Зарождение и развитие русской геральдики в конце XVII — начале XX вв

Создание, учреждение и использование государственных, ведомственных, территориальных и общественных геральдических знаков (гербов, эмблем, флагов, знамен, наградных и памятных знаков, форменного костюма со знаками различия и т.п.) является фактом жизни любого государства. Особую важность для государства представляет геральдический знак в сферах, где он наполнен правовым содержанием, является законодательно установленным и юридически значимым. Такой сферой в первую очередь являются область государственной символики (знаковых систем государства и органов государственной власти) и территориальной символики.

Название геральдики происходит от латинского слова Heraldus — глашатай. Основным объектом геральдического исследования является герб (от польского herb, старочешского — herb, erb, от немецкого ЕгЬе — наследство).

Гербы могли принадлежать отдельным лицам, городам, областям, государствам; в средние века — различным ремесленным корпорациям — цехам, купеческим гильдиям и т. д.

Основной задачей геральдики как вспомогательной исторической дисциплины является атрибуция (определение принадлежности) гербов, на основе которой можно установить дату и место производства того или иного предмета материальной культуры, имеющего изображение герба.

Цель данной работы — попытаться исследовать зарождение и развитие русской геральдики (до начала XX века).

1. Причины появления геральдики в России

Об эмблемах и гербах в России было известно задолго до развития отечественного герботворчества, основанного на правилах теоретической геральдики. Последнее доказывается появлением на государственной печати Ивана Ш эмблем государственного герба, изображением 22 городских эмблем на государственной печати Ивана IV, 33 городских эмблем, выполненных в 1672 г. в «Титулярнике» царя Алексея Михайловича, наличием родовых гербов в конце XVII в. у некоторых представителей «выезжих» родов.

Когда же в России появились гербы? Ответ на этот вопрос остается дискуссионным и зависит от понимания того, что такое герб.

2 стр., 605 слов

Участника отборочного этапа олимпиады школьников Союзного государства ...

... увлекался музыкой, философией, литературой. После окончания пансиона продолжал заниматься и музыкой, и литературой, стал известен как журналист и языковед. «Живая энциклопедия», «в совершенстве развитый человек» - так ... то, что в ней поднимаются жизненно важные проблемы, такие, как проблема добра и зла, благородства, бескорыстия, самопожертвования. Герой сказки – учёный, благочестивый муж. Он ...

Одна группа исследователей отождествляет гербы с наследственной эмблемой, тем самым у древняя время рождения гербов, искусственно хронологически притягивая их появление в России к XII в., т.е. ко времени их появления на Западе. Подобный подход является ошибочным

Другая часть исследователей полагает, что герб — это символическое изображение, утвержденное верховной властью, состоящее из строго принятых элементов (в том числе наследственных эмблем), построенных по установленным геральдическим правилам. Эта формулировка герба является более убедительной. Она включает в себя обязательное утверждение герба властью, наследственность эмблем и построение герба с учетом правил геральдики.

Государственный герб — это символика государства, изображаемая на печатях, монетах, бумажных денежных знаках, документах, знаменах, правительственных учреждениях, предметах и т. д.

Эмблематику российского герба составили всадник, поражающий змия, и двуглавый орел. Отдельные элементы этого герба складывались постепенно.

Например, всадник, которого называли «ездецом», «сокольником», первоначально появился на печатях и монетах московских князей в конце XIII—XV в. Как сказано в главе «Сфрагистика», всадник трактовался как светский воин, в котором современники видели, прежде всего, князя — защитника Русской земли. В пользу этого говорит изображение всадника без нимба над головой, т.е. «светского» всадника, а также свидетельства письменных источников. Например, новгородский архидиакон Геннадий, побывавший у александрийского патриарха в XVI в., на вопрос патриарха, кто изображен на печати, привешенной к грамоте Ивана IV, ответил: «Государь на коне». Эту же мысль подчеркивал подьячий Посольского приказа Г.К. Котошикин: «В истинной Московского княжества печати вырезано — царь на коне побеждает змия». В официальном объяснении государственного герба, данного при царе Алексее Михайловиче, изображение всадника на коне истолковывалось как изображение царского наследника, побеждающего врага.

Трактовка эмблемы всадника как святого Георгия Победоносца появляется при Петре I, который называл его «святым Егорием». Возможно, это было связано с популярностью святого Георгия Победоносца на Западе как покровителя воинов. Сходство светского изображения князя — защитника Отечества и канонического изображения святого Георгия в сюжете «чудо и змие», а также влияние западной моды привело к переосмыслению этой эмблемы государственного герба.

Изображение змия на печатях появилось давно, причем до Ивана III оно довольно часто давалось в совокупности со святым Федором, колющим змия, в композиции «чудо о змии». Только начиная с Ивана III «змий» стал даваться в композиции со светским всадником-князем, его поражающим. Такое сочетание не было случайным. Иван III, при котором произошло свержение монголо-татарского ига и образование Российского централизованного государства, видел в «змие» зло, в какой бы форме оно ни выражалось; в виде внешнего врага или в виде княжеских усобиц, раздирающих Русскую землю изнутри. Поражение князем-защитником этого зла символически подчеркивало значимость акта централизации и особую роль в этом процессе московского великого князя.

Со времени Ивана III на государственной печати появилось еще одно изображение — двуглавый орел. Первым трактовку двуглавого орла как герба Византийской империи дал В.Н.Татищев. Он связал его появление в России с женитьбой в 1472 г. Ивана III на византийской принцессе Зое (Софье) Фоминишне Палеолог, племяннице последнего византийского императора, наследовавшей двуглавого орла, которого Иван III Васильевич принял «за государственный герб». Версия В.Н.Татищева о заимствовании двуглавого орла из Византии закрепилась в историографии. Однако в настоящее время она подверглась критике. Появление двуглавого орла в государственном гербе стали объяснять контактами России с императорами Священной Римской империи из дома Габсбургов или с южнославянским влиянием. Исследователи доказали, что герб Византийской империи, составленный при Палеологах в 1327 г., не был двуглавым орлом, а представлял собой крест, образованный четырьмя буквами «В». Иван III взял в качестве государственной эмблемы двуглавого орла, подчеркивая родство и равенство русских государей с правителями западных держав.

5 стр., 2234 слов

Герб, флаг и гимн города Москвы

Описание флага гласило: Флаг города Москвы представляет собой прямоугольное полотнище красного (алого) цвета. В центре флага расположено цветное изображение основного элемента герба Москвы - Георгий Победоносец в серебряных доспехах и ... золотым копьём чёрного змия». Рисунок герба разработал К.К. Иванов. Герб был подтверждён Законом г. Москвы «О гербе и флаге города Москвы» от 01.02.1995 № 4-12. В ...

Самым ранним памятником, на котором изображены государственные эмблемы России, является двусторонняя восковая печать, скрепляющая грамоту Ивана III волоцким князьям 1497 г. На лицевой ее стороне помещено изображение всадника, поражающего копьем змия, и круговая надпись: «Велики князь Iоанъ Б(о)жиею милостию господарь всея Рус». На другой стороне изображен двуглавый орел с распростертыми крыльями и коронами на головах. Круговая надпись продолжает» легенду лицевой стороны: «I велики князь влад. и моек. нов. пек. твер. уго. вят. и пер. и бол». Именно с печатью 1497 г. Н. М. Карамзин связал истоки символики позднейшего государственного герба, что, скорее всего, и послужило причиной организации празднования 400-летия русского государственного герба в 1897 г.

Так как эмблемы государственного герба изображались с двух сторон вислой печати (с одной стороны — двуглавый орел, с другой -всадник, поражающий змия), для нас интересно, когда изображение всадника перейдет с обратной стороны печати на грудь орла, т.е. когда эмблемы герба приобретут свой законченный вид. Это соединение эмблем произошло на большой государственной печати Ивана IV.

В 1722 г. в истории русской геральдики произошло важное событие. Указом Петра I при Сенате была образована Геролъдмейстерская контора, задачей которой было составление гербов по правилам теоретической геральдики. Первым герольдмейстером был назначен Степан Андреевич Колычев. Его помощником в составлении гербов стал итальянец граф Франциско Санти, получивший образование во Франции.

2. Государственный герб России

геральдика генеалогия герб дворянский род

Легенда связывает появление на Руси двуглавого орла с приездом царевны Софьи Палеолог в 1472 году. Будущая супруга Ивана III везла во главе своего свадебного поезда стяг, на котором был изображен черный двуглавый орел с цесарскими венцами на золотом поле.

Документально или археологически легенда не подтверждена. Многие ученые сомневаются в существовании подобного стяга. Устойчивое мнение о принятии орла в качестве герба из Византии заставило исследователей обратиться к поискам корней эмблемы именно там. Оказалось, что официальной эмблемой двуглавый орел в Византии не был. Однако золотой двуглавый орел был главным элементом декора императорской одежды: плаща и сапог. Золотой двуглавый орел на красном поле был и гербом рода Палеологов.

16 стр., 7975 слов

Фекла ивановна в пьесе “женитьба” гоголя: описание в цитатах

... только от них. Очень простую и незатейливую тему для своей пьесы выбрал Гоголь. «Женитьба» – сочинение, показывающее отношение «маленького человека» к бракосочетанию. Что со стороны невесты, что со ... здесь маленькая плешина. Это ничего, это от лихорадки; волоса сейчас вырастут. Подколесин Иван Кузьмич, Подколесин. Директор так только для чина поставлен, а все дела он ...

Ученый из Твери, В.И. Лавренов, в своих работах раскрывает интереснейшую проблему. Уже в середине XV века на монетах тверских князей появляется двуглавый орел с опущенными крыльями. В.И. Лавренов считает, что подобное же изображение орла было и на мечах князей, одежде, а, возможно, и на стягах. В этой связи важно отметить очень интересную фреску 1380 года в церкви Спаса на Ковалеве в Новгороде, где на плащах св. Бориса и Глеба изображен желтый (золотой) двуглавый орел. Только у св. Бориса орел в красном поле, а у св. Глеба — в зеленом. Именно золотой орел в красном поле украшал одежды царедворцев при царе Алексее Михайловиче в XVII веке, затем это же сочетание цветов использовалось в декоре императорских тронов.

Двуглавый орел, как гербовый символ в XII-XIV вв., известен на огромной территории, от Золотой Орды до Германии. В Сербии орел был белым, в Германии употреблялся, в основном, черный орел в золотом поле. С 1434 года двуглавый орел черного цвета становится гербом Священной Римской империи австрийских кесарей. Поэтому нет ничего удивительного, что, отправляя посольство с Софьей Палеолог, австрийский император снабдил ее своим имперским символом — золотым стягом с черным двуглавым орлом.

Появление двуглавого орла в Европе, конечно, связано с влиянием Византии и ее императорских традиций. Европейские государи, принимая эмблему двуглавого орла, претендуют именно на императорский статус, в то время как королевский символизировался одноглавым орлом.

Великий Князь Московский Иван III (1462-1505) женился на Византийской царевне Софье Палеолог и для повышения своего авторитета в отношениях с иностранными государствами принимает родовой герб Византийских царей — Двуглавого Орла. Двуглавый орел Византии олицетворял собой Римско-Византийскую империю, охватывающею Восток и Запад (рис 1).

Император Максимилиан II не дал, однако Софье своего Императорского орла, орел, изображенный на стяге Софьи Палеолог имел не Императорский, а только цесарский венец (рис.2).

Тем не менее, возможность стать равным со всеми европейскими государями побудила Ивана III принять этот герб как геральдический символ своего государства. Превратившись из Великого Князя в царя Московского и взяв для своего государства новый герб — Двуглавого Орла, Иван III в 1472 г. возлагает на обе главы Цесарские венцы (рис 3), одновременно на груди орла появляется щит с изображением иконы Св. Георгия Победоносца.

В 1480 Царь Московский становится Самодержцем, т.е. независимым и самостоятельным. Это обстоятельство находит свое отражение в видоизменении Орла, в лапах его появляется меч и православный крест (рис 4).

Рухнувшая Византийская империя делает Русского Орла приемником Византийского и сын Ивана III, Василий III (1505-1533)возлагает на обе главы Орла одну общую самодержавную Шапку Мономаха (рис 5).

После смерти Василия III, т.к. наследник его Иван IV, получивший впоследствии название Грозный, был еще мал, наступает регентство его матери Елены Глинской (1533-1538),а фактическое самовластие бояр Шуйских, Бельских (1538-1548).

И здесь Русский Орел претерпевает весьма комическое видоизменение (рис 6).

Ивану IV исполняется 16 лет, и он коронуется на царство и сразу же Орел претерпевает весьма существенное изменение (рис 7), как бы олицетворяя собой всю эпоху царствования Ивана Грозного (1548-1574, 1576-1584).

7 стр., 3319 слов

Конкурсное «Овеянные славой флаг наш и герб»

... составил новое описание российского герба для государственной печати. В 1730 г., уже после смерти Петра I , рисунок герба был утвержден. В соответствии с ним «черный двуглавый орел располагался в ... золотом поле, на груди орла помещался герб Москвы, окруженный цепью ордена Андрея ...

Но в царствование Ивана Грозного был период, когда он отрекся от Царства и удалился в монастырь, передав бразды правления Семену Бекбулатовичу Касимовскому (1574-1576), а фактически боярам. И Орел среагировал на происходящие события очередным изменением.

Возвращение Ивана Грозного на трон вызывает появление нового Орла (рис 9), главы которого увенчаны одной, общей короной явно западного образца. Но это еще не все, на груди Орла, вместо иконы Св. Георгия Победоносца появляется изображение Единорога. Почему? Об этом можно только догадываться. Правда, справедливости ради надо отметить, что Орел этот был Иваном Грозным быстро отменен.

Умирает Иван Грозный и на троне воцаряется слабый, ограниченный царь Федор Иванович “Блаженный”(1584-1587).

И снова Орел изменяет свой облик (рис 10).

Борис Годунов (1587-1605) мог бы явиться родоначальником новой династии. Занятие им престола было вполне легально, но народная молва не хочет видеть в нем законного Царя, считая его цареубийцей. И Орел (рис 11) отражает это общественное мнение.

Появление в этих условиях Лжедмитрия (1605-1606) было вполне закономерным, как и появление нового Орла (рис 12).

Надо сказать, что на некоторых печатях изображался другой, явно не русский Орел (рис 13).

Шаткую попытку установить новую династию в лице Василия Шуйского (1606-1610), живописцы из приказной избы отразили в Орле лишенного всех державных атрибутов (рис 14) и как бы в насмешку из места сращения голов вырастет не то цветок, не то шишка. Русская история довольно мало говорит о царе Владиславе I Сигизмундовиче (1610-1612), правда, он не был коронован на Руси, но указы издавал, на монетах чеканилось его изображение и Русский Государственный Орел имел при нем свои формы (рис 15).

Причем впервые в лапе Орла появляется Скипетр. Короткое и в сущности, фиктивное правление этого царя фактически положило конец Смуте.

Жажда «скипетра», т.е. твердой власти пробудила волну патриотизма и привела в конечном итоге к освобождению Москвы и избранию новой династии в лице Михаила Федоровича Романова (1613-1645) прозванного в народе «Тишайшим». И сразу же Русский Орел меняет свои формы (рис 16).

На грудь возвращается Георгий Победоносец, но уже не в виде иконы, в виде щита. И еще, на иконах Георгий Победоносец всегда скакал слева направо, т.е. с запада на восток навстречу извечным врагам — монголо-татарам. Теперь же враг оказался на западе, польские шайки и римская курия не оставили своих надежд привести Русь в католическую веру. Царствование Михаила Федоровича действительно было тихим, никаких особенно значимых событий. И Орел ничего и не отразил. Преемником Михаила Федоровича был его сын Алексей Михайлович (1645-1676) и при нем происходят события значимые. В 1653 году, устав от столетий борьбы с католицизмом и Польшей, Украина во главе с Богданом Хмельницким отдается под «высокую руку» Царя Московского. На торжествах по этому случаю появляется новый, невиданный трехглавый Орел (рис. 17), который должен был символизировать собой новый титул русского царя: «Всея Великия и Малыя, и Белыя Руси Царь, Государь и Самодержец».

Умирает царь Алексей Михайлович и наступает короткое и ничем не примечательное царствование его сына Федора Алексеевича (1676-1682).

2 стр., 502 слов

Сочинение герб россии

... орла на красном щите. Он поражает дракона копьём. Это говорит о борьбе добра со злом, света с тьмой, а также о готовности граждан России защищать свою ... святыня Российской Федерации. Они сопровождают человека всю жизнь. Поэтому наш флаг и герб, овеянные славой, мне очень нравятся. Для меня они будут самыми важными и ...

Трехглавый Орел заменяется старым двуглавым Орлом и при этом ничего нового собой не отражает. После недолгой борьбы с боярским выбором на царство малолетнего Петра, при регентстве его матери Натальи Кирилловны, на престол возводят второго царя — слабосильного и ограниченного Иоанна. А за двойным царским троном стоит царевна Софья (1682-1689).

Фактическое царствование Софьи вызвало к жизни нового Орла (рис.18).

Продержался он, однако не долго. После новой вспышки смуты — Стрелецкого бунта появляется новый Орел (рис.19).

Причем старый Орел не исчезает и оба они существуют некоторое время параллельно.

В конечном итоге Софья, проиграв свою ставку на стрельцов, отправляется в монастырь, царь Иоанн V в 1696 году умирает и престол достается единолично Петру I Алексеевичу «Великому» (1689-1725).

И почти сразу Государственный Герб резко меняет свои формы (рис.20).

Начинается эпоха великих преобразований.

Столица переносится в Санкт — Петербург и Орел приобретает новые атрибуты (рис.21).

На главах появляются короны под одной общей большей, а на груди цепь Андрея Первозванного с Андреевским крестом. Необходимо сказать еще об одном Орле (рис. 21а) которого Петр нарисовал еще мальчиком для знамени Потешного полка. У этого Орла всего одна лапа ибо: «Кто только одно сухопутное войско имеет — одну руку имеет, но кто флот имеет — две руки имеет».

В короткое царствование Екатерины I (1725-1727) Орел (рис.22) снова изменяет свои формы, ироническая кличка «Болотная царица» ходила по рядам консерваторов и соответственно Орел просто не мог не изменится. Однако продержался это Орел очень короткий срок. Меньшиков обратив на него внимание, приказал изъять его из употребления и ко дню коронации Императрицы появился новый Орел (рис.23).

После смерти Екатерины I в короткое царствование Петра II (1727-1730) — внука Петра I, Орел практически не изменился (рис.24) да и с чего-бы вдруг.

Впрочем и правление Анны Иоанновны (1730-1740) и Ивана VI (1740-1741)- правнука Петра I, не вызывает практически никакого изменения Орла (рис.25) за исключением непомерно вытянутого вверх тела. Однако восшествие на престол Императрицы Елизаветы (1740-1761) влечет за собой кардинальное изменение Орла (рис.26).

Ничего не остается от императорской власти, да и вообще этот герб мало объясним. Почему Георгий Победоносец заменяется крестом? Непонятно.

На весьма кратковременное и оскорбительное для русского национального самолюбия царствование Петра III (1761-1762) Орел не среагировал никак, как — бы храня свою преемственность от Петра I, что — бы передать ее в руки достойного продолжателя. И продолжатель не замедляет явиться. На престол вступает Екатерина II «Великая» (1762-1796) и Орел меняется, приобретая могучие и грандиозные формы (рис.27).

В чеканке монет этого царствования было много произвольных форм герба. Наиболее интересная форма — Орел (рис.27а) появившийся во времена Пугачева с огромной и не совсем привычной короной.

Орел (рис.28) Императора Павла I (1796-1801) появился еще задолго до кончины Екатерины II как — бы в противовес ее Орлу для отличия гатчинских батальонов от всей Русской Армии, для ношения на пуговицах, бляхах и головных уборах. Наконец он появляется на штандарте самого цесаревича. Создает этого Орла сам Павел. Наконец, после того как Павел возложил на себя корону Магистра Мальтийского Ордена, появляется новый Орел (рис.28а), который просуществовал впрочем, недолго.

5 стр., 2013 слов

Сочинение городские истории город нижний тагил

... города Нижний Тагил получил 20 августа 1919 постановлением Екатеринбургского военно-революционного комитета: «Нижнетагильский завод преобразовать в город Нижний Тагил, безуездный, с введением в нем городского коммунального хозяйства. Город Нижний Тагил ... различим ее синий силуэт, возвышающийся на 715,4 метра над уровнем моря. У каждой горы своя легендарная история открытия, покорения и освоения ее ...

11 марта 1801 года Павел пал от рук дворцовых цареубийц. На престол вступает молодой Император Александр I Благословенный»(1801-1825).

Ко дню его коронования появляется новый Орел (рис. 29), уже без Мальтийских эмблем, хотя, по сути, этот Орел довольно близок к прежнему. Но через 13 лет после вступления на престол Россия и ее император достигают наибольшего блеска в своей истории. Победа над Наполеоном и фактическая гегемония в Европе вызывает к жизни нового Орла (рис.30).

В 1825 году в Таганроге умирает Александр I и на престол вступает сильный волей и осознанием долга перед Россией Император Николай I (1825-1855), и впервые в России появляется черный Орел (рис.31), который с течением времени немного изменяется (рис. 31а), но несет в себе все те же строгие формы. Императорская власть Александра II (1855-1881) вновь возвращает Орлу блеск золота (рис.32).

Скипетр и держава заменяются факелом и венком. В продолжение царствования венок и факел несколько раз сменяются скипетром и державой и несколько раз возвращаются вновь.

Наконец после вступления на трон Царя Александра III (1881-1894) в своде законов Российской Империи впервые появляется точное описание Большого (рис.33) и Малого (рис.33а) Государственного Герба, который с этого момента становится неизменным. В таком виде Орел проходит сквозь царствование Николая II (1894-1917) пока Февральская революция 1917 года не отобрала у Орла все символы государственной власти (рис.34).

Однако длится это не долго. Через короткое время на банкнотах Временного Правительства появляется новый невиданный еще Орел (рис.35) который и просуществует вплоть до лета 1918 года.

В 1918 году советское правительство решило порвать с исторической символикой России, двуглавый орел был заменен красным щитом (рис.36), на котором изображались перекрещенные серп и молот, и восходящее солнце как знак перемен. С 1920 года вверху на щите помещалось сокращенное название государства — РСФСР. В 1978 году, воинская звезда, ставшая к этому времени частью герба СССР и большинства республик, вошла в герб РСФСР.

В 1990 году Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. После всестороннего обсуждения Правительственная комиссия предложила рекомендовать Правительству герб — золотого двуглавого орла (рис. 37) на красном поле.

В 1993 году, указом Президента Б.Н.Ельцина двуглавый Орел был утвержден в качестве государственного герба. И, наконец, 8.12.2000 двуглавый Орел был утвержден Государственной Думой.

3. Гербы русских дворянских родов

Родовой герб — необходимый источник для изучения генеалогии дворянских родов, истории их происхождения, заслуг, привилегий, иерархического положения. Он дает информацию об области деятельности, воинских и гражданских заслугах конкретного лица или рода.

Первые опыты составления личных гербов в России относятся к последним десятилетиям XVII в. Об отсутствии личных и фамильных гербов в русском обществе до этого времени свидетельствует, например, Г.К. Котошихин в 1664 г. в своей известной работе о России в царствование Алексея Михаиловича»: «А грамот и гербов на дворянства их и на боярства никому не дает (царь.), потому что гербов никакому человеку изложить не могут, да не токмо кому боярину или иному человеку не даются гербьт, но и сам царь гербом своим Московским печатаетца на грамотах в христианские государства не истинным своим прямым…; так же и у старых родов князей и бояр, и у новых истинных своих печатей нет, — да не то у князей и бояр иных чинов, но и у всякого чину людей Московского государства гербов не бывает; а когда лучица кому, к каким письмам, или послом к посольским делам прикладывать печати, и они прикладывают, у кого какая печать прилучилась, а не породная».

19 стр., 9429 слов

Волгодо нск город в россии административная единица ростовской области

... Население Волго-Донска к тому времени составляло 9148 человек. Волгодонск 20 марта 1957 года состоялась сессия Волгодонского городского Совета депутатов трудящихся. Председателем исполкома горсовета был избран ... человек. Молодёжь ехала со всех уголков страны. Новый город С первых дней строительства Нового города начались дебаты о мосте, который должен был соединить новую и старую ...

Известно, что в 1686—1687 гг. в Посольском приказе были составлены первый сборник гербов дворянских родов и так называемая «Бархатная книга», изданная спустя столетие известным просветителем Н. И. Новиковым.

Мы не можем сказать сегодня, как выглядели первые родовые гербы XVII в., но, возможно, на составление этих гербов оказала заметное влияние польская геральдика, уже тогда проникшая в Россию.

В период правления Петра I стала развиваться практика пожалования новыми титулами (баронскими, графскими), а также личными гербами. В первые годы XVIII в. Петр I титуловал Я.В. Брюса, Ф.А. Головина, П.М. Апраксина, A.M. Апраксина, П.А. Толстого, А.Д. Меншикова и др. Жалуя почетные титулы, Петр I велел выдавать дипломы на эти достоинства с изображением гербов по образцу изготовляемых в Священной Римской империи. Сначала созданием таких дипломов занималась Коллегия иностранных дел. Сведений о создании там дворянских гербов в правление Петра Т мало. В.К. Лукомский называет 6 человек, которым были составлены гербы, это сподвижники царя — графы Головкин, Апраксин, Брюс и др.

С образованием в 1722 г. Герольдмейстерской конторы дело составления родовых гербов перешло к этому учреждению. Согласно Табели о рангах 1722 г., все лица, дослужившиеся до VIII класса (коллежского асессора) на гражданской службе и XIV класса (обер-офицерского чина) на военной службе, получали потомственное дворянство и право на родовой герб. После ареста Ф. Санти в его бумагах было обнаружено около 12 рисунков дворянских гербов. Среди них находились гербы, поданные в 1686 1G87 гг. при составлении родословных росписей, и гербы, вновь составленные для Демидовых и Строгановых.

В 1731 г. должность герольдмейстера занял П.А. Квашнин-Самарин. При нем дворянские гербы не составлялись.

Оживление в составлении частных гербов началось в 1740-х гт. Тогда товарищем герольдмейстера был назначен В.Е. Адодуров. Свою деятельность в Герольдмейстерской конторе он начал с комплектования ее — библиотеки книгами до истории, генеалогии и геральдике. Б.Е. Адодуров сам работал над составлением дворянских гербов и, в первую очередь, гербов дворян гренадерской роты Преображенского полка. Эта рота в 1741 г. помогла взойти на престол Елизавете Петровне, в награду за что получила наименование Лейб-компании. Участники Лейб-компании были пожалованы омпанцев был составлен «генеральный» (общий) герб, помещенный в правую часть гербового щита. Он представлял черное поле, на котором изображалось золотое стропило с тремя «лопнувшими» гранатами. Над стропилом помещались две серебряные пятиконечные звезды, под стропилом — одна. Над дворянским шлемом возвышалась лейб-компанская гренадерская шапка с двумя — красным и белым — страусовыми перьями. По сторонам шапки возникали два черных орлиных крыла. Девиз: «За верность и ревность». Левую часть 347 лейб-компанских гербов составляли индивидуальные эмблемы каждого лейб-кампанца.

20 стр., 9738 слов

Государственная символика России

... существовало). Данная работа рассматривает государственные символы России (герб, флаг, гимн), их становление, изменение, связь с аналогичными символами других государств. В России период утверждения государственной символики был ... эмблемы становились наследственными. Источником отдельных дворянских Г. явились эмблемы древних городов. В свою очередь некоторые родовые Г. превратились в Г. феодальных ...

В правление Екатерины II и Павла I вновь наблюдалось оживление в составлении частных гербов. Итогом этой работы стало составление и издание «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи», начатое при Павле I. Выпуском «Общего гербовника» Павел I стремился упорядочить и упрочить российскую геральдику, которой он придавал большое значение. «Общий гербовник» был начат по именному указу от 20 января 1797 г. Наблюдение за работой было возложено на генерал-прокурора А.Б.Куракина, с 1800 г. за работу отвечал обер-прокурор III Департамента Сената О.П.Козодавлев. Ему помогал «гербовый судья» Матвей Ваганов, составивший 10 первых томов «Общего гербовника». При Павле I вышло 5 томов, при Александре I — еще 4 тома и при Николае I —1 том (1836 г.).

Остальные 11 томов «Общего гербовника» опубликованы не были и в настоящее время хранятся в ЦГИА в Санкт-Петербурге.

Принцип составления всех томов «Общего гербовника» одинаков. Гербы по происхождению их владельца делятся па три группы.

К первой группе относятся гербы всех фамилий княжеских и дворянских родов, произошедших от Рюрика и Гедимина. В их гербах помещены эмблемы родовой собственности, т.е. знаки тех удельных княжеств, городов или мест, которыми владели их предки.

Ко второй группе относились «заимствованные» гербы так называемых «выезжих» родов. Их эмблемы вошли в «Общий гербовник» почти без изменений по сравнению с прототипами, прежде всего польскими гербами, воспринятыми многими русскими и украинскими фамилиями. Сюда вошли гербы иностранных дворянских фамилий, принявших российское подданство; гербы русских дворянских родов, получивших дипломы на почетные титулы от иностранных монархов или пользующихся западноевропейскими геральдическими эмблемами по преданиям о своем происхождении. К третьей, самой многочисленной группе принадлежат гербы лиц, получивших дворянство по заслуженным чинам, сочиненные геральдическими учреждениями при пожалованиях дипломами.

Рис. Герб князей Оболенских

При подготовке «Общего гербовника» были приняты следующие формы: французский щит; щиты княжеских родов и родов нетитулованных, происходивших от удельных князей, покрывались бархатной мантией на горностаевом меху, шапкой того же цвета и горностаевой опушкой; шлем — западноевропейский, решетчатый, увенчанный коронами — графской, баронской или дворянской. В гербах лейб-компанцев сохранялась их традиционная шапка; над коронами помещались нашлемники; со шлема опускался намет; щиты гербов древних дворянских фамилий с боков держат щитодержатели; внизу у некоторых гербов имеются девизы.

Главными изобразительными элементами дворянской геральдики были воины, виды вооружения, звезды, полумесяцы, кресты, короны, мифологические и легендарные персонажи, животные, растения. Главным элементом, подчеркивающим самодержавный характер русской дворянской эмблематики, был двуглавый орел и его части (крылья).

К 1917 г. его изображения становятся более редкими. Б X—XXI томах «Общего гербовника» в дворянские гербы вносятся орудия труда, эмблемы гуманитарных и точных наук, искусства карты, астролябия, глобус, скрипка, лира и т.д.).

Мифологические и фантастические персонажи постепенно исчезают, заменяясь эмблемами реальной жизни.

Рис. Герб графов Мусиных-Пушкиных

После революции дворянская геральдика была предана забвению. В последнее время интерес к ней вновь возродился, о чем свидетельствует активная деятельность Российского Дворянского Собрания, составление новых дворянских гербов, выход в свет литературы по дворянской геральдике и образование Государственной герольдии при Президенте Российской Федерации.

4. Территориальная геральдика в России

Городской геральдике посвящен ряд работ А.Б. Лакиера, П.П. Винклера, отчасти Ю.В. Арсенье-ва, В.К. Лукомского, а также А.А. Урапосова, Н.Н. Сперапсова, B.C. Драчука и др.

Особо следует выделить работы по городской геральдике Н.А. Соболевой, впервые всесторонне изучившей комплекс: известных в настоящее время городских дореволюционных и послереволюционных гербов. В отличие от большинства своих предшественников, Соболева выступает против отождествления городских гербов и гербовых эмблем, а отсюда и раннего происхождения городских гербов.

Свою концепцию происхождения городских гербов Н.А. Соболева связывает с правовым развитием города и государственности в целом и рассматривает российские городские гербы в контексте европейской геральдики. В Западной Европе герб стал нормативным знаком, подчеркивающим наличие городских привилегий и самостоятельности в условиях феодального общества. В силу ряда исторических причин городской герб в России появился па несколько веков позже, чем в Западной Европе. Но его присвоение городам было связано с теми же причинами, что и на Западе: возрастанием значимости городов и эволюцией городской жизни, постепенным изменением правительственной политики по отношению к городу и его самоуправлению. Это очень ярко проявилось в отношении как городов, так и городской геральдики в реформаторской деятельности Петра I и Екатерины II и в оформлении городских гербов по правилам теоретической геральдики.

Переходя к характеристике эмблематики некоторых российских городских гербов, отметим, что ее появление связано с развитием территориальных эмблем, корни которых восходят к глубокой древности — к тотемическим культам, знакам собственности отдельных родов и лиц.

Например, па гербе Ярославля изображался медведь с протазаном. Считают, что это изображение связано с древним культом медведя, характерным для Верхнего Поволжья еще в IX—X вв. Возможно, что здесь отразилась известная легенда об основании Ярославля на месте, где Ярослав Мудрый убил секирой медведя.

Рис. Герб Смоленска

На гербе Смоленска изображена пушка с сидящей на ней райской птицей. Такая эмблема известна на печати смоленского воеводы князя Ф.И. Куракина в 1664 г. В надписи птица называется — «Гамаюн». На гербе Владимира помещено изображение льва, стоящего на задних лапах, с длинным 4-конечным крестом в передних лапах. По мнению ряда исследователей, лев был эмблемой князя Андрея Юрьевича Боголюбского еще в XTI в. Общеизвестно, что изображение льва занимает особое место во владимиро-суздальской пластике. Интересна киевская эмблема, изображающая архангела Михаила с поднятым мечом и щитом. Она стала официальным городским гербом, утвержденным в 1782 г.: «Архангел Михаил в серебряной одежде, в голубом поле».

Московская эмблема в «Титулярнике» представлена двуглавым орлом под тремя коронами, на груди которого надпись: «Московский». Гербом же Москвы стал всадник, поражающий змия, т.е. всадник, который был наследственной эмблемой московских великих князей.

Впервые с целым комплексом территориальных эмблем (24 эмблемы) нас знакомит печать Ивана IV, приложенная к документам международного характера.

В Большой государственной книге 1672 г. («Титулярнике») Алексея Михайловича помещены изображения уже 33 эмблем городов, земель и княжеств, названия которых входили в полный царский титул. Эти эмблемы были изображены в виде прекрасных миниатюр, без учета гербовой стилизации, ориентации фигур и гербовых цветов. Каждая из эмблем вписывалась в овал, украшенный виньетками в стиле московского барокко XVII в.

Современники называли 33 эмблемы «гербами», что свидетельствовало о знакомстве составителей «Титулярника» с западноевропейской культурой и стремлением заявить о появлении территориальных гербов и в России. Следует подчеркнуть, что в России в 70-х гг. XVII в. было уже около 250 городов и крепостей и только эмблемы 33 из них нашли отражение в «Титулярнике». Кроме того, в царствовании Алексея Михайловича не использовались западноевропейские традиции в создании гербов как постоянных символов областей и городов и в целом отсутствовала практика переноса их на соответствующие территориальные печати. Поэтому в XVII в. подавляющее большинство официальных документов различных уездов и городских учреждений скреплялись печатями воевод и других должностных лиц. Одной из первых превратилась в городской герб эмблема Ярославля из «Титулярника». Об этом свидетельствует указ царя Петра 11692 г. Б нем впервые появился термин «городской герб». Указ предписывал воеводе Ярославля пользоваться печатью с «изображением герб Ярославский». На печати было изображение стоящего на задних лапах медведя с алебардой.

Толчком к составлению городских гербов по правилам теоретической геральдики явились петровские городские и военные реформы, практика размещения полков регулярной армии по городам и губерниям России, необходимость вынесения на знамя полка городского герба. Так как это не всегда было возможно из-за отсутствия эмблем большинства городов, Герольдмейстерской конторе и ее геральдисту Франциско Санти пришлось вплотную заняться городской геральдикой.

В первую очередь Санти использовал 33 территориальные эмблемы «Титулярника», придав им строгую геральдическую форму, цвета и металлы, стабилизировав положение фигур и расположив их на щите французской формы.

Следующим этапом в работе Герольдмейстерской конторы было составление гербов для тех городов, которые не имели своих эмблем. Для гербов этих городов требовалось собрать новый материал. Чтобы облегчить задачу, Ф.Санти составил анкету, включавшую вопросы по истории города, об особенностях его географического положения, основных занятиях жителей, главных зданиях и достопримечательностях. Анкеты были разосланы по городам в 1724 г. Однако полученные ответы далеко не всегда давали нужный материал. Присылаемые в Герольдмейстерскую контору сведения были подчас предельно краткими и малоинтересными. Например, в числе особенностей Волоколамска авторы указывали на обилие полыни в городе и в уезде.

И, тем не менее, на основании полученных ответов Ф. Санти и художники И.В. Чернавский и П.А. Гусятников изготовили рисунки 137 городских гербов. Для некоторых городов было составлено по 2—3 варианта герба.

К сожалению, герботворческая деятельность Ф. Санти прекратилась в 1727 г. в результате его ареста и ссылки в Сибирь по подозрению в подготовке дворцового переворота. Дело с утверждением гербов временно приостановилось. В дальнейшем руководство по составлению городских гербов было передано обердиректору Военной коллегии Миниху. Под его надзором живописец Баранов составил 88 гербов. Это были фактически копии гербов, составленных Ф. Санти.

До середины 1770-х гг. в деле составления городских гербов наблюдалось некоторое затишье. Новым толчком к ускорению создания городских гербов послужила областная реформа 1775 г., проведенная Екатериной П. Страна делилась на 50 губерний, те, в свою очередь, на уезды. Губернские и уездные города должны были иметь свои гербы. Требование об обязательном учреждении гербов для каждого города было подчеркнуто в «Грамоте на права и выгоды городам Российской империи», пункт 40 которой узаконил право городов иметь печать с городским гербом. Б деле создания городских гербов этого периода большую роль сыграл известный историк XVIII в. князь М.М. Щербатов, возглавивший в 1771 г. Герольдмейстерскую контору. Он не только был сведущ в генеалогии и геральдике, но и сам создавал гербы. Штат художников — «живописных мастеров» в этот период был невелик. После смерти в 1768 г. И. Токарева, начинавшего свой творческий путь еще при И. Чернавском, его место занял А. Бутковский. В течение многих лет он был основным исполнителем художественных работ в Герольдмейстерской конторе.

До конца XVIII в. было разработано и утверждено более 500 городских гербов. Их эмблематика отражала историческое прошлое города, его хозяйственную и географическую специфику, основные занятия населения.

Эмблематика городов, расположенных в хлебных районах, могла включать изображения хлебных злаков. Эмблематика городов, расположенных в тех районах, где было развито скотоводство и коневодство, включала изображение лошадей и скота. Речные города имели в символике изображения реки, рыб, Нептуна, речных средств передвижения и т.д.

Была установлена строгая система изображения на гербах. Уездный герб содержал эмблематику губернского города, которая помещалась в верхней (более почетной) части гербового щита.

Герольдмейстерская контора работала до конца XVIII в. и в 1800 г. была преобразована в Герольдию.

Новое оживление в разработке городских гербов наступает в 1843 г. Тогда Герольдия стала Департаментом Герольдии Правительствующего Сената. Б 1857 г. было учреждено специальное Гербовое отделение Департамента Герольдии по изготовлению гербов, упраздненное в 1917 г. Гербовое отделение возглавил барон Бернгард (Борис Васильевич) Кёне. Вместе с Кёне в Гербовом отделении работали художники А. Беземан, О. Альтдорф и А.Фадеев.

Кене выработал украшения для всех городских гербов — коронами, лептами, венками, показывающими политическое и экономическое положение юрода. Императорской короной увенчивались гербы губерний и столиц: шапкой Мономаха украшались гербы древних русских городов, столиц великих князей; золотой башенной короной с пятью зубцами украшались гербы городов, имеющих более 50000 жителей (Одесса, Рига, Саратов и др.); серебряная башенная корона украшала гербы уездных городов В т.д. Дубовые венки с Андреевской лептой украшали губернские гербы; Александровской лентой с молотками украшались гербы промышленных городов, той же лентой с двумя якорями — гербы морских портов, а с двумя кирками — гербы городов, занимающихся горными промыслами и т. д.

Украшения вокруг гербового щита, придуманные Кёне, были упразднены в 1889 г. по инициативе нового управляющего Гербовым отделением — А.П. Барсукова.

Впервые комплекс городских дореволюционных гербов был опубликован в виде черно-белых штриховых рисунков в 1843 г. как приложение к первому изданию Полного собрания законов Российской империи. В 1880 г. вышел сборник «Гербы губерний и областей Российской империи». Наиболее полный альбом «Гербы городов, губерний, областей и посадов, внесенные в Полное собрание законов Российской империи за 1649 — 1900 гг.» был издан в 1900 г. П.П. фон Винклером. (Альбом переиздан в 1991 г.)

Заключение

В России, начиная со времен Петра I, геральдика жестко контролировалось государством, которое всегда рассматривало любую символику как часть символики всего государства, будь то общегосударственные флаг и герб или гербы губерний и городов или дворянских родов, которые утверждались верховной властью (таким образом подчеркивалось дарование гербов как монаршая милость).

Поэтому вся российская геральдическая система XVIII — нач. XX вв. имела унифицированный характер.

Герольдмейстерская контора, образованная в 1722 г. Указом Петра I, стала первым специальным государственным органом, в обязанности которого помимо надзора за военной и гражданской службой дворян входило составление гербов. В 1800 г. она была преобразована в Герольдию на правах коллегии, а затем в 1848 г. — в Департамент Герольдии Правительствующего Сената, который был упразднен в ноябре 1917 г. Функции Департамента Герольдии не были делегированы ни одному из новых советских учреждений. В результате практические вопросы геральдики стали решаться самостоятельно теми ведомствами, перед которыми они собственно вставали, без привлечения специалистов и профессионально подготовленных геральдистов. Это привело к «многочисленным отступлениям от традиций и правил геральдики, созданию большого количества искаженных, геральдически и логически некорректных символов, сложению своеобразных псевдо геральдических традиций, непониманию роли и предназначения геральдических знаков на практике». Только в системе форменного костюма сохранялся определенный порядок, поскольку оборонное ведомство в СССР осуществляло надзор за этой областью геральдической практики.

Однако политические и общественные события начала 90-х годов вызвали новый интерес к геральдическим символам. Было очевидно, что культурно-исторический феномен геральдики становится важным элементом общественного сознания и политической культуры общества.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/izdanie-pervyih-sochineniy-po-geraldike-xviii-nach-xix-v/

1. Борисов И.В. Родовые гербы России. М., 1997.

2. Борисова М.М., Нужин К.В. Геральдическая служба в РФ. // Конституционное и муниципальное право, 2007 № 2.

3. Бортник О. Геральдика мира. М., 2008.

4. Гербы городов России. Альбом-справочник. Сост. Н.А. Соболевой и др. М., 1998.

5. История России от древнейших времен до начала XX в. под ред. И.Я. Фроянова.

6. История России. С начала XVIII до конца XIX века. Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2001.

7. Левандовский А.П. В мире геральдики. М., 2007.

8. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений. Под ред. Г.А. Леонтьевой. М., 2003.

9. Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. Очерки истории государственной символики России. М., 1993.

10. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. 2003.