В последнее время очень много говорится о правовой культуре, как важ-ной составляющей формирования правового государства, о построении право-вого государства, но создается впечатление, что не каждый понимает, что же включают в себя эти понятия, на чем они основываются, какова их история. Не каждый знает также, что для создания правового государства необходимо воз-никновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является наличие правовой культуры у населения. Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества. Ина-че говоря, мы сами должны разобраться, каким образом пользоваться свои ми правами и исполнять свои обязанности, как обеспечить защиту своих закон-ных интересов. В свою очередь, от правовой культуры, от правосознания гра-ждан во многом зависят благосостояние общества и соответственно государст-ва.
Сложилось так, что вопросы, связанные с правовым государством и пра-вовой культурой, всегда вызывают глубокий интерес. Во-первых, рассматри-ваемые мною вопросы занимают центральное место в теории государства и права. В юридической литературе, трудах мыслителей и философов много внимания уделяется проблеме построения идеального (правового) государства. Мною было изучено много материалов по данной теме. Российские ученые правоведы М.М.Ковалевский, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, С.А. Котле-ровский, В.М. Рессен, А.Б.Венгерова, Г.В.Назоренко, С.А.Комарова, Н.И.Матузов и многие другие авторы интересовались вопросами, касаемые правового государства и правовой культуры. Во многих исследованиях, на протяжении многих лет и даже веков эта проблема подверглась детальной раз-работке. Во-вторых, в современном обществе закономерно возрастает значи-мость правовой культуры как важного компонента формирования правового государства. Данная проблема особенно актуальна в наше время, так как мно-жество современных государств стремятся стать правовыми, а чтобы процесс становления правового государства имел желаемый результат, необходимо создать развитое гражданское общество, сопровождающееся формированием правовой культуры.
Тема «Правовое государство и правовая культура» заинтересовала меня еще и тем, что при ее освещении необходимо постоянно проводить сравнение между идеями, связанными с правовым государством и реальной жизнью, т.е. представляется возможным узнать степень развития правового государства у нас в стране. Мы живем в стране, которая по Конституции Российской Феде-рации (ст. 1) является правовым государством…
Правовая культура
... и правопорядка; четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства. Виды правовой культуры Виды правовой культуры можно классифицировать ... надо заслужить», а иначе, что это за «правовое, демократическое государство» с таким недостойным уровнем правовой культуры, с низким уровнем правосознания, как же народ ...
При всем многообразии принципов правового государства два из них остаются приоритетными, главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи, ибо они оба выражают две стороны сущности правового государства. Если анализировать первую (социальную, показывающую привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второй (формально-юридической, представляющей средства достижения названных идеалов), то неясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение – не самоцель. Можно его так ограничить, что государствовообще не выполнит полноценно ни одной из своих функций, И тогда гражданское общество ничего от этого не выиграет, а наоборот, только проиграет.
В условиях правового государства право (как формальная система) может выступать в ряде случаев и как тормозящий фактор (препятствие, помеха) социально ценным действиям государства, не позволяющий подчас оперативно достигать определенных позитивных целей даже весьма благовидными средствами. Например, разделяя власть и создавая многочисленные ограничения для нее, мы тем самым объективно связываем ее активность, инициативу, маневренность, «замешанных» в том числе и на благих намерениях, на общественных интересах, предполагаем трудные поиски согласия, принятие компромиссных решений. Другими словами, в сеть правовых ограничений попадают не только «плохие поступки» государства, но и «хорошие».
Однако это, вероятно, те недостатки идеи, которые являются продолжением ее достоинств. Это – неизбежное зло, которым общество вынуждено расплачиваться за подобное жизнеустройство. Сравнивая его со злом, которое причиняет обществу и личности государство, не ограниченное правом, отдадим предпочтение все же первому. То есть и в данном вопросе последуем древней мудрости, рекомендующей «из двух зол выбирать меньшее».8
Вообще, для правового государства необходимо, чтобы в самом законе были закреплены и конкретизированы юридические принципы и основные права человека и гражданина. Здесь особая роль принадлежит конституции. В основном законе как раз и должны быть зафиксированы принципы господства права и механизма его осуществления для того, чтобы избежать произвола и сохранить правопорядок.
1.3 Россия как правовое государство
Проблему формирования правового государства мы рассматриваем в русле поиска наиболее оптимального вектора развития для постсоветской России в начале 21века, по нашему мнению, вновь оказалось на историческом перепутье, где разными общественно-политическими силами страны предлагаются различные варианты ее будущности. Причем проблема, куда в каком направлении идти России, обострилась именно в последние годы. Известно, что в начале 90-х г.г. прошлого столетия, когда мы наблюдали пик перестроечных настроений в российском обществе, общественно-политическая мысль больше была ориентирована на формирование новой России, основанной на ценностях открытости демократии, уважения прав и свобод человека. Преобладающее настроение в обществе того времени нашло свое закрепление в принятой в 1993г Конституции страны, где РФ однозначно была объявлена демократическим, федеративным правовым государством со всеми вытекающими отсюда последствиями. 9 История развития России, как правового государства, насчитывает менее 20 лет — это небольшой срок, но за этот период был сделан огромный скачек от тоталитарного режима к демократическому. Отсчет можно вести с момента принятия первой российской Конституции — 1993 год. Тут нет опечатки, именно с Конституции 1993 года, так как все, принимаемые до этого Конституции, по большей части только декларировали права и свободы граждан, но имели минимальное практическое применение.
Права человека и обязанности – “Права и обязанности человека ...
... маленькое правовое государство, входящее в состав Великой страны (России) и имеющее свою Конституцию и законодательство. Как и любое государство – оно имеет свои порядки и законы. Каждый гражданин Тувы несет равные права и обязанности. Человек, его права и свободы ...
В современном мире понятие правовое государство трактуется как характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам, разделение властей и институт ответственности власти как организационную основу правового государства, независимость судей, приоритет норм международного права над нормами национального. И если посмотреть Конституцию и законы РФ, то понятно, что все необходимые юридические составляющие есть.
1 пункт статьи 1 Конституции Российской Федерации гласит «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В данном контексте правовое государство — это не просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости.
Идея господства права выражается в гл. 1 Конституции в верховенстве Конституции и в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им не от государства, а от рождения (ч. 2 ст. 17); оно только обязано признавать и соблюдать их, защищать их носителя — человека, его права и свободы как высшую ценность (ст. 2).
Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, обеспечиваются правосудием (ст. 18).
Большой шаг на пути формирования правового государства в России оказало установление политического и идеологического плюрализма, многопартийности, что позволяет нам с надеждой смотреть в будущее.
Российская Федерация — демократическое государство. Россиянам предоставляется возможность участвовать в делах государства и формировании его органов, а также предоставляются иные политические права (гл. 2 Конституции).
В стране принимаются меры к реальному осуществлению каждым гражданином предоставленных ему прав и укреплению законности и правопорядка.
Нам в России необходимо не пренебрегать ценностями правового государства, а преодолевать имеющиеся проблемы в этой области. Назовем некоторые из них:
- а) Мы должны преодолеть идеологию нищеты, идеологию бедных. Поднимая в свое время на щит лозунг бедных, люмпенов, мы произвели уравниловку по бедности. Между тем бедное государство правовым быть не может. При нашем природном т интеллектуальном богатстве нужно дать возможность людям полностью раскрыть свои возможности в производственной, культурной сферах. Чем больше будет богатых, как в материальном, так и в интеллектуальном смысле граждан, тем богаче будет государство и тем более оно может уделить внимания социализации тех граждан, которые в этом нуждаются;
- б) Необходимо преодолеть идеологию, в соответствии с которой у нас социалистическое государство рассматривалось как благотворительное учреждение для граждан. Между тем правовое государство должно иметь четкие пределы своей деятельности. В то же время оно должно нести, при необходимости, ответственность перед гражданским обществом и перед отдельным гражданином;
- в) Нам необходимо преодолеть исторически сложившееся негативное отношение к праву. Мы должны подняться до уровня, чтобы рассматривать право как социальную ценность и самоценность, как объективно необходимый регулятор общественных отношений в цивилизованном обществе. Здесь же следует иметь в виду, что идеи большевизма сделали очень многое для того, чтобы отвергать преемственность в правовом развитии, объявив предыдущее право исключительно буржуазным, игнорируя естественно-правовую теорию общечеловеческого в содержании права. Да и в правовой нигилизм большевистская идея добавила многое, доведя его до теории полного отмирания права из-за его ненадобности в условиях коммунистического самоуправления;
г) Нам нужно преодолеть так называемое народное стремление найти высшую справедливость в верховном правителе, да и в любом вышестоящим начальнике, а не в суде, который функционирует в каждом районе:
Правовая культура (3)
... правового сознания и правовой культуры населения. При выборе темы для курсовой работы я руководствовалась актуальностью правовых проблем современного российского общества, возникших в России в настоящий момент: низкий уровень правовой культуры, юридический беспредел, правовой нигилизм, правовое ...
- д) Необходимо нам преодолеть и субъективное стремление правящих любого уровня, и в особенности самого высокого уровня, объявить свою волю правом и законом;
е) Рассуждая о путях формирования правового государства в России, нельзя не учитывать ее огромную территорию, многонациональный состав населения и исторически сложившееся сознание, как управляющих, так и управляемых,
Темпы строительства правового государства в России, и на ее окраинах будут в значительной мере зависеть от быстроты преодоления отмеченных преград и успешности интеграции России с мировым сообществом правовых государств.
В России действительно хватает трудностей в построении правового государства, но если будет приложено максимум усилий в преодолении этих проблем, то наше государство действительно станет процветающим.
2. Правовая культура
2.1 Понятие правовой культуры
Важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц.
В условиях российской действительности развитие правовой культуры актуальная проблема, ибо в течение столетий в нашей стране было распространено пренебрежение к праву, которое в современных переходных условиях усугубляется целым рядом негативных факторов, таких как несоблюдение конституционных прав и свобод граждан; принятие законов, не соответствующих Конституции РФ; несоблюдение государственными органами, ведомственными и должностными лицами установленных государством предписаний; проявления правового нигилизма, связанного с несовершенством законодательства; повсеместное проявление крайних степеней деформации правосознания, выражающееся в криминализации общественных отношений и др. Правовая культура — часть общей культуры общества или отдельной личности. В данном случае речь идет о такой ее разновидности, как правовая культура, которая, кратко говоря, выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами. Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, с обычной, поведенческой, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Правовая культура – один из важнейших элементов правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования правового государства.
Тип культуры. Философия права: классический юснатурализм и историческая ...
... права и ненастоящую (чувственно познаваемую) реальность волеустановленного и постоянно изменяющегося позитивного права, стоит, несомненно, ближе к идеациональному типу культуры, нежели историческая юриспруденция, которая уже признает единство правовой, ... юридическийпозитивизм и теорию естественного права, почти исчезла из нашей философии права». Он же. Западная традиция права. С. 13. Право «больше ...
Изучив материалы ученых-правоведов, активно работающих над проблемой правовой культуры, таких как А.Б.Венгерова, Г.В.Назоренко, С.А.Комарова, Н.И.Матузов, мною было найдено множество определений «правовой культуры». Мне больше всего понравилось определение предложенное в учебном пособии Назаренко Г.В. Он рассматривает понятие «правовой культуры» как в широком, так и в узком смысле. По его словам «правовая культура в широком смысле – это правовая культура общества, которая охватывает все правовые ценности, в том числе ясные законы, развитую законодательную технику, правовую науку, развитое юридическое образование, совершенную юридическую практику и стабильный правопорядок». А «правовая культура в узком смысле – это культура отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение умениями и навыками правомерного поведения».10
Теоретики права не могут найти единый подход к трактовке как самой категории «правовая культура», так и ее структурных компонентов, содержания, функций, в силу того, что понятие «правовая культура» многоаспектно. 11 В.П. Сальников отмечает, что насчитывается более 250 ее определений.12
Малахов В.П. акцентирует внимание на том, что правовая культура включает и отражает идейно – нравственное состояние общества на определенном этапе его развития; охватывает элементы всей юридической надстройки (знание права, умение его применять, функционирование всех элементов правовой системы общества).
13
Мигачев Ю.И., Фрещенко Ю.П., Ястребов Д.А.определяют правовую культуру как исторически обусловленную характеристику правовой среды общества, уровень развития субъектов права, его юридическую деятельность и результаты этой деятельности, определенные в правовых институтах и отношениях. Смысл правовой культуры в том, что она охватывает те проявления правового бытия, которые фиксируют устойчивые связи между ее элементами и закрепляют стабильные и прогрессивные стороны правовой жизни.14
В. Лазарев под правовой культурой подразумевает качественное состояние правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.15
Правовая культура и ее значение в жизни современного общества (2)
... пути её формирования. Разобраться какое место занимает правовая культура в нашем обществе, какое отношение людей в России к праву вообще. Понять отчего зависит правовая культура. Преодоление недостатков в процессе формирования правовой культуры приобретает особое ...
Правовая культура — многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества, необходимый элемент правового государства. Из определений следует, что правовая культура – определенное «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития.
2.2 Структура и функции правовой культуры
Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов. Элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Более того, эти элементы выступают составными компонентами нескольких различных систем.
Как нет единства в подходах к пониманию самого термина «правовая культура», так нет единства и в определении ее структурных элементов. Вопрос о структуре правовой культуры в отечественной юридической литературе является дискуссионным. В.П.Сальников считает, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической деятельности в их особом ракурсе эталонов поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов. Что же касается ее содержания, то таковым охватываются не просто правосознание, законность и т.п., но и характер, уровень, степень их развития, т.е. то, что дает им данный этап цивилизации, общественного прогресса.16
А.П.Семитко полагает, что элементами (подсистемами) правовой культуры являются уровневые состояния, т.е. «степени правового развития» таких компонентов системы правовой жизни общества, как:
- а) правовые тексты (акты-документы и тексты, имеющие юридическое содержание);
- б) правовая деятельность (теоретическая и практическая);
- в) правовое сознание (включая когнитивный, эмоциональный и установочный его компоненты);
- г) субъект-носитель правовой культуры (общество, классы, нации, народности, коллективы, отдельные индивиды).17
Другие авторы (В.И.Каминская, А.Р.Ратинов, Н.М.Кейзеров) в состав правовой культуры включают культурные комплексы: правотворческую деятельность, правовую науку, право, правоотношения, критерии политической оценки права и правового поведения, правосознание, правовые учреждения.18
В.В.Лазарев справедливо подчеркивает, что правовая культура предполагает определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; качественное состояние процессов правотворчества и реализации права; специфические способы правовой деятельности (работу правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.); результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т.д.).19
Говоря о функциях правовой культуры, можно выделить такие функции, как познавательная, регулятивная, коммуникативная (связь), ценностно-нормативная и прогностическая.
Познавательная функция заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Регулятивная функция направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создание устойчивого правового порядка.
Реферат теория культуры
... и самостоятельно. Подобные идеи развивал также английский социолог и историк А.Тойнби в теории «цикличности» культуры. Основатель психоанализа З.Фрейд исходил из идеи вечного и неустранимого противоречия между ... вв. Ф.Ницше доводил традицию критики культуры до предела и рассматривал ее лишь как средство для подавления и порабощения человека с помощью правовых и иных норм, предписаний ...
Нормативно-ценностная функция состоит в «измерении» индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права.
Коммуникативная функция способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей, реализуясь в правовом общении, в процессе получения образования.
Прогностическая функция охватывает тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.20
Г.А. Коробов выделяет правосоциализаторскую функцию, которая заключается в организации целенаправленной правовоспитательной работы и включает в себя юридический всеобуч населения, оказание ему правовой помощи, активизацию процессов самовоспитания личности.21
Профессор В.В.Лазарев в своих работах по правовой культуре отмечает невозможность сделать каждого гражданина юристом, «Но, пишет Лазарев, — преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм – это одно из условий развития правовой культуры». 22
Очевидно, правовая культура представляет явление исключительно сложное по своей внутренней структуре и богатству социальных связей. Она не сводится к знанию законов, норм права, хотя и предполагает его в качестве обязательного условия. Правовая культура включает помимо правосознания еще и уровень правоисполнительной деятельности в интересах обеспечения и упрочнения правопорядка и законности.
3.Соотношение правового государства и правовой культуры
Сложность и многоликость мира политики, неоднозначность происходящих в нем процессов, действие разнообразных, противоборствующих политических сил объективно требуют наличия системных образований, обеспечивающих связь элементов политики в единое целое, придающих ей динамизм и эффективность. Важным их таких образований является правовая культура. Правовая культура и её роль в жизни общества всегда были предметом интереса ученых и политических деятелей разных эпох и разных стран. Это связано с тем, что всесторонние и глубокое представление о правовой культуре позволяет понимать и сознательно оценивать политическую систему общества, характер и динамизм её развития, перемены в обществе, образе жизни и устремлениях людей.23
Очевидно, что создание правового государства – прежде всего формирование зрелой правовой культуры, правового и нравственного воспитания общества. Нельзя не согласиться с Г.В.Мальцевым о том, что «в обществе, развращенном и безнравственном, невозможно достичь высокого уровня правового развития, а о создании правового государства нечего даже и говорить»24
Для формирования правового государства требуется высокий уровень общей культуры вообще и правовой в частности. Культура как наработанная человечеством сумма духовных и материальных ценностей напрямую влияет на характер политических институтов. Общество высокой культуры несовместимо с тоталитарной властью. Истинную свободу, свободу от догм и стереотипов, дают только знание, культура. Последняя основывается на принципах свободной личности, автономии ее от власти. Тоталитаризм держится на идолопоклонстве, своего рода язычестве и только поэтому многие правители всячески противились распространению просвещения и культуры. Если не будет прогрессировать массовая и индивидуальная культура, не только правовая реформа, но и всякая другая обречена на провал или уж, во всяком случае, на однобокость. Всякое государство, решившее серьезно двигаться по пути свободы, не должно экономить на культуре, образовании, ибо давно сказано, что скупой платит дважды.
Правовая культура общества
... о теориях возникновения права. Однако вопрос о возникновении права и его развитии остается открытым, актуальным на сей день. В силу развития государства и общества в Республики Казахстан продолжаются правовые реформы, ...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении, подводя итог, стоит еще раз остановиться на определении и сути такого понятия, как правовое государство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/gosudarstvo-i-kultura-2/
Нормативные и иные акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенарод-ном голосовании 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. — № 4. — Ст.1.
Научная литература
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/gosudarstvo-i-kultura-2/
2. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и
реальность.-М.1993.с.34
3. Матузов Н.И и Малько А.В: «Теория государства и права» (Курс лекций)-2-е изд., перераб. И доп,// М. Юристъ, 2001г, С. 139-140.
4. А. В. Малько «Правовое государство и гражданское
общество: пути формирования современной России», М., 2003 г., С.6.
5. Нерсесянц В.С. «Правовое государство, личность,
законность», М., 1997, С. 34
6. Большой юридический словарь., С.418
7. Энциклопедический словарь « Конституция РФ»., 2-е изд, перераб. и доп.- М:Юристъ,1997,- С.1
8. Г.В.Назаренко. Теория государства и права. Учебное пособие 2-е издание, дополненное и переработанное. Изд. «Правовая книга плюс», // Москва, 2000 год.- С.100
9. Коробов Г.А. Теория государства и права: материалы к
лекциям. Ч.1.Теория государства. – Воронеж: ВВШ МВД России,
1998. – С. 67.
10. Комаров С.А. Общая теория государства и права:
(Курс лекций)., 2-е изд, исправленное и дополненное. – М.:
Манускрипт, 996. – С.312.
11. Малахов В.П., Казаков В.Н. Теория права и государства.
Академический курс. Екатеринбург: Деловая книга, 2002. –
С. 312 — 313.
12. Мигачёв Ю.И., Фрещенко Ю.П., Ястребов Д.А. Теория
государства и права. Учебник под ред. Стрекозова В.Г. М.: Полтекс,
2001.- С. 176.
13. В. Лазарев Общая теория государства и права.,3-е изд.,
перераб. и доп.-С.137
14. С.А.Комаров. Общая теория государства и права.
Изд. Юрайт. Москва, 1997 год. С. 332.
15. Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории
государства и права / Учебник.- СПб.: Питер, 2003.-С. 576.
16. Назаренко Г.В. Общая теория права и государства:
Курс лекций. – Орёл: Орловская высшая школа милиции, 1995. –
С. 49 -50.
17. В.В.Лазарев. Общая теория права и государства. – Москва,
2000.- С.488.
18. Коробов Г.А. Теория государства и права: материалы к
лекциям. Ч.1. Теория государства. – Воронеж: ВВШ МВД России,
1998.- С. 71.
19. Кистяковский Б.А. “Государство правовое и
социалистическое”, журнал “Вопросы философии”, 1990, № 6., С. 143.
20. Бельский В.Ю. статья «Правовое государство и правовая
культура».
Республика Казахстан как правовое государство
... и партий. Это теории консервативные и либеральные, демократические и авторитарные, светские и клерикальные, естественно-правовые и юридико-догматические. Правовое государство - качество, к которому стремится Республика Казахстан и начало которого ...
21. Выступление Г.В.Мальцева на «круглом столе»
«Право. Свобода. Демократия» в журнале: «Вопросы философии»,1990,
№6. С.18.
22. Ф.М. Раянов Журнал «Правовое государство: теория и
практика( № 2(5)2007) статья: «Правовое государство в России: за
или…?»
23. Ф.М. Раянов «Проблемы теории государства и права»
(Юриспруденция) -М.,2003.- С.150-151.