Мифы передавались из поколения в поколения, как и многие иные произведения. Переходя из поколения в поколение, миф видоизменялся, каждое поколение вносило свои коррективы. Миф подвергался многим изменениям, что-то добавляли, что-то наоборот убирали. Всё зависело от времени и места. Миф зарождался вместе с народом, вместе с его языком и традициями. Он как губка, впитывал все, что мог дать народ. Свой быт, язык, традиции, восприятие тех или иных вещей. Например, мудрость, любовь, красота.
Данной курсовой работы «Музыка поэтического слова в балладах ...
... исследования Целью настоящего исследования является изучение своеобразия романтизма В.А. Жуковского, исследование развития баллады, и выявление особенностей поэтики этого жанра в творчестве В.А. Жуковского. Основные задачи работы: ... как представляется человеку его собственная мысль». ... Жуковского; в проведении дальнейших научных исследований по данной теме. Апробация работы: материалы курсовой работы ...
Обратимся к словарю Ушакова, мы отметим, что слово «МИФ» греческого происхождения. МИФ,(греч. mythos) – это древнее народное сказание о богах или героях, о явлениях природ, а также является составной частью религиозного исповедания. Благодаря «мифам» мы можем изучать ментальность народов и их культуру. Понять, как был устроен быт нации, и как эта нация познавала мир вокруг себя.
Понятие миф имеет множество разнообразных толкований, которые мешают дать точное определение мифу.
Миф в данной работе подразумевает под собой рассказ о Богах и божественных «тварях», в которые народ верил и возможно, что до сих пор верит. Для более понятного восприятия, возьмем для примера подвиги Персея. Персей – это античный герой древнегреческой мифологии. Так кто же такой Персей, часть сказки или миф?
Вопрос изначально, заставляет выставить такую цепочку. Персей был сынов Зевса, а значит, он был одним из божественных существ. Следовательно, древние люди, которые верили в существование Богов Олимпа, также считали Персея божеством и поклонялись ему. Из этого выходит, что подвиги Персея – это не волшебные сказки, а реальный миф.
Разобрав такой вопрос, «что такое миф», мы не можем не упомянуть о функциях мифа.
Социальная функция, которой придерживался Платон, была идеальным способом внушения массам способом воспитания личности, должна учить основам поведения в обществе. Платон, считал, что только философы могу разумно познавать общество, массам же необходимы мифы. Особенные мифы, которые побуждали бы людей к добру. Эта функция выполняет такие задачи как закрепление культурных ценностей общества, а также обеспечивает единство народной массы.
Одной из важнейшей функцией мифа является – коммуникативная. Коммуникативная функция мифа выполняет «транзакцию» между старшим поколением и новым поколением, передавая свои традиции с помощью мифа. Эта функция – одна из важных, потому что она связывает поколения, дабы передать очень важную информацию.
Аксиологическая функция отвечает за то, придание смысла явлениям окружающего мира, а также их роли. Из этой аксиологической функции формируется мировоззренческая функция мифа. Функция, которая формирует единственную правдоподобную версию картину мира.
Мифологическая картина мира непостижима и противоречива по своей природе. Основания для доверия, заключается в эмоциональности этой картины мира.
Взаимосвязь телеологической функции мифа с другими функциями, отвечает на один из сложных и жизненно-важных вопросов человека, в чём смысл жизни? Данная функция выражает цели и смысл бытия человека.
Идентификационная функция создает особую связь между мифом и человеком. Человек отожествляет себя с персонажами из мифологии, с их героическими подвигами и характеристиками.
Роль фольклора в жизни человека. Феномен фольклора и его воспитательное ...
... отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Знакомство с музыкальным фольклором в практике дошкольных учреждений осуществляется на ... а человек друзьями. Человек без ... отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось; и, конечно же, тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей, отбор фольклорного материала ... из этих функций - воспитательная. ... рнышко. Спи, моя родная, ...
Миф представляет собой необычное, многогранное культурное наследие народа. Но при анализе составляющих мифа, возник вопрос о возникновение мифа. Обычно миф создавался стихийно, на основе накопленного опыта поколений народа. Как мы уже знаем, миф для древнего человека – это божественная истина, передаваемая из поколений в поколение. Миф составлял культурное и духовное наследие нации. Теорию создания мифа предложил однажды немецкий филолог Макс Мюллер. Он предполагал, что миф возник на основе древнего языка, языковых особенностях. Теория Мюллера подразумевает, что миф является некой «заразой», для человека и его языка. Она появляется из-за разрыва связей между предметами и явлениями. У этой гипотезы появились как сторонники, так и противники, такие как А. Потебня. Противники данной гипотезы считали, что язык и миф это единое целое. Миф заключает в себе множество выразительных средств.
Рассмотрев одну из теорий возникновения мифа, перейдем к исследованию образа человека в мифологии. Из выше проанализированного материалы, мы выяснили, что в мифе антропоцентризм играет главную роль. Образ человека в мифах проявляется как образ героя или же самого Бога. Но в каждом мифе есть антигерой, с которым борется мифологический персонаж.
В древнегреческой мифологии это может быть Медуза Горгона, в древнеиранской мифологии – это Ахриман, глава злых сил и смерти и прочие.
Также стоить отметить, что большинство мифом имеет одну и ту же форму. Есть главный персонаж и антигерой. Все испытания для человека посылается Богами. Чаще всего в мифах древней Греции можно отметить, что человек – это родоначальник, и он существует только в обществе.
Исходя из данного исследование, миф – это является одним из элементов культурного наследия страны. Миф вместил в себя быт, природу и всю душу нации. Благодаря помощи мифологии, традиции различных народов еще остаются живы и передаются от старшего поколения к младшему.
В главе 4, данной курсовой работы, мы рассмотрим некоторые особенности героев мифологии, и как с точки зрения лингвокультурологии они выражены.
Глава 2. Образ человека в народном творчестве
«Фольклор — это отзвук прошлого, но в то же время и громкий голос настоящего». (Ю.М. Соколов. Русский фольклор)
Слово «фольклор» — научный термин английского происхождения, дословный перевод которого обозначает «народная мудрость». Впервые был употреблен английским ученым Вильямом Томсом в 1846 году и довольно быстро приобрел популярность в других странах, а чуть позже приобрел межнациональный характер.
Ранее термином обозначали материал, подлежащий только исследованию. Впоследствии нередко стали обозначать им и научную дисциплины, изучающую этот материал. В настоящее время, существуют два термина, которые четко разъясняют, какие задачи они выполняют. Термин «фольклор» обозначает материал, будь-то былины или частушки, а термин «фольклористика», используется для обозначения науки в целом, которая изучает этот материал.
Помимо данных интернациональных терминов как «фольклор» и «фольклористика», разные страны имеют свои понятия и обозначение данной научной дисциплины. Бк примеру, во французском языке такое сочетание слов как «traditions populaires” (пер. народные традиции), называется материал изучения «Le folklore». Также и в испанском языке “el folcore” соответствует “tradicion popular”. Особенно значительна роль этнологии (от греч. ethnos: «народ» + logos: «слово, учение») — науки, которая много внимания уделяет народному быту.
По цитате: «Большинство людей в действительности не хотят свободы, ...
... ответственности за свои действия. Я думаю, что только 1% людей готовы иметь реальную свободу. Сочинение «Что такое свобода для человека» Многие, думаю, иногда задумывались над такими вселенскими вопросами, ... дистанционно, при помощи общепринятых демократичных законов и моральных норм. Термин «свободное общество»: что под ним понимают люди? У многих данное понятие ассоциируется с раскрепощенностью в ...
Но стоит учитывать тот факт, что если термин «фольклор» в других странах приобрел главенствующий характер, это не означает, что «он» окончательно приобрел единое понимание.
Это касается того, что в мировой науке господствует хаос в вопросе о сущности понятия «фольклор», а также о полноте содержания «фольклористики» и о тонких границах между сходными с ней дисциплинах. Каждая дисциплина видит в фольклоре то, что заинтересует именно ее.
Ряд ученых идентифицируют фольклор с массой других дисциплин. Например, этнографией, краеведением или литературой. Сравнивая такие термины как «фольклор» и «литература», нужно четко понимать чем различаются данные дисциплины. В то время как «фольклор» — это устное народное творчество, литература же включает в себя Такие термины как «литература» и «фольклор» имеют не разрывную связь друг с другом. Но нужно четко осознавать их различие. Под фольклором понимается устное народное творчество.
Если термин «литература» подразумевает не только «письменное» творчество, но и словесное искусство в целом, то таким образом, фольклор – это часть литературы, а фольклористика – часть литературоведения.
За последние годы, идея о теснейшей взаимосвязи фольклористики и литературоведения была сформулирована советскими учёными. Но если под понятием фольклор подразумевается – устное народное творчество, то возникает вопрос, почему «народная словесность» или «народная поэзия» более не актуальны в обозначение данного термина? Не актуальность употребления, на первый взгляд, столько устаревшего термина, обуславливается тем, что «народная словесность» могут вызвать ряд ложных представлений. Дело заключается в том, что в 19 веке среди дворян рос интерес к романтическим и славянофильским увлечениям. Дворянские романтики-славянофилы использовали слово «народ» в шовинистских учениях того, времени, в качестве обозначение единого внеклассового общества, как пример другим национальностям.
Интеллигенция по своему понимала значение, и интерпретировало слово «народ» как крестьянскую массу, но как единое целое. Вот эти неопределенные категории в романтическом понимании «народного» исказили реальную социальную базу, университетских курсов и школьных учебников. Использование данного термина повлекло за собой массу ложных теоритических понятий о самой дисциплине.
В первое половине 20 века, конкуренцию термину «народная словесность» составил другой не менее известное понятие как «устная словесность». Данный термин хоть и корректно охарактеризовал фольклор, но лишь с технической стороны. В последние годы, понятия «народное творчество», «народное искусство» и прочие, вполне оправдано входят в разряд общеупотребительных слов, в современном народном творчестве. Но все же есть риск ложного истолкования выше изложенных понятий.